Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова выступила на сессии Законодательного Собрания с отчетом о деятельности в 2017 году.
Годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2017 год рассмотрен на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области 26 апреля 2018 года.
Отчет о деятельности депутатам представила председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова. В своем докладе она, в частности, сказала:
В 2017 году палатой проведены все запланированные мероприятия (36), в том числе 7 в соответствии с перечнем поручений Законодательного Собрания. Они были посвящены вопросам поддержки растениеводства и дорожного хозяйства, инженерного обустройства площадок комплексной застройки, обращения с отходами, деятельности многофункционального центра предоставления госуслуг, обеспечения доступа инвалидов в сфере образования, исполнения бюджетов высокодотационных муниципальных образований.
Все отчеты и заключения о проведенных мероприятиях направлены Губернатору и в Законодательное Собрание, где рассмотрены на заседаниях профильных комитетов. Информация о наиболее важных результатах контроля представлена в годовом отчете палаты, который также рассмотрен на заседаниях каждого комитета. Кроме того, реализуя принцип гласности внешнего государственного финансового контроля информация о результатах проведенных мероприятий размещается на сайте палаты и портале контрольно-счетных органов. Уже два года подробная информация об установленных нарушениях и принятых мерах размещается на портале государственного и муниципального финансового аудита, созданном Счетной палатой РФ.
Значительную часть работы палаты по-прежнему составляет проведение экспертно-аналитических мероприятий, прежде всего, экспертиз проектов изменений областных государственных программ. В последние годы на 35 госпрограмм приходится более 95% расходов областного бюджета. В 2017 году на экспертизу поступило 86 проектов изменений (на 12 больше чем в 2016 году). Большинство изменений носило технический характер (приведение объемов финансирования в соответствие с законом о бюджете, изменение состава и наименований исполнителей и т.д.). В таких случаях экспертиза завершается без составления заключения, разработчику программы направляется информационное письмо.
Опыт формирования и исполнения программного бюджета неоднократно рассматривался на федеральном уровне и в субъектах РФ на различных мероприятиях (в частности, на Петербургском международном экономическом форуме в марте 2017 года). Общий вывод, который был сделан, это что из-за сложности и продолжительности процедур утверждения и изменения, госпрограммы не стали инструментом повышения эффективности государственного управления.
Одним из способов повышения эффективности программного бюджета, могла бы стать более полная интеграция программ в бюджетный процесс. На федеральном уровне уже реализуется ряд поручений по изменению формата госпрограмм на основе принципов проектной деятельности. В Новосибирской области приоритетные проекты «Комфортная городская среда» и «Безопасные и качественные дороги» включены в соответствующие госпрограммы, их реализация была предметом проведенных палатой в 2017 году проверок. В октябре 2017 года было принято областное положение о проектной деятельности. Но в целом меры по совершенствованию разработки и реализации госпрограмм, развитию проектной деятельности должны будут приниматься в текущем и последующих годах. Так, с учетом предложений палаты были внесены изменения в указания по формированию областных госпрограмм, которыми предусмотрено, что с 2019 года в областном бюджете будет утверждаться распределение объемов финансирования по мероприятиям госпрограмм. Это позволит реализовать принципы программного бюджета и повысить прозрачность бюджетного процесса.
К основным задачам палаты относятся разработка предложений и мер по совершенствованию бюджетного процесса, межбюджетных отношений, системы управления и распоряжения государственной собственностью, направленных на снижение рисков и повышение эффективности использования бюджетных средств и имущества. Обычно реализация наших предложений занимает несколько лет, особенно если требуется внесение изменений в законодательство или согласование позиций различных органов.
Например, сегодня вы приняли в первом чтении проект нового закона об управлении и распоряжении государственной собственностью области. В этом проекте реализовано предложение палаты по изменению порядка управления пакетами акций, находящимися в собственности области. Последний раз мы делали это предложение в 2016 году, после проверки использования имущества Технопарка Новосибирского Академгородка. В проекте нового закона также реализованы предложения по среднесрочному планированию процессов управления собственностью области, а также регулированию отчислений от прибыли унитарных предприятий в бюджет.
Палата не обладает правом законодательной инициативы, и реализация ее предложений по совершенствованию законодательства была бы невозможна без поддержки комитетов и депутатов Законодательного Собрания. Палата в свою очередь участвует в работе по подготовке проектов соответствующих законов и поправок к ним. Так, представители палаты принимали участие в рабочих группах комитетов Законодательного Собрания по проектам законов об управлении и распоряжении собственностью, областном бюджете, поддержке сельского хозяйства, молодежной политике, проекту госпрограммы по поддержке малого и среднего предпринимательства и др.
В 2017 году механизм рабочих групп стал активно использоваться и органами исполнительной власти для выработки решений по реализации предложений палаты. В течение года были созданы рабочие группы по основным проблемам, отраженным в отчетах и заключениях палаты. Так, была проведена большая работа по внесению изменений в госпрограммы, в которых были предусмотрены дополнительные целевые показатели, уточнены порядки финансирования, состав мероприятий и их исполнителей.
По итогам рабочих групп Министерством финансов НСО подготовлен ряд методических рекомендаций для главных распорядителей средств областного бюджета и органов местного самоуправления (по вопросам ведения бюджетного учета и составления отчетности, отражения поступлений неустоек по контрактам, применения кодов, видов и целевых статей расходов при осуществлении расходов на исполнение судебных решений, организации исполнения бюджетов, предоставления субсидий). Министерством экономического развития НСО определен порядок формирования и ведения перечней инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета (региональной инвестиционной программы). Указанные перечни будут включаться в качестве приложения к планам реализации мероприятий областных госпрограмм.
Активизация работы по реализации предложений палаты дает результаты. Ежегодно палата делает до 100 предложений по совершенствованию законодательства и деятельности государственных органов. Обычно реализуется около 60 из них. В 2017 году реализовано 120 предложений, включая 50 сделанных в прошлые годы. В 2018 году практика рассмотрения предложений палаты на рабочих группах продолжена. Так, в Министерстве ЖКХ рассматривались вопросы поддержки коммунальных и топливоснабжающих организаций, реализации мероприятия по благоустройству дворовых территорий. По результатам рассмотрения этого вопроса были подготовлены и направлены в муниципальные образования методические документы, необходимые для реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда».
Отдельное направление представляет собой работа по устранению и предупреждению установленных нарушений. Всего в 2017 году было установлено более 2000 нарушений на сумму 4,6 млрд.руб. Много нарушений по-прежнему допускается при ведении бухгалтерского учета, но их сумма уже не так велика. Например, нарушения в учете областной казны и обязательств перед получателями субсидий на сельхозтехнику остались, но их сумма значительно уменьшилась (было более 1,5 млрд.руб., стало менее 50 млн.руб.).
Основная сумма нарушений допускается при осуществлении закупок (1,9 млрд.руб.) и приходится на случаи ненадлежащего исполнения контрактов, неправомерного изменения условий контрактов, непредъявления неустойки и др. Были установлены случаи неэффективного и нерезультативного использования средств, выделенных на закупки. Всего палатой в отчетном году проверено 597 закупок (контрактов) у 48 заказчиков на сумму 3 210,1 млн.руб., установлено 432 нарушения.
Следующая группа, это нарушения при формировании бюджетов (1,4 млрд.руб.) в основном допущены при расчете субвенций местным бюджетам в сфере образования (объемы субвенций были увеличены для повышения уровня оплаты труда педагогов, что не было предусмотрено методиками). Нарушения при исполнении бюджетов (0,7 млрд.руб.) в основном допущены при использовании средств резервного фонда и внесении изменений в сводную бюджетную роспись (областного бюджета и бюджета ТФОМС).
Для устранения и предупреждения установленных нарушений, привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности палатой направлено в проверенные организации 57 представлений. Все они рассмотрены в установленный законодательством месячный срок, в палату представлена информация о принятых и планируемых мерах. Администрацией г. Обь было обжаловано представление, предусматривающее возврат в областной бюджет 1,2 млн.руб. (на эту сумму был превышен норматив площади приобретения жилья для детей-сирот, что должно финансироваться из местного бюджета). Представление было оставлено судом в силе, средства возвращены в начале 2018 года.
При этом далеко не все допущенные нарушения могут быть устранены, либо требуют возврата денежных средств и иного имущества. Например, нарушения в формах отчетности за прошлый год, после ее утверждения устранить, как правило, невозможно, а исправление в формах текущего года не сопровождается движением средств и имущества.
Из общего объема нарушений (4,6 млрд.руб.) устранить требовалось на сумму 2,3 млрд.руб., в т.ч. возместить денежными средствами, имуществом, услугами и работами – на сумму 245 млн.руб. Устранены нарушения в 2017 году на сумму более 1,0 млрд.руб., в т.ч. выявленные в прошлые годы. По ряду представлений реализация мер по устранению нарушений еще не завершена. Так, должны быть приняты меры по нарушениям, допущенным УК Биотехнопарка на общую сумму 142 млн.руб. (создан участок фармацевтической технологии, на который субсидии были выделены еще в 2015 году; восстановлены средства бюджетных инвестиций, отвлеченных на другие расходы; возвращены субсидии, полученные с нарушениями).
К дисциплинарной ответственности в форме выговоров и замечаний за допущенные нарушения привлечено 57 должностных лиц. Правоохранительными органами по материалам проверок 2017 года решения о возбуждении уголовных дел еще не принимались (по проверкам прошлых лет возбуждено 2 дела, (по нарушениям при переселении из аварийного жилья в Баганском районе и использовании грантов некоммерческой организацией), вынесено 5 приговоров).
В 2017 году были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за невыполнение представлений органов финансового контроля, а также за невыполнение государственных и муниципальных заданий. Практики по этим составам пока нет, но в прошлые годы случаев неполного выполнения государственных заданий было довольно много, при этом в областном порядке предоставления субсидий на выполнение госзаданий, в отличие от БК РФ, возврат субсидии предусмотрен только в случае невыполнения количественных показателей (1,6млн.руб.);
В начале 2018 года Министерством финансов НСО проведено несколько заседаний рабочих групп, на которых рассматривались предложения палаты по расчету возврату части субсидии при недостижении показателей качества госуслуг.
Всего в 2017 году установлено 68 административных правонарушений, основная часть приходится на недостоверность отчетности и нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов. Нецелевое использование бюджетных средств не велико – 7 случаев на общую сумму 91 тыс.руб., в основном это расходы на местном уровне, не предусмотренные соглашениями о выделении средств. Все материалы переданы на рассмотрение мировым судьям, которыми наложено 24 штрафа на сумму 403 тыс.руб., 10 должностных лиц получили предупреждение или замечание.
Для предотвращения нарушений в бюджетной отчетности, как уже было отмечено, Министерством финансов НСО были подготовлены методически рекомендации для главных распорядителей средств областного бюджета и муниципальных образований. В 2017 году с учетом предложений палаты были внесены изменения в постановление об утверждении нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления. Дополнен состав расходов, не учитываемых при проверке нормативов, что позволит существенно сократить количество нарушений.
Административную ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе применяют контрольные органы в сфере закупок (Управление Федеральной антимонопольной службы и Контрольное управление НСО). По нарушениям, установленным палатой, указанными органами наложено 5 штрафов на сумму 70,0 тыс.руб., 3 должностных лица получили устное замечание. Но в большинстве случаев дела не возбуждались или прекращены по причине истечения срока давности.
В 2017 году появилась практика привлечения к ответственности за нарушения при обосновании цены контрактов (административная ответственность за эти нарушения введена в 2016 году). При обосновании контрактов на приобретение жилья для различных категорий граждан муниципальные образования часто используют тарифный метод и устанавливают цену исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра по Новосибирской области. Однако в муниципальных районах, стоимость жилья обычно меньше среднего по области показателя, при обосновании цен должен использоваться метод анализа рынка данного района.
Для решения этой проблемы также необходимо изменить подходы к распределению межбюджетных трансфертов на приобретение жилья и использовать для этого дифференцированные по муниципальным образованиям нормативы затрат. В 2017 году палата направляла соответствующие предложения, но решения и меры по их реализации приняты не были.
В 2018 году приоритетными направлениями контроля будут являться вопросы информатизации деятельности государственных органов и учреждений; расходы на дорожное хозяйство, в т.ч. строительство 4-го моста, капитальный ремонт жилья; поддержка промышленности; беспрепятственный доступ инвалидов к объектам инфраструктуры и услугам. Соответствующие мероприятия включены в план работы палаты на 2018 год по поручению Законодательного Собрания. Совместно со Счетной палатой РФ будут проводиться проверки материально-технического обеспечения мировых судей; поддержки малого и среднего предпринимательства. Также будут проводиться ежегодные мероприятия по контролю за исполнением областного бюджета, бюджета ТФОМС и бюджетов высокодотационных муниципальных образований, формированием бюджетной отчетности.
Заслушав доклад председателя палаты и рассмотрев годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2017 год Законодательное Собрание Новосибирской области постановило:
1. Принять к сведению годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2017 год.
2. Рекомендовать Правительству Новосибирской области учесть в работе рекомендации, изложенные в годовом отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2017 год.
3. Опубликовать настоящее постановление и годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2017 год в газете «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области».