16 Ноября 2016
Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка законности и результативности использования областного бюджета, направленных на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Контрольное мероприятие проведено совместно со Счетной палатой РФ на основании п.2.1.3.3 Плана работы Счетной палаты РФ на 2016 год. В мероприятии также участвовали Контрольно-счетные палаты Чувашской Республики, Ставропольского края, Нижегородской области.
В Новосибирской области объектами контроля стали:
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
Автономная некоммерческая организация «Инновационный Центр Кольцово» (АНО «Инновационный центр Кольцово»).
Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» (ГУП «Фонд поддержки предпринимательства»).
В результате проверки установлено:
Одним из видов оказания государственной поддержки субъектов МСП, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, является создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки указанных субъектов МСП.
В Новосибирской области созданы следующие организации инфраструктуры:
- Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (Центр экспорта), который в 2013-2015 годах являлся структурным подразделением ГУП «Фонд поддержки предпринимательства», а с 2016 года – структурным подразделением ГУП «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства».
- представительство российского Евро Инфо Корреспондентского Центра (ЕИКЦ), которое в 2013-2014 гг функционировало на базе АНО «Инновационный центр Кольцово», а с 2015 года Региональный интегрированный центр (РИЦ) созданный на базе Новосибирской городской торгово-промышленной палате и ее партнеров (АНО «Инновационный центр Кольцово», Фонд «Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка»).
Поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП, в том числе созданной для этих целей инфраструктуры, осуществляется в рамках госпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы». При этом в составе ее основных целевых индикаторов отсутствуют показатели, позволяющие оценить удовлетворенность субъектов МСП в формах и объемах господдержки.
За 2013-2015гг. и 1 полугодие 2016 года на обеспечение функционирования организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в рамках программных мероприятий выделено 83 106,3 тыс.руб. (за счет средств федерального бюджета – 66 106,9 тыс.руб., областного бюджета – 16 999,4 тыс.руб.). На обеспечение функционирования Центра экспорта направлено 68 111,3 тыс.руб., Регионального ЕИКЦ, а с 2015 года Регионального интегрированного центра – 14 995,0 тыс.руб.
Конкурсные процедуры по определению организаций инфраструктуры Минпромторгом НСО при выделении субсидий Центру экспорта и Региональному интегрированному центру либо не проводились, в нарушение регионального законодательства, либо носили формальный характер.
Вместе с тем, в трех проверенных Счетной палатой Российской Федерации субъектах РФ, получающих поддержку на функционирование Центров экспорта и Региональных интегрированных центров, конкурсный отбор нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в целом соответствуют установленным Минэкономразвития России и госпрограммой требованиям. Однако в нарушение требований, установленных пунктами 3.2.10 и 3.3.9 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 №167 ГУП «Фонд поддержки предпринимательства», в 2015 году не обеспечил беспрепятственный доступ для людей с ограниченными возможностями.
Сотрудники Центра экспорта и РИЦ соответствуют требованиям, установленным федеральным и областным законодательством, в части наличия высшего образования, опыта практической работы в сфере внешнеэкономической деятельности, владения английским языком.
Согласно Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 №167 Центр экспорта и РИЦ вправе привлекать в целях реализации своих функций специализированные организации. Сметами расходов, являющимися приложениями к соглашениям о предоставлении субсидий установлено 100% направления объема субсидий сторонним организациям, что в отдельных случаях приводит к привлечению к оказанию услуг лиц, аффилированных с получателями субсидий. В тоже время необходимые требования к сотрудникам данных организаций и качеству предоставления ими услуг нормативными правовыми актами не закреплены и не унифицированы.
В результате не представляется возможным в полной мере оценить качество консультационных и иных услуг и удовлетворенность конечных получателей (субъектов МСП).
В соответствии с условиями государственных контрактов услуги должны были оказываться после их заключения. Фактически Минпромторгом НСО от АНО «Инновационный центр Кольцово» по госконтрактам приняты без замечаний и оплачены на общую сумму 2 799,4 тыс.руб. (30 % стоимости контрактов) услуги, которые на дату заключения госконтрактов уже были оказаны. В результате при заключении государственного контракта на сумму 4 345 тыс.руб. нарушены нормы пункта 3 статьи 3 и части 1 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ.
Значительная часть услуг Регионального ЕИКЦ (расчетной стоимостью 4 150,3 тыс.руб. или 44,4% от стоимости госконтрактов) была предоставлена Новосибирской городской торгово-промышленной палатой и оплачена в сумме 2 620,6 тыс.руб. В результате бюджетные средства в сумме 1 529,7 тыс.руб. или 16,4% от суммы заключенных госконтрактов, использованы неэффективно.
ГУП «Фонд поддержки предпринимательства» допущены следующие нарушения и недостатки:
- нецелевое использование средств областного бюджета в 2013 году в сумме 47,3 тыс.руб., выразившееся в направлении субсидии, на оплату расходов по участию представителей организации в международной выставке в Узбекистане и в бизнес-миссии в Чехии, при этом соответствующие расходы по организации зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятий были предусмотрены исключительно в целях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (средства в ходе проверки возвращены в областной бюджет);
- в нарушение установленных в договорах требований в 2013 году допущено 100% авансирование коммерческих организаций (до подписания актов приема-сдачи выполненных работ) на общую сумму 263,4 тыс.руб.;
- в 2014-2015 гг допущены нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- в 2015 году при проведении Центром экспорта двух семинаров КСП НСО выявлены нарушения исполнения договоров по объему и качеству оказанных услуг, а также условий проведения семинаров. После перерасчета стоимости оказанных услуг на организацию двух семинаров общей стоимостью 300,0 тыс.руб., в областной бюджет возвращены 60,2 тыс.руб.
Перечни и содержание предоставляемых организациями инфраструктуры услуг в целом схожи.
Общее количество субъектов МСП, которым оказана государственная поддержка, по отчетным данным Минпромторга НСО составило: при содействии Центра экспорта – 1 492, при содействии ЕИКЦ (РИЦ) – 672.
Предоставление бюджетных средств на функционирование Центра экспорта в размере 66 311,3 тыс.руб. и Регионального ЕИКЦ, а с 2015 года Регионального интегрированного центра в размере 14 995,0 тыс.руб. способствовало заключению субъектами МСП 85 экспортных контрактов и 11 соглашений соответственно, большая часть из которых заключена в ходе выставочно-ярмарочных мероприятий и бизнес-миссий, организованных для поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
При этом Минпромторг НСО и организации инфраструктуры не располагают информацией о стоимостных объемах экспортных контрактов, заключенных субъектами МСП при государственной поддержке.
В результате оценка степени влияния субсидии из федерального бюджета, а также из бюджета Новосибирской области на количество субъектов МСП, осуществляющих экспортную деятельность, объемы экспортных поставок субъектов МСП, валовой региональный продукт, не представляется возможной.
По результатам контрольного мероприятия Правительству Новосибирской области предложено:
- предусмотреть в государственной программе в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства целевые индикаторы, позволяющие оценить влияние государственной поддержки на развитие внешнеэкономической деятельности субъектов МСП в Новосибирской области;
- рассмотреть вопрос об оптимизации созданной инфраструктуры поддержки субъектов МСП в Новосибирской области.
Материалы проверки включены в отчет Счетной палаты Российской Федерации, который рассмотрен на коллегии Счетной палаты Российской Федерации 28 октября 2016 года.
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова приняла участие в заседании коллегии и выступила с информацией о результатах и основных выводах проверки.
По результатам рассмотрения отчета на коллегии Счетной палаты Российской Федерации принято решения направить представления Правительству Новосибирской области.
В Новосибирской области объектами контроля стали:
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
Автономная некоммерческая организация «Инновационный Центр Кольцово» (АНО «Инновационный центр Кольцово»).
Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» (ГУП «Фонд поддержки предпринимательства»).
В результате проверки установлено:
Одним из видов оказания государственной поддержки субъектов МСП, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, является создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки указанных субъектов МСП.
В Новосибирской области созданы следующие организации инфраструктуры:
- Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (Центр экспорта), который в 2013-2015 годах являлся структурным подразделением ГУП «Фонд поддержки предпринимательства», а с 2016 года – структурным подразделением ГУП «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства».
- представительство российского Евро Инфо Корреспондентского Центра (ЕИКЦ), которое в 2013-2014 гг функционировало на базе АНО «Инновационный центр Кольцово», а с 2015 года Региональный интегрированный центр (РИЦ) созданный на базе Новосибирской городской торгово-промышленной палате и ее партнеров (АНО «Инновационный центр Кольцово», Фонд «Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка»).
Поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП, в том числе созданной для этих целей инфраструктуры, осуществляется в рамках госпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы». При этом в составе ее основных целевых индикаторов отсутствуют показатели, позволяющие оценить удовлетворенность субъектов МСП в формах и объемах господдержки.
За 2013-2015гг. и 1 полугодие 2016 года на обеспечение функционирования организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в рамках программных мероприятий выделено 83 106,3 тыс.руб. (за счет средств федерального бюджета – 66 106,9 тыс.руб., областного бюджета – 16 999,4 тыс.руб.). На обеспечение функционирования Центра экспорта направлено 68 111,3 тыс.руб., Регионального ЕИКЦ, а с 2015 года Регионального интегрированного центра – 14 995,0 тыс.руб.
Конкурсные процедуры по определению организаций инфраструктуры Минпромторгом НСО при выделении субсидий Центру экспорта и Региональному интегрированному центру либо не проводились, в нарушение регионального законодательства, либо носили формальный характер.
Вместе с тем, в трех проверенных Счетной палатой Российской Федерации субъектах РФ, получающих поддержку на функционирование Центров экспорта и Региональных интегрированных центров, конкурсный отбор нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в целом соответствуют установленным Минэкономразвития России и госпрограммой требованиям. Однако в нарушение требований, установленных пунктами 3.2.10 и 3.3.9 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 №167 ГУП «Фонд поддержки предпринимательства», в 2015 году не обеспечил беспрепятственный доступ для людей с ограниченными возможностями.
Сотрудники Центра экспорта и РИЦ соответствуют требованиям, установленным федеральным и областным законодательством, в части наличия высшего образования, опыта практической работы в сфере внешнеэкономической деятельности, владения английским языком.
Согласно Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 №167 Центр экспорта и РИЦ вправе привлекать в целях реализации своих функций специализированные организации. Сметами расходов, являющимися приложениями к соглашениям о предоставлении субсидий установлено 100% направления объема субсидий сторонним организациям, что в отдельных случаях приводит к привлечению к оказанию услуг лиц, аффилированных с получателями субсидий. В тоже время необходимые требования к сотрудникам данных организаций и качеству предоставления ими услуг нормативными правовыми актами не закреплены и не унифицированы.
В результате не представляется возможным в полной мере оценить качество консультационных и иных услуг и удовлетворенность конечных получателей (субъектов МСП).
В соответствии с условиями государственных контрактов услуги должны были оказываться после их заключения. Фактически Минпромторгом НСО от АНО «Инновационный центр Кольцово» по госконтрактам приняты без замечаний и оплачены на общую сумму 2 799,4 тыс.руб. (30 % стоимости контрактов) услуги, которые на дату заключения госконтрактов уже были оказаны. В результате при заключении государственного контракта на сумму 4 345 тыс.руб. нарушены нормы пункта 3 статьи 3 и части 1 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ.
Значительная часть услуг Регионального ЕИКЦ (расчетной стоимостью 4 150,3 тыс.руб. или 44,4% от стоимости госконтрактов) была предоставлена Новосибирской городской торгово-промышленной палатой и оплачена в сумме 2 620,6 тыс.руб. В результате бюджетные средства в сумме 1 529,7 тыс.руб. или 16,4% от суммы заключенных госконтрактов, использованы неэффективно.
ГУП «Фонд поддержки предпринимательства» допущены следующие нарушения и недостатки:
- нецелевое использование средств областного бюджета в 2013 году в сумме 47,3 тыс.руб., выразившееся в направлении субсидии, на оплату расходов по участию представителей организации в международной выставке в Узбекистане и в бизнес-миссии в Чехии, при этом соответствующие расходы по организации зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятий были предусмотрены исключительно в целях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (средства в ходе проверки возвращены в областной бюджет);
- в нарушение установленных в договорах требований в 2013 году допущено 100% авансирование коммерческих организаций (до подписания актов приема-сдачи выполненных работ) на общую сумму 263,4 тыс.руб.;
- в 2014-2015 гг допущены нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- в 2015 году при проведении Центром экспорта двух семинаров КСП НСО выявлены нарушения исполнения договоров по объему и качеству оказанных услуг, а также условий проведения семинаров. После перерасчета стоимости оказанных услуг на организацию двух семинаров общей стоимостью 300,0 тыс.руб., в областной бюджет возвращены 60,2 тыс.руб.
Перечни и содержание предоставляемых организациями инфраструктуры услуг в целом схожи.
Общее количество субъектов МСП, которым оказана государственная поддержка, по отчетным данным Минпромторга НСО составило: при содействии Центра экспорта – 1 492, при содействии ЕИКЦ (РИЦ) – 672.
Предоставление бюджетных средств на функционирование Центра экспорта в размере 66 311,3 тыс.руб. и Регионального ЕИКЦ, а с 2015 года Регионального интегрированного центра в размере 14 995,0 тыс.руб. способствовало заключению субъектами МСП 85 экспортных контрактов и 11 соглашений соответственно, большая часть из которых заключена в ходе выставочно-ярмарочных мероприятий и бизнес-миссий, организованных для поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
При этом Минпромторг НСО и организации инфраструктуры не располагают информацией о стоимостных объемах экспортных контрактов, заключенных субъектами МСП при государственной поддержке.
В результате оценка степени влияния субсидии из федерального бюджета, а также из бюджета Новосибирской области на количество субъектов МСП, осуществляющих экспортную деятельность, объемы экспортных поставок субъектов МСП, валовой региональный продукт, не представляется возможной.
По результатам контрольного мероприятия Правительству Новосибирской области предложено:
- предусмотреть в государственной программе в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства целевые индикаторы, позволяющие оценить влияние государственной поддержки на развитие внешнеэкономической деятельности субъектов МСП в Новосибирской области;
- рассмотреть вопрос об оптимизации созданной инфраструктуры поддержки субъектов МСП в Новосибирской области.
Материалы проверки включены в отчет Счетной палаты Российской Федерации, который рассмотрен на коллегии Счетной палаты Российской Федерации 28 октября 2016 года.
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова приняла участие в заседании коллегии и выступила с информацией о результатах и основных выводах проверки.
По результатам рассмотрения отчета на коллегии Счетной палаты Российской Федерации принято решения направить представления Правительству Новосибирской области.