19 Октября 2015
Контрольно-счётная палата Новосибирской области провела обследование использования средств бюджета, направленных на финансирование незавершенных объектов капитального строительства.

Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской по результатам обследования эффективности использования средств областного бюджета, направленных на финансирование объектов капитального строительства, незавершенных по состоянию на 1 января 2015 года (выборочно) рассмотрен на заседании коллегии палаты и направлен председателем палаты Губернатору Новосибирской области и в областное Законодательное Собрание.
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах:
1. Министерство строительства Новосибирской области
2. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства».
3. Администрация Карасукского района Новосибирской области.
4. Администрация Новосибирского района Новосибирской области.
5. Администрация Татарского района Новосибирской области.
6. Администрация Чистоозерного района Новосибирской области.
В результате экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. Планирование, распределение и расходование ассигнований на капитальные вложения, организация строительства и проектирования объектов на территории Новосибирской области, финансируемых за счет средств областного бюджета, регулируются рядом нормативных правовых актов. Вместе с тем в Новосибирской области отсутствует государственная программа (региональная инвестиционная программа), содержащая перечень инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, предусмотренная ст.4 Закона Новосибирской области от 14.04.2007 №97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области».
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Новосибирской области, в соответствии со ст. 17 Закона области «О бюджетном процессе в Новосибирской области», утверждаются в приложении к Закону об областном бюджете «Распределение ассигнований на капитальные вложения из областного бюджета по направлениям и объектам в очередном финансовом году и плановом периоде».
Перечень объектов муниципальной собственности, на создание которых из областного бюджета направляются межбюджетные трансферты, формируется государственным заказчиком (органом государственной власти) государственной программы и утверждается нормативным правовым актом Правительства Новосибирской области, либо органом государственной власти.
2. На создание и реконструкцию объектов государственной и муниципальной собственности (без учета дорожных объектов) из областного бюджета было направлено: в 2013 году - 5 163 157,2 тыс.руб., 2014 году – 3 375 109,8 тыс.руб.
Средства областного бюджета на капитальные вложения, преимущественно использованы при реализации мероприятий целевых программ. Основные объемы капитальных вложений были направлены на объекты образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
На 2015 год плановые назначения – 5 493 304,7 тыс.руб., из них на объекты государственной собственности – 2 235 558,9 тыс.руб., муниципальной собственности – 3 257 745,8 тыс.руб.
3. Согласно информации, предоставленной Министерством строительства Новосибирской области, в 2014 году после завершения строительства и реконструкции были введены в эксплуатацию 44 объекта государственной и муниципальной собственности, однако, на некоторых из них и в 2015 году продолжаются строительно-монтажные работы: на 4-х объектах образования (детские сады в р.п Колывань, г. Обь, р.п. Коченево, г. Болотное), 4-х объектах здравоохранения (больничный комплекс Кочковской ЦРБ, Барабинской ЦРБ, Каргатской ЦРБ, ОЦГБ г. Обь).
4. В составе объектов незавершенного строительства государственной и муниципальной собственности (без учета дорожных объектов, объектов ЖКХ и благоустройства) по состоянию на 01.01.2015 находятся 90 объектов, в том числе по сферам деятельности:
- объекты здравоохранения – 30 ед.
- объекты спорта – 25 ед.
- объекты образования – 12 ед.
- объекты культуры – 9 ед.
- объекты социальной сферы – 3 ед.
- объекты технопарка – 5 ед.
- достопримечательные места – 2 ед.
- прочие объекты – 4 ед.
5. По 14 из 90 объектов незавершенного строительства сметная стоимость не определена (проекты находятся на экспертизе, либо на стадии разработки проектной документации).
Сметная стоимость строительства (реконструкции) 76-и объектов составляет 24 545 208,5 тыс.руб., из них сметная стоимость строительства объектов спорта – 7 951 010,0 тыс.руб., культуры – 7 227 932,6 тыс.руб., здравоохранения - 5 575 544,6 тыс.руб., образования - 1 972 315,4 тыс.руб., прочих объектов - 1 818 405,9 тыс.руб.
Объем принятых заказчиками к оплате работ на этих объектах на 01.01.2015 составил 4 299 175,8 тыс.руб. (17,5%).
Остаток сметной стоимости объектов незавершенного строительства на 01.01.2015 составляет 20 261 928,3 тыс.руб.
6. Согласно строительной программы Новосибирской области (по состоянию на 31.05.2015) ассигнования на капитальные вложения на 2015 год запланированы на 45 объектов из 76-и на сумму 1 683 873,5 тыс.руб. или 8,3% от остатка сметной стоимости.
Не предусмотрены лимиты финансирования в 2015 году на продолжение строительства 7-и объектов спорта, 5-ти – здравоохранения, 2-х - образования, 2-х - культуры и 3-х - прочих объектов.
Из 38 проанализированных объектов, строительство которых продолжается в 2015 году, по 30-ти объектам (78,9%) превышен нормативный срок строительства.
Запланированный объем капитальных вложений на 2015 год, по отдельным объектам, составляет менее 5% от остатка сметной стоимости, что свидетельствует о «распылении» средств. Из-за неполного (недостаточного) финансирования не соблюдаются нормативные сроки строительства, соответственно переносятся сроки ввода в эксплуатацию объектов и возрастает стоимость строительства.
7. В перечень объектов незавершенных строительством включены отдельные объекты, строительство которых было завершено в 2007-2012 гг. (Новая ПС «Академическая»; водовод протяженность 4,4 км (участок от микрорайона «Д» до ВНС II подъема) для водоснабжения объектов Технопарка; водовод Д=820 мм протяженность 3,6 км от Н.Ельцовки до микрорайона «Д» в Советском районе г. Новосибирска; расширение скважного водозабора на 4,4 тыс.куб.м в сутки с освоением перспективной площадки «Б»), при этом объекты в эксплуатацию до сих пор не введены. Объем капитальных вложений на создание вышеуказанных объектов составил 604 803,0 тыс.руб.
Объем средств, запланированный для финансирования работ по реконструкции насосно-фильтровальной станции в г. Куйбышев Куйбышевского района, из областного и местного бюджетов, перечислен в полном объеме (237 163,5 тыс.руб. или 100,3%.), при этом работы на объекте не завершены, цель реконструкции НФС (улучшение качества очищаемой питьевой воды и доведение ее до требований, установленных СанПиН 2.1.4.1074-01) не достигнута.
Средства для завершения строительства объектов, строительство которых осуществлялось г. Новосибирском в 2008-2011 годах, не запланированы. Объекты в нарушение п. 4 ст. 52 ГрК РФ, Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 № 802, п. 6.15.1. СП 48.13330.2011. «Свод правил. Организация строительства» не законсервированы. Сметная стоимость строительства данных объектов в ценах 2008-2011 годов составляет 1 695 129,5 тыс.руб. Решения об определении государственного заказчика, о продолжении строительства, либо консервации объектов Правительством Новосибирской области не приняты.
8. В ходе проверки КСП НСО установлено, что строительство ряда объектов осуществляется (осуществлялось) при отсутствии правоустанавливающих документов на землю и без разрешения на строительство («Новая ПС «Академическая» 1-й этап, г. Новосибирск», «Реконструкция здания государственного архива», «Спортивного комплекса в с. Убинское»), а по ряду объектов право на земельный участок в 2014 году прекращено («Строительство туберкулезного диспансера ГБУЗ НСО «Искитимская ЦРБ», «Строительство туберкулезного отделения ГБУЗ НСО «Коченевская ЦРБ», Строительство туберкулезного отделения с тубкабинетами «Ордынская ЦРБ», «Регенерация историко-градостроительной среды (восстановление построек, сооружений медеплавильного завода и монетного двора) достопримечательное место «Сузунский медеплавильный завод и монетный двор в р.п. Сузун»).
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки усложняет процедуру ввода объекта в эксплуатацию.
9. По мнению КСП НСО основными причинами, препятствующими своевременному (в установленные сроки) вводу объектов в эксплуатацию являются:
-отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки;
-включение объектов в строительную программу без утвержденной проектно-сметной документации;
-недофинансирование строительных объектов, «распыление» средств;
-позднее открытие финансирования строительства объектов, соответственно позднее проведение конкурсных процедур для определения подрядной организации;
-неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств подрядными организациями;
-периодическая корректировка проектной документации (появление дополнительных работ и расходов), ошибки изысканий на предпроектной стадии;
-изменения технических условий и возникновение дополнительных требований к организации строительства и технологии возводимых объектов, приводящих к увеличению сметной стоимости строительства;
-низкая квалификация сотрудников в подрядных организациях;
-невозможность для подрядной организации уложится в объемы финансирования из-за снижения цены контракта при проведении конкурсных процедур.
- несвоевременное принятие решений о продолжении строительства, либо консервации объектов.
По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
- подготовить изменения в Закон Новосибирской области от 14.04.2007 №97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» в части определения порядка разработки и формы (содержания) региональной инвестиционной программы Новосибирской области и конкретизировать в законе, какой именно орган государственной власти должен осуществлять полномочие по разработке и реализации региональной инвестиционной программы Новосибирской области;
- разработать план, направленный на снижение объемов незавершенного строительства.
2. Министерству строительства Новосибирской области:
- провести инвентаризацию объектов незавершенных строительством государственной и муниципальной собственности;
- принять необходимые меры для ввода объектов, завершенных строительством;
- разработать график ввода в эксплуатацию объектов, незавершенных строительством, либо их консервации.
3. Направить представление палаты в Министерство строительства Новосибирской области для устранения выявленных нарушений.
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах:
1. Министерство строительства Новосибирской области
2. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства».
3. Администрация Карасукского района Новосибирской области.
4. Администрация Новосибирского района Новосибирской области.
5. Администрация Татарского района Новосибирской области.
6. Администрация Чистоозерного района Новосибирской области.
В результате экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. Планирование, распределение и расходование ассигнований на капитальные вложения, организация строительства и проектирования объектов на территории Новосибирской области, финансируемых за счет средств областного бюджета, регулируются рядом нормативных правовых актов. Вместе с тем в Новосибирской области отсутствует государственная программа (региональная инвестиционная программа), содержащая перечень инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, предусмотренная ст.4 Закона Новосибирской области от 14.04.2007 №97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области».
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Новосибирской области, в соответствии со ст. 17 Закона области «О бюджетном процессе в Новосибирской области», утверждаются в приложении к Закону об областном бюджете «Распределение ассигнований на капитальные вложения из областного бюджета по направлениям и объектам в очередном финансовом году и плановом периоде».
Перечень объектов муниципальной собственности, на создание которых из областного бюджета направляются межбюджетные трансферты, формируется государственным заказчиком (органом государственной власти) государственной программы и утверждается нормативным правовым актом Правительства Новосибирской области, либо органом государственной власти.
2. На создание и реконструкцию объектов государственной и муниципальной собственности (без учета дорожных объектов) из областного бюджета было направлено: в 2013 году - 5 163 157,2 тыс.руб., 2014 году – 3 375 109,8 тыс.руб.
Средства областного бюджета на капитальные вложения, преимущественно использованы при реализации мероприятий целевых программ. Основные объемы капитальных вложений были направлены на объекты образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
На 2015 год плановые назначения – 5 493 304,7 тыс.руб., из них на объекты государственной собственности – 2 235 558,9 тыс.руб., муниципальной собственности – 3 257 745,8 тыс.руб.
3. Согласно информации, предоставленной Министерством строительства Новосибирской области, в 2014 году после завершения строительства и реконструкции были введены в эксплуатацию 44 объекта государственной и муниципальной собственности, однако, на некоторых из них и в 2015 году продолжаются строительно-монтажные работы: на 4-х объектах образования (детские сады в р.п Колывань, г. Обь, р.п. Коченево, г. Болотное), 4-х объектах здравоохранения (больничный комплекс Кочковской ЦРБ, Барабинской ЦРБ, Каргатской ЦРБ, ОЦГБ г. Обь).
4. В составе объектов незавершенного строительства государственной и муниципальной собственности (без учета дорожных объектов, объектов ЖКХ и благоустройства) по состоянию на 01.01.2015 находятся 90 объектов, в том числе по сферам деятельности:
- объекты здравоохранения – 30 ед.
- объекты спорта – 25 ед.
- объекты образования – 12 ед.
- объекты культуры – 9 ед.
- объекты социальной сферы – 3 ед.
- объекты технопарка – 5 ед.
- достопримечательные места – 2 ед.
- прочие объекты – 4 ед.
5. По 14 из 90 объектов незавершенного строительства сметная стоимость не определена (проекты находятся на экспертизе, либо на стадии разработки проектной документации).
Сметная стоимость строительства (реконструкции) 76-и объектов составляет 24 545 208,5 тыс.руб., из них сметная стоимость строительства объектов спорта – 7 951 010,0 тыс.руб., культуры – 7 227 932,6 тыс.руб., здравоохранения - 5 575 544,6 тыс.руб., образования - 1 972 315,4 тыс.руб., прочих объектов - 1 818 405,9 тыс.руб.
Объем принятых заказчиками к оплате работ на этих объектах на 01.01.2015 составил 4 299 175,8 тыс.руб. (17,5%).
Остаток сметной стоимости объектов незавершенного строительства на 01.01.2015 составляет 20 261 928,3 тыс.руб.
6. Согласно строительной программы Новосибирской области (по состоянию на 31.05.2015) ассигнования на капитальные вложения на 2015 год запланированы на 45 объектов из 76-и на сумму 1 683 873,5 тыс.руб. или 8,3% от остатка сметной стоимости.
Не предусмотрены лимиты финансирования в 2015 году на продолжение строительства 7-и объектов спорта, 5-ти – здравоохранения, 2-х - образования, 2-х - культуры и 3-х - прочих объектов.
Из 38 проанализированных объектов, строительство которых продолжается в 2015 году, по 30-ти объектам (78,9%) превышен нормативный срок строительства.
Запланированный объем капитальных вложений на 2015 год, по отдельным объектам, составляет менее 5% от остатка сметной стоимости, что свидетельствует о «распылении» средств. Из-за неполного (недостаточного) финансирования не соблюдаются нормативные сроки строительства, соответственно переносятся сроки ввода в эксплуатацию объектов и возрастает стоимость строительства.
7. В перечень объектов незавершенных строительством включены отдельные объекты, строительство которых было завершено в 2007-2012 гг. (Новая ПС «Академическая»; водовод протяженность 4,4 км (участок от микрорайона «Д» до ВНС II подъема) для водоснабжения объектов Технопарка; водовод Д=820 мм протяженность 3,6 км от Н.Ельцовки до микрорайона «Д» в Советском районе г. Новосибирска; расширение скважного водозабора на 4,4 тыс.куб.м в сутки с освоением перспективной площадки «Б»), при этом объекты в эксплуатацию до сих пор не введены. Объем капитальных вложений на создание вышеуказанных объектов составил 604 803,0 тыс.руб.
Объем средств, запланированный для финансирования работ по реконструкции насосно-фильтровальной станции в г. Куйбышев Куйбышевского района, из областного и местного бюджетов, перечислен в полном объеме (237 163,5 тыс.руб. или 100,3%.), при этом работы на объекте не завершены, цель реконструкции НФС (улучшение качества очищаемой питьевой воды и доведение ее до требований, установленных СанПиН 2.1.4.1074-01) не достигнута.
Средства для завершения строительства объектов, строительство которых осуществлялось г. Новосибирском в 2008-2011 годах, не запланированы. Объекты в нарушение п. 4 ст. 52 ГрК РФ, Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 № 802, п. 6.15.1. СП 48.13330.2011. «Свод правил. Организация строительства» не законсервированы. Сметная стоимость строительства данных объектов в ценах 2008-2011 годов составляет 1 695 129,5 тыс.руб. Решения об определении государственного заказчика, о продолжении строительства, либо консервации объектов Правительством Новосибирской области не приняты.
8. В ходе проверки КСП НСО установлено, что строительство ряда объектов осуществляется (осуществлялось) при отсутствии правоустанавливающих документов на землю и без разрешения на строительство («Новая ПС «Академическая» 1-й этап, г. Новосибирск», «Реконструкция здания государственного архива», «Спортивного комплекса в с. Убинское»), а по ряду объектов право на земельный участок в 2014 году прекращено («Строительство туберкулезного диспансера ГБУЗ НСО «Искитимская ЦРБ», «Строительство туберкулезного отделения ГБУЗ НСО «Коченевская ЦРБ», Строительство туберкулезного отделения с тубкабинетами «Ордынская ЦРБ», «Регенерация историко-градостроительной среды (восстановление построек, сооружений медеплавильного завода и монетного двора) достопримечательное место «Сузунский медеплавильный завод и монетный двор в р.п. Сузун»).
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки усложняет процедуру ввода объекта в эксплуатацию.
9. По мнению КСП НСО основными причинами, препятствующими своевременному (в установленные сроки) вводу объектов в эксплуатацию являются:
-отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки;
-включение объектов в строительную программу без утвержденной проектно-сметной документации;
-недофинансирование строительных объектов, «распыление» средств;
-позднее открытие финансирования строительства объектов, соответственно позднее проведение конкурсных процедур для определения подрядной организации;
-неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств подрядными организациями;
-периодическая корректировка проектной документации (появление дополнительных работ и расходов), ошибки изысканий на предпроектной стадии;
-изменения технических условий и возникновение дополнительных требований к организации строительства и технологии возводимых объектов, приводящих к увеличению сметной стоимости строительства;
-низкая квалификация сотрудников в подрядных организациях;
-невозможность для подрядной организации уложится в объемы финансирования из-за снижения цены контракта при проведении конкурсных процедур.
- несвоевременное принятие решений о продолжении строительства, либо консервации объектов.
По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
- подготовить изменения в Закон Новосибирской области от 14.04.2007 №97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» в части определения порядка разработки и формы (содержания) региональной инвестиционной программы Новосибирской области и конкретизировать в законе, какой именно орган государственной власти должен осуществлять полномочие по разработке и реализации региональной инвестиционной программы Новосибирской области;
- разработать план, направленный на снижение объемов незавершенного строительства.
2. Министерству строительства Новосибирской области:
- провести инвентаризацию объектов незавершенных строительством государственной и муниципальной собственности;
- принять необходимые меры для ввода объектов, завершенных строительством;
- разработать график ввода в эксплуатацию объектов, незавершенных строительством, либо их консервации.
3. Направить представление палаты в Министерство строительства Новосибирской области для устранения выявленных нарушений.