Председатель КСП Новосибирской области Елена Гончарова выступила на панельной дискуссии форума «Сибирская строительная неделя – 2024»
В Новосибирской области 13 февраля начал работу Форум «Сибирская строительная неделя – 2024». Участников расширенного заседания Правления Российского Союза строителей приветствовал Губернатор области Андрей Травников:
«Стройиндустрия, для нашего региона, это не только инструмент для реализации инфраструктурных, социальных проектов, выполнения задачи Президента по обеспечению жителей жильём, но и значимая часть экономики, регионального экспорта, если мы говорим про стройматериалы и оборудование. Поэтому все вопросы и задачи по стимулированию развития стройиндустрии и строительной отрасли для нас крайне важны и интересны».
В ходе расширенного заседания Правления Российского Союза строителей рассматривались вопросы инновационного развития и технологической независимости отечественной строительной отрасли, совершенствование технического регулирования строительства.
В работе панельной дискуссии «Основные изменения в сфере строительного ценообразования. Государственный контракт на строительство, реконструкция объектов капитального строительства: смета контракта; казначейское сопровождение средств. Как механизм обеспечения прослеживаемости использования целевых средств» приняла участие председатель КСП Новосибирской области Елена Гончарова.
Дискуссия проходила в присутствии Губернатора области Андрея Травникова. Модераторами дискуссии выступили: заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко и заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Демидов.
Свое выступление Елена Анатольевна посвятила вопросам особенностей казначейского сопровождения бюджетных средств по концессионным соглашениям и соглашениям ГЧП.
Она отметила, что в БК РФ казначейское сопровождение предусмотрено с 2022 года. До этого казначейское сопровождение средств региональных и местных бюджетов осуществлялось в соответствии с нормами законов о федеральном бюджете и решениями Правительства РФ.
Нормы о казначейском сопровождении довольно сложно сформулированы и на наш взгляд нуждаются в совершенствовании. При включении соответствующей статьи в закон об областном бюджете были учтены наши предложения по уточнению формулировок.
Казначейскому сопровождению подлежат не только государственные контракты, но и бюджетные инвестиции и субсидии.
При этом по ст.242.23 БК РФ казначейскому сопровождению подлежат бюджетные инвестиции, предоставляемые в соответствии со ст.80 БК РФ (взносы в уставный капитал юридических лиц).
Бюджетные инвестиции по концессионным соглашениям предоставляются не по ст.80, а по п.5 ст.79 БК РФ, поэтому казначейскому сопровождению они не подлежат.
По 520-ФЗ в 2024 году дополнительные виды средств, подлежащих казначейскому сопровождению, могут определяться Правительством РФ, но на основании обращений юридических лиц.
Если концессионер не хочет, чтобы расходование получаемых им средств контролировалось казначейством, он не обратится в Правительство РФ.
По соглашениям о ГЧП средства частным партнерам предоставляются в форме субсидий, которые по ст.242.23, 242.27 БК РФ подлежат казначейскому сопровождению, но только если предоставляются на финансовое обеспечение затрат («авансом», до осуществления затрат).
Если субсидии предоставляются на возмещение затрат (после осуществления затрат и представления подтверждающих затраты документов), то казначейскому сопровождению они не подлежат.
При этом порядки предоставления субсидий по соглашениям о ГЧП не принимаются, условия предоставления устанавливаются только соглашением с согласия частного партнера. Согласно ст.78 БК РФ на субсидии по соглашениям о ГЧП не распространяются общие требования к принятию нормативных правовых актов о предоставлении субсидий.
Есть примеры, когда в соглашении не предусмотрено ни казначейское сопровождение, ни представление подтверждающих документов, и частный партнер отказывается включить какое-либо из этих условий в соглашение.
В завершении хочу отметить еще одну правовую коллизию, касающуюся казначейского сопровождения государственных контрактов.
По ст.242.27 БК РФ казначейскому сопровождению не подлежат контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению. Исключение для данного случая может устанавливаться федеральными законами и решениями Правительства РФ. Но для региональных контрактов приоритет имеет банковское сопровождение, региональными правовыми актами исключения устанавливаться не могут.
В НСО попробовали решить эту проблему. В решении Правительства НСО, наоборот, указано, что банковскому сопровождению не подлежат контракты, исполнение которых подлежит казначейскому сопровождению, что противоположно формулировке БК РФ.
По мнению палаты, для решения этих проблем правового регулирования целесообразно:
включить в состав средств, подлежащих казначейскому сопровождению:
бюджетные инвестиции, предоставляемые по концессионным соглашениям в соответствии со ст.79 БК РФ;
субсидии, предоставляемые по соглашениям о ГЧП, МЧП независимо от условий их предоставления;
исключить норму о том, что казначейскому сопровождению не подлежат контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению.
Видеозапись выступления доступна на сайте палаты: ksp.nso.ru.