КСП Новосибирской области провела проверку использования средств, направленных на объекты дорожной инфраструктуры
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2022 году и за текущий период 2023 года (включая объекты и результаты национального проекта «Безопасные качественные дороги») по поручению Законодательного Собрания Новосибирской области.
Контрольное мероприятие проводилось параллельно со Счетной палатой Российской Федерации.
Объектами мероприятия стали:
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Минтранс НСО);
- Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ НСО ТУАД);
- Муниципальное казённое учреждение г. Новосибирска «Управление дорожного строительства» (МКУ УДС).
В результате проверки установлено:
1. Автодорожная сеть Новосибирской области, по состоянию на 01.01.2023, составляет 27 558,5 км.
По данным Новосибирскстата, из 12 708,6 км автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности 44,97%, или 5714,5 км, отвечают нормативным требованиям. Из 14 849,9 км автомобильных дорог местного значения отвечают нормативным требованиям – 8122,9 км или 54,7%.
Информация, отраженная в статистической отчетности, о протяженности и техническом состоянии автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности и собственности муниципальных образований, является недостоверной.
В 2023 году проводится инструментальная диагностика всей дорожной сети, в результате чего можно будет сделать вывод о фактическом состоянии дорог нормативным требованиям.
2. Доходы дорожного фонда в 2022 году составили 32 827 181,6 тыс.руб. или 93,8% от плана (34 984 746,6 тыс.руб.) с ростом к 2021 году на 3 357 442,3 тыс.руб. (или 11,4%), за 1 полугодие 2023 года доходы исполнены в объеме 10 088 892,1 тыс.руб., или 32,6% от плана (30 930 074,0 тыс.руб.).
Основную часть доходов дорожного фонда в 2022 году составили доходы от уплаты акцизов (11 577 160,3 тыс.руб. или +16,8% к 2021 году), на 1 полугодие 2023 года - 5 814 587,8 тыс.руб. или 47,4% к плану; средства федерального бюджета (15 996 829,5 тыс.руб. или +22,1% к 2021 году), на 1 полугодие 2023 года - 2 611 644,3 тыс.руб. или 39,3% к плану; транспортного налога (2 286 234,2 тыс.руб. или +6,9% к 2021 году), на 1 полугодие 2023 года - 495 136,9 тыс.руб. или 18,5% к плану.
Расходы дорожного фонда в 2022 году составили 32 827 181,6 тыс. руб. или 93,8% от плановых назначений (34 984 746,6 тыс. руб.), в 1 полугодии 2023 года – 7 341 326,4 тыс. руб. или 23,7% от плановых назначений (30 930 074,0 тыс. руб.).
Основной объем ассигнований дорожного фонда в 2022 году и за 1 полугодие 2023 года направлен на реализацию мероприятий Госпрограммы области «Развитие автомобильных дорог» (93,9% и 90,4% соответственно).
3. На реализацию мероприятий Госпрограммы области «Развитие автомобильных дорог» в 2022 году направлено ассигнований в размере 30 826 762,7 тыс.руб. (95,3% к плану), за I полугодие 2023 года – 6 637 152,6 тыс.руб. (25,9 % к плану), в том числе на региональный проект «Региональная и местная дорожная сеть» в 2022 году - 14 916 572,9 тыс.руб. при плане 14 999 472,1 тыс.руб. (99,4%).
Расходы на объекты дорожный инфраструктуры государственной собственности в 2022 году и за I полугодие 2023 года составили 14 622 923,18 тыс. руб. (47,4%) и 3 164 139,4 тыс. руб. (47,7%) соответственно.
Расходы на объекты дорожной инфраструктуры муниципальной собственности в 2022 году и за I полугодие 2023 года составили 16 203 839,5 тыс. руб. (52,6%) и 3 473 013,2 тыс. руб. (52,3%) соответственно.
Из муниципальных бюджетов на софинансирование дорожно-строительных работ на дорогах общего пользования местного значения в 2022 году направлено 201 760,5 тыс.руб.
4. В 2022 году построено и реконструировано 4,6 км, выполнен капитальный ремонт 1,9 км, отремонтировано 308,3 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
Выполнено строительство и реконструкция автомобильных дорог местного значения – 13,2 км, из них строительство – 1,2 км, капитальный ремонт и ремонт автодорог местного значения 166,9 км.
В рамках регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» проведены работы на 74 объектах. Построено и реконструировано 3,0 км дорог, выполнен капитальный ремонт 1,9 км, отремонтировано 241,0 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Выполнен капитальный ремонт 1,37 км и ремонт 32,81 км, реконструировано 5,03 км автодорог местного значения.
5. В 2022 году введены в эксплуатацию после строительства 1 мостовой переход, протяженностью 63,8 п.м, после ремонта 5 мостов, общей протяженностью 281,0 п.м. При этом работами, проводимыми в рамках ремонта и содержания, не удается получить улучшения общего технического состояния мостового парка, в связи с естественным старением строительных конструкций. Качественное улучшение технического состояния мостового парка может быть достигнуто только за счет реконструкции и капитального ремонта.
6. Из 28 целевых показателей Госпрограммы области «Развитие автомобильных дорог» достигнуты значения по 17 показателям, и не достигнуты значения по 11 показателям. В соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области (утверждены приказом Министерства экономического развития Новосибирской области от 29.12.2017 № 154) Госпрограмма области «Развитие автомобильных дорог» по итогам 2022 года признана эффективной.
7. В ходе проверки установлен ряд нарушений и недостатков при использовании бюджетных средств:
7.1. Нарушения Градостроительного законодательства:
- сметная стоимость строительства определена с нарушением с ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ. При определении сметной стоимости строительства применены индексы изменения сметной стоимости строительства, сведения о которых не включены в Федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости выполненных в проверяемом периоде работ. Кроме того, экспертиза сметной стоимости строительства на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации не проводилась (Заказчик – МКУ УДС);
- капитальный ремонт дорожного объекта квалифицировался как ремонт, в результате неверного определения классификации выполнения работ положительное заключение по проверке достоверности определения сметной стоимости не получено (Заказчик - ГКУ НСО ТУАД).
7.2. Нарушения законодательства в сфере закупок: информация в единой информационной системе в сфере закупок размещена позже установленных сроков. (Заказчик - ГКУ НСО ТУАД).
7.3. В ходе визуальных осмотров выполненных работ на объектах проверки было выявлены следующие недостатки: застои воды, провал дождеприемной решетки, отсутствие элементов крепления стоек сидений остановочных павильонов к основанию, разрушение примыкания вокруг колодца, наличие поперечных и продольных трещин на полотне дороги, локальные разрушения покрытия дороги (ямочность, гребенка),не заделаны места отбора проб, и др.
8. Строительство мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска осуществляется в соответствии с Концессионным соглашением от 06.12.2017. В 2020 году расчетный срок окончания строительства был определен – не позднее 06.12.2023.
Фактическое финансирование строительства Мостового перехода по состоянию на 17.08.2023 составляло 39 801 492,4 тыс.руб. в том числе: федеральный бюджет – 31 540 621,6 тыс.руб., областной бюджет – 2 472 800,7 тыс.руб., внебюджетные источники – 5 788 070,0 тыс.руб.).
По состоянию на конец 2022 года установленный графиком строительства объекта показатель технической готовности мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска не достигнут, в связи с чем Правительством Новосибирской области возвращены средства в федеральный бюджет в размере 229 835,3 тыс.руб.
По состоянию на 17.08.2023 коэффициент технической готовности объекта составлял 66,72%. При этом, Соглашениями о предоставлении иного межбюджетного трансферта было предусмотрено достижение на конец 2022 года технической готовности объекта на уровне 78,72%
9. Результаты независимого контроля (диагностики и оценки) состояния автомобильных дорог и тротуаров указывают на улучшение показателей качества выполняемых работ в 2022 году по сравнению с 2021 годом. По объектам 2021 года выявлены нарушения в 69,9% проверенных объектов, в 2022 году этот показатель составил 53,4%. Результаты независимого контроля за 2023 год в настоящее время не сформированы и находятся в обработке.
Палата предложила Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос об уточнении порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям на осуществление дорожной деятельности в части состава документов, представляемых муниципальными образованиями на ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также размера уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований за счет средств областного бюджета.
По результатам проверки для устранения выявленных нарушений и недостатков муниципальному казённому учреждению г. Новосибирска -«Управление дорожного строительства» и государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» направлены представления палаты.
Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
В соответствии с решением о проведении параллельного контрольного мероприятия акты по результатам проверки направлены в Счетную палату Российской Федерации.
Комитетом Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике отчет рассмотрен на заседании 14 ноября 2023 года.
Заслушав доклад аудитора Круковского В.В. и рассмотрев предоставленные материалы, депутаты рекомендовали:
1. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
- устранить нарушения в части градостроительного законодательства и законодательства в сфере закупок;
- усилить контроль за исполнением срока окончания строительства мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска.
2. Контрольно-счетной палате Новосибирской области при проведении в 2024 году контрольного мероприятия о результатах проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры, обратить особое внимание на искусственные сооружения на автомобильных дорогах Новосибирской области, учитывая исполнение владельцами данных сооружений полномочий по определению технического состояния, выполнению работ по их содержанию и ремонту, а также установлению правил эксплуатации указанных сооружений.