КСП Новосибирской области провела проверку реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» в 2021 – 2022 годах.
Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее – Министерство).
2. Автономная некоммерческая организация «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области» (далее - АНО «ЦСРП НСО»).
4. Общество с ограниченной ответственностью «Виват Талант».
5. Общество с ограниченной ответственностью «ССОБ ГРУПП».
6. Индивидуальный предприниматель Сущинская М.М.
7. Индивидуальный предприниматель Медведева Н.В.
8. Индивидуальный предприниматель Свистунова А.А.
9. Индивидуальный предприниматель Каркешко Д.Е.
В результате проверки установлено:
1. В 2021-2022 гг. на реализацию 3 региональных проектов, включенных в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках в государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» направлено 746 358,3 тыс.руб., (из них 78,5% за счет средств федерального бюджета), в том числе в 2021 году – 316 703,2 тыс.руб. (99,3% к плану), в 2022 году – 429 655,1 тыс.руб. (100,0%).
2. Непосредственно 67 субъектам МСП в форме грантов направлено 35 270,9 тыс.руб. (4,7% от объема государственной поддержки МСП за два года). Основной объем бюджетных средств – 711 087,4 тыс.руб. (95,3%) выделен двум организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП, созданным Новосибирской областью (Гарантийному фонду НСО и АНО «ЦСРП НСО»).
АНО «ЦСРП НСО» выделено 416 546,2 тыс.руб., из них 136 278,1 тыс.руб. - на содержание инфраструктуры (заработная плата, аренда помещения, коммунальные платежи и прочие) и 280 268,1 тыс.руб. – на предоставление услуг субъектам МСП и физическим лицам и достижения результатов региональных проектов, из которых 225 980,5 тыс.руб. направлено на оплату договоров с организациями и индивидуальными предпринимателями, оказавшим консультационные, образовательные и прочие услуги 19 682 субъектам МСП.
В 2021 году договоры со сторонними организациями заключались в пределах нормативов, установленных приказом Министерства, с 2022 года нормативы затрат на проведение мероприятий не утверждаются. АНО «ЦСРП НСО» самостоятельно проводит отбор исполнителей по оказанию услуг, заключает договоры и устанавливает сумму по договору, за исключением мероприятий, включенных в Перечень программ, утвержденных Минэкономразвития РФ. При этом до 90% проведенных мероприятий получили высокие оценки субъектов МСП.
3. На реализацию РП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» выделено 605 610,2 тыс.руб., из них 311 069,0 тыс.руб. – АНО «ЦСРП НСО» и 294 541,2 тыс.руб. – Гарантийному фонду НСО.
Достигнуты следующие результаты:
- количество субъектов МСП, получивших комплексные услуги на единой площадке Центра «Мой бизнес» – 2,07 тыс.ед. и 1,59 тыс.ед. (при плане 1,23 тыс.ед. и 1,42 тыс.ед.);
- количество субъектов МСП-экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг Центра поддержки экспорта – 88 ед. и 68 ед. (при плане 70 и 62 ед.);
- объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП, при предоставлении гарантий Гарантийного фонда НСО – 11 094,6 млн.руб. и 10 829,6 млн.руб. (при плане 4 846,6 млн.руб. и 4 948,4 млн.руб.).
Гарантийным фондом НСО на 01.01.2023 не использованы 143 826,6 тыс.руб. (или 74,8% от субсидии 2022 года). АНО «ЦСРП НСО» из средств субсидии возвращен в бюджет не использованный остаток в размере 16 837,1 тыс.руб., а часть неиспользованных средств направлялась на расходы следующего периода (из субсидии 2021 года, на расходы 2022 года направлено 1 083,1 тыс.руб., из субсидии 2022 года, на расходы 2023 года – 901,1 тыс.руб.). При этом, результаты предоставления субсидий в 2021 и 2022 годах, на момент принятия решений о необходимости использования остатков бюджетных средств были достигнуты.
4. На реализацию РП «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» за два года выделено 96 916,0 тыс.руб., из них 61 645,1 тыс.руб. – АНО «ЦСРП НСО» и 35 270,9 тыс.руб. – 67 социальным предприятиям. Достигнуты следующие результаты:
- количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги на единой площадке центра «Мой бизнес» – 8,60 и 10,92 тыс.ед. (при плане 7,08 и 8,65 тыс.ед.);
- количество уникальных социальных предприятий и количество субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, получивших комплекс услуг и (или) финансовую поддержку в виде грантов 60 и 158 ед. (при плане 23 ед. и 52 ед.), 18 социальных предприятий, получивших гранты, сохранили 48 рабочих мест (план – 48 ед.) и (или) создали 29 новых рабочих мест (план – 11 рабочих мест) в 2021 году, сохранили 59 рабочих мест и создали 19 новых рабочих мест в 2022 году.
5. На реализацию РП «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» – 43 832,1 тыс.руб. (АНО «ЦСРП НСО»). Достигнуты следующие результаты:
- количество граждан, получивших услуги на единой площадке Центра «Мой бизнес», в том числе прошедших программы обучения – 1,042 тыс.чел. и 1,854 тыс.чел. (при плане 0,724 тыс.чел. и 1,272 тыс.чел.).
6. Нецелевого использования бюджетных средств проверкой не установлено. Вместе с тем, установлены следующие нарушения и недостатки:
- в результате изменений Минэкономразвитием РФ цели предоставления субсидий и несвоевременного принятия нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования субсидий на федеральном и региональном уровне, средства в размере 102 264,4 тыс.руб., выделенные в феврале 2021 года, возвращены в областной бюджет 29.04.2021 и до повторного направления на счет Гарантийного фонда НСО (24.08.2021 – 91 810,2 тыс.руб. и 28.10.2021 – 10 454,2 тыс.руб.) не использовались;
- у 3 социальных предприятий в договорах, заключенных в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении грантов, не предусмотрено согласие лиц, являющихся поставщиками, исполнителями по договорам, на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления гранта (в нарушение п.5 ст.78 Бюджетного кодекса РФ), а также о запрете на приобретение за счет средств гранта иностранной валюты (в нарушение пп.3 п.45 Порядка предоставления грантов); в ходе проверки нарушения устранены;
- ИП Сущинской М.М. в нарушение ст.78 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 приложения №1 к Порядку предоставления грантов, п.3.1 Соглашения, не обеспечен необходимый уровень софинансирования реализации проекта за счет собственных и (или) заемных средств (уровень софинансирования составил 22,9%, при установленном уровне в 25,0%), часть средств гранта (38,8 тыс.руб.) в ходе проверки возвращена в областной бюджет;
- внутренними распорядительными документами Министерства не установлены механизм и сроки проведения проверки отчетов получателей субсидий, что приводит к несвоевременному устранению получателями грантов ошибок и недостатков в отчетности.
7. На мероприятия региональных проектов направлено 90,7% и 93,0% от расходов по Госпрограмме. При этом, в Госпрограмму не включен как основной целевой индикатор показатель РП «Вовлечение», характеризующий предоставление государственной поддержки социальным предприятиям и начинающим предпринимателям. Кроме того, по содержанию и по значениям целевые индикаторы Госпрограммы, характеризующие результаты региональных проектов не соответствуют содержанию показателей, установленных в паспортах РП «Акселерация» и РП «Вовлечение».
8. В 2021 - 2022 гг. значения показателей, установленных в региональных проектах, ответственным за достижение которых является Минпромторг НСО, достигнуты. Новосибирская область на 01.01.2023 занимает лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе по количеству субъектов МСП (144 174 ед.), среднесписочной численности работников в малом и среднем предпринимательстве (391 405 ед.), а также доле среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения (35,1%).
Росту указанных показателей на начало 2023 года способствует эффективная реализация региональных проектов через созданную Новосибирской областью инфраструктуру поддержки МСП, что подтверждено рейтингами Корпорации МСП. Вместе с тем, в ряде муниципальных районов области количество субъектов МСП, обратившихся за оказанием государственной поддержки в организации инфраструктуры, крайне незначительно.
По результатам проведенного мероприятия палата предложила Министерству:
внести изменения в приложение 1 к государственной программе Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» в части включения целевого индикатора по региональному проекту «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» и приведения целевых индикаторов госпрограммы в соответствие с показателями и результатами, установленными в региональных проектах;
в целях своевременности устранения недостатков, допускаемых получателями субсидий, и предотвращения нарушений в отчетности, рассмотреть вопрос о принятии порядка (регламента) проверки целей, условий, и результатов предоставления субсидий.
Согласно информации, представленной Министерством в настоящее время при реализации государственных программ Российской Федерации применяется новая система управления государственными программами (https://programs.gov.ru). В связи с этим в настоящее время Министерством разрабатывается новая структура государственной программы, которая будет применяться с 2024 года. В качестве одного из показателей в проект программы включен показатель – «Количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги».
Разработка и утверждение порядка проведения Минпромторгом НСО проверок условий и порядка предоставления субсидий (грантов), в том числе проверки отчетов получателей субсидий (грантов), планируется до 01.10.2023.