Елена Гончарова приняла участие в работе расширенного семинар-совещания коллегии финансовых органов Новосибирской области.
Расширенный семинар-совещание коллегии финансовых органов Новосибирской области прошел в Малом зале заседаний Правительства Новосибирской области 3 февраля текущего года.
В работе семинара приняли участие: Травников А.А. – Губернатор Новосибирской области; Гончарова Е.А. – председатель КСП Новосибирской области; Николаев Ф.А. – председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности; руководитель УФК по Новосибирской области Гайдук А.В.; руководитель УФНС по Новосибирской области Морозов Г.Г.; руководители областных органов исполнительной власти; руководители и сотрудники областных финансовых органов; представители иных организаций и представители общественности.
Со вступительным словом и докладом на тему «Основные результаты деятельности государственных финансовых органов Новосибирской области за 2022 год. Перспективы и задачи на 2023 год и плановый период» на коллегии выступил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко.
В свою очередь Губернатор Андрей Травников поблагодарил специалистов финансового сектора за работу в последние три непростых года – в том числе, при реализации национальных проектов и региональных программ. «И 2020-й, и 21-й, и 22-й годы характеризовались одним и тем же: неожиданными внешними, макроэкономическими изменениями, с другой стороны – новыми срочными задачи, которые необходимо было решать и обеспечивать их финансовыми ресурсами. Отметил грамотную, оперативную, выверенную работу сотрудников финансовых организаций и министерства финансов. Грамотное управление расходами, госдолгом позволило региону пройти все штормы. А главная благодарность Губернатора коллегам – за то, что не только боролись с кризисами и принимали «пожарные» решения, но и продолжали развиваться, улучшали свою эффективность.
Елена Гончарова, председатель КСП Новосибирской области, в своем выступлении говорила о развитии взаимодействия контрольно-счетных и финансовых органов в Новосибирской области. Она отметила, что в 2022 году заключено соглашение о сотрудничестве между палатой и Министерством финансов НСО. По соглашению палата направляет в Министерство финансов отчеты, заключения, представления и предписания по всем проведенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям. Эти документы содержат предложения палаты по совершенствованию бюджетного законодательства и бюджетного процесса в Новосибирской области, а также меры, необходимые для устранения и предупреждения установленных нарушений и недостатков. Министерство финансов направляет в палату информацию о мерах, принятых для минимизации установленных нарушений и недостатков, а также о результатах своих мероприятий по анализу организации бюджетного процесса и соблюдения бюджетного законодательства, проведенных Министерством.
На данный момент палата направила в документы по 24-м мероприятиям, проведенным в 2022 году, а также по результатам проверки высокодотационных муниципальных образований, проведенной в 2021 году (25 отчетов и заключений, 68 представлений). Документы по 5-ти мероприятиям, завершенным в конце 2022 года, были направлены в январе текущего года.
Министерство финансов направило в палату информацию о превентивных мерах для минимизации нарушений и недостатков, принятых по 9-ти мероприятиям палаты. Кроме того, Министерство сообщило о результатах мониторинга состояния местных бюджетов и соблюдения нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления.
В 2022 году взаимодействие осуществлялось и в других формах, используемых уже несколько лет (рабочие группы, перечень поручений Губернатора НСО).
Министерство финансов готовит перечень поручений Губернатора НСО, направленных на устранение установленных палатой нарушений, а также на реализацию предложений палаты. В прошлые годы перечни поручений, как правило, формировали по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета и экспертизы проекта областного бюджета. В августе 2022 года впервые был утвержден перечень поручений, по итогам проведенных в 2021 году мероприятий, с конкретными мерами по устранению нарушений и реализации предложений палаты.
Рабочие группы создаются для рассмотрения и выработки решений по реализации предложений палаты с обязательным включением представителей палаты в состав рабочих групп. Представители палаты также участвуют в заседаниях постоянно действующих рабочих групп, созданных Министерством финансов для рассмотрения вопросов совершенствования межбюджетных отношений, внесения изменений в госпрограмму управления финансами, методическом совете по бухгалтерскому учету и отчетности.
В результате проведенной работы были реализованы предложения палаты по внесению изменений в госпрограмму управления финансами, общие правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам, порядки и типовые соглашения о предоставлении субсидий, изменению принципов отражения в бюджетном учете отдельных объектов и операций.
Следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в порядок формирования и реализации областных госпрограмм, Министерство финансов теперь не проверяет соответствие объемов их финансирования закону о бюджете и сводной бюджетной росписи. В ходе экспертизы изменений палатой установлено, что в ряде случаев объем финансирования с росписью не совпадает. Похоже, что в информационной системе по умолчанию отображаются данные об объеме лимитов бюджетных обязательств, которые могут быть меньше объема ассигнований в росписи. C учетом этого в начале января целесообразно доводить до заказчиков госпрограмм, Законодательного Собрания и палаты актуальные данные об объеме ассигнований в уточненной сводной бюджетной росписи.
С 2023 года в порядках предоставления субсидий местным бюджетам необходимо устанавливать конкретный уровень софинансирования расходов за счет средств областного бюджета. Соответствующие изменения внесены в общие правила предоставления субсидий по итогам обсуждения на рабочей группе. Но в ряде проектов, поступивших на экспертизу в начале текущего года, конкретный уровень софинансирования не устанавливается. В частности, в порядок включается фраза из общих правил, что этот уровень не должен превышать предельный, установленный распоряжением Правительства НСО.
В 2021 году в областной информационной системе управления бюджетным процессом реализована возможность автоматического формирования реестров закупок малого объема. Это позволило практически исключить нарушения при формировании реестров, ранее допускавшиеся практически в каждом муниципальном образовании. В 2022 году нарушения при ведении реестра были установлены только в 1 поселении, которое осуществляло закупки через подотчетных лиц (в информационной системе отсутствует информация о том, что и у кого было закуплено, поэтому эту информацию нужно вносить в реестр из данных первичных документов).
Сохраняются недостатки в отчетах об исполнении местных бюджетов, формируемых в областной информационной системе, в них не отражаются наименования целевых статей расходов. Целесообразно предусмотреть ведение в системе классификатора кодов и наименований целевых статей расходов каждого местного бюджета, что позволит автоматизировать процесс формирования проектов решений о бюджетах и отчетов об их исполнении.
В 4-х проверенных поселениях из 20-ти были установлены превышения нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления. При чем нарушения были допущены за счет расходов на содержание местных администраций, «спрятанных» в других подразделах (другие общегосударственные вопросы, коммунальное хозяйство, благоустройство). Поэтому в ходе мониторинга, проводимого Министерством финансов, эти нарушения не выявляются.
По превышениям нормативов, выявляемым в ходе мониторинга, Министерство финансов направляет информацию в муниципальные контрольно-счетные органы для привлечения виновных к административной ответственности. При этом превышение нормативов является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Контроль за соблюдением этих условий относится к полномочиям областных органов финансового контроля, которые уполномочены составлять протоколы по этим административным правонарушениям (штрафы в этом случае будут зачисляться в областной бюджет).
В 2022 году информация о превышении норматив была направлена в муниципальные контрольно-счетные органы до заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством финансов и палатой. В 2023 году согласно соглашению информация о результатах мониторинга соблюдении нормативов должна быть направлена в палату. В соответствии с КоАП палата, получив соответствующую информацию, составит протоколы об административных правонарушениях.
Как правило, нормативы превышаются в небольших по численности населения поселениях, в которые нормативные расходы, зависящие от числа жителей, недостаточны для содержания администрации. Кроме того, существует проблема резкого изменения объема нормативных расходов при переходе муниципального образования из одной группы по численности населения в других.
На одном из заседаний рабочих групп было принято решение приостановить рассмотрение вопроса об изменении подходов к установлению нормативов до реализации мер по совершенствованию территориальных и организационных основ (прежде всего, в части объединения района и поселений в муниципальный округ). Фактически эти изменения были учтены при внесении изменений в нормативы в августе 2022 года. Однако предложения палаты при этом учтены не были. В частности, взаимосвязь между размером норматива и численностью населения по-прежнему не прямая. При схожей численности населения норматив существенно различается.
При внесении изменений в методику определения нормативов не были учтены вопросы оплаты труда председателей и аудиторов муниципальных контрольно-счетных органов, которые по федеральному законодательству теперь относятся к муниципальным должностям. Предусмотренный методикой фонд оплаты труда для муниципальных должностей несколько меньше, чем для должности существовавших ранее должностей муниципальной службы. Поэтому для наиболее опытных и профессиональных сотрудников (с максимальным стажем и чином) переход с муниципальной службы на муниципальную должность фактически привел к уменьшению уровня оплаты труда.
Также не решен вопрос с премированием лиц, замещающих муниципальные должности. В последние годы из областного бюджета выделяются средства на поощрение глав районов. Главам эти средства выплачиваются в виде премий. При этом для муниципальных должностей выплата премий областной методикой не предусмотрена, и есть случаи, когда на этом основании премирование фактически не осуществляется (запрещается).
Палата также предложила дополнить соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципальных образований конкретными мерами, реализация которых находится в компетенции органов местного самоуправления и способна привести к увеличению доходов местных бюджетов. Например, в Смоленской области предусмотрены меры по обращению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, внесение в ЕГРН данных о собственниках недвижимого имущества.
Завершило работу семинара–совещания заключительное слово заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко.