Расширенный семинар–совещание коллегии финансовых органов Новосибирской области.
29 января 2021 года в малом зале Правительства Новосибирской области состоялся расширенный семинар–совещание коллегии финансовых органов региона (в т.ч.с использованием возможностей видеоконфернцсвязи).
В заседании приняли участие член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Городецкий В.Ф., председатель комитета по бюджетной, финансово –экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области Николаев Ф.А., заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Подковырин П.В., руководитель управления федерального казначейства по Новосибирской области Гайдук А. В., руководитель управления федеральной налоговой службы России по Новосибирской области Легостаев А.В., начальник контрольного управления Новосибирской области Рягузов Д.Е., председатель Президиума Совета муниципальных образований Новосибирской области Губер В.И., председатель общественного Совета при министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области Женов В. Г., заместители министра, руководители структурных подразделений и руководители территориальных органов министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.
С докладом «Основные результаты деятельности государственных финансовых органов Новосибирской области за 2020 год. Перспективы и задачи на 2021 год и плановый период» выступил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Юрьевич Голубенко.
В ходе коллегии с докладом о развитии взаимодействия контрольно-счетных и финансовых органов в Новосибирской области выступил заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Подковырин П.В. В своем выступлении он отметил, что в 2020 году взаимодействие палаты и Министерства финансов НСО было направлено на дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Новосибирской области.
В рамках реализуемых полномочий сделанные предложения палаты, прежде всего, направлены на совершенствование областного законодательства, предотвращение и предупреждение нарушений, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, а также достижение национальных целей и стратегических задач развития страны и области. Необходимо отметить, что Счетная палата РФ также ориентирует региональные и муниципальные КСО на изменение основных акцентов нашей деятельности, превращение из органа традиционного финансового контроля в стратегического партнера и центр компетенций для органов исполнительной власти. Считаем, что наше взаимодействие последние годы полностью соответствует развитию этого принципа.
Основной формой взаимодействия КСП НСО с Министерством финансов НСО являются рабочие группы, создаваемые для реализации предложений палаты. Регламент такого взаимодействия утвержден Губернатором области и предусматривает обязательное включение в состав рабочих групп представителей палаты. Также представители палаты и Министерства совместно участвуют в рабочих группах, созданных другими органами исполнительной власти, а также комитетами Законодательного Собрания. В прошедшем году с учетом пандемии впервые использованы такие новые формы работы как заочное голосование по вопросам повестки дня и заседание рабочей группы в видеорежиме.
Так, в рамках рабочей группы продолжалась работа по внесению изменений в областную программу Управления финансами. Предложения палаты учтены при уточнении состава и наименований целевых показателей программы, установлении порядка определения объема и предоставления субсидии АНО «Дом финансового просвещения», а также порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и инициативное бюджетирование.
У нас также были предложения по общим правилам предоставления и распределения межбюджетных субсидий (постановление Правительства НСО 40-п), в частности, по реализации в них условия о централизации закупок. Эти предложения также были рассмотрены на заседании рабочей группы с участием Контрольного управления НСО, на котором были определены необходимые изменения в правила и форму типового соглашения о предоставлении субсидий.
Также нужно завершить работу по приведению системы отраслевых межбюджетных субсидий и субсидий юридическим лицам в соответствие с новыми положениями БК РФ. При формировании бюджета на 2021 год и проведении экспертизы палатой сделаны предложения о необходимости работы по исключению дублирования наименований основных мероприятий госпрограмм и направлений расходов в составе целевых статей расходов.
Во всех проверенных муниципальных районах стали применяться новые методические рекомендации по расчету дотаций поселениям, подготовленные Министерством финансов НСО с учетом предложений палаты. В ходе применения новых рекомендаций был установлен ряд недостатков (в части расчета коэффициентов удаленности от административного центра, бюджетных площадей и стоимости основных средств). В 2020 году с участием палаты были подготовлены изменения в методические рекомендации, которые одобрены на заседании рабочей группы и направлены в муниципальные районы.
Работа по вопросам совершенствования областной системы межбюджетных отношений, согласно решениям рабочих групп, запланирована и на будущее. Как пример – рассматриваемая проблема высокой зависимости муниципальных образований от финансовой помощи из областного бюджета. Во многом это следствие используемых методик распределения финансовой помощи, которые приводят к тому, что муниципальным образованиям не выгодно увеличивать собственные доходы.
Наши предложения по совершенствованию системы бюджетного выравнивания, направленные на увеличение стимулов к развитию доходной базы местных бюджетов, мы ежегодно включаем в наши заключения по проекту областного бюджета. Кроме того, таким стимулом могли бы стать новые соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов дотационных муниципальных образований. В соглашения могли бы быть включены конкретные обязательства по повышению ставок местных налогов, отмене неэффективных льгот, работе с источниками неналоговых доходов.
В части совершенствования бюджетного процесса в муниципальных образованиях и межбюджетных отношений проводимая работа позволяет постепенно повышать качество финансового менеджмента в муниципальных образованиях. В 2020 году начата работа по формированию реестров государственных и муниципальных закупок в областной информационной системе бюджетного процесса. В большинстве проверенных муниципальных образований реестры не соответствуют установленным требованиям, их автоматическое формирование в информационной системе позволит исключить это нарушение.
В прошлые годы за счет установления новых нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления значительно сократилось число случаев их превышения. По данным мониторинга Министерства финансов НСО, число нарушений уменьшилось с 50% до 5% муниципальных образований. Проверка палаты за 2019 год также выявила нарушения, при этом мы проверяем высокодотационные поселения с небольшой численностью населения 100-200 чел. Именно в таких поселениях объем нормативных расходов недостаточен для содержания местных администраций. Как пример по 2-м из 3-х поселений Венгеровского района, превысивших нормативы в 2019 году, приняты решения об их укрупнении (объединении с трех поселений в одно).
Решением рабочей группы рассмотрение предложений палаты по совершенствованию подходов к установлению нормативов было перенесено до правового урегулирования вопросов по совершенствованию территориальных основ местного самоуправления. На текущий момент соответствующая правовая база создана. Как уже отмечено, в области впервые опробован способ объединения небольших поселений. Кроме того, в законе о местном самоуправлении предусмотрена возможность объединения района и всех поселений в муниципальный округ. После выбора оптимального для Новосибирской области способа необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о совершенствовании подходов к установлению нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления.
В части совершенствования бюджетного процесса на областном уровне сохраняется ряд вопросов, которые предстоит рассмотреть на заседаниях рабочих групп. Так, в порядке использования средств резервного фонда по-прежнему не предусмотрено предоставление материальной помощи из резервного фонда напрямую гражданам (можно только юридическим лицам или органам местного самоуправления), а также необходимо определить понятие прочих непредвиденных расходов.
В заключении хотелось бы отметить важность развития информационного взаимодействия. На основе соглашения с Министерством финансов НСО палата имеет доступ к данным областной информационной системы управления бюджетами процессами. В частности, работники палаты могут работать с отчетностью областных и муниципальных учреждений со своих рабочих мест.
Возможности, предоставляемые цифровизацией финансового контроля и государственного управления в целом, также позволяют оптимизировать деятельность органов финансового контроля и больше ресурсов направлять на экспертно-аналитическую деятельность, подготовку предложений по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти.
В ходе работы коллегии были подведены итоги деятельности министерства финансов и налоговой политики, озвучены предложения, направленные на совершенствование областного законодательства в сфере финансов и налоговой политики, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, а также достижение национальных целей и стратегических задач развития страны и области.
С материалами семинара - совещания можно ознакомиться на сайте Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в разделе «Документы».