Комитетом Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрен отчет КСП Новосибирской области.
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрел отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о результатах проверки законности и эффективности использования средств бюджета Новосибирской области, направленных на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 году и текущем периоде 2020 года. Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
С докладом о результатах проверки перед депутатами выступил аудитор палаты В.Н. Алёхин, он отметил, что объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ).
2. Администрация г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области.
3. Администрация г. Искитим Новосибирской области.
4. Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.
5. Администрация г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области.
6. Администрация г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области.
7. Администрация р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области.
8. Администрация Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
- Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Новосибирской области в 2019-2020 годах осуществляется в рамках реализации мероприятия Региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2019 №122‑п и подпрограммы «Безопасность ЖКХ» госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства НСО от 16.02.2015 № 66-п.
Мероприятия Региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, финансируются за счет средств Госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ».
- Объемы финансирования мероприятий по переселению на 2019 и 2020 годы, предусмотренные РАП по переселению, не соответствуют объемам, утвержденным Законами НСО о бюджете на соответствующий год: на 2019 год по РАП – 489 644,7 тыс.руб., по Закону НСО о бюджете – 491 677,3 тыс.руб.; на 2020 год по РАП – 269 678,7 тыс.руб., по Закону НСО о бюджете – 323 459,6 тыс.руб.
Объемы финансирования мероприятий по переселению на 2020 год, предусмотренные подпрограммой «Безопасность ЖКХ» не соответствуют объемам, утвержденным Законами об областном бюджете на соответствующий год: по подпрограмме «Безопасность ЖКХ» – 532 722,8 тыс.руб., по Закону НСО о бюджете – 218 372,3 тыс.руб.
При этом, на момент проверки соответствующие изменения в госпрограмму «ЖКХ НСО» и РАП по переселению, не внесены.
- На финансирование мероприятий в рамках РАП по переселению на 2019 – 2025 годы за 2019 год направлено 436 468,7 тыс.руб. или 88,8% к плану, за 5 месяцев 2020 года – 41 800,6 тыс.руб. или 12,9% годового плана.
Фактическое использование средств бюджетов на мероприятия по переселению в рамках РАП за 2019 год составило 510 652,1 тыс.руб. (на заключение муниципальных контрактов), из них за счет средств:
– ОБ (Фонда реформирования ЖКХ РФ) – 416 970,0 тыс.руб;
– МБ (в т.ч. дополнительные средства) – 93 682,2 тыс.руб.
Оставшиеся средства Фонда в размере 19 498,7 тыс.руб. направлены в качестве 30% авансового платежа по объектам.
Наибольший объем ассигнований в 2019 году направлен г. Новосибирску (40,6%), г. Искитиму (20,5%) и Маслянинскому району (24,8%); в 2020 году – Чулымскому (30,3%), Ордынскому (29,4%) и Болотнинскому (29,0%) районам.
- На осуществление мероприятий по переселению в рамках реализации подпрограммы «Безопасность ЖКХ» госпрограммы «ЖКХ НСО» в 2019 году направлено 394 883,6 тыс.руб. или 97,9%, в том числе за счет средств:
– ОБ – 364 694,8 тыс.руб.;
– МБ (в т.ч. дополнительные средства) – 30 188,8 тыс.руб.
За 5 месяцев 2020 года из областного бюджета на реализацию мероприятий направлено 26 735,6 тыс.руб. или 13,1% годового плана.
Наибольший объем финансирования в 2019 году направлен Карасукскому (20,1%) и Барабинскому (14,4%) районам, а также г. Бердску (13,5%); в 2020 году – Чановскому (48,3%) и Болотнинскому (37,1%) районам.
- В результате реализации мероприятий РАП по переселению этапа 2019-2020 (на 01.06.2020) переселено 358 человек из 142 жилых помещений общей площадью 6 348,2 кв.м (55,7% плана).
План по переселению полностью выполнен (г. Куйбышев (переселено 27 человек из 16 помещений площадью 625,1 кв.м), Бажинский сельсовет Маслянинского района (149 человек из 53 помещений площадью 2 457,76 кв.м), г. Чулым (20 человек из 8 помещений площадью 363,0 кв.м).
- В результате реализации мероприятий подпрограммы «Безопасность ЖКХ» в 2019 году переселено 598 человек из жилых помещений общей расселенной площадью 9 420,0 кв.м (100,2% к плану).
Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренные подпрограммой «Безопасность ЖКХ» за 2019 год выполнены всеми МО – участниками подпрограммы.
При этом, мероприятия по сносу расселённых аварийных МКД выполнены в полном объёме только в г. Бердске, г. Куйбышеве и в г. Тогучине. В остальных МО снос расселённых аварийных МКД выполнен частично или не выполнен и запланирован на 2020 год.
КСП НСО обращает внимание, что условиями предоставления и расходования субсидии (в т.ч. Соглашениями о субсидировании в 2020 году) не предусмотрены обязательства администраций муниципальных образований по сносу расселённых аварийных домов, а также возможность расходования предоставляемой субсидии на мероприятия по сносу аварийного жилищного фонда.
- Всего за проверяемый период (2019 и 5 месяцев 2020 года) по состоянию на 01.06.2020 в результате реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, осуществляемых в рамках РАП и подпрограммы «Безопасность ЖКХ» переселено 1 032 гражданина из жилых помещений общей площадью 17 075,3 кв.м, на что направлены бюджетные средства в размере 958 563,3 тыс.руб., в том числе ОБ – 834 713,7 тыс.руб. (87,0%), МБ – 124 389,6 тыс.руб (13,0%).
- В ходе визуального осмотра жилых помещений, предоставленных гражданам для переселения из аварийного жилищного фонда, установлены многочисленные нарушения технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Во всех проверенных МО, установлены строительные дефекты и факты не качественно выполненных работ, отклонения от проекта при строительстве МКД.
Кроме того, КСП НСО установлено, что:
‑ администрацией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области неэффективно использованы средства бюджета, направленные на расселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2014 году по программе переселения из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2015 годы (утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 15.04.2013 № 161-п) в сумме 14 964,9 тыс.руб.;
‑ стоимость переселения в ряде поселений произведена с превышением нормативной стоимости 1 кв.м переселения (43,3 тыс.руб./кв.м.). В результате, общая сумма превышения затрат составила 356,0 тыс.руб., в том числе г. Барабинск – 35,0 тыс.руб., г. Тогучин – 321,0 тыс.руб. Средства в размере 356,0 тыс.руб. подлежат возврату в бюджет области;
– при проведении аукционов на приобретение жилых помещений для определения начальной (максимальной) цены контрактов МО не проводился мониторинг рыночной стоимости строящегося и реализуемого жилья на территории своего поселения.
По итогам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области рассмотреть вопрос о разработке норматива стоимости жилья, дифференцированного по муниципальным образованиям исходя из средней рыночной стоимости жилья и использование дифференцированных нормативов в областных методиках распределения межбюджетных трансфертов.
Для устранения выявленных нарушений Контрольно-счетная палата Новосибирской области направила представления в:
– Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области;
– Администрацию г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области;
– Администрацию г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области;
– Администрацию г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области;
– Администрацию р.п. Краснозёрское Краснозёрского района Новосибирской области.
Информация о мерах, принятых для устранения нарушений и недостатков, выявленных при контрольном мероприятии, опубликована на сайте палаты по адресу: https://ksp.nso.ru/news/1062.
Заслушав доклад аудитора КСП Новосибирской области, рассмотрев и обсудив предоставленные материалы депутаты решили: принять информацию палаты к сведению и рекомендовать Правительству Новосибирской области образовать межведомственную комиссию с привлечением депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области и всех заинтересованных сторон с целью выработки новых подходов к реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Новосибирской области.