27 Октября 2014
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам обследования реализации подпрограмм «Обеспечение жилищных гарантий для создания предпосылок к улучшению демографической ситуации» и «Развитие жилищного строительства для целей коммерческого найма» долгосрочной целевой (государственной) программы «Стимулирование развития жилищного строительства Новосибирской области на 2011-2015 годы» в 2011-2013 годах рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
С докладом о результатах экспертно-аналитического мероприятия перед депутатами выступил аудитор палаты В.Н. Алёхин, который отметил, что цель, задачи данных подпрограмм - это улучшение жилищных условий различных категорий граждан.
Реализация подпрограммы «Обеспечение жилищных гарантий для создания предпосылок к улучшению демографической ситуации» осуществлялась по 2-м направлениям:
- предоставление семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, бесплатных земельных участков;
- обеспечение жильем инвалидов.
Из двух направлений финансирование предусмотрено только на мероприятия по обеспечению жильем инвалидов.
Целевыми индикаторами по мероприятиям подпрограммы установлены:
- количество семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, которые будут обеспечены бесплатными земельными участками для индивидуального жилищного строительства;
- количество инвалидов, которые будут обеспечены жильем.
Согласно подпрограмме к 2016 году земельными участками должны быть обеспечены - 2 432 многодетные семьи, в том числе за проверяемый период – 1 232 семьи.
Обследованием установлено, что с 2011 по 2013 годы количество многодетных семей, изъявивших желание на получение земельного участка, составляло 6 973 семьи, из них на 01.01.2014 обеспечено земельными участками – 2 044 семьи или 29,3% от числа нуждающихся.
Вместе с тем, целевой индикатор: обеспечить к 2016 году 2 432 семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства, за проверяемый период выполнен на 81,4%.
В ходе проведения обследования комиссией КСП НСО произведены выборочные выездные проверки земельных участков, выделенных семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, расположенных в Новосибирском, Колыванском, Коченевском и Ордынском районах Новосибирской области.
В результате обследования установлено:
- в Колыванском и Новосибирском (пос. Ложок) районах земельные участки выделялись на площадках комплексной застройки, из числа зарезервированных для предоставления льготным категориям граждан. Данные площадки в целом обеспечены инженерным обустройством, вместе с тем, в Коченевском и Ордынском районах земельные участки инженерной инфраструктурой не обеспечены;
- в основном, семьям, получившим земельные участки, выданы разрешения на строительство индивидуального жилья, часть из них обратились за государственной поддержкой на строительства индивидуального жилого дома (в соответствии с Постановлением Губернатора области от 01.04.2010 № 102) и получили её. При этом, фактическое строительство, на значительной части участков, не ведется. В Колыванском районе области установлен факт, когда семья, получившая субсидию на строительство индивидуального жилья, фактически его осуществлять не намеревалась, продав земельный участок и использовав полученную субсидию на иные цели;
- предусмотренный ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земельных участков, выделенных по жилищную застройку данной категории граждан ни муниципальными районами, ни поселениями не ведется.
В рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем инвалидов, предусматривается обеспечение жильем следующей категории граждан: инвалидов, ветеранов боевых действий и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
Обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Полномочия по предоставлению данных мер социальной поддержки РФ переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Обеспечение жильем инвалидов осуществляется путем строительства или приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с последующим предоставлением по договорам социального найма, либо предоставления единовременных денежных выплат для строительства или приобретения жилья в собственность.
В соответствии с подпрограммой на обеспечение жильем инвалидов с 2011 по 2015 годы предусмотрены субвенции из федерального бюджета в размере 202,7 млн.руб.
За проверяемый период на выполнение государственных полномочий по обеспечение жильем инвалидов муниципальным районам и городским округам перечислены субвенции в размере 129,1 млн.руб.
Согласно отчету о ходе реализации подпрограммы за период с 2011 по 2013 годы обеспечено жильем 226 инвалидов при плане 279 или 81,0%.
Целевой индикатор обеспечить жильем к 2016 году 405 инвалидов, выполнен на 55,8%.
При этом, необходимо отметить, что в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, по состоянию на 01.01.2011, числилось в 3,4 раза больше (1 392 инвалида) чем определено подпрограммой.
Наибольшее количество жилых помещений выделено в г. Новосибирске (93), при этом обеспечено лишь 10,8% нуждающихся. В Новосибирском районе (12) – 41,4%, в Татарском районе (10) – 35,7%, в г. Бердске (10) – 16,1%.
Реализация подпрограммы «Развитие жилищного строительства для целей коммерческого найма» осуществляется в виде государственной поддержки отдельным категориям граждан, являющихся нанимателями по договорам коммерческого найма жилых помещений.
Единственным целевым индикатором по реализации подпрограммы является - количество граждан, получающих субсидии на компенсацию части затрат отдельным категориям граждан по коммерческому найму жилья.
В целях развития рынка жилья коммерческого найма Правительством Новосибирской области при участии ОАО «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования» и ООО «Центр жилищного найма Новосибирской области» реализуется проект по строительству арендного жилья в поселке Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В рамках данного проекта в 2012 году были построены и введены в эксплуатацию два трехэтажных дома по 65 квартир каждый.
Государственная поддержки в виде предоставления субсидий при коммерческом найме жилья к 2016 году должна оказываться 430 гражданам (ожидаемый результат). Фактически плановый показатель за 2012 и 2013 годы выполнен на 15,8%. Максимальное количество граждан, воспользовавшихся государственной поддержкой при коммерческом найме жилья в 2013 году составило 68 чел. при плане 230 чел. Объем государственной поддержки за 2012 и 2013 годы составил 2 297,4 тыс.руб. или 28,6% к лимитам.
Следует отметить, что оценка эффективности создания фонда арендного жилья, определение условий его формирования и использования, а также разработка нормативной правовой базы по созданию и использованию данного фонда государственным заказчиком Программы не осуществлялась.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предложено: министерству строительства и ЖКХ Новосибирской области:
- учесть замечания палаты при утверждении государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства Новосибирской области на 2015-2020 годы»;
- провести оценку эффективности создания фонда арендного жилья, а также разработать нормативную правовую базу по его созданию и использованию.
Для устранения выявленных палатой нарушений и недостатков представления контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены в:
- министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области;
- администрацию Колыванского района Новосибирской области.
Заслушав и обсудив доклад аудитора и предоставленные материалы депутаты решили: принять заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области к сведению.
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам обследования реализации подпрограмм долгосрочной целевой программы стимулирования жилищного строительства в Новосибирской области
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам обследования реализации подпрограмм «Обеспечение жилищных гарантий для создания предпосылок к улучшению демографической ситуации» и «Развитие жилищного строительства для целей коммерческого найма» долгосрочной целевой (государственной) программы «Стимулирование развития жилищного строительства Новосибирской области на 2011-2015 годы» в 2011-2013 годах рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
С докладом о результатах экспертно-аналитического мероприятия перед депутатами выступил аудитор палаты В.Н. Алёхин, который отметил, что цель, задачи данных подпрограмм - это улучшение жилищных условий различных категорий граждан.
Реализация подпрограммы «Обеспечение жилищных гарантий для создания предпосылок к улучшению демографической ситуации» осуществлялась по 2-м направлениям:
- предоставление семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, бесплатных земельных участков;
- обеспечение жильем инвалидов.
Из двух направлений финансирование предусмотрено только на мероприятия по обеспечению жильем инвалидов.
Целевыми индикаторами по мероприятиям подпрограммы установлены:
- количество семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, которые будут обеспечены бесплатными земельными участками для индивидуального жилищного строительства;
- количество инвалидов, которые будут обеспечены жильем.
Согласно подпрограмме к 2016 году земельными участками должны быть обеспечены - 2 432 многодетные семьи, в том числе за проверяемый период – 1 232 семьи.
Обследованием установлено, что с 2011 по 2013 годы количество многодетных семей, изъявивших желание на получение земельного участка, составляло 6 973 семьи, из них на 01.01.2014 обеспечено земельными участками – 2 044 семьи или 29,3% от числа нуждающихся.
Вместе с тем, целевой индикатор: обеспечить к 2016 году 2 432 семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства, за проверяемый период выполнен на 81,4%.
В ходе проведения обследования комиссией КСП НСО произведены выборочные выездные проверки земельных участков, выделенных семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, расположенных в Новосибирском, Колыванском, Коченевском и Ордынском районах Новосибирской области.
В результате обследования установлено:
- в Колыванском и Новосибирском (пос. Ложок) районах земельные участки выделялись на площадках комплексной застройки, из числа зарезервированных для предоставления льготным категориям граждан. Данные площадки в целом обеспечены инженерным обустройством, вместе с тем, в Коченевском и Ордынском районах земельные участки инженерной инфраструктурой не обеспечены;
- в основном, семьям, получившим земельные участки, выданы разрешения на строительство индивидуального жилья, часть из них обратились за государственной поддержкой на строительства индивидуального жилого дома (в соответствии с Постановлением Губернатора области от 01.04.2010 № 102) и получили её. При этом, фактическое строительство, на значительной части участков, не ведется. В Колыванском районе области установлен факт, когда семья, получившая субсидию на строительство индивидуального жилья, фактически его осуществлять не намеревалась, продав земельный участок и использовав полученную субсидию на иные цели;
- предусмотренный ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земельных участков, выделенных по жилищную застройку данной категории граждан ни муниципальными районами, ни поселениями не ведется.
В рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем инвалидов, предусматривается обеспечение жильем следующей категории граждан: инвалидов, ветеранов боевых действий и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
Обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Полномочия по предоставлению данных мер социальной поддержки РФ переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Обеспечение жильем инвалидов осуществляется путем строительства или приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с последующим предоставлением по договорам социального найма, либо предоставления единовременных денежных выплат для строительства или приобретения жилья в собственность.
В соответствии с подпрограммой на обеспечение жильем инвалидов с 2011 по 2015 годы предусмотрены субвенции из федерального бюджета в размере 202,7 млн.руб.
За проверяемый период на выполнение государственных полномочий по обеспечение жильем инвалидов муниципальным районам и городским округам перечислены субвенции в размере 129,1 млн.руб.
Согласно отчету о ходе реализации подпрограммы за период с 2011 по 2013 годы обеспечено жильем 226 инвалидов при плане 279 или 81,0%.
Целевой индикатор обеспечить жильем к 2016 году 405 инвалидов, выполнен на 55,8%.
При этом, необходимо отметить, что в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, по состоянию на 01.01.2011, числилось в 3,4 раза больше (1 392 инвалида) чем определено подпрограммой.
Наибольшее количество жилых помещений выделено в г. Новосибирске (93), при этом обеспечено лишь 10,8% нуждающихся. В Новосибирском районе (12) – 41,4%, в Татарском районе (10) – 35,7%, в г. Бердске (10) – 16,1%.
Реализация подпрограммы «Развитие жилищного строительства для целей коммерческого найма» осуществляется в виде государственной поддержки отдельным категориям граждан, являющихся нанимателями по договорам коммерческого найма жилых помещений.
Единственным целевым индикатором по реализации подпрограммы является - количество граждан, получающих субсидии на компенсацию части затрат отдельным категориям граждан по коммерческому найму жилья.
В целях развития рынка жилья коммерческого найма Правительством Новосибирской области при участии ОАО «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования» и ООО «Центр жилищного найма Новосибирской области» реализуется проект по строительству арендного жилья в поселке Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В рамках данного проекта в 2012 году были построены и введены в эксплуатацию два трехэтажных дома по 65 квартир каждый.
Государственная поддержки в виде предоставления субсидий при коммерческом найме жилья к 2016 году должна оказываться 430 гражданам (ожидаемый результат). Фактически плановый показатель за 2012 и 2013 годы выполнен на 15,8%. Максимальное количество граждан, воспользовавшихся государственной поддержкой при коммерческом найме жилья в 2013 году составило 68 чел. при плане 230 чел. Объем государственной поддержки за 2012 и 2013 годы составил 2 297,4 тыс.руб. или 28,6% к лимитам.
Следует отметить, что оценка эффективности создания фонда арендного жилья, определение условий его формирования и использования, а также разработка нормативной правовой базы по созданию и использованию данного фонда государственным заказчиком Программы не осуществлялась.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предложено: министерству строительства и ЖКХ Новосибирской области:
- учесть замечания палаты при утверждении государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства Новосибирской области на 2015-2020 годы»;
- провести оценку эффективности создания фонда арендного жилья, а также разработать нормативную правовую базу по его созданию и использованию.
Для устранения выявленных палатой нарушений и недостатков представления контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены в:
- министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области;
- администрацию Колыванского района Новосибирской области.
Заслушав и обсудив доклад аудитора и предоставленные материалы депутаты решили: принять заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области к сведению.