28 Октября 2014
аключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам обследования реализации ведомственной целевой программы «Повышения качества пожарной охраны, лесовосстановления, лесоустройства лесов Новосибирской области в 2011-2013 годах» рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.
С докладом о результатах экспертно-аналитического мероприятия перед депутатами выступила аудитор палаты Е.Н. Саблина, которая отметила, что расходы за счет средств областного бюджета по данной Программе за три года исполнены на 167 млн рублей. Из них 69 млн. рублей (42%) направлено на закупку противопожарной техники и оборудования, 45 млн. рублей на лессовостановление (27%), 29 млн. рублей, - на лесоустройство (17%). Расходы на проведение мониторинга пожарной опасности в лесах составили 10 млн. рублей, 14 млн. рублей было выделено на вовлечение в лесохозяйственную деятельность лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда.
Если в 2011-2012 годах исполнения плановых назначений составляло 93-99%, то в 2013 году расходы исполнены только на 34%. По причине недофинансирования у департамента лесного хозяйства Новосибирской области образовалась кредиторская задолженность на 33 млн. рублей. В мае текущего года для погашения задолженности расходы по аналогичной ВЦП в Законе о бюджете были увеличены. Однако изменения в Программу Департамент своевременно не внес. Задолженность погашена только в июле текущего года.
В рамках Программы департаментом лесного хозяйства Новосибирской области закуплено 125 единиц противопожарной техники и оборудования, и 797 ранцевых огнетушителей. Большая часть техники и оборудования (93%) передана в лесхозы, созданные в форме открытых акционерных обществ и ГУПов (754 ед. на 48 396,5 тыс. рублей и 104 ед. на сумму 5 335,3 тыс. рублей).
В период длительной процедуры увеличения уставных капиталов акционерных обществ, техника и оборудование передавалась по договорам ответственного хранения, не предусматривающим их использование (в 2012 году – 33 933,2 тыс. рублей, в 2013 году – 10 776,8 тыс. рублей), что приводило к неэффективному использованию бюджетных средств (ст.34 БК РФ). А когда техника фактически использовалась (в Новосибирском, Ордынском, Кыштовском и Колыванском лесхозах), нарушались нормы ст.892 ГК РФ и условия договоров хранения.
Оставшаяся часть техники передана в ГАУ «Авиабаза», и затем, без согласия департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области, также передавалась в лесхозы, что не было предусмотрено механизмом реализации Программы. Доходы Учреждения от передачи техники в лесхозы в несколько раз ниже затрат на ее содержание и эксплуатацию. Татарский лесхоз получил технику на общую сумму в 2,5 млн. рублей, при этом договоры на тушение лесных пожаров в ходе проверки в КСП НСО не были предоставлены.
Более половины лесхозов, получивших технику в рамках Программы и заключавших государственные контракты на тушение пожаров, имели просроченную задолженность по налогам. Кроме того, 7 из них имели просроченную задолженность по выплате заработной платы и убыток по результатам деятельности (Венгеровский, Колыванский, Кочковский, Куйбышевский, Кыштовский, Сузунский и Черепановский), получивших технику и оборудование в количестве 268 ед. на сумму 9 975,3 тыс. рублей,
В случае продажи Новосибирской областью пакетов акций лесхозов либо их банкротства служба пожаротушения в лесах Новосибирской области может лишиться противопожарной техники и оборудования, приобретенных за бюджетные средства.
Проверкой установлено, что не проведено в запланированных объемах лесовосстановление земель лесного фонда, пострадавших от пожаров, что обусловлено невыполнением госконтракта в 2013 году. Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области принимались меры по расторжению неисполненных контрактов и взысканию неустойки.
В рамках Программы в собственность Новосибирской области было изъято у 9 районов области 42,3 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения покрытых лесами. Земли закреплены за ГАУ «Авиабаза». При этом услуги по охране, защите, воспроизводству лесов на изъятых участках, в перечень и объемы госуслуг в сфере лесного хозяйства не включены, нормативы затрат на их исполнение департаментом лесного хозяйства Новосибирской области не разработаны, государственное задание до Учреждения не доведено.
Таким образом, цель, установленная в Программе – вовлечение в лесохозяйственную деятельность лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, к концу исполнения Программы в полном объеме не достигнута.
В целом из 9-ти целевых индикаторов Программы достигнуто всего 3. По расчету КСП НСО интегральной оценки реализации Программы на основании фактических расходов и достигнутых показателей, установленных в ходе проверки, реализация Программы может быть оценена как - недостаточно эффективная.
Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области также были допущены нарушения и недостатки в части порядка реализации Программ и исполнения государственных заданий, которые, согласно ответу, полученному на представления КСП НСО, в настоящий момент устранены.
Однако, в проекте государственной программы «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области на 2015-2020 годы», финансово-экономическую экспертизу которой КСП НСО провела в сентябре текущего года, по прежнему не раскрыты механизмы и мероприятия по вовлечению в лесохозяйственную деятельность лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, в том числе уже переданных из муниципальной собственности в 2013 году.
Также в госпрограмме предусмотрено приобретение и содержание противопожарного снаряжения и инвентаря (средств областного (3 835,3 тыс.руб.) и федерального (2 334,6 тыс.руб.) бюджетов. При этом механизм реализации госпрограммы (в отличие от действующей), не раскрывает, кому и на каких условиях будет осуществляться его поставка, а также предоставляться средства на содержание техники. Отсутствие продуманного механизма передачи и использования приобретенной за счет бюджетных средств техники может привести к ее неэффективному использованию.
Заслушав доклад аудитора Саблиной Е.Н. комитет аграрной политике, природных ресурсов и земельных отношений решил информацию о реализации ВЦП принять к сведению и отмечая низкий, недостаточно эффективный уровень исполнения программных мероприятий предложил Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области обеспечить безусловное исполнение замечаний Контрольно-четной палаты Новосибирской области изложенных в заключении по результатам обследования реализации ВЦП и имеющих место в ВЦП принятой к реализации на период с 2014 года.
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам обследования реализации ведомственной целевой программы повышения качества пожарной охраны лесов, лесоустройства и лесовосстановления в Новосибирской области
аключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам обследования реализации ведомственной целевой программы «Повышения качества пожарной охраны, лесовосстановления, лесоустройства лесов Новосибирской области в 2011-2013 годах» рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.
С докладом о результатах экспертно-аналитического мероприятия перед депутатами выступила аудитор палаты Е.Н. Саблина, которая отметила, что расходы за счет средств областного бюджета по данной Программе за три года исполнены на 167 млн рублей. Из них 69 млн. рублей (42%) направлено на закупку противопожарной техники и оборудования, 45 млн. рублей на лессовостановление (27%), 29 млн. рублей, - на лесоустройство (17%). Расходы на проведение мониторинга пожарной опасности в лесах составили 10 млн. рублей, 14 млн. рублей было выделено на вовлечение в лесохозяйственную деятельность лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда.
Если в 2011-2012 годах исполнения плановых назначений составляло 93-99%, то в 2013 году расходы исполнены только на 34%. По причине недофинансирования у департамента лесного хозяйства Новосибирской области образовалась кредиторская задолженность на 33 млн. рублей. В мае текущего года для погашения задолженности расходы по аналогичной ВЦП в Законе о бюджете были увеличены. Однако изменения в Программу Департамент своевременно не внес. Задолженность погашена только в июле текущего года.
В рамках Программы департаментом лесного хозяйства Новосибирской области закуплено 125 единиц противопожарной техники и оборудования, и 797 ранцевых огнетушителей. Большая часть техники и оборудования (93%) передана в лесхозы, созданные в форме открытых акционерных обществ и ГУПов (754 ед. на 48 396,5 тыс. рублей и 104 ед. на сумму 5 335,3 тыс. рублей).
В период длительной процедуры увеличения уставных капиталов акционерных обществ, техника и оборудование передавалась по договорам ответственного хранения, не предусматривающим их использование (в 2012 году – 33 933,2 тыс. рублей, в 2013 году – 10 776,8 тыс. рублей), что приводило к неэффективному использованию бюджетных средств (ст.34 БК РФ). А когда техника фактически использовалась (в Новосибирском, Ордынском, Кыштовском и Колыванском лесхозах), нарушались нормы ст.892 ГК РФ и условия договоров хранения.
Оставшаяся часть техники передана в ГАУ «Авиабаза», и затем, без согласия департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области, также передавалась в лесхозы, что не было предусмотрено механизмом реализации Программы. Доходы Учреждения от передачи техники в лесхозы в несколько раз ниже затрат на ее содержание и эксплуатацию. Татарский лесхоз получил технику на общую сумму в 2,5 млн. рублей, при этом договоры на тушение лесных пожаров в ходе проверки в КСП НСО не были предоставлены.
Более половины лесхозов, получивших технику в рамках Программы и заключавших государственные контракты на тушение пожаров, имели просроченную задолженность по налогам. Кроме того, 7 из них имели просроченную задолженность по выплате заработной платы и убыток по результатам деятельности (Венгеровский, Колыванский, Кочковский, Куйбышевский, Кыштовский, Сузунский и Черепановский), получивших технику и оборудование в количестве 268 ед. на сумму 9 975,3 тыс. рублей,
В случае продажи Новосибирской областью пакетов акций лесхозов либо их банкротства служба пожаротушения в лесах Новосибирской области может лишиться противопожарной техники и оборудования, приобретенных за бюджетные средства.
Проверкой установлено, что не проведено в запланированных объемах лесовосстановление земель лесного фонда, пострадавших от пожаров, что обусловлено невыполнением госконтракта в 2013 году. Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области принимались меры по расторжению неисполненных контрактов и взысканию неустойки.
В рамках Программы в собственность Новосибирской области было изъято у 9 районов области 42,3 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения покрытых лесами. Земли закреплены за ГАУ «Авиабаза». При этом услуги по охране, защите, воспроизводству лесов на изъятых участках, в перечень и объемы госуслуг в сфере лесного хозяйства не включены, нормативы затрат на их исполнение департаментом лесного хозяйства Новосибирской области не разработаны, государственное задание до Учреждения не доведено.
Таким образом, цель, установленная в Программе – вовлечение в лесохозяйственную деятельность лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, к концу исполнения Программы в полном объеме не достигнута.
В целом из 9-ти целевых индикаторов Программы достигнуто всего 3. По расчету КСП НСО интегральной оценки реализации Программы на основании фактических расходов и достигнутых показателей, установленных в ходе проверки, реализация Программы может быть оценена как - недостаточно эффективная.
Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области также были допущены нарушения и недостатки в части порядка реализации Программ и исполнения государственных заданий, которые, согласно ответу, полученному на представления КСП НСО, в настоящий момент устранены.
Однако, в проекте государственной программы «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области на 2015-2020 годы», финансово-экономическую экспертизу которой КСП НСО провела в сентябре текущего года, по прежнему не раскрыты механизмы и мероприятия по вовлечению в лесохозяйственную деятельность лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, в том числе уже переданных из муниципальной собственности в 2013 году.
Также в госпрограмме предусмотрено приобретение и содержание противопожарного снаряжения и инвентаря (средств областного (3 835,3 тыс.руб.) и федерального (2 334,6 тыс.руб.) бюджетов. При этом механизм реализации госпрограммы (в отличие от действующей), не раскрывает, кому и на каких условиях будет осуществляться его поставка, а также предоставляться средства на содержание техники. Отсутствие продуманного механизма передачи и использования приобретенной за счет бюджетных средств техники может привести к ее неэффективному использованию.
Заслушав доклад аудитора Саблиной Е.Н. комитет аграрной политике, природных ресурсов и земельных отношений решил информацию о реализации ВЦП принять к сведению и отмечая низкий, недостаточно эффективный уровень исполнения программных мероприятий предложил Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области обеспечить безусловное исполнение замечаний Контрольно-четной палаты Новосибирской области изложенных в заключении по результатам обследования реализации ВЦП и имеющих место в ВЦП принятой к реализации на период с 2014 года.