03 Декабря 2014
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам анализа эффективности предоставления налоговых льгот инвесторам и товаропроизводителям рассмотрено на заседании бюджетного комитета Законодательного Собрания области.
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области о результатах анализа эффективности предоставления налоговых льгот и других налоговых мер государственной поддержки инвесторов и товаропроизводителей Новосибирской области в 2012-2013 годах рассмотрено на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного Собрания Новосибирской области.
В своем выступлении перед депутатами аудитор палаты Е.Н. Саблина отметила, что в ходе экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области установлено, что за 2012-2013гг. общая сумма предоставленной государственной поддержки в форме налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам составила 1 012,06 млн.руб. (в 2012 году 475,62 млн.руб., в 2013 году 536,44 млн.руб.), в том числе:
- 6-ти товаропроизводителям на сумму 57,26 млн.руб., из них: в 2012 году – 27,61 млн.руб., в 2013 году – 29,65 млн.руб.;
- 22-м инвесторам на сумму 954,80 млн.руб., из них: в 2012 году – 448,0 млн.руб., в 2013 году – 506,80 млн.руб., при установленном ежегодном предельном объеме в 850,0 млн.руб.
Отсрочки, рассрочки уплаты налогов и инвестиционные налоговые кредиты по основаниям, предусмотренным законодательством Новосибирской области о поддержке товаропроизводителей и инвесторов, не предоставлялись.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия палатой не установлено нарушений при расчете налоговых льгот товаропроизводителям и порядка их предоставления.
Бюджетный, экономический и социальный эффект предоставления налоговых льгот конкретным товаропроизводителям можно оценить как положительный. При этом отмечается низкая востребованность этого вида государственной поддержки в связи с жесткими условиями ее предоставления (необходимостью обеспечения прироста налоговых отчислений в бюджет в сумме не менее предоставленной льготы). В результате господдержка не оказывает существенного влияния на расширение и обновление производства, стимулирование роста налогооблагаемой базы и создание новых рабочих мест в конкретных отраслях промышлености.
Существенное различие между порядками предоставления налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам заключается в том, что товаропроизводителю льгота предоставляется после того, как уже будет обеспечен рост налогооблагаемой базы и выполнены условия получения льготы (по уровню рентабельности, выручки, заработной платы). Инвестор получает налоговую льготу еще до того, как инвестиционный проект будет реализован. Налоговые льготы для инвесторов предоставляются на более мягких условиях, основным из которых является дифференцированный подход к расчету нормативного значения бюджетной эффективности (отношения объема уплаченных налоговых платежей к объему государственной поддержки) – от 0,1 до 1 в зависимости от перспективного направления экономической деятельности инвестора.
Общие положительные показатели бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот получены в целом по группе инвесторов, воспользовавшихся льготами. Однако поступление налогов в областной бюджет в объемах, превышающих расходы бюджета на оказание господдержки, в том числе выпадающие доходы в результате предоставления налоговых льгот, обеспечивается на 88,2% двумя стабильно функционирующими, рентабельными организациями, которые в качестве инвестиционных проектов представили развитие действующего производства (ЗАО «Сибирский ликероводочный завод» – 6,03 млрд.руб. или 74,3%, и ЗАО «Сибирский Антрацит» – 1,1 млрд.руб. или 13,9% в сумме по двум проектам).
В соответствии с действующим на момент принятия решения о господдержке законодательством установлены нарушения условий оказания господдержки (ч.9 ст.8 Закона области № 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» (в ред. от 01.04.2011), в части не достижения бюджетного эффекта на сумму 468,7 млн.руб. (ООО «Лиотех» – 242,4 млн.руб., ООО «Мезон-Л» – 103,9 млн.руб., ОАО «Кудряшовское» – 100,4 млн.руб., ООО «Сады Гиганта» – 22,0 млн.руб.) и необоснованного предоставления господдержки на сумму 11,8 млн.руб. (ООО «Центр жилищного найма Новосибирской области»), что является основанием для прекращения господдержки с возвратом полученных бюджетных средств и уплатой налогов.
Норма указанного закона требует при определении суммы возврата вычитания суммы уплаченных налогов дважды – и из фактически предоставленных субсидий, и из налоговых льгот, при этом четко не устанавливая объема государственной поддержки (с учетом иных оснований или только на основании Закона №97 ОЗ).
По расчетам Минэкономразвития Новосибирской области возврату и восстановлению в бюджет подлежит всего 154,8 млн.руб. (ООО «Лиотех» – 81,8 млн.руб., ООО «Мезон-Л» – 61,7 млн.руб., ООО «Центр жилищного найма Новосибирской области» – 11,8 млн.руб.). При этом в отношении ООО «Сады Гиганта» принято решение не о прекращении, а о приостановлении государственной поддержки, что не повлечет возврата в областной бюджет 6,3 млн.руб.
В отношении инвесторов, систематически допускающих нарушения установленных в ст.21 Закона №97-ОЗ условий (непредоставление в установленные сроки или предоставление ложных и недостоверных сведений в составе отчетов) Минэкономразвития Новосибирской области меры по приостановлению господдержки в проверяемом периоде не принимались, что свидетельствуют о слабом текущем контроле.
В нарушение Порядка формирования государственного реестра инвестиционных проектов Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 14.05.2013 №216-п, размещенный на официальном сайте Минэкономразвития Новосибирской области реестр инвестиционных проектов не соответствует установленным в нем требованиям.
Порядок организации и проведения конкурсов инвестиционных проектов не регламентируют процедуру пересмотра объемов и сроков господдержки в связи с изменением показателей бизнес-планов проектов, представленных инвесторами, а также в связи с изменениями действующего законодательства. При этом в ряде случаев по предложению Минэкономразвития Новосибирской области комиссией, при принятии решения об изменении основных параметров бизнес-плана, объемов и сроков господдержки, измененный проект рассматривается как новый, что влечет возникновение новых взаимоотношений и позволяет увеличить срок, предусмотренный для проведения оценки бюджетной эффективности, в частности при наличии отрицательного бюджетного эффекта.
Кроме того, утвержденный Правительством Новосибирской области перечень приоритетных направлений не содержит признаков, по которым инвестиционный проект можно отнести к одному из них, как, например, это установлено в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и товаропроизводителей (виды основной деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности).
Анализ оказания господдержки в разрезе утвержденных перспективных направлений и отраслей экономики, а также ее влияния на состояние экономики региона в отраслях, в том числе в части предоставления налоговых льгот, органами исполнительной власти (Минпромторгом Новосибирской области и Минэкономразвития Новосибирской области) не проводился.
В настоящее время в области отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и методику оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам, что не позволит оценить необходимость и достаточность указанных мер государственной поддержки за текущий год и плановый период, а также обоснованность объема выпадающих доходов областного бюджета от предоставления налоговых льгот.
При предоставлении льгот инвесторам планируемые показатели по росту налогооблагаемой базы и эффективности реализации инвестиционного проекта не всегда достигаются после получения налоговой льготы, что отрицательно сказывается на доходности бюджета. По мнению Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предоставление инвестиционного налогового кредита, с последующим рассмотрением возможности предоставления налоговой льготы на сумму кредита (при условии выполнения инвестором показателей эффективности реализации проекта), могло бы способствовать повышению ответственности инвестора по обеспечению положительного бюджетного эффекта.
Для принятия мер к обеспечению возврата субсидий и восстановлению неуплаченных налогов в результате полученных налоговых льгот организациями, нарушившими условия получения господдержки, а также приведения размещенного на официальном сайте Минэкономразвития Новосибирской области реестра инвестиционных проектов в соответствие установленным требованиям Министерству экономического развития Новосибирской области направлено представление палаты.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Законодательному Собранию Новосибирской области и Правительству Новосибирской области:
- внести изменения в ст.10 Закона области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» с целью устранения двойного вычитания суммы уплаченных налогов при исчислении суммы субсидий, подлежащих возврату в областной бюджет, и суммы налогов, подлежащих восстановлению;
- пересмотреть механизм предоставления налоговых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, с целью сокращения выпадающих доходов областного бюджета, возникших в результате не достижения эффективности предоставления налоговых льгот.
Кроме того, в адрес Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области направлено информационное письмо, в котором предложено разработать и принять порядок и методики оценки предоставления налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам Новосибирской области.
Заслушав доклад аудитора Саблиной Е.Н. комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности решил принять информацию о результатах экспертно-аналитического мероприятия к сведению и поддержать предложения палаты.
В своем выступлении перед депутатами аудитор палаты Е.Н. Саблина отметила, что в ходе экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области установлено, что за 2012-2013гг. общая сумма предоставленной государственной поддержки в форме налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам составила 1 012,06 млн.руб. (в 2012 году 475,62 млн.руб., в 2013 году 536,44 млн.руб.), в том числе:
- 6-ти товаропроизводителям на сумму 57,26 млн.руб., из них: в 2012 году – 27,61 млн.руб., в 2013 году – 29,65 млн.руб.;
- 22-м инвесторам на сумму 954,80 млн.руб., из них: в 2012 году – 448,0 млн.руб., в 2013 году – 506,80 млн.руб., при установленном ежегодном предельном объеме в 850,0 млн.руб.
Отсрочки, рассрочки уплаты налогов и инвестиционные налоговые кредиты по основаниям, предусмотренным законодательством Новосибирской области о поддержке товаропроизводителей и инвесторов, не предоставлялись.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия палатой не установлено нарушений при расчете налоговых льгот товаропроизводителям и порядка их предоставления.
Бюджетный, экономический и социальный эффект предоставления налоговых льгот конкретным товаропроизводителям можно оценить как положительный. При этом отмечается низкая востребованность этого вида государственной поддержки в связи с жесткими условиями ее предоставления (необходимостью обеспечения прироста налоговых отчислений в бюджет в сумме не менее предоставленной льготы). В результате господдержка не оказывает существенного влияния на расширение и обновление производства, стимулирование роста налогооблагаемой базы и создание новых рабочих мест в конкретных отраслях промышлености.
Существенное различие между порядками предоставления налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам заключается в том, что товаропроизводителю льгота предоставляется после того, как уже будет обеспечен рост налогооблагаемой базы и выполнены условия получения льготы (по уровню рентабельности, выручки, заработной платы). Инвестор получает налоговую льготу еще до того, как инвестиционный проект будет реализован. Налоговые льготы для инвесторов предоставляются на более мягких условиях, основным из которых является дифференцированный подход к расчету нормативного значения бюджетной эффективности (отношения объема уплаченных налоговых платежей к объему государственной поддержки) – от 0,1 до 1 в зависимости от перспективного направления экономической деятельности инвестора.
Общие положительные показатели бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот получены в целом по группе инвесторов, воспользовавшихся льготами. Однако поступление налогов в областной бюджет в объемах, превышающих расходы бюджета на оказание господдержки, в том числе выпадающие доходы в результате предоставления налоговых льгот, обеспечивается на 88,2% двумя стабильно функционирующими, рентабельными организациями, которые в качестве инвестиционных проектов представили развитие действующего производства (ЗАО «Сибирский ликероводочный завод» – 6,03 млрд.руб. или 74,3%, и ЗАО «Сибирский Антрацит» – 1,1 млрд.руб. или 13,9% в сумме по двум проектам).
В соответствии с действующим на момент принятия решения о господдержке законодательством установлены нарушения условий оказания господдержки (ч.9 ст.8 Закона области № 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» (в ред. от 01.04.2011), в части не достижения бюджетного эффекта на сумму 468,7 млн.руб. (ООО «Лиотех» – 242,4 млн.руб., ООО «Мезон-Л» – 103,9 млн.руб., ОАО «Кудряшовское» – 100,4 млн.руб., ООО «Сады Гиганта» – 22,0 млн.руб.) и необоснованного предоставления господдержки на сумму 11,8 млн.руб. (ООО «Центр жилищного найма Новосибирской области»), что является основанием для прекращения господдержки с возвратом полученных бюджетных средств и уплатой налогов.
Норма указанного закона требует при определении суммы возврата вычитания суммы уплаченных налогов дважды – и из фактически предоставленных субсидий, и из налоговых льгот, при этом четко не устанавливая объема государственной поддержки (с учетом иных оснований или только на основании Закона №97 ОЗ).
По расчетам Минэкономразвития Новосибирской области возврату и восстановлению в бюджет подлежит всего 154,8 млн.руб. (ООО «Лиотех» – 81,8 млн.руб., ООО «Мезон-Л» – 61,7 млн.руб., ООО «Центр жилищного найма Новосибирской области» – 11,8 млн.руб.). При этом в отношении ООО «Сады Гиганта» принято решение не о прекращении, а о приостановлении государственной поддержки, что не повлечет возврата в областной бюджет 6,3 млн.руб.
В отношении инвесторов, систематически допускающих нарушения установленных в ст.21 Закона №97-ОЗ условий (непредоставление в установленные сроки или предоставление ложных и недостоверных сведений в составе отчетов) Минэкономразвития Новосибирской области меры по приостановлению господдержки в проверяемом периоде не принимались, что свидетельствуют о слабом текущем контроле.
В нарушение Порядка формирования государственного реестра инвестиционных проектов Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 14.05.2013 №216-п, размещенный на официальном сайте Минэкономразвития Новосибирской области реестр инвестиционных проектов не соответствует установленным в нем требованиям.
Порядок организации и проведения конкурсов инвестиционных проектов не регламентируют процедуру пересмотра объемов и сроков господдержки в связи с изменением показателей бизнес-планов проектов, представленных инвесторами, а также в связи с изменениями действующего законодательства. При этом в ряде случаев по предложению Минэкономразвития Новосибирской области комиссией, при принятии решения об изменении основных параметров бизнес-плана, объемов и сроков господдержки, измененный проект рассматривается как новый, что влечет возникновение новых взаимоотношений и позволяет увеличить срок, предусмотренный для проведения оценки бюджетной эффективности, в частности при наличии отрицательного бюджетного эффекта.
Кроме того, утвержденный Правительством Новосибирской области перечень приоритетных направлений не содержит признаков, по которым инвестиционный проект можно отнести к одному из них, как, например, это установлено в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и товаропроизводителей (виды основной деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности).
Анализ оказания господдержки в разрезе утвержденных перспективных направлений и отраслей экономики, а также ее влияния на состояние экономики региона в отраслях, в том числе в части предоставления налоговых льгот, органами исполнительной власти (Минпромторгом Новосибирской области и Минэкономразвития Новосибирской области) не проводился.
В настоящее время в области отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и методику оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам, что не позволит оценить необходимость и достаточность указанных мер государственной поддержки за текущий год и плановый период, а также обоснованность объема выпадающих доходов областного бюджета от предоставления налоговых льгот.
При предоставлении льгот инвесторам планируемые показатели по росту налогооблагаемой базы и эффективности реализации инвестиционного проекта не всегда достигаются после получения налоговой льготы, что отрицательно сказывается на доходности бюджета. По мнению Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предоставление инвестиционного налогового кредита, с последующим рассмотрением возможности предоставления налоговой льготы на сумму кредита (при условии выполнения инвестором показателей эффективности реализации проекта), могло бы способствовать повышению ответственности инвестора по обеспечению положительного бюджетного эффекта.
Для принятия мер к обеспечению возврата субсидий и восстановлению неуплаченных налогов в результате полученных налоговых льгот организациями, нарушившими условия получения господдержки, а также приведения размещенного на официальном сайте Минэкономразвития Новосибирской области реестра инвестиционных проектов в соответствие установленным требованиям Министерству экономического развития Новосибирской области направлено представление палаты.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Законодательному Собранию Новосибирской области и Правительству Новосибирской области:
- внести изменения в ст.10 Закона области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» с целью устранения двойного вычитания суммы уплаченных налогов при исчислении суммы субсидий, подлежащих возврату в областной бюджет, и суммы налогов, подлежащих восстановлению;
- пересмотреть механизм предоставления налоговых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, с целью сокращения выпадающих доходов областного бюджета, возникших в результате не достижения эффективности предоставления налоговых льгот.
Кроме того, в адрес Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области направлено информационное письмо, в котором предложено разработать и принять порядок и методики оценки предоставления налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам Новосибирской области.
Заслушав доклад аудитора Саблиной Е.Н. комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности решил принять информацию о результатах экспертно-аналитического мероприятия к сведению и поддержать предложения палаты.