19 Февраля 2015
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статья 98 которого предусматривает проведение контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок.
Аудит закупок представляет собой проверку, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
Использование бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг является традиционным предметом финансового контроля. Появление норм об аудите закупок оказало влияние на оформление и содержание соответствующей деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
Основным подходом к проведению аудита закупок стало включение соответствующего вопроса (задачи) в тематические мероприятия использования бюджетных средств, среди которых есть расходы на закупки и их анализ может дать важную информацию для выводов по мероприятию в целом.
При этом учитывается, что закупки товаров, работ, услуг является лишь одной из форм использования бюджетных ассигнований и для получения полного представления о соответствующей деятельности потребуется рассмотреть и другие направления использования средств.
Особенности организации и планирования деятельности контрольно-счетных органов, привели к тому, что основные результаты контроля в 2014 году приходятся на закупки 2013 года, когда закон о контрактной системе и нормы о проведении аудита закупок еще не действовали.
Так, в текущем финансовом году приоритетным предметом контроля являются расходы предыдущего (отчетного) года. Кроме того, на объемы закупок в 2014 году повлияло недоисполнение доходов и расходов областного бюджета, необходимость погашения кредиторской задолженности за 2013 год.
В целом в 2014 году использование бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг рассматривалось Контрольно-счетной палатой Новосибирской области в ходе 17 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в отношении 74 заказчиков.
Палатой проверено 876 закупок (контрактов) на сумму 3 873,7 млн.руб., заключенных в 2013 и предыдущие годы, и 69 закупок (контрактов) на сумму 89,3 млн.руб., заключенных в 2014 году. Установленные нарушения и недостатки на сумму 1 208,9 млн.руб. также приходятся на закупки прошлых лет.
Основная сумма нарушений приходится на случаи нерезультативного использования бюджетных средств (ст.34 Бюджетного кодекса РФ) на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, которые до настоящего времени не введены в эксплуатацию (насосно-фильтровальная станция в г. Куйбышеве, объекты водо- и электроснабжения технопарка, основными заказчиками которых выступали государственные унитарные предприятия). Имеются случаи банкротства подрядчиков, получивших аванс и невыполнивших работы.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства НСО использовало закупленный уголь для предотвращения чрезвычайных ситуаций (пополнения запасов котельных), что не соответствовало целям закупок, установленным ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (создание материальных резервов предусмотрено для ликвидации чрезвычайных ситуаций).
В нарушение п.2 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ закупки государственных услуг по зубопротезированию осуществляло бюджетное учреждение «Новосибирская областная стоматологическая поликлиника», не имеющее соответствующих полномочий (учреждения создаются для оказания государственных услуг, если услуги будет оказывать негосударственная организация, закупки ее услуг должен осуществлять уполномоченный орган).
Многие администрации муниципальных образований допускали нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в части допуска к торам организаций, не имеющих права выполнять соответствующие строительные работы; завышения и изменения начальной (максимальной) цены контракта; несоблюдения порядка заключения контракта с единственным поставщиком; неприменения штрафных санкций к подрядчикам.
Сведения о заключении, изменении и исполнении муниципальных контрактов часто не размещаются в едином реестре контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru либо размещается недостоверная информация, нарушаются сроки размещения информации. Во всех проверенных муниципальных образованиях реестр закупок, осуществленных без заключения контрактов, не соответствовал ст.73 Бюджетного кодекса РФ.
Результаты осуществления аудита в сфере закупок позволяют сделать ряд предложений по устранению и предотвращению установленных нарушений и недостатков. Они относятся к закупкам 2013 года, но поскольку соответствующие закупки продолжатся в будущем, актуальны и в условиях действия закона о контрактной системе. Следует изменить правовую базу использования материального резерва угля (предусмотреть, что уголь может использоваться для предотвращения чрезвычайных ситуаций). При оказании государственных услуг коммерческими организациями соответствующие закупки следует осуществлять непосредственно государственному органу (либо уполномоченному на размещение заказов казенному учреждению), а не подведомственному бюджетному учреждению. Для предотвращения нарушений требуется совершенствование порядка определения сметной стоимости и приемки выполненных строительных работ, особенно на муниципальном уровне.
На проведение аудита закупок существенное влияние оказывает также то, что не все нормы закона о контрактной системе вступили в силу с 2014 года. Так, срок вступления в силу положений об обосновании объекта закупок, нормировании в сфере закупок перенесен с 1 января 2015 года на 1 января 2016 года. Эти важные элементы контрактной системы будут являться основой для оценки обоснованности и целесообразности закупок и, соответственно, необходимы для проведения аудита закупок. Подзаконные правые акты, необходимые для их применения (порядок обоснования закупок, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг), еще не приняты.
В отсутствие указанных подзаконных актов для обоснования целесообразности закупок предлагается использовать государственные и целевые программы, иные документы стратегического планирования, функции и полномочия государственных органов субъектов РФ (ст.13, 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Анализ соответствующих документов (государственные и целевые программы Новосибирской области, положения о государственных органах Новосибирской области) указывает на их непригодность для обоснования конкретного состава, количества и качества закупаемых товаров, работ, услуг (характеристики закупок в них, как правило, не указываются).
Результаты аудита в сфере закупок, осуществленного Контрольно-счетной палатой Новосибирской области в 2014 году.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статья 98 которого предусматривает проведение контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок.
Аудит закупок представляет собой проверку, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
Использование бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг является традиционным предметом финансового контроля. Появление норм об аудите закупок оказало влияние на оформление и содержание соответствующей деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
Основным подходом к проведению аудита закупок стало включение соответствующего вопроса (задачи) в тематические мероприятия использования бюджетных средств, среди которых есть расходы на закупки и их анализ может дать важную информацию для выводов по мероприятию в целом.
При этом учитывается, что закупки товаров, работ, услуг является лишь одной из форм использования бюджетных ассигнований и для получения полного представления о соответствующей деятельности потребуется рассмотреть и другие направления использования средств.
Особенности организации и планирования деятельности контрольно-счетных органов, привели к тому, что основные результаты контроля в 2014 году приходятся на закупки 2013 года, когда закон о контрактной системе и нормы о проведении аудита закупок еще не действовали.
Так, в текущем финансовом году приоритетным предметом контроля являются расходы предыдущего (отчетного) года. Кроме того, на объемы закупок в 2014 году повлияло недоисполнение доходов и расходов областного бюджета, необходимость погашения кредиторской задолженности за 2013 год.
В целом в 2014 году использование бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг рассматривалось Контрольно-счетной палатой Новосибирской области в ходе 17 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в отношении 74 заказчиков.
Палатой проверено 876 закупок (контрактов) на сумму 3 873,7 млн.руб., заключенных в 2013 и предыдущие годы, и 69 закупок (контрактов) на сумму 89,3 млн.руб., заключенных в 2014 году. Установленные нарушения и недостатки на сумму 1 208,9 млн.руб. также приходятся на закупки прошлых лет.
Основная сумма нарушений приходится на случаи нерезультативного использования бюджетных средств (ст.34 Бюджетного кодекса РФ) на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, которые до настоящего времени не введены в эксплуатацию (насосно-фильтровальная станция в г. Куйбышеве, объекты водо- и электроснабжения технопарка, основными заказчиками которых выступали государственные унитарные предприятия). Имеются случаи банкротства подрядчиков, получивших аванс и невыполнивших работы.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства НСО использовало закупленный уголь для предотвращения чрезвычайных ситуаций (пополнения запасов котельных), что не соответствовало целям закупок, установленным ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (создание материальных резервов предусмотрено для ликвидации чрезвычайных ситуаций).
В нарушение п.2 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ закупки государственных услуг по зубопротезированию осуществляло бюджетное учреждение «Новосибирская областная стоматологическая поликлиника», не имеющее соответствующих полномочий (учреждения создаются для оказания государственных услуг, если услуги будет оказывать негосударственная организация, закупки ее услуг должен осуществлять уполномоченный орган).
Многие администрации муниципальных образований допускали нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в части допуска к торам организаций, не имеющих права выполнять соответствующие строительные работы; завышения и изменения начальной (максимальной) цены контракта; несоблюдения порядка заключения контракта с единственным поставщиком; неприменения штрафных санкций к подрядчикам.
Сведения о заключении, изменении и исполнении муниципальных контрактов часто не размещаются в едином реестре контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru либо размещается недостоверная информация, нарушаются сроки размещения информации. Во всех проверенных муниципальных образованиях реестр закупок, осуществленных без заключения контрактов, не соответствовал ст.73 Бюджетного кодекса РФ.
Результаты осуществления аудита в сфере закупок позволяют сделать ряд предложений по устранению и предотвращению установленных нарушений и недостатков. Они относятся к закупкам 2013 года, но поскольку соответствующие закупки продолжатся в будущем, актуальны и в условиях действия закона о контрактной системе. Следует изменить правовую базу использования материального резерва угля (предусмотреть, что уголь может использоваться для предотвращения чрезвычайных ситуаций). При оказании государственных услуг коммерческими организациями соответствующие закупки следует осуществлять непосредственно государственному органу (либо уполномоченному на размещение заказов казенному учреждению), а не подведомственному бюджетному учреждению. Для предотвращения нарушений требуется совершенствование порядка определения сметной стоимости и приемки выполненных строительных работ, особенно на муниципальном уровне.
На проведение аудита закупок существенное влияние оказывает также то, что не все нормы закона о контрактной системе вступили в силу с 2014 года. Так, срок вступления в силу положений об обосновании объекта закупок, нормировании в сфере закупок перенесен с 1 января 2015 года на 1 января 2016 года. Эти важные элементы контрактной системы будут являться основой для оценки обоснованности и целесообразности закупок и, соответственно, необходимы для проведения аудита закупок. Подзаконные правые акты, необходимые для их применения (порядок обоснования закупок, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг), еще не приняты.
В отсутствие указанных подзаконных актов для обоснования целесообразности закупок предлагается использовать государственные и целевые программы, иные документы стратегического планирования, функции и полномочия государственных органов субъектов РФ (ст.13, 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Анализ соответствующих документов (государственные и целевые программы Новосибирской области, положения о государственных органах Новосибирской области) указывает на их непригодность для обоснования конкретного состава, количества и качества закупаемых товаров, работ, услуг (характеристики закупок в них, как правило, не указываются).