Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведено обследование законности и эффективности использованию бюджетных средств, направленных на обеспечение деятельности мировых судей.
Заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам обследования законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Новосибирской области в 2012-2017 годах, рассмотрено коллегией палаты и направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектом экспертно-аналитического мероприятия стало Управление по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области (далее – Управление).
В результате обследования установлено:
1. Законом Новосибирской области от 06.10.2009 № 374-ОЗ «О создании судебных участков и должностей мировых судей Новосибирской области» образованы 138 судебных участков.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 26.09.2005 № 314-ОЗ «О мировых судьях Новосибирской области» финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляет уполномоченный областной исполнительный орган - управление по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Для обеспечения работы мирового судьи создается аппарат мирового судьи, работники которого являются государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Аппарат мирового судьи входит в структуру Управления.
Следует отметить, что количество судебных участков и должностей мировых судей, установленных абз. вторым – десятым п. 21 ст. 1 Закона области № 374-ОЗ, не соответствует количеству судебных участков и должностей мировых судей, установленных абз. первым п. 21 ст. 1 указанного Закона Новосибирской области.
2. В 2017 году по сравнению с 2015 годом на 30,0% возросло общее количество дел, рассматриваемых мировыми судьями Новосибирской области, а также увеличилась доля лиц, обратившихся к мировым судьям Новосибирской области, от общего количества населения, проживающего на территории судебного района, с 12,0% в 2015 году до 14,8% в 2017 году, что свидетельствует о росте востребованности института мировых судей в Новосибирской области.
3. Расходы Управления в 2012 году составили 263 092,7 тыс.руб., в 2013 году – 300 261,8 тыс.руб., в 2014 году – 334 848,6 тыс.руб., в 2015 году – 324 490,6 тыс.руб., в 2016 году – 329 319,8 тыс.руб., в 2017 году – 391 461,3 тыс.руб.
Наибольший удельный вес в расходах Управления занимают расходы на оплату труда с начислениями (например, в 2017 году их доля составила 54,2%), на услуги связи (15,2%) и на содержание имущества (11,9%).
4. Штатная численность Управления выросла с 330 ед. (по состоянию на 01.01.2012) до 367 ед. (на 01.01.2018).
5. По состоянию на 01.01.2018 судебные участки мировых судей располагались на 45 объектах недвижимости.
6. В нарушение п.5 ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановления Правительства Новосибирской области от 30.12.2015 № 487, Постановления Правительства Новосибирской области от 09.08.2016 № 235-п не утверждены нормативные затраты на обеспечение функций Управления.
7. Целевой индикатор «Доля судебных участков, обеспеченных надлежащими материально-техническими условиями для их функционирования (от их общего количества)» в 2012 году составил 73,7%, в 2013 году – 82,6%, в 2014 году – 94,9%, в 2015 году – 92,9%; целевой индикатор «Процентное соотношение судебных участков, обеспеченных надлежащими материально-техническими условиями для их функционирования в текущем календарном году» в 2016 году составил 93,1%, в 2017 году – 93,1%.
В расчет целевого индикатора за 2017 год Управлением приняты недостоверные данные, при пересчете значение индикатора должно было составить 90,3% (вместо 93,1%) при плане 94,5%.
Кроме того, целевой индикатор «Процентное соотношение судебных участков, обеспеченных надлежащими материально-техническими условиями для их функционирования в текущем календарном году» не отвечает требованиям «достоверности» и «однозначности», установленными Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области, утвержденными приказом министерства экономического развития Новосибирской области от 04.04.2014 № 63.
8. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия установлено:
- в нарушение ст. 221 БК РФ Управлением не был утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы;
- в нарушение ст. 160.2-1 БК РФ и постановления Правительства НСО от 14.12.2016 № 416-п внутренний финансовый аудит в 2017 году Управлением не осуществлялся;
- Управлением допускались нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: изменялись условия контракта в части перечня выполняемых работ, цены за единицу товара, объема выполняемых работ; не составлялся акт приемки выполненных работ (по форме утвержденной к государственному контракту); в плане-графике закупок, в извещениях об осуществлении закупок, государственных контрактов и самих контрактах в 2016-2017 годах не указывались идентификационные коды закупок; не размещались в ЕИС документы о приемке результатов выполненных работ по отдельным государственным контрактам; нарушались сроки размещения в ЕИС Отчетов об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 год (на 114 дней) за 2015 год (на 20 дней); не направлялись требования об уплате неустойки за просрочку поставки товаров по двум государственным контрактам;
- Управлением допущены нарушения при начислении заработной платы сотрудникам управления в 2016-2017 гг.: премия за выполнение особо важных и сложных заданий государственным служащим устанавливалась в рублях (должна устанавливаться в процентах от оклада денежного содержания); при расчете премии за выполнение особо важного и сложного задания не учитывалось фактически отработанное время в расчетном периоде (неправомерные выплаты составили 17,8 тыс.руб., недоначислено – 15,0 тыс.руб.); размер премии работникам устанавливался с формулировкой «за фактически отработанное время», при этом Положением об оплате труда рабочих, работников Управления не предусматривается норма о выплате премии за «фактически отработанное время», в результате работникам недоначислено 32,6 тыс.руб.;
- Управлением осуществлялось благоустройство 3-х земельных участков, на которых располагаются здания (либо помещения) судебных участков, без достаточных на то правовых оснований;
- Управлением приняты и оплачены за счет средств областного бюджета невыполненные работы на сумму 1 243,4 тыс.руб. (при благоустройстве земельного участка) и 144,6 тыс.руб. (при сносе гаражей);
- Управлением допускались нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете: не соблюдались требования к оформлению первичных документов, не обеспечивалось нанесение и сохранность инвентарных номеров на основных средствах, несвоевременно отражались (либо не отражались) отдельные хозяйственные операции (результаты инвентаризации, частичный демонтаж основных средств и др.).
9. В ходе обследования Управлением была проведена выборочная инвентаризация основных средств на складе, в результате которой установлена недостача объектов основных средств в количестве 32 шт. на общую сумму 422,6 тыс.руб. и излишки в количестве 15 объектов основных средств.
Кроме того, комиссией с участием представителей КСП НСО был проведен выборочный осмотр объектов основных средств, в результате которого была установлена недостача основных средств в количестве 418 шт. на общую сумму 5 193,6 тыс.руб. и излишки в количестве 677 шт. Отсутствующие объекты (комплекты компьютерной техники, ноутбуки, факсимильные аппараты, телефонные аппараты и др.) были приобретены в 2015-2016 гг. за счет средств областного бюджета и отражены в бухгалтерском учете Управления.
Согласно пояснениям материально-ответственных лиц, недостача и излишки возникли в связи с заменой поставщиком оборудования, пострадавшего в результате затопления, а также перемещением оборудования со склада на судебные участки без отражения в бухгалтерском учете. При этом правовые основания для замены оборудования в данном случае отсутствовали, состав излишков не соответствует недостающим объектам.
В ходе проведения ежегодных инвентаризаций, указанные недостатки и излишки Управлением выявлены не были. По результатам выборочных инвентаризации и осмотра, приказом Управления назначено проведение инвентаризации у отдельных материально ответственных лиц. Однако, по мнению КСП НСО, выборочная инвентаризация не достаточная для устранения установленных нарушений.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой Новосибирской области было предложено Законодательному Собранию Новосибирской области уточнить в абз. первым п. 21 ст. 1 Закона области № 374-ОЗ количество судебных участков и должностей мировых судей.
Представление Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлено в управление по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области о проведении сплошной инвентаризации объектов основных средств.
Информационное письмо о результатах мероприятия направлено в Контрольное управление Новосибирской области.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено параллельно со Счетной палатой РФ. Заключение по результатам обследования направлено в Счетную палату Российской Федерации.