Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка управления и распоряжения имуществом (имущественным комплексом) ГУП НСО «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства».
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о результатах проверки законности и эффективности управления и распоряжения имуществом (имущественным комплексом) ГУП НСО «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» в 2018 году и за текущий период 2019 года, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектом контрольного мероприятия стало Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» (далее – ГУП НСО «НОЦРПП», Предприятие).
В результате проверки установлено:
1. Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» создано в целях управления объектами инфраструктуры и имуществом.
В структуру Предприятия включены Центр предпринимательства и Центр экспорта, которые оказывают услуги субъектам МСП за счет средств федерального и областного бюджетов, полученных в форме субсидии, а также подразделения, управляющие зданием Бизнес-инкубатора в р.п.Кольцово и имущественным комплексом, состоящим из помещений в офисном здании и лабораторно-производственного корпуса по адресу: ул.Объединение, 9 и 9/1.
За Предприятием закреплено оборудование, приобретенное за счет бюджетных средств, которое сдается в аренду организациям, оказывающим услуги субъектам МСП, в том числе 16 технологическим компаниям, размещенным в Центре прототипирования Академпарка и 3 организациям, на базе которых созданы Центр прототипирования Медтехнопарка, Инжиниринговый медико-технологическом центр Медтехнопарка и Медико-биологический инжиниринговый центр.
2. Несмотря на ежегодные значительные убытки (56 453,0 тыс.руб., 70 964,0 тыс.руб., 78 005,0 тыс.руб.), финансовое состояние Предприятия остается устойчивом. Отрицательные показатели рентабельности обусловлены спецификой его деятельности, связанной с предоставлением в аренду по льготным ставкам оборудования (6% от стоимости в год) и нежилых помещений Бизнес-инкубатора (200 руб. за 1 кв.м в год для резидентов и 300 руб. для нерезидентов), не покрывающим затраты на содержание и эксплуатацию данного имущества.
3. Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГУП НСО «НОЦРПП» (в том числе помещения Бизнес-инкубатора и имущественного комплекса «Объединение, 9 и 9/1»), для его дальнейшей передачи в аренду субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП, в Перечень государственного имущества Новосибирской области, свободного от прав третьих лиц, утвержденный распоряжением Правительства НСО от 05.07.2016 № 228-рп не включено, что свидетельствует об отсутствии доступной информации о таких объектах.
4. В настоящее время порядок применения и размер льготы для субъектов МСП, арендующих помещения Бизнес-инкубатора, а также стоимость аренды оборудования центров прототипирования и инжиниринговых центров, отдельным правовым актом Новосибирской области не определен.
При этом Положение ГУП НСО о Бизнес-инкубаторе не приведено в соответствие с Порядком определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства НСО от 16.04.2019 №147-п.
5. В нарушение ч.4 ст.15 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка в форме субсидий в 2018-2019 гг., а также имущественная поддержка (передача оборудования) в 2017 году, оказана организациям не включенным в Единый реестр организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП. ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр» включено в указанный реестр только 04.09.2019, ГУП НСО «НОЦРПП» - 23.12.2019.
6. По данным бухгалтерского учета на 30.09.2019 на балансе Предприятия числится имущество стоимостью 1 415 962,3 тыс.руб., в том числе: недвижимое имущество балансовой стоимостью – 209 771,1 тыс.руб. (остаточной стоимостью – 165 763,8 тыс.руб.), движимое имущество балансовой стоимостью 1 206 191,2 тыс.руб. (остаточной стоимостью – 262 554,7 тыс.руб.). Имущество, предназначенное для передачи в аренду, составляет 83,2% от стоимости имущества Предприятия.
7. На момент проверки передано в аренду имущество на сумму 893 040,5 тыс.руб. (75,8% от стоимости имущества, предназначенного для передачи в аренду). Доходы Предприятия от аренды оборудования составили за 2018 год – 55 450,4 тыс.руб., за 9 месяцев 2019 года – 41 897,8 тыс.руб. На 01.01.2019 и 01.10.2019 числится дебиторская задолженность в размере 37 267,1 тыс.руб., и 62 207,1 тыс.руб., из них просроченная 10 708,0 тыс.руб. и 46 149,6 тыс.руб. соответственно.
Задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам за проверяемый период увеличилась в 3,3 раза и на 01.09.2019 года составила 46 066,5 тыс.руб. или 75,2% от объема дебиторской задолженности.
8. Не используется и возвращено на склад 105 единиц ранее арендованного оборудования на сумму 269 425,4 тыс.руб. (30,2% от стоимости имущества, предназначенного для передачи в аренду). Из них оборудование (30 006,0 тыс.руб.), поступившее от технологических компаний и оборудование (239 419,4 тыс.руб.), возвращенное из Центра прототипирования Медтехнопарка (арендатор АО «Инновационный медико-технологический центр»).
Предприятие не предпринимало действий по поиску организаций, оказывающих услуги с использованием возвращенного оборудования, что является неэффективным использованием государственного имущества, и привело к дополнительным расходам, связанным с его содержанием и хранением (2018 год и 9 месяцев 2019года – 3 812,9 тыс.руб.).
9. Не возвращено арендованное оборудование на сумму 16 128,3 тыс.руб. (1,8% от стоимости имущества, предназначенного для передачи в аренду), из них 12 014,6 тыс.руб. (3 ед.) арендатором Центра прототипирования Медтехнопарка и на сумму 4 113,7 тыс.руб. (19 ед.), арендатором Центра прототипирования Академпарка, при этом, последним оборудование к проверке не представлено. Также отсутствуют 3 единицы оборудования, переданного в аренду Фонду «Научно-технический парк Новосибирского Академгородка» и ООО «АкадемЛаб».
10. В ходе проверки использования помещений здания Бизнес-инкубатора и движимого имущества, закрепленного за Предприятием, установлены существенные нарушения и недостатки.
10.1 Фактическая площадь здания Бизнес-инкубатора в р.п. Кольцово (4 470,7 кв.м) не соответствует площади, отраженной в регистрах бухгалтерского учета, в нарушение ч.3 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», изменения в Реестр государственной собственности Новосибирской области не внесены.
10.2 За 2018 год и 9 месяцев 2019 года при заполненности здания Бизнес-инкубатора на 90,6% и 96,7% (от 2 309,3 кв.м) доходы Предприятия от сдачи в аренду нежилых помещений Бизнес-инкубатора составили 493,8 тыс.руб. и 370,3 тыс.руб., доходы от аренды оборудования и предоставления услуг – 7 696,3 тыс.руб. и 6 200,3 тыс.руб. Расходы на содержание здания составили 20 045,6 тыс.руб. и 15 161,1 тыс.руб. соответственно.
Экономически обоснованная ставка арендной платы за 1 кв.м площади помещений, предназначенных для сдачи в аренду, в месяц составляет 729,5 рублей, что в среднем в 2,7 раза превышает стоимость арендной платы (16,7 и 25 рублей для резидентов и нерезидентов), а также платы за услуги по содержанию нежилых помещений (245 рублей), установленных Положением о Бизнес-инкубаторе. При этом экономическое обоснование определения стоимости содержания нежилых помещений на Предприятии отсутствуют.
10.3 На момент проверки 18 арендаторов из 25, занимающие помещения общей площадью 1 854,5 кв.м (80,3% от площади предназначенной для сдачи в аренду) не имели действующих договоров аренды, так как не регистрировали договоры аренды в установленном порядке, что является административным правонарушением, ответственность за которое, предусмотрена ч.1 и ч. 2 статьи 11.15 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».
10.4 В нарушение п.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также п.5.1. Положения о Бизнес-инкубаторе, Предприятием не проводились конкурные процедуры по истечении срока действия договоров аренды и организации продолжают размещаться и пользоваться помещениями Бизнес-инкубатора, оплачивая арендную плату по льготным ставкам.
В нарушение п.6 Порядка определения размера арендной платы, в августе 2019 года заключены 2 договора аренды на общую площадь 37,3 кв.м по льготной ставке.
По расчетам КСП НСО, сумма доходов ГУП НСО «НОЦРПП» от предоставления в аренду нежилых помещений в соответствии с Постановлением №147-п (исходя из рыночной ставки арендной платы в размере 1 000,0 руб. за кв.м в месяц), в период с 16.04.2019 по 30.09.2019 (по незаключенным в установленном порядке договорам) могла составить 5 488,6 тыс.руб.
10.5 В соответствии с п.4.3 ст.18 Федерального закона №209-ФЗ и п.5.6 Положения о Бизнес-инкубаторе максимальный срок предоставления имущества в аренду субъектам МСП не должен превышать три года. При этом 7 резидентов, занимающих 53,9% площади, предназначенных для сдачи в аренду имеют признаки аффилированности с организациями, ранее размещавшимися в Бизнес-инкубаторе (совпадение руководителя и учредителей).
10.6 Новое оборудование, закупленное для Бизнес-инкубатора за счет бюджетных средств стоимостью 3 777,7 тыс.руб. в течении 12 лет не использовалось и хранится на складе Предприятия (системные блоки – 131 шт., мониторы 142 шт., экраны для проекторов 2 шт., принтеры 19 шт., телефоны 56 шт., источники бесперебойного питания 150 шт. Также не используется значительное количество оборудования бывшего в употреблении, но находящееся в рабочем состоянии (системные блоки –39 шт., мониторы – 68 шт., принтеры – 36 шт).
При отсутствии потребности резидентов в указанном имуществе у Предприятия имелись правовые основания его реализации. Бездействие Предприятия привело к неэффективному использованию государственного имущества.
11. В ходе проверки использования имущественного комплекса «Объединения, 9 и 9/1» установлены существенные нарушения и недостатки.
11.1 Доходы, полученные ГУП НСО «НОЦРПП» в 2018 году и за 9 месяцев 2019 года от сдачи в аренду нежилых помещений и предоставления услуг в имущественном комплексе «Объединения, 9 и 9/1» (118,9 тыс.руб. и 3 178,7 тыс.руб.), существенно ниже расходов на его содержание и эксплуатацию (3 785,8 тыс.руб. и 9 437,2 тыс.руб.), что привело к формированию убытка, связанного с данным активом.
На протяжении 2018-2019 гг. Предприятие несло затраты по содержанию нежилых помещений имущественного комплекса «Объединения, 9 и 9/1» без намерения получать доходы на счета Предприятия от распоряжения данным активом, что свидетельствует о неэффективном распоряжении государственным имуществом.
По расчетам КСП НСО, доход от сдачи в аренду нежилых помещений только по адресу: ул. Объединения, 9 за период с 2017 года ‑ 9 месяцев 2019 года, рассчитанный в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, при условии предоставления субъектам МСП, мог составить не менее 5 016,3 тыс.руб.
11.2 Из 11 организаций, занимающих на момент проверки помещения имущественного комплекса, у 5 организаций отсутствуют договора аренды, что является административным правонарушением, ответственность за которое, предусмотрена ч.1 и ч. 2 статьи 11.15 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области». При этом ГУП НСО «НОЦРПП» не препятствовало нахождению организаций на занимаемых площадях, и до момента проверки КСП НСО не предпринимало действий для заключения договоров аренды.
11.3 За пользование помещениями с января 2019 года площадью 664,2 кв.м, ООО «Баган», только в ходе проверки КСП НСО предъявлена и отражена в учете Предприятия задолженность на сумму 1 548,9 тыс.руб., а ООО «Центр строительных комплектаций» в период проверки, освободило занимаемые помещения, площадью 502,7 кв.м, без подписания договоров аренды пользовании нежилыми помещениями за период с 01.01.2019 и, не возместив расходы по их содержанию.
Кроме того, в помещении площадью 111,7 кв.м, находится оборудование для производства натяжных потолков не числящееся на балансе Предприятия (рыночная стоимость в среднем 300,0-350,0 тыс.руб.), договор хранения оборудования, либо договор аренды на занимаемое Предприятием помещение не заключались.
12. При имеющихся офисных помещениях в Бизнес-инкубаторе и по ул. Объединении 9, Предприятием арендованы офисные помещения (238,2 кв.м.). Затраты в проверяемом периоде составили 6 808,2 тыс.руб. Кроме того, осуществляя расходы по содержанию непрофильного актива (квартиры 84,9 кв.м; балансовая стоимость – 5 570,0 тыс.руб.), меры по ее реализации Предприятием не предпринимались.
13. С октября 2019 года в Новосибирской области создана автономная некоммерческая организация «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области», наделенная функциями центра поддержки предпринимательства, центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП, центра инноваций социальной сферы. При этом, структура, цели, функции и задачи ГУП НСО «НОЦРПП» не изменены.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области совместно с Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области:
рассмотреть вопрос о целесообразности ликвидации ГУП НСО «НОЦРПП» с передачей закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в казну Новосибирской области;
провести оценку фактического состояния имущества, его рыночной стоимости, экономически обоснованную стоимость аренды, а также дальнейшую потребность субъектов МСП в аренде либо выкупе данного имущества, в том числе целесообразность сохранения цели использования движимого и недвижимого имущества;
рассмотреть вопрос о включении имущества в Перечень государственного имущества Новосибирской области, свободного от прав третьих лиц, в том числе, для передачи его в аренду субъектам МСП, либо передачу имущества организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
Для устранения выявленных нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
- Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;
- Государственному унитарному предприятию Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства».
В Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области направлено информационное письмо.