Информация об устранении нарушений и недостатков, установленных при использовании средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Новосибирской области».
В июле 2019 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015 – 2017 годы и на период до 2020 года» в 2017 – 2018 годах.
Отчет по результатам проверки направлен Губернатору и в Законодательное Собрание Новосибирской области. Результаты проверки рассмотрены на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.
По результатам проверки Министерству сельского хозяйства Новосибирской области (далее – министерство) и главам 15 муниципальных образований направлены представления. Информация направлена прокурору Новосибирской области и в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства внутренних дел России по Новосибирской области.
В представлении министерству платой предложено принять меры:
по разработке государственной программы Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий Новосибирской области» на 2020-2025годы;
по обеспечению принятия администрациями проверенных районов мер по возврату социальных выплат, участниками Госпрограммы, допустившими нарушения условий их получения;
по внесению изменений в Порядок предоставления трансфертов, в части определения сроков перечисления средств получателям социальных выплат исходя из момента определения объема средств (утверждения распределения) на областном уровне (для сокращения сроков доведения бюджетных средств до получателей социальных выплат);
по обеспечению соблюдения условий соглашений администрациями муниципальных районов;
по разработке методических рекомендаций для органов местного самоуправления (администраций районов) по выполнению ими функций в части реализации мероприятий Госпрограммы, переданных на основании соглашений, заключенных с Минсельхозом НСО, в том числе разработке формы типового соглашения, заключаемого администрациями районов с участниками Госпрограммы и работодателями (для молодых семей и молодых специалистов).
Меры, принимаемые министерством по устранению замечаний палаты, обсуждены на заседание рабочей группы по рассмотрению отчетов и заключений Контрольно-счетной палаты Новосибирской области с участием аудитора Саблиной Е.Н. (протокол от 01.10.2019).
Согласно ответу на представления палаты (от 15.08.2019 №2957-11/23 и от 04.10.2019 №3473-11/23) министерством разрабатывается новая государственная программа Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий Новосибирской области на 2020 – 2025 годы».
С целью привлечения большего объема средств федерального бюджета на софинансирование расходов регионального бюджета по направлениям, предусмотренным в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», министерством в Минсельхоз России представлена заявочная документация на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, по 5 ведомственным проектам и 1 ведомственной целевой программе.
Министерством, при разработке новой государственной программы Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий Новосибирской области на 2020 – 2025 годы» будут учтены следующие замечания и предложения Контрольно-счетной палаты Новосибирской области:
установлен порядок регистрации свидетельств (в срок 25.12.2019);
определен порядок предоставления социальной выплаты на ранее завершенное строительство (в срок 25.12.2019);
определен в порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов, срок перечисления средств получателям социальных выплат исходя из момента утверждения распределения бюджетных средств (в срок 25.12.2019);
разработаны методические рекомендации по реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (в срок до 02.12.2019);
разработан программный продукт, направленный на автоматизацию предоставления списков граждан администрациями районов и автоматизацию очередности предоставления социальных выплат;
усилен контроль за исполнением положения об осуществлении гражданином в течение не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, трудовой или предпринимательской деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты.
Согласно ответам на представления палаты, администрациями проверенных районов проводится работа по устранению выявленных нарушений.
Так, администрацией Венгеровского района направлены в суд документы на взыскание 1 260,0 тыс.руб. в отношении гражданки, необоснованно признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Гражданин, получивший социальную выплату больше установленного норматива (на 178,7 тыс.руб. из расчета площади строительства жилья), приводит в соответствие с проектом площадь дома. Гражданка в добровольном порядке вернула излишне полученную часть средств в размере 13,4 тыс.руб.
Администрацией Колыванского района направлено исковое заявление в отношении участника программы о взыскании излишне полученной социальной выплаты в сумме 37,9 тыс.руб.
В Маслянинском районе участником программы в администрацию дополнительно представлены документы о площади дома, соответствующей учетной норме.
В Черепановском районе двум гражданам направлены претензии о привидении площади жилого дома в соответствие с предоставленной ранее информацией, либо возврате социальных выплат (ведется проверка дополнительно представленных документов). Майским сельсоветом организована проверка документов о признании нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В Чановском районе гражданин в добровольном порядке вернул излишне полученную сумму социальной выплаты в размере 15,4 тыс.руб.
Министерством также проводится мониторинг заключенных трехсторонних договоров с молодыми семьями и молодыми специалистами, на основании полученных сведений организована работа по взысканию средств социальных выплат с граждан, нарушивших условия указанных договоров.
Так, администрацией Доволенского района направлено в суд 4 исковых заявления о взыскании социальных выплат с молодых семей, нарушивших условия трехстороннего договора на общую сумму 2 365,0 тыс.руб.; администрацией Колыванского района получено решение суда о взыскании средств социальных выплат с трех участников программы на сумму 2 974,4 тыс.руб.; администрацией Северного района направлено исковое заявление о взыскании средств социальной выплаты на сумму 827,0 тыс.руб.
В связи с неисполнением, молодыми семьями и молодыми специалистами условий трехстороннего договора готовятся исковые заявления о взыскании социальных выплат с получателей Баганского Здвинского, Карасукского, Колыванского, Куйбышевского, Маслянинского, Татарского, Чановского и Чистоозеного районов.
В целях устранения нарушений, установленных палатой, Куйбышевской межрайоной прокуратурой вынесено представление главе Куйбышевского района с требованием принять меры к взысканию с получателя социальной помощи незаконно используемых денежных средств в размере 808,0 тыс.руб.
Должностные лица администраций Северного, Куйбышевского и Черепановского районов, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.
По итогам служебной проверки Министерством сельского хозяйства Новосибирской области принят приказ от 16.09.2019 №14 г/с об усилении контроля за реализацией государственной программы.