Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Новосибирской области».
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015 – 2017 годы и на период до 2020 года» в 2017 – 2018 годах, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее –Минсельхоз НСО, министерство).
2. Администрация Колыванского района Новосибирской области.
3. Администрация Венгеровского района Новосибирской области.
4. Администрация Чановского района Новосибирской области.
5. Администрация Здвинского района Новосибирской области.
6. Администрация Маслянинского района Новосибирской области.
7. Администрация Черепановского района Новосибирской области.
8. Администрация Тогучинского района Новосибирской области.
9. Администрация Баганского района Новосибирской области.
10. Администрация Барабинского района Новосибирской области.
11. Администрация Доволенского района Новосибирской области.
12. Администрация Куйбышевского района Новосибирской области.
13. Администрация Кыштовского района Новосибирской области.
14. Администрация Ордынского района Новосибирской области.
15. Администрация Северного района Новосибирской области.
16. Администрация Чистоозерного района Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. Государственная программа «Устойчивое развитие села», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 26.02.2015 №69-п «О государственной программе Новосибирской области "Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области"» (далее - Госпрограмма) разработана в целях формирования комплексного подхода к устойчивому развитию сельских территорий, координации действий областных исполнительных органов государственной власти в части направления финансовых средств на реализацию мероприятий, направленных на создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности с учетом инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.
Фактически в рамках Госпрограммы Минсельхозом НСО реализуется только одно мероприятие по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности. Задача по повышению уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социального и инженерного обустройства, решается в рамках других государственных программ.
В нарушение ст.179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Госпрограмма не была приведена в соответствие с Законом Новосибирской области от 12.12.2017 № 234-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. Планы реализации мероприятий Госпрограммы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов утверждены приказами министерства сельского хозяйства НСО (далее - Минсельхоз НСО) от 23.06.2017 №103 и от 07.06.2018 №94 с нарушением сроков установленных п.11 и 30 Порядка принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ (утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 №125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ»).
2. Расходы на реализацию Госпрограммы исполнены в 2017 году в объеме 62 111,0 тыс.руб. (92,3% к плану,), в 2018 году – 80 834,3 тыс.руб. (100% к плану). Уровень софинансирования расходных обязательств за счет средств федерального бюджета составил 60,6% и 58,4% соответственно.
В 2017 году недоисполнение плана составило 5 156,9 тыс.руб. или 7,7%. Средства федерального бюджета в сумме 3 125,4 тыс.руб. и средства областного бюджета в сумме 2 031,5 тыс.руб. не использованы в связи с тем, что распределение межбюджетных трансфертов, установленное в таблице 1.5 приложения 16 к Закону Новосибирской области от 28.12.2016 № 128-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - Закон о бюджете на 2017 год) не соответствовало сводному списку участников Госпрограммы, утвержденному приказом Минсельхоза НСО. При этом, после заключения соглашения с Минсельхозом РФ, утверждения и уточнения Минсельхозом НСО сводного списка 25.05.2017, в Закон о бюджете на 2017 год трижды вносились изменения (от 05.07.2017, от 03.10.2017 и от 07.12.2017).
Отсутствие взаимодействия между органами государственной власти (Минсельхозом НСО и Минфином НСО), в части своевременного внесения изменений в Закон о бюджете на 2017 год, не позволило получить государственную поддержку своевременно и в полном объеме 6 участникам Госпрограммы (фактически получили в счет лимитов 2018 года).
Финансирование в рамках Госпрограммы снизилось к уровню 2016 года в 3 раза. Для удовлетворения уже заявленной на 1 января 2019 г. потребности 772 граждан на улучшение жилищных условий при сохранении финансирования на уровне 2018-2019 гг., потребуется в среднем 10-11 лет.
3. За два года государственную поддержку на строительство жилья в сельской местности получили 100 человек из 24 районов области (наибольшее количество из Черепановского, Венгеровского, Маслянинского, Тогучинского, Здвинского, Ордынского и Чановского районов). Из них 92 участника на момент включения в сводный список работали в агропромышленном комплексе и 8 – в социальной сфере, 74 получателя относятся к категории молодые семьи и молодые специалисты.
4. В 2017 году средства перечислялись администрациями Маслянинского, Черепановского, Венгеровского районов на счета получателей социальных выплат со значительным нарушением срока, установленного п.10 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26.02.2015 №69-п. В 2018 году по-прежнему сохраняется длительный срок доведения бюджетных средств до участников Госпрограммы. При этом нарушение Порядка предоставления трансфертов, влекущее административную ответственность, формально не происходит, так как изменился порядок осуществления операций со средствами целевых межбюджетных трансфертов.
5. Расчетная стоимость строительства, принятая для расчета субсидий, в 2017 году составила 131 673,0 тыс.руб., в 2018 году – 158 962,3 тыс.руб. Удельный вес собственных и (или) заемных средств получателей, при установленном нормативе не менее 30% от расчетной стоимости за 2017 год составил – 50,4%, за 2018 год – 25,2%.
При этом, участниками Госпрограммы, как правило, не корректируется сметная стоимость проектов жилых домов, на момент их включения в сводный список для расчета социальной выплаты Минсельхозом НСО, что приводит к снижению расчетной стоимости и размеру социальной выплаты.
Около 80% получателей социальных выплат осуществляют деревянное домостроение, при этом участники Госпрограммы в проверенных районах не использовали право на получение древесины на льготных условиях в соответствии с нормами Закона Новосибирской области от 07.07.2007 № 130-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области», что могло бы существенно удешевить стоимость строительства и, соответственно, уменьшить размер социальной выплаты.
6. Минсельхозом НСО допущены нарушения федерального и областного законодательства в части формировании списков участников Госпрограммы, занижения суммы социальной выплаты 2 гражданам на 325,4 тыс.руб.
7. Администрациями районов допущены нарушения федерального и областного законодательства, а также условий соглашений, заключенных с Минсельхозом НСО:
7.1 Не проводились в полном объеме проверки правильности оформления представленных заявителями документов и достоверности содержащихся в них сведений администрациями Венгеровского, Колыванского, Чановского, Черепановского, Здвинского районов (в нарушение п.21 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение) и п.4 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного Приложением №1 к постановлению Правительства области от 12.05.2014 №190-п, условий соглашений, заключенных Минсельхозом НСО с администрациями районов.
В результате, в нарушение п.4 Типового положения два заявителя, необоснованно признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий (при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), незаконно получили социальные выплаты на 2 361,0 тыс.руб. (1 260,0 тыс.руб. в Венгеровском и 1 101,0 тыс.руб. в Черепановском районах).
7.2 Не проводились проверки стоимости и площади жилья, построенного участниками Госпрограммы, после предоставления социальной выплаты. В результате, подлежит возврату излишне выплаченная сумма социальной выплаты в размере 579,2 тыс.руб. 6 участниками Госпрограммы (по 2 участника в Венгеровском (192,1 тыс.руб.) и Черепановском (333,8 тыс.руб.), по 1 участнику в Колыванском (37,9 тыс.руб.) и Чановском (15,4 тыс.руб.). Кроме того, площадь построенного жилого дома участника Госпрограммы в Маслянинском районе (сумма социальной выплаты 1 468,0 тыс.руб.) меньше учетной нормы, установленной в р.п. Маслянино, что не соответствует условию получения социальной выплаты, установленному пп. в) п.9 Типового положения.
7.3 На стадии формирования списков участников Госпрограммы и доведения бюджетных средств:
в уточненные списки администрацией Маслянинского района включены 5 заявителей, в нарушение хронологической последовательности по дате подачи заявлений, установленной пп.37, 38 Типового положения, что привело к неполучению социальной выплаты гражданами, имеющими приоритетное право;
граждане не уведомлялись о принятых решениях по их участию в Госпрограмме в Венгеровском районе;
договоры, заключенные с получателями социальной выплаты, не содержат обязательных положений в Чановском и Маслянинском районах;
не проводилась работа по разъяснению условий и порядка получения и использования социальных выплат на строительство жилья администрациями Венгеровского, Маслянинского, Тоучинского районов.
7.4 На стадии строительства и дальнейшей эксплуатации жилья:
не обеспечено получателями социальной выплаты внесение собственных и (или) заемных средств, в части стоимости строительства жилья, превышающей социальную выплату администрациями Венгеровского, Чановского, Здвинского, Черепановского, Маслянинского, Тоучинского районов;
не организован и не ведется учет граждан, молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия с использованием социальной выплаты в Венгеровском, Чановском, Здвинском и Черепановском районах;
не предоставлялась (в Венгеровском и Черепановском районах) либо несвоевременно предоставлялась (в Колыванском районе) информация об улучшении жилищных условий участников Госпрограммы, органам местного самоуправления по месту жительства, с целью снятия их с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
не проверялось выполнение получателями социальной выплаты обязательств по оформлению жилого помещения в общую долевую собственность всех членов семьи (администрациями Колыванского, Венгеровского, Черепановского, Маслянинского и Тогучинского районов);
не проходили проверку договоры и иные документы, предоставляемые участниками Госпрограммы для перечисления социальной выплаты до представления их в кредитную организацию в администрациях Чановского, Здвинского, Черепановского, Маслянинского и Тогучинского районов;
не осуществляется контроль за ходом строительства и вводом жилья в эксплуатацию, не проводились проверки построенного жилья на соответствие установленным требованиям благоустроенности администрациями Венгеровского, Черепановского, Чановского, Маслянинского, Тогучинского и Здвинского районов. На момент проверки, 15 участников Госпрограммы получивших социальные выплаты в размере 21 830,0 тыс.руб., ввели в эксплуатацию неблагоустроенное и(или) не пригодное к проживанию жилье. Результат, установленный в Госпрограмме и требованиями п.9 Типового положения не достигнут. Кроме того, при полностью израсходованных в 2018 г. средствах социальных выплат 3 дома на момент проверки фактически не построены, строительные материалы к осмотру не представлены.
8. В период с 2012 г. по 2018 г. получили социальные выплаты 808 молодых семей и молодых специалистов из 29 районов, которые, имея приоритет в получении поддержки, должны работать не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Допустили нарушения обязательств 124 участника программы (15,3%), из них 88 человек (11,0%) не исполнили условие трудоустройства в АПК и социальной сфере. Практически во всех районах установлены несоответствия трехсторонних договоров, заключенных между администрациями, работодателями и участниками Госпрограммы, нормам Гражданского кодекса РФ и Типовых положений, что приводит к невозможности истребовать в судебном порядке средства социальной выплаты. При этом, ряд положений трехсторонних договоров необоснованно ухудшает условия участников программы.
Отсутствие контроля за исполнением условий оказания государственной поддержки молодым семьям и молодым специалистам не способствует достижению установленной цели Госпрограммы по обеспечению кадрами сельскохозяйственного производства и социальной сферы на селе.
9. В ходе проведения контрольного мероприятия администрациями проверенных районов представлены планы по устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, ряд нарушений и замечаний были отмечены КСП НСО в ходе ранее проведенных контрольных мероприятий по аналогичному вопросу и, несмотря на принимаемые меры, в полном объеме не устранены, что свидетельствует об отсутствии системного контроля, за реализацией Госпрограммы со стороны ее государственного заказчика – Минсельхоза НСО.
10. По оценке Министерства экономического развития Новосибирской области, реализация Госпрограммы признана эффективной. При этом, в проверяемом периоде плановые показатели целевых индикаторов корректировались в сторону уменьшения 4 раза, что обусловлено, снижением объемов финансирования Госпрограммы и корректировкой сроков строительства объектов инфраструктуры.
В Госпрограмме установлены только количественные показатели целевых индикаторов и ожидаемых результатов, что не позволяет оценить степень достижения целей и решения поставленных задач, а также динамику обеспеченности объектами инфраструктуры и влияние реализации Госпрограммы на стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, обеспеченность кадрами и сохранение численности сельских жителей.
11. Новосибирская область не участвовала в отборе региональных программ и соответственно не привлекала средства федерального бюджета в рамках Федеральной госпрограммы по ряду направлений: на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку; грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, строительство, реконструкцию и ввод объектов системы образования и спортивных объектов в сельских поселениях, развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики. При этом указанные направления реализуются за счет средств областного бюджета в рамках ряда государственных программ Новосибирской области.
12. Госпрограмма «Устойчивое развитие села» не в полной мере соответствует критерию комплексности планируемых мероприятий, установленному в Порядке разработки государственных программ (утв. постановлением Правительства НСО от 28.03.2014 №125-п) и методических указаниях по разработке государственных программ Новосибирской области (утв. приказом Министерства экономического развития НСО от 29.12.2017 №154).
Реализация программных мероприятий не нацелена на создание высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизацию участия граждан, проживающих в сельской местности, осуществление общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни, что не соответствует Федеральной стратегии.
Государственные программы министерств соисполнителей госпрограммы «Устойчивое развитие села» (Минздрава НСО, Минтранса НСО, Минкульта НСО и Министерства ЖКХ НСО) не содержат целей, задач, целевых показателей, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, как это рекомендовано в положениях Федеральной стратегии, соответственно в отчетах о реализации государственных программ не выделены результаты мероприятий по развитию села.
13. Постановлением Правительства РФ, утвердившим в мае 2019 года государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025годы, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на достижение целей федеральной государственной программы.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
Законодательному Собранию Новосибирской области рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Новосибирской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области», в части предоставления приоритетного права на заготовку древесины участникам государственных программ Новосибирской области в сфере индивидуального строительства жилья.
Правительству Новосибирской области:
разработать и утвердить государственную программу Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий Новосибирской области» на 2020-2025годы;
внести изменения в порядок предоставления из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области иных межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, определив сроки перечисления средств получателям социальных выплат исходя из момента определения объема средств (утверждения распределения) на областном уровне;
рассмотреть вопрос о выделении в государственных программах мероприятий, реализуемых на сельских территориях Новосибирской области, в том числе, государственными заказчиками которые выступают соисполнителями госпрограммы «Устойчивое развитие села», а также целей, задач, целевых показателей, направленных на устойчивое развитие сельских территорий.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
-Министерству сельского хозяйства Новосибирской области;
-Администрациям муниципальных образований: Венгеровского, Маслянинского, Чановского, Черепановского, Здвинского, Тогучинского, Колыванского, Доволенского, Ордынского, Северного, Куйбышевского, Чистоозерного районов.