Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела внешнюю проверку годового отчета об исполнении областного бюджета за 2018 год
Внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2018 год, включающая проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета, проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, статьей 33 Закона Новосибирской области о бюджетном процессе и планом работы палаты на 2019 год.
Годовой отчет представлен в палату 12.04.2019 с соблюдением срока, установленного Законом области о бюджетном процессе (до 15 апреля). Однако в составе дополнительных материалов, представляемых одновременно с годовым отчетом, отсутствовала информация Министерства транспорта, Министерства образования и Управления делами об администрировании доходов от использования и продажи государственного имущества. Кроме того, Министерством природных ресурсов не представлен перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, софинансирование которых осуществлялось за счет субсидий местным бюджетам.
Результаты внешней проверки Годового отчета об исполнении областного бюджета за 2018 год позволяют сделать вывод о том, что бюджет исполнялся в условиях дальнейшего ускорения экономического развития области. Увеличение объемов прибыли (особенно в добыче полезных ископаемых и торговле), заработной платы, оборота малого и среднего предпринимательства обеспечило прирост налоговых доходов областного бюджета. Однако объемы строительных работ и доходы населения в реальном выражении продолжали сокращаться. Общее влияние изменения порядка зачисления акцизов на крепкий алкоголь (постепенный переход на зачисление по месту потребления) на налоговые доходы было отрицательным. За счет дотаций и иных трансфертов (прежде всего, на сельское хозяйство) увеличились безвозмездные поступления.
Доходы областного бюджета исполнены с превышением плана. Недоисполнение расходов (прежде всего, за счет расходов на обслуживание долга) привело к существенному увеличению профицита областного бюджета. Профицит позволил продолжить сокращение объема государственного долга области, а также увеличить остатки на счете областного бюджета, являющиеся основным источником финансирования дефицита в 2019 году.
Случаев недостоверности Годового отчета в части сумм кассовых поступлений и выплат не установлено. Установлен ряд нарушений и недостатков в бюджетном учете и отчетности, влияющих на полноту и достоверность данных об активах и обязательствах областных органов и учреждений. Сохраняются проблемы отражения завершенных капитальных вложений, обязательств по предоставлению субсидий сельскохозяйственным организациям, неисключительных прав на программное обеспечение, задолженности по исковым требованиям. Кроме того, при переходе на новые стандарты учета без достаточных оснований перенесены на забалансовый счет основные средства и сомнительная дебиторская задолженность. Отсутствует ведомственный контроль за достоверностью отчетности подведомственных казенных учреждений.
Расходы на капитальные вложения, содержание Фонда модернизации и развития ЖКХ МО НСО, а также за счет средств резервного фонда по-прежнему осуществляются без необходимых правовых оснований. Многие госпрограммы не приводились в соответствие с законами об областном бюджете и о внесении изменений в областной бюджет или приводились несвоевременно. В ряде случаев мероприятия, имеющие характер оказания госуслуг, не включаются в госзадания учреждений. Вместе с тем большинство нарушений и недостатков при организации исполнения областного бюджета, формировании бюджетной отчетности устранены.
В июле 2018 года по итогам внешней проверки годового отчета за 2017 год Губернатором Новосибирской области были даны поручения областным органам исполнительной власти провести рабочие группы с представителями КСП НСО для выработки совместной позиции по устранению замечаний, указанных в заключении КСП НСО. В 2018 – 2019 годах проведено более 10 заседаний рабочих групп, по результатам которых большинство нарушений и недостатков при организации исполнения областного бюджета, формировании бюджетной отчетности были устранены. Для устранения сохраняющихся и впервые установленных нарушений и недостатков необходимо продолжить работу по развитию системы ведомственного финансового контроля (аудита), совершенствованию порядка планирования и исполнения различных направлений расходов, в том числе с учетом выводов и предложений, изложенных в отчетах и заключениях палаты. В Министерство финансов НСО, Департамент имущества НСО, Контрольное управление НСО будут направлены информационные письма о нарушениях и недостатках, относящихся к компетенции соответствующих органов.
Результаты внешней проверки будут рассмотрены на публичных слушаниях по отчету об исполнении областного бюджета за 2018 год, которые состоятся 6 июня 2019 года в 11.00 в малом зеле Законодательного Собрания Новосибирской области.