Е. Гончарова выступила с докладом на расширенном семинаре-совещании коллегии финансовых органов Новосибирской области.
В малом зале Правительства Новосибирской области 5 февраля текущего года прошел расширенный семинар-совещание коллегии финансовых органов Новосибирской области «Основные результаты деятельности государственных органов Новосибирской области за 2018 год. Перспективы и задачи на 2019 год и плановый период».
В работе совещания приняли участие Губернатор Новосибирской области А.А. Травников, депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области, первый заместитель председателя Правительства Новосибирской области, главный федеральный инспектор по Новосибирской области, руководитель управления ФНС по Новосибирской области, руководители финансовых служб областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, руководители территориальных органов и подведомственных учреждений министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области, руководящий состав министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области, представители общественности.
С приветственными словами участникам совещания обратились Губернатор Новосибирской области А.А. Травников и председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по финансово-экономической политике и собственности А.В. Морозов.
Доклад «Основные результаты деятельности государственных органов Новосибирской области за 2018 год. Перспективы и задачи на 2019 год и плановый период» участникам совещания представил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области-министр финансов и налоговой политики Новосибирской области В.Ю. Голубенко.
Елена Гончарова выступила перед участниками совещания с докладом «Развитие взаимодействия контрольно-счетных и финансовых органов в Новосибирской области», в котором она сказала:
Уже более двух лет действует утвержденный Губернатором области регламент взаимодействия органов исполнительной власти с КСП НСО, который предусматривает выработку совместных решений по реализации предложений палаты через созданные рабочие группы. Использование этого механизма позволило значительно ускорить разработку и принятие мер, необходимых для повышения эффективности использования ресурсов и достижения стратегических целей развития области. Новая стратегия развития СП РФ также предусматривает роль палаты как стратегического партнера и центра компетенций для органов власти.
В 2018 году взаимодействие палаты и Министерства финансов области было направлено на дальнейшее совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Новосибирской области. По итогам заседаний рабочих групп, созданных при Министерстве финансов, был подготовлен и реализован целый ряд решений.
В качестве примера взаимодействия можно отметить, принятие в конце года новой областной госпрограммы в сфере управления финансами. В течение года было проведено несколько заседаний рабочей группы, на которых с участие представителей палаты и Законодательного Собрания обсуждались ее концепция и проект. В результате в новой госпрограмме учтено большинство замечаний, сделанных по результатам экспертизы ее ранее действовавшей редакции, уточнены механизм и порядок финансирования реализации госпрограммы, условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий, предусмотренных в госпрограмме.
Продолжалась работа по совершенствованию бюджетного законодательства, в т.ч. в части внесения изменений в областной закон о бюджетном процессе и тестовые статьи закона о бюджете. В законе об областном бюджете на 2019 год утверждено распределение расходов по мероприятиям госпрограмм. Для реализации этого предложения в течение года проводилась работа с заказчиками программ по изменению состава и наименований мероприятий и соответствующих им целевых статей расходов бюджета. Эта работа не была завершена при рассмотрении проекта бюджета, поэтому ее следует продолжить при формировании бюджета на 2020 год.
Кроме того, в бюджете на 2019 год был реализован новый порядок утверждения распределения межбюджетных субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям по итогам конкурсов (в т.ч. в рамках мероприятий по «инициативному бюджетированию», предусмотренных в госпрограмме управления финансами). В законе о бюджете изначально утвержден общий объем субсидии, а его распределение будет утверждено после проведения конкурса при внесении изменений в бюджет.
На заседаниях рабочих групп, созданных при Министерстве финансов, также рассматривались вопросы организации исполнения областного бюджета, приведения госпрограмм в соответствие с законом о бюджете, ведения бюджетного учета и составления отчетности. По результатам этой работы, в частности, был уточнен порядок предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям и установлена методика определения части субсидии в случае недостижения качественных показателей госзадания. Но нужно завершить правовое регулирование случаев и порядка погашения задолженности перед бюджетом путем передачи имущества, товаров, работ, услуг.
Бюджетным законодательством на контрольно-счетные органы возложены довольно трудоемкие полномочия по внешней проверке бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Эти проверки ежегодно проводятся уже 10 лет и способствуют повышению качества и достоверности информации об активах и обязательствах государства. При этом большинство форм отчетности, кроме отчета об исполнении бюджета, представительным органом не утверждаются и не рассматриваются. Фактически основными пользователями результатов проверок являются финансовые органы, которые на основании отчетности главных администраторов формируют сводную отчетность по бюджету в целом.
А контрольно-счетные органы не обладают достаточными ресурсами, чтобы провести полный аудит отчетности каждого главного администратора, не говоря уже о каждом учреждении. Мы можем сконцентрироваться лишь на конкретных проблемах в учете и отчетности, оказывающих наиболее существенное влияние на их достоверность. Поэтому в рамках работы Совета КСО при СП РФ мы рассматриваем возможность изменения законодательства в части форм и порядка осуществления внешнего контроля за достоверностью отчетности, исключения требования об обязательной проверке отчетности всех главных администраторов.
Проверки исполнения бюджетов высокодотационных муниципальных образований, проведенные палатой в 2018 году, также показали значительное повышение качества бюджетного процесса на местном уровне, устранение ряда нарушений и недостатков, широко распространенных в прошлые годы.
За счет установления новых нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления значительно сократилось число случаев их превышения. В прошлые годы почти половина муниципальных образований допускали подобные нарушения, поскольку нормативы расходов, для содержания местных администраций были недостаточны. Особенно это было характерно для поселений с небольшой численностью жителей (поскольку нормативы установлены в рублях на одного жителя). Новые нормативы оказались достаточны для финансирования администраций во всех проверенных поселениях.
В 2018 году также были существенно увеличены нормативы на оплату труда глав администраций, председателей советов депутатов и их заместителей (замам глав администраций норматив ежемесячного денежного поощрения увеличен в 2-3 раза). К сожалению, эти изменения не коснулись оплаты труда в муниципальных контрольно-счетных органах. Хотя при создании системы контрольно-счетных органов мы исходили из того, что оплата труда председателя контрольно-счетного органа должна быть на уровне заместителя председателя совета депутатов, заместителя главы администрации. Сейчас образовался существенный разрыв в оплате труда руководителей органов местного самоуправления и этот вопрос требует правового регулирования.
В 2018 году была проведена работа по устранению нарушений при осуществлении полномочий финансовых органов поселений. Как показывали проверки, во многих случаях передача полномочий на уровень районов осуществлялась без заключения соответствующих соглашений. Совместным письмом Министерства финансов и палаты до муниципальных образований были доведены типовые формы соглашений о передаче полномочий и использовании областной информационной системы управления бюджетным процессом, которые должны быть заключены до конца 2018 года.
За счет использования муниципальными образованиями областной информационной системы в сфере закупок, интегрированной с системой управления бюджетным процессом значительно сократилось число нарушений при размещении информации об исполнении и оплате муниципальных контрактов. Муниципальные образования впервые получили от налоговых инспекций и отразили в отчетности об исполнении местных бюджетов информацию о задолженности по местным налогам. Не было нарушений при установлении налоговых льгот в зависимости от формы собственности и дублирования льгот, установленных федеральным законодательством. Для этого Министерством финансов по предложению палаты была проведена соответствующая работа. По решениям рабочих групп подготовлен и направлен в муниципальные образования ряд методических писем по вопросам исполнения бюджетов, предоставления субсидий и составления отчетности.
Несмотря на проводимую работу, ежегодно мы отмечаем высокую зависимость муниципальных образований от финансовой помощи из областного бюджета. При этом местные администрации не пользуются возможностями увеличения (пусть и небольшого) собственных доходов. По-прежнему устанавливаются пониженные ставки по местным налогам, не ведется работа с плательщиками по неналоговым доходам. Методики распределения финансовой помощи также часто приводят к тому, что муниципальным образованиям не выгодно увеличивать собственные доходы, поскольку на эту же сумму уменьшаются трансферты. В 2018 году рабочей группой по совершенствованию межбюджетных отношений были одобрены новые методические рекомендации для муниципальных районов по расчету дотаций поселениям, которые позволят избежать многих типичных нарушений, выявляемых ранее. Но также следует продолжить работу по совершенствованию методик распределения финансовой помощи, предоставляемой муниципальным образованиям из областного бюджета.
Одной из приоритетных задач контрольно-счетных органов, поставленных председателем СП РФ Кудриным А.Л., является дальнейшая информатизация финансового контроля, для которой необходимо обеспечение доступа к информационным системам и базам данных в сфере управления финансами. СП РФ обладает довольно развитой собственной информационно-технологической базой, а также правом доступа ко всем федеральным информационным системам, на основе которых развиваются технологии удаленного аудита, когда информационные системы органа контроля получают и обрабатывают данные из информационных систем объектов контроля. Но мы понимаем, что самостоятельное создание таких систем в каждом регионе и муниципалитете невозможно. Это дорого и нецелесообразно.
В настоящее время в рамках работы Совета КСО при СП РФ рассматриваются разные способы обеспечить информатизацию финансового контроля. Одним из вариантов является работа региональных и муниципальных контрольно-счетных органов в информационной системе СП РФ, которая имеет полный доступ к региональным и муниципальным информационным системам. Но пока каждый регион решает эту проблему самостоятельно.
У нас между палатой и Министерством финансов действует соглашение, по которому сотрудники палаты имеют доступ к областной информационной системе управления бюджетными процессами со своих рабочих мест. В этом же направлении мы планируем развивать информационное взаимодействие и с другими органами исполнительной власти области.
Кроме того, такой же доступ необходим и муниципальным контрольно-счетным органам, поскольку большинство муниципальных образований работают в областных информационных системах. В прошлые годы на коллегии Министерства финансов мы уже рассматривали эти вопросы. Но конкретные меры и сроки по реализации наших предложений не были определены.
Сегодня вопросы информатизации системы государственного управления являются одной из задач национального проекта «Цифровая экономика» и мы планируем совместно с СП РФ в ноябре этого года провести совещание контрольно-счетных органов, посвященное вопросам информатизации финансового контроля.