Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела экспертизу проекта госпрограммы «Развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области».
Финансово-экономическая экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области» проведена в соответствии с п.7 ч.1 ст.7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 №131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором - министерством региональной политики Новосибирской области (далее – Министерство) письмом от 06.12.2018.
Проект государственной программы, представленный на экспертизу, размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства.
В результате экспертизы установлено:
1 Основными целями госпрограммы «Развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области» являются: повышение участия граждан, институтов гражданского общества и местного самоуправления в процессе социально-экономического развития Новосибирской области; укрепление гражданского единства и совершенствование системы патриотического воспитания населения, проживающего на территории Новосибирской области. С учетом предложений КСП НСО в госпрограмму планируется объединить 4 действующие госпрограммы в сферах поддержки местного самоуправления, гражданского общества, патриотического воспитания и национальной политики.
2. Основными ожидаемыми результатами реализации проекта госпрограммы являются: увеличение доли граждан, принимающих участие в реализации приоритетных социально значимых проектов; увеличение доли граждан, в интересах которых осуществляется деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших государственную поддержку на реализацию социально значимых проектов и программ; увеличение доли жителей Новосибирской области, которые принимают участие и готовы участвовать в осуществлении местного самоуправления; увеличение доли граждан, принимающих участие в мероприятиях, направленных на формирование патриотического сознания. Кроме того, доля граждан положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, будет сохраняться в течение всего срока реализации государственной программы на уровне 80 %.
3. В проекте госпрограммы учтены ряд предложений КСП НСО, сделанные по результатам экспертиз проектов действующих госпрограмм (включенных в проект рассматриваемой госпрограммы): в рамках подпрограммы «Содействие развитию местного самоуправления» учтены предложения в части изменения цели, задачи, формы предоставления грантов; в рамках подпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области» учтены предложения в части уточнения отдельных положений порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям на реализацию мероприятий.
4. В проекте госпрограммы не учтены предложения КСП НСО, сделанные по результатам ранее проведенных экспертиз: в порядках предоставления субсидий (грантов) содержатся противоречия между структурными элементами, не определены порядок, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности, не предусмотрен возврат субсидии, использованной не по целевому назначению, в областной бюджет Новосибирской области. Проект госпрограммы фактически не содержит описания механизма ее реализации и общей характеристики мер правового регулирования.
5. В Порядке финансирования мероприятия отсутствует указание на предоставление из областного бюджета грантов в форме субсидий муниципальным образованиям. Кроме того, в тексте Условий предоставления субсидий муниципальным образованиям не закреплена, предусмотренная п.5 ст.242 БК РФ, обязанность получателя субсидии вернуть в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года в доход бюджета области, неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, имеющих целевое назначение. Данное положение также не включено в перечень положений, которые должно содержать соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии (п. 2.5 Условий предоставления субсидий муниципальным образованиям).
6. Финансирование расходов на реализацию мероприятий проекта госпрограммы на 2019-2024 годы предусмотрено за счет средств федерального и областного бюджетов в объеме 1 894 736,0 тыс.руб., из них средства федерального бюджета – 2 353,9 тыс.руб.
В общепрограммное мероприятие включены расходы по обеспечению деятельности Общественной палаты Новосибирской области. Поскольку расходы на обеспечение деятельности Общественной палаты Новосибирской области выделены в отдельную целевую статью (направление расходов) областного бюджета их целесообразно перенести из общепрограммных мероприятий и отнести к одной из подпрограмм госпрограммы, в качестве основного мероприятия.
Также целесообразно уточнить наименование и содержание ряда основных мероприятий проекта госпрограммы.
В соответствии со ст.179 БК РФ госпрограммы субъекта РФ, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. При этом в Порядке формирования и реализации областных госпрограмм сроки их утверждения не установлены.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
-Правительству Новосибирской области в соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса РФ установить сроки утверждения государственных программ, предлагаемых к реализации начиная с очередного финансового года;
-Государственному заказчику программы – министерству региональной политики Новосибирской области:
рассмотреть в программе проблемы совершенствования разграничения полномочий, финансовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристику мер правового регулирования, используемых в сфере ее реализации;
уточнить ряд положений в Условиях предоставления субсидий муниципальным образованиям, Порядке финансирования мероприятий и порядках предоставления субсидий (грантов);
перенести расходы на обеспечение деятельности Общественной палаты НСО из общепрограммного мероприятия в отдельное мероприятие госпрограммы, уточнить наименование и содержание отдельных основных мероприятий.
В соответствии со статьей 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» заключение направлено Губернатору Новосибирской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области.