Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования государственных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов».
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2022 годах» в 2017 году и в текущем периоде 2018 года, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ);
- Администрация г. Болотное Болотнинского района Новосибирской области;
- Администрация г. Татарска Татарского района Новосибирской области;
- Администрация р.п. Мошково Мошковского района Новосибирской области;
- Администрация Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области;
- Администрация р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области;
- Администрация р.п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области;
- Администрация Петровского сельсовета Ордынского района Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
- В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2010 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы благоустройства территорий населенных пунктов относятся к полномочиям муниципальных образований.
Оказание государственной поддержки муниципальным образованиям в решении данных вопросов в Новосибирской области осуществляется в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015 - 2022 годах», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п, а с 2017 года в соответствии с приоритетным национальным проектом «Формирование комфортной городской среды», утвержденным Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21.11.2016 № 10).
- Общий объем финансирования подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» на 2017-2018 годы, предусмотренный госпрограммой (за счет всех источников) составляет 1 634 699,1 тыс.руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 980 799,3 тыс.руб. (60%), областного бюджета – 515 511,3 тыс.руб. (31,5%), местного бюджета – 134 181,5 тыс.руб. (8,2%) и внебюджетных источников – 7 883,8 тыс.руб. (0,3%).
- Объем финансирования мероприятий из областного бюджета на 2018 год, предусмотренный Подпрограммой, не соответствует Закону Новосибирской области от 12.12.2017 № 234-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в редакции от 08.10.2018 (по Закону – 826 484,2 тыс.руб., по Программе – 737 253,0 тыс.руб.).
При этом, в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
- Фактически на реализацию подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» за проверяемый период (2017 г. и 11 месяцев 2018 г.) направлено 1 290 294,3 тыс.руб., из них за счет средств: областного бюджета – 356 665,0 тыс.руб.; федерального бюджета – 818 172,9 тыс.руб.; местных бюджетов – 104 344,6 тыс.руб.; внебюджетных источников – 25 111,8 тыс.руб.
- Условия, на основании которых принимались решения о выделении субсидий муниципальным районам и городским округам на мероприятия по благоустройству территорий населенных пунктов и заключении с ними Соглашений, соблюдены всеми участниками Подпрограммы, при этом:
– закупки работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, не являющихся муниципальной собственностью, рядом поселений в 2018 году, по-прежнему, осуществлялись на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в нарушение ст. 72 БК РФ, так как фактически не были направлены на обеспечение муниципальных нужд;
– правила благоустройства территорий, утвержденные отдельными муниципальными образованиями Новосибирской области, не содержат положений, определяющих границы территорий общего пользования, которые прилегают к зданию, строению, сооружению, земельному участку, предусмотренных ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Данные границы определяются в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п.п. 14. п.2. ст.45.1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В настоящее время законопроект об определении такого порядка в Новосибирской области разработан, но не принят.
- За проверяемый период (2017 г. и 11 месяцев 2018 г.) средства направлены на оказание государственной поддержки муниципальным образованиям по следующим мероприятиям:
– на благоустройство дворовых территорий МКД – 673 723,0 тыс.руб. (52,4%);
– на благоустройство общественных территорий – 580 458,7 тыс.руб. (45,1%);
– на обустройство мест массового отдыха населения (городских парков) – 16 171,2 тыс.руб. (1,25%);
– на реализацию мероприятий по благоустройству территорий населенных пунктов Новосибирской области (без привлечения средств федерального бюджета) – 16 000,0 тыс.руб. (1,24%).
- Основные затраты на выполнение мероприятий по благоустройству территорий, произведены городскими округами Новосибирской области: в 2017 году на сумму 485 236,2 тыс.руб. (58,9% от общего объема расходов), за 11 месяцев 2018 года – 306 898,6 тыс.руб. (57,6%). Наилучшие показатели по завершению работ в 2018 году достигнуты р.п. Кольцово (100,0% принятых и оплаченных работ), г. Новосибирск (100% принятых работ и 89,5% оплаченных), г. Бердск (100% принятых работ и 81,8% оплаченных). Наихудшие показатели по г. Оби (0,0% по состоянию на 01.01.2018).
Муниципальными районами произведены работы: в 2017 году на сумму 338 762,2 тыс.руб. (41,1%), за 11 месяцев 2018 года – 225 937,9 тыс.руб. (42,4%).
Наилучшие показатели по завершению работ (работы приняты по актам приемки выполненных работ) в 2018 году достигнуты Баганским, Доволенским, Здвинским, Краснозерским, Купинским, Ордынским, Сузунским, Убинским, Усть-Таркским и Чистоозерным районам (по 100,0%); Северный и Мошковский районами (по 95,0%), Искитимский районом (93,1%). Наихудшие показатели (менее 50% выполнения) у Барабинского (24,7%), Чановского (24,6%), Чулымского (30,7%), Черепановского (44,8%) и Болотнинского (45,6%) районов.
- По результатам реализации подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» за 2017 год, плановые значения достигнуты по 6-ти из 8-ми показателей. С начала реализации мероприятий по обустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных пространств населенных пунктов Новосибирской области (с 15.03.2017), значения целевых индикаторов изменялись три раза, как в большую, так и в меньшую сторону.
В результате сокращение «доли трудового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий МКД» с 10% до 3%, выполнение плана составило 350%.
Палата отмечает, что установленный Методиками расчет доли трудового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству территорий МКД (утв. приказами Министерства ЖКХ НСО от 14.02.2017 №38 и от 04.05.2018 №106) не позволяет оценить обоснованность его фактического значения.
В качестве такого индикатора целесообразнее использовать индикатор «доля проектов благоустройства, реализованных с трудовым участием граждан, заинтересованных организаций», предложенный Методическими рекомендациями по подготовке государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта на 2018-2022 годы, утвержденными Приказом Минстроя РФ от 06.04.2017 №691/пр.
- По итогам 2017 года выполнены работы по приведению в надлежащее состояние 221 ед. благоустроенных дворовых территорий и 206,18 тыс.кв.м. благоустроенных общественных пространств.
Результаты по достижению показателей Подпрограммы за 2018 год будут определены по итогам года, при этом работы по благоустройству дворовых территорий проводились на территории 142 многоквартирных домов в 49-ти муниципальных образованиях Новосибирской области.
Наибольшая готовность к завершению (90-100%%) в 22-х муниципальных образованиях.
Работы по благоустройству общественных пространств велись на территории 25-ти муниципальных образований по 31 объекту, из них по состоянию на 01.12.2018 завершены работы по 15 объектам.
- В ходе проверки КСП НСО выявлены нарушения и недостатки при использовании субсидий, направленных на благоустройство территорий населенных пунктов, в частности установлены:
– нарушения законодательства в сфере бухгалтерского учета (в регистрах бухгалтерского учета не отражены принятые бюджетные обязательства; при формировании начальной стоимости объекта не учитываются затраты на проектные работы и экспертизу проекта);
– нарушения законодательства в сфере закупок (контракты исполнены с нарушением сроков; неправильно формируется начальная (максимальная) цена контракта; информация об исполнении контракта не размещается в единой информационной системе; срок оплаты администрацией поселения принятых работ превышает сроки, установленные законодательством; осуществлена приемка выполненных работ (их результатов) не соответствующих условиям контракта; изменен объем выполняемых работ более чем на 10%);
– замечания по качеству выполненных работ (асфальтобетонное покрытие имеет крупнозернистую структуру; не выдержаны высотные отметки; перепады по высоте поверхности покрытий);
– характеристики примененных материалов и установленных малых архитектурных форм не соответствуют сведениям, указанным в проектной документации, концепции дизайн-проектов;
– благоустройство дворовой территории (асфальтирование проездов и тротуаров на прилегающей территории к домам) не взаимоувязано со сроками проведения капитального ремонта МКД.
11. Неэффективного использования бюджетных средств в 2017 и 2018 годах не установлено.
По результатам мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
1. Законодательному Собранию Новосибирской области принять Закон Новосибирской области, устанавливающий порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий в целях их благоустройства, в соответствии с требованиями статьи 45.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Правительству Новосибирской области внести изменения в постановление Правительства области от 16.02.2015 № 66-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015 - 2022 годах», в части:
– приведения расходов из областного бюджета на реализацию мероприятий госпрограммы на 2018 год в соответствие с Законом области от 12.12.2017 №234-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»;
– определения, состава стоимости затрат, используемого в рамках обязательств по софинансированию из местных бюджетов мероприятий по благоустройству территорий населенных пунктов Новосибирской области в рамках подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» госпрограммы.
Для устранения выявленных нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
– Министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области;
– администрациям муниципальных образований Новосибирской области:
г. Болотное Болотнинского района;
г. Татарска Татарского района;
р.п. Мошково Мошковского района;
Сокурского сельсовета Мошковского района;
р.п. Колывань Колыванского района;
р.п. Ордынское Ордынского района;
Петровского сельсовета Ордынского района.
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» отчет направлен:
- Губернатору Новосибирской области;
- в Законодательное Собрание Новосибирской области.