Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования государственных средств, направленных на защиту населенных пунктов от подтопления и затопления.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на мероприятия по защите территорий населенных пунктов Новосибирской области от затопления и подтопления в рамках государственной программы Новосибирской области «Охрана окружающей среды» на 2015-2020 годы, в 2016-2017 годах и за текущий период 2018 года, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (Министерство).
2. Администрация Купинского района.
3. Администрация Татарского района.
4. Администрация г. Барабинска.
5. Администрация г. Куйбышева.
В результате проверки установлено:
1. Финансирование мероприятий, связанных с подтоплением, затоплением территорий Новосибирской области с 2016 года осуществляется в рамках реализации государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.01.2015 № 28-п.
Решение задачи по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, позволит к концу 2020 года увеличить долю населения, проживающего на территориях, защищенных в результате проведения противопаводковых мероприятий, от общей численности населения, проживающего на территориях, подверженных подтоплению, до 15,49% и вывести из зоны подтопления 4 539 объектов жилищного фонда (жилых домов) и социально-культурной сферы.
В отчетные данные по исполнению госпрограммы «Охрана окружающей среды» за 2016-2017 годы, Министерством в исполнение целевого индикатора «Количество подтопляемых объектов, выведенных из зоны подтопления» в 2016 году был включен 331 объект. При этом данный показатель уже был отражен Министерством ЖКХ и энергетики НСО в плановых и фактических показателях за 2015 год в рамках реализации госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах».
2. На реализацию мероприятий госпрограммы по защите территорий населенных пунктов Новосибирской области от подтопления и затопления Законами об областном бюджете на 2016-2018 годы и плановый период 2019-2020 годов запланированы средства 9-и муниципальным образованиям Новосибирской области на общую сумму 381 267,5 тыс.руб., в том числе:
– на 2016 год в сумме 3 185,0 тыс.руб.;
– на 2017 год – 84 082,5 тыс.руб.;
– на 2018-2020 годы – по 98 000,0 тыс.руб. ежегодно.
Фактически за 2016-2017 годы на мероприятия, связанные с подтоплением, затоплением территорий населенных пунктов из областного бюджета направлено 84 082,5 тыс.руб. (г. Чулым – 3 185,0 (погашение кредиторской задолженности за работы, выполненные в 2015 году), г. Барабинск – 24 500,0 тыс.руб.; г. Куйбышев – 24 692,5 тыс.руб.; Купинский район – 29 890,0 тыс.руб., Татарский район – 5 000,0 тыс.руб.). За 5-ть месяцев 2018 года – 19 150,4 тыс.руб.
За счет местных бюджетов на реализацию данных мероприятий за 2016-2017 годы и 5-ть месяцев 2018 года направлено 3 653,9 тыс.руб.
3. В ходе проверки выявлен ряд несоответствий отдельных показателей, заключенных Соглашений и муниципальных контрактов Закону об областном бюджете, госпрограмме, планам её реализации:
по г. Барабинску: объем субсидий, предусмотренных Законом об областном бюджете на 2017-2019 годы, составляет 84 724,4 тыс.руб. а муниципальный контракт заключен на 78 161,5 тыс.руб. (меньше на 6 562,9 тыс.руб.). Изменение в закон о бюджете в части уменьшения финансирования из областного бюджета не внесено.
по г. Татарску: объем субсидий, предусмотренных Законом об областном бюджете на 2017-2019 годы, (с учетом внесенных изменений в декабре 2017 года), составляет 49 325,0 тыс.руб., а муниципальный контракт заключен на 54 997,3 тыс.руб. На момент проверки источник покрытия недостающих средств не определен, что может привести к невыполнению работ на объекте и т.п.
4. Условия предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных программ по защите территорий населенных пунктов от подтопления и затопления в проверенных муниципальных образованиях (администрации г. Барабинска, г. Куйбышева, Купинского и Татарского районов) выполнены.
Вместе с тем, администрацией г. Барабинска нарушен порядок, условия и сроки предоставления межбюджетных трансфертов на строительство и реконструкцию объектов по защите территорий населенных пунктов от подтопления и затопления в части обеспечения софинансирования указанных расходов в 2017 году. По соглашениям объем софинансирования расходного обязательства из бюджета г. Барабинска в 2017 году был предусмотрен в сумме 1 055,6 тыс.руб., фактически из местного бюджета средства на оплату выполненных работ в 2017 году не направлялись.
5 Анализ сроков, заключенных Департаментом с администрациями муниципальных районов соглашений, свидетельствует о неоправданно длительном сроке их заключения. Так, все соглашения в 2017 году заключены в мае, на 2018 год в апреле. Как следствие, муниципальные контракты, с учетом конкурсных процедур, двумя районами (Куйбышевским, Купинским) были заключены в августе, а Татарским и Барабинским районами в конце октября 2017 года. Позднее заключение контрактов значительно повысило риски невыполнения качественно и в полном объеме запланированных проектами работ и неэффективного использования бюджетных ассигнований.
С учетом того, что основные работы по строительству водоотводных каналов связаны с земляными и бетонными работами, по мнению КСП НСО, выполнить их качественно без нарушения технологии производства работ в осенне-зимний период невозможно.
6. В ходе контрольного мероприятия КСП НСО выявлены нарушения и недостатки при использовании субсидий, направленных на мероприятия по защите территорий населенных пунктов Новосибирской области от подтопления и затопления на всех проверенных объектах:
6.1. Нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности (не направлены извещения о начале строительства в Инспекцию ГСН НСО; строительный контроль в процессе строительства не осуществлялся, подрядными организациями выполнены работы с отклонением от проекта прошедшего государственную экспертизу, отсутствует исполнительная документация по выполненным работам и т.д.).
6.2. Заказчиками приняты и оплачены не выполненные работы на общую сумму 12 169,2 тыс.руб., которые подлежат возврату в местные бюджеты (г. Барабинска на сумму 1 031,9 тыс.руб.; Купинского района – 6 148,5 тыс.руб.; г. Куйбышева – 4 988,8 тыс.руб.).
6.3. Нарушения законодательства в сфере закупок (нарушены сроки размещения сведений об изменении муниципального контракта, изменены существенные условия муниципального контракта, завышена начальная (максимальная) цена контракта, заказчик не воспользовался правом одностороннего расторжения контракта в связи просрочкой начала выполнения работ, заказчиком не направлено требование об уплате неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту и др.).
6.4. В нарушение приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157 н расходы по корректировке проектной документации, экспертизе сметной документации, строительному контролю и авторскому надзору не отражались на счете 10600 «Вложения в нефинансовые активы» в 2017 году, а списывались на финансовый результат.
7. Отсутствие надлежащего системного контроля за ходом строительных работ со стороны Министерства (Департамента), муниципальных заказчиков, подрядных организаций и организаций, заключивших договоры на проведение строительного контроля создает существенные риски по неэффективному использованию бюджетных ассигнований.
По результатам мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области подготовить изменения в Госпрограмму, утвержденную постановлением Правительства области от 28.01.2015 № 28-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Охрана окружающей среды в 2015-2020 годах» в части актуализации отдельных показателей.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков объектам контрольного мероприятия направлены Представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.