20 Февраля 2018
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела экспертизу проекта изменений госпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015 – 2020 годах».
Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015 – 2020 годах» проведена в соответствии с п.7 ч.1 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Госпрограмма утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 № 10-п (действующая ред. от 15.02.2017). В госпрограмму три раза вносились изменения, в настоящее время действует редакция от 15.02.2017. КСП НСО проводила экспертизы проектов госпрограммы и ряда ее изменений.
Проект изменений госпрограммы направлен в палату государственным заказчиком-координатором программы – министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ) письмами от 30.01.2018 и от 08.02.2018. На официальном сайте Министерства ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект размещен по адресу: http://mjkh.nso.ru/page/49.
В результате экспертизы установлено следующее:
Госпрограмма утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 № 10-п (действующая ред. от 15.02.2017). В госпрограмму три раза вносились изменения, в настоящее время действует редакция от 15.02.2017. КСП НСО проводила экспертизы проектов госпрограммы и ряда ее изменений.
Проект изменений госпрограммы направлен в палату государственным заказчиком-координатором программы – министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ) письмами от 30.01.2018 и от 08.02.2018. На официальном сайте Министерства ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект размещен по адресу: http://mjkh.nso.ru/page/49.
В результате экспертизы установлено следующее:
- Изменения в госпрограмму обусловлены необходимостью приведения объема финансирования в соответствие с параметрами Законов об областном бюджете – , корректировкой мероприятий и ожидаемых результатов.
- Общий объем финансирования госпрограммы на 2015-2020 гг. увеличен на тыс.руб. (2,0%), в том числе за счет средств областного бюджета – на тыс.руб. (44,9%), местных бюджетов – сокращен на 2 128,3 тыс.руб. (9,0%), внебюджетных источников – сокращен на 1 500,0 тыс.руб (менее чем на 0,1%).
- В госпрограмме откорректированы тексты, в которых упоминается о концессионном соглашении в связи с приостановкой деятельности ООО «Экология-Новосибирск» и выработкой решений о новых параметрах строительства объектов для Новосибирской агломерации.
- Госпрограмма дополнена новыми мероприятиями по софинансированию местных бюджетов на проектирование и создание инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и по оборудованию специализированными контейнерами для отработанных ртутьсодержащих ламп, гальванических элементов питания (батареек) пунктов сбора отдельных видов опасных отходов, образующихся у населения.
- Госпрограмма дополнена новым целевым индикатором «доля муниципальных районов (городских округов) Новосибирской области, на территории которых имеется не менее шести пунктов сбора отдельных видов опасных отходов, образующихся у населения, оборудованных специализированными контейнерами для отработанных ртутьсодержащих ламп, гальванических элементов питания (батареек), от общего количества муниципальных районов и городских округов Новосибирской области», установленным на 2018 год – 100%.
- Проектом изменений в результативной части программы предусмотрено, что госпрограмма будет способствовать достижению экономического эффекта, который выражается в оптимизации бюджетных затрат при реализации соответствующих полномочий в сфере обращения с отходами и в создании рентабельной отрасли по переработке ТКО. Однако целевые индикаторы и их значения, позволяющие оценить достижение данного экономического эффекта госпрограммой не предусматриваются.
- В План реализации мероприятий госпрограммы на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, утвержденный приказом Министерства ЖКХ от 15.02.2017 №42, ведены новые целевые индикаторы (доля инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами реализуемых при содействии юридического лица АО «Экооператор»; степень участия юридического лица АО «Экооператор» в разработке (корректировке) правовых актов в сфере обращения с отходами на территории Новосибирской области). При этом проект изменений госпрограммы данных целевых индикаторов не содержит.
- Скорректированы значения ряда целевых индикаторов, в частности к концу 2020 года сокращены значения: «доли обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образованных в Новосибирской области» с 65% до 27%; «доли твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов» с 65,0% до 60,0%; «доли твердых коммунальных отходов, захораниваемых на полигонах твердых коммунальных отходов, отвечающих установленным требованиям, от количества твердых коммунальных отходов, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области» с 89,0% до 50,0%; увеличено значение «доли отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме образованных отходов в Новосибирской области» с 35% до 73,0%.
Значение ряда целевых индикаторов на 2018 год исключены (вводятся с 2019 года с сохранением результата к концу 2020 года): «количество районов города Новосибирска, обеспеченных пунктами по раздельному сбору отходов» (к концу 2020 года – 4 ед.); «количество колесной техники специального назначения (приобретенной или переоборудованной в рамках государственной программы), использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива (к концу 2020 года – 11 ед.); «доля возвращенных в хозяйственный оборот рекультивированных земель от потребности» (к концу 2020 года – 42,4%).
- Внесены изменения в Методику расчета субсидий из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий госпрограммы, Порядок предоставления субсидий (условия предоставления и расходования) из бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы, а также в Критерии отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы
- Проектом изменений программы учтены замечания и предложения, сделанные КСП НСО по результатам экспертизы проекта (изменений) госпрограммы по дополнению в неё информации о степени и способах переработки отходов.
Однако госпрограмма, по-прежнему, не содержит мероприятий по реализации концессионного соглашения, в ней не уточнен порядок предоставления субсидий концессионеру и не раскрыто влияние дополнительных обязательств области по предоставлению субсидий на реализацию концессионного соглашения.
По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта изменений государственной программы Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено государственному заказчику-координатору программы – Министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области:
– ввести в госпрограмму целевые индикаторы, характеризующие выполнение мероприятий задачи по совершенствованию системы управления с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов), образующихся в Новосибирской области и предусмотренные Планом её реализации на 2017-2019 годы;
– дополнить госпрограмму мероприятиями по реализации концессионного соглашения; уточнить порядок предоставления субсидий концессионеру; раскрыть влияние дополнительных обязательств области по предоставлению субсидий на реализации концессионного соглашения.
По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта изменений государственной программы Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено государственному заказчику-координатору программы – Министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области:
– ввести в госпрограмму целевые индикаторы, характеризующие выполнение мероприятий задачи по совершенствованию системы управления с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов), образующихся в Новосибирской области и предусмотренные Планом её реализации на 2017-2019 годы;
– дополнить госпрограмму мероприятиями по реализации концессионного соглашения; уточнить порядок предоставления субсидий концессионеру; раскрыть влияние дополнительных обязательств области по предоставлению субсидий на реализации концессионного соглашения.