17 Февраля 2017
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела экспертизу проекта изменений госпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ч.1 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Проект изменений госпрограммы направлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством строительства Новосибирской области (далее – Минстрой) письмом от 03.02.2017.
Проект изменений госпрограммы, размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minstroy.nso.ru/page/113.
В результате экспертизы установлено следующее:
Проект изменений госпрограммы направлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством строительства Новосибирской области (далее – Минстрой) письмом от 03.02.2017.
Проект изменений госпрограммы, размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minstroy.nso.ru/page/113.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Проект изменений госпрограммы направлен на приведение объемов финансового обеспечения госпрограммы в соответствие с Законами Новосибирской области: «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (от 02.12.2016 №120-ОЗ) и «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (от 28.12.2016 №128-ОЗ).
Кроме того, госпрограммой изменен срок действия подпрограмм «Инженерное обустройство площадок комплексной застройки Новосибирской области» и «Государственная поддержка отдельных категорий граждан, являющихся нанимателями по договорам коммерческого найма жилых помещений» – до 31.12.2016, а с 01.01.2017 года программа дополнена новыми подпрограммами «Земельные ресурсы и инфраструктура» и «Развитие рынка наемного жилья».
2. Общий объем финансирования госпрограммы на 2015-2020 гг. с учетом изменений сократился на 20 362 459,7 тыс.руб. или в 4 раза, в том числе за счет средств областного бюджета на 3 683 843,6 тыс.руб.
Сокращены объемы финансирования по всем 7-ми подпрограммам. Основное снижение связано с исключением из госпрограммы мероприятий по организации комплексного освоения земельных участков в рамках деятельности АО «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области НСО» на 16 578 000,0 тыс.руб. реализуемых за счет внебюджетных источников.
Увеличение объема финансирования связано с финансированием новых подпрограмм, включенных в госпрограмму с 2017 по 2020 годы: «Земельные ресурсы и инфраструктура» – в сумме 231 578,9 тыс.руб. и «Развитие рынка наемного жилья» – 67 000,0 тыс.руб.
3. Объемы финансирования мероприятий госпрограммы за счет средств областного бюджета на 2017, 2018 и 2019 годы соответствуют объемам, предусмотренным на данные мероприятия Законом об областном бюджете на 2017-2019 гг. (213 000,0 тыс.руб., 313 000,0 тыс.руб. и 1 752 745,8 тыс.руб., соответственно).
4. Госпрограмма дополнена тремя задачами, реализуемыми в рамках новых подпрограмм «Земельные ресурсы и инфраструктура» (по созданию условий для вовлечения в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности, неиспользуемых по назначению и пригодных для жилищного строительства; по созданию условий для вовлечения в жилищное строительство земельных участков, находящихся в частной собственности) и «Развитие рынка наемного жилья» (по созданию условий для строительства наемного жилья социального и коммерческого использования).
5. Изменены значения 10-ти из 35-ти целевых индикаторов госпрограммы, из них сокращено значение 8-ми показателей: удельного веса площади земельных участков комплексной застройки, обеспеченных инженерной инфраструктурой в 2020 году с 10,3% до 2,78%; количества многодетных малообеспеченных семей, обеспеченных жилыми помещениями со 180 до 90 семей; количества квартир, построенных (приобретенных на первичном рынке) для предоставления отдельным категориям граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области с 836 до 381 квартиры; площади земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой с 407,0 тыс.кв.м до 109,8 тыс.кв.м; площади жилья, ввод которого потенциально возможен в границах площадок комплексной застройки, обеспеченных инженерной инфраструктурой с 488,4 тыс.кв.м до 131,7 тыс.кв.м; количества земельных участков, предоставленных многодетным семьям на бесплатной основе, обеспеченных инженерной инфраструктурой с 763 до 205 ед.; количества «проблемных» объектов, обеспеченных инженерной инфраструктурой с 67 до 59 объектов; количества граждан, являющихся нанимателями по договорам коммерческого найма жилых помещений» с 2 210 до 1 240 чел.; увеличено значение одного показателя: доля муниципальных образований области, в которых разработаны документы территориального планирования и градостроительного зонирования либо внесены в них изменения с 10,4% до 14,29%; перенесено на более поздний срок достижение 100% значения одного показателя: удельный вес «проблемных» объектов, обеспеченных инженерной инфраструктурой и благоустройством придомовой территории, от общего количества «проблемных» объектов, по которым требуется обеспечение инженерной инфраструктурой и благоустройством придомовой территории будет достигнут к 2019 году (вместо 2018 года).
6. Ряд замечаний, сделанных палатой в ходе ранее проведенных экспертиз в проекте изменений, частично устранены (госпрограмма дополнена мероприятиями по созданию условий для строительства наемного жилья социального и коммерческого использования и целевые индикаторы по созданию наемного жилья; утвержден порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма).
Отдельные предложения, сделанные Палатой, в проекте госпрограммы не учтены (не приняты нормативные правовые акты, относящие многодетные семьи к отдельной категории (очереди) нуждающихся в предоставлении жилых помещениях по договорам социального найма; не исключено требование по наличию проектно-сметной документации на стадии отбора муниципальных образований на субсидирование по инженерному обустройству площадок комплексной застройки; в условиях предоставления субсидий не конкретизирована категория работников, которым может предоставляться служебное жилье, приобретенное муниципальным образованием за счет средств областного бюджета).
По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта изменений государственной программы Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено государственному заказчику программы – Министерству строительства Новосибирской области:
– принять меры по разработке нормативных правовых актов, относящих многодетные семьи к отдельной категории (очереди) нуждающихся в предоставлении жилых помещениях по договорам социального найма;
– раскрыть механизм и характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере жилищного строительства;
– уточнить условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам, критерии отбора получателей межбюджетных субсидий и категорию работников, которым будет предоставляться служебное жилье.
2. Общий объем финансирования госпрограммы на 2015-2020 гг. с учетом изменений сократился на 20 362 459,7 тыс.руб. или в 4 раза, в том числе за счет средств областного бюджета на 3 683 843,6 тыс.руб.
Сокращены объемы финансирования по всем 7-ми подпрограммам. Основное снижение связано с исключением из госпрограммы мероприятий по организации комплексного освоения земельных участков в рамках деятельности АО «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области НСО» на 16 578 000,0 тыс.руб. реализуемых за счет внебюджетных источников.
Увеличение объема финансирования связано с финансированием новых подпрограмм, включенных в госпрограмму с 2017 по 2020 годы: «Земельные ресурсы и инфраструктура» – в сумме 231 578,9 тыс.руб. и «Развитие рынка наемного жилья» – 67 000,0 тыс.руб.
3. Объемы финансирования мероприятий госпрограммы за счет средств областного бюджета на 2017, 2018 и 2019 годы соответствуют объемам, предусмотренным на данные мероприятия Законом об областном бюджете на 2017-2019 гг. (213 000,0 тыс.руб., 313 000,0 тыс.руб. и 1 752 745,8 тыс.руб., соответственно).
4. Госпрограмма дополнена тремя задачами, реализуемыми в рамках новых подпрограмм «Земельные ресурсы и инфраструктура» (по созданию условий для вовлечения в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности, неиспользуемых по назначению и пригодных для жилищного строительства; по созданию условий для вовлечения в жилищное строительство земельных участков, находящихся в частной собственности) и «Развитие рынка наемного жилья» (по созданию условий для строительства наемного жилья социального и коммерческого использования).
5. Изменены значения 10-ти из 35-ти целевых индикаторов госпрограммы, из них сокращено значение 8-ми показателей: удельного веса площади земельных участков комплексной застройки, обеспеченных инженерной инфраструктурой в 2020 году с 10,3% до 2,78%; количества многодетных малообеспеченных семей, обеспеченных жилыми помещениями со 180 до 90 семей; количества квартир, построенных (приобретенных на первичном рынке) для предоставления отдельным категориям граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области с 836 до 381 квартиры; площади земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой с 407,0 тыс.кв.м до 109,8 тыс.кв.м; площади жилья, ввод которого потенциально возможен в границах площадок комплексной застройки, обеспеченных инженерной инфраструктурой с 488,4 тыс.кв.м до 131,7 тыс.кв.м; количества земельных участков, предоставленных многодетным семьям на бесплатной основе, обеспеченных инженерной инфраструктурой с 763 до 205 ед.; количества «проблемных» объектов, обеспеченных инженерной инфраструктурой с 67 до 59 объектов; количества граждан, являющихся нанимателями по договорам коммерческого найма жилых помещений» с 2 210 до 1 240 чел.; увеличено значение одного показателя: доля муниципальных образований области, в которых разработаны документы территориального планирования и градостроительного зонирования либо внесены в них изменения с 10,4% до 14,29%; перенесено на более поздний срок достижение 100% значения одного показателя: удельный вес «проблемных» объектов, обеспеченных инженерной инфраструктурой и благоустройством придомовой территории, от общего количества «проблемных» объектов, по которым требуется обеспечение инженерной инфраструктурой и благоустройством придомовой территории будет достигнут к 2019 году (вместо 2018 года).
6. Ряд замечаний, сделанных палатой в ходе ранее проведенных экспертиз в проекте изменений, частично устранены (госпрограмма дополнена мероприятиями по созданию условий для строительства наемного жилья социального и коммерческого использования и целевые индикаторы по созданию наемного жилья; утвержден порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма).
Отдельные предложения, сделанные Палатой, в проекте госпрограммы не учтены (не приняты нормативные правовые акты, относящие многодетные семьи к отдельной категории (очереди) нуждающихся в предоставлении жилых помещениях по договорам социального найма; не исключено требование по наличию проектно-сметной документации на стадии отбора муниципальных образований на субсидирование по инженерному обустройству площадок комплексной застройки; в условиях предоставления субсидий не конкретизирована категория работников, которым может предоставляться служебное жилье, приобретенное муниципальным образованием за счет средств областного бюджета).
По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта изменений государственной программы Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено государственному заказчику программы – Министерству строительства Новосибирской области:
– принять меры по разработке нормативных правовых актов, относящих многодетные семьи к отдельной категории (очереди) нуждающихся в предоставлении жилых помещениях по договорам социального найма;
– раскрыть механизм и характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере жилищного строительства;
– уточнить условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам, критерии отбора получателей межбюджетных субсидий и категорию работников, которым будет предоставляться служебное жилье.