19 Января 2018
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных в форме бюджетных инвестиций и субсидий акционерному обществу «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий», в 2015-2016 годах и за текущий период 2017 года», рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектом контрольного мероприятия стало Акционерное общество «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий» (далее – АО «УК БТП», АО «УК «Биотехнопарк», Общество; до 2014 года ОАО «УК «Биотехнопарк»).
В результате проверки установлено:
1. В 2011-2017 гг. на создание, развитие и функционирование Биотехнопарка выделено 1 178 250,0 тыс.руб. (в 2015-2017 гг. – 552 365,3 тыс.руб.), из них:
- из областного бюджета – 883 482,5 тыс.руб. (75,0%);
- из федерального бюджета – 216 267,5 тыс.руб. (18,4%);
- из местного бюджета р.п. Кольцово – 78 500,0 тыс.руб. (6,6%).
Основной объем бюджетных средств – 75,6% (891 156,0 тыс.руб.) направлен в форме бюджетных инвестиций в качестве взноса в уставный капитал АО «УК «Биотехнопарк», созданного для реализации проекта. На 04.11.2017 91,2% доли уставного капитала принадлежит Новосибирской области, 8,8% – Администрации р.п. Кольцово.
Средства в размере 216 267,5 тыс.руб. предоставлены в форме субсидий из федерального бюджета (из них в проверяемом периоде – 66 878,5 тыс.руб.). В 2016-2017 гг. также выделены субсидии из областного бюджета в размере 70 826,5 тыс.руб., из них через Минэкономразвития НСО на функционирование управляющей компании – 68 653,3 тыс.руб. и через Минпромторг НСО на комплектацию лаборатории Центра коллективного пользования Биотехнопарка – 2 173,2 тыс.руб.
2. Общая площадь, на которой на момент проверки реализуется проект, составляет 24,8 га, в том числе: участков, арендуемых у администрации р.п. Кольцово – 20,8 га; участка, принадлежащего ООО «СФМ Фарм» – 3,2 га; участка, принадлежащего АО «УК БТП» (под зданием ЦКП) – 0,8 га.
В бюджет муниципального образования р.п. Кольцово АО «УК «Биотехнопарк» оплачено за счет средств областного бюджета арендной платы и оплаты за земельные участки 53 908,8 тыс.руб.
В течение длительного периода за счет средств областного бюджета (10 996,0 тыс.руб.) оплачивалась аренда земельного участка, предназначенного для размещения общественно-парковой зоны площадью 4,2 га, при этом работы по планировке данного участка не проводились.
Также участки площадью 4,2 га сформированы для организации деятельности трех резидентов, при этом договоры субаренды заключены только с двумя организациями (АО НПК «Катрен», ООО «Ангиолайн интервеншионал девайс»). На участке, сформированном для ЗАО «Био-Веста», работы не начаты, договор субаренды не заключен. При этом возмещение затрат, понесенных АО «УК «Биотехнопарк» на подготовку площадки для нужд резидента (353,0 тыс.руб.), в случае отказа резидента от реализации проекта, соглашением не предусмотрено.
На ряде земельных участков расположены объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры (автодорога с освещением, сети тепло-водоснабжения, водоотведения, газопровод высокого давления и объекты системы электроснабжения), построенные и введенные в эксплуатацию, следовательно, необходимость дальнейшей аренды участков неочевидна.
3. В ходе проверки использования бюджетных инвестиций (412 660,3 тыс.руб.), выделенных АО «УК «Биотехнопарк», установлены следующие нарушения и недостатки:
3.1. Выделение в 2014-2015 гг. бюджетных инвестиций, с целью создания объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования Биотехнопарка, не в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства повлекло использование бюджетных средств на текущее содержание управляющей компании Биотехнопарка, а также на строительство инфраструктуры без проведения соответствующих экспертиз, предусмотренных постановлением Правительства НСО от 08.12.2014 №475-п (оценки стоимости объектов капитального строительства и сроков осуществления строительных работ, обоснованности запрашиваемых объемов бюджетных инвестиций). В 2017 году бюджетные инвестиции также запланированы не в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, но использованы АО «УК «Биотехнопарк» на строительство инфраструктуры Биотехнопарка, без проведения соответствующих экспертиз, предусмотренных постановлением Правительства НСО от 08.12.2014 №475-п.
3.2. В договорах о предоставлении бюджетных инвестиций, заключенных с ДИЗО, не установлены конкретные сроки использования бюджетных средств и сроки достижения целей, на которые предоставлены бюджетные инвестиции. Нечеткая формулировка показателей эффективности предоставления бюджетных инвестиций (без количественных индикаторов), не позволяет оценить достижение заданных параметров.
3.3. Нарушение сроков предоставления отчетности, повлекшее начисление АО «УК «Биотехнопарк» неустойки в размере 1 000,0 тыс.руб., со 2 квартала 2016 года, устранено. Однако отчет за 2016 год представлен с нарушением формы отчетности, предусмотренной Приказом ДИЗО от 28.04.2015 №959 (нарастающим итогом не в разрезе затрат по договорам, и без приложения копий первичных документов), что затрудняет контроль за расходами.
3.4. По отчетным данным АО «УК БТП» 81,0% от полученного объема бюджетных инвестиций (286 616,1 тыс.руб.) направлен на оплату строительно-монтажных работ, поставку товарно-материальных ценностей и оплату технологического присоединения к объектам инфраструктуры, 19,0% (67 277,7 тыс.руб.) на функционирование управляющей компании Биотехнопарка, в том числе оплату налогов, заработной платы и общехозяйственные нужды. При этом, с 2016 года в рамках ГП «Стимулирование инвестиционной активности» через Минэкономразвития НСО за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков затрат, связанных с их функционированием.
АО «УК «Биотехнопарк» в отчеты об использовании бюджетных инвестиций и субсидий за 2016 год включены одни и те же затраты на уплату налогов и выплату заработной платы в общей сумме 16 245,5 тыс.руб.
Средства областного бюджета, полученные в форме бюджетных инвестиций в 2015 году на развитие и функционирование Биотехнопарка, направлялись АО «УК «Биотехнопарк» не по целевому назначению: на пожертвования муниципальному учреждению дошкольного образования (15,0 тыс.руб.) и спонсорскую помощь на проведения спортивных мероприятий (50,0 тыс.руб.).
АО «УК «Биотехнопарк» по окончанию проверки в КСП НСО представлен скорректированный отчет за 2016 год, согласно которому указанные нарушения устранены, затраты, дважды отраженные в отчетах об использовании инвестиции и субсидии, а также затраты на предоставление спонсорской помощи и пожертвований исключены.
3.5. За счет бюджетных инвестиций, полученных в 2015 году, АО «УК «Биотехнопарк» на сумму 29 000,0 тыс.руб. произведена оплата оборудования, которое на 21.11.2017 г. не поставлено, что привело к безрезультативному использованию бюджетных средств.
3.6. На 01.10.2017 г. расчетный остаток неиспользованных бюджетных инвестиций, полученных в 2017 году, составил 58 767,6 тыс.руб., при этом на счетах АО «УК «Биотехнопарк» числится только 24 140,6 тыс.руб. Целевые средства бюджетных инвестиций в 2017 году отвлечены Обществом на осуществление выплат поставщикам и подрядчикам, на погашение займов и кредита в Сибирском филиале ПАО КБ «Восточный», а также другие направления расходов, не предусмотренные Договором о предоставлении бюджетных инвестиций.
3.7. Банковские операции со средствами бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций осуществляются на расчетном счете, на котором осуществляются также банковские операции со средствами из иных источников финансирования. Бухгалтерский учет АО «УК «Биотехнопарк» не обеспечивает учет по источникам финансирования деятельности, как того требуют нормы ст.5 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нарушение п.2.11 Положения «Учетная политика» АО «УК «Биотехнопарк» не обеспечен раздельный учет по использованию средств целевого финансирования и использованию средств бюджетного финансирования.
4. Субсидия, полученная в 2015 году АО «УК «Биотехнопарк» за счет средств федерального бюджета в размере 66 878,5 тыс.руб. по соглашению, заключенному с Минэкономразвития НСО от 06.11.2015 №71, на реализацию мероприятия Государственной программы – «Создание в рамках Центра коллективного пользования в составе Биотехнопарка Кольцово участка фармацевтической технологии для выпуска опытных серий лекарственных препаратов (в твердых лекарственных формах) для государственной регистрации и клинических исследований» и, направленная на оплату оборудования по Договору поставки от 19.11.2015, заключенного с ООО «МедХолдингГрупп», использована безрезультативно:
- оборудование, в срок, установленный п.2.1.3 Соглашения от 06.11.2015 №71, заключенного с Минэкономразвития НСО (до 15.07.2016), не поставлено и не введено в эксплуатацию. Без согласования с Минэкономразвития НСО срок поставки оборудования ООО «МедХолдингГрупп» по Договору поставки от 19.11.2015 продлен с 08.06.2016 до 31.12.2017;
- в Минэкономразвития НСО представлена АО «УК «Биотехнопарк» недостоверная отчетность о приобретение, установке и запуске оборудования по состоянию на 14.07.2016, так как на момент предоставления отчета поставка оборудования фактически не осуществлялась, а отраженная в отчете поставка лабораторной мебели стоимостью 12 920,7 тыс.руб. на момент проверки не произведена;
- изменена спецификация на оборудование ранее представленного к отчету о расходовании субсидии. Заменены 10 единиц оборудования, в отдельных случаях дорогостоящее оборудование импортного производства, заменено на оборудование отечественного производителя с иными характеристиками с сохранением ранее установленной стоимости. По расчетам КСП НСО, цены в спецификации по отдельным позициям значительно превышают рыночные цены (от 2,5 до 10,5 раза). В нарушение п.1.1, п.4.2. Договора поставки от 19.11.2015 приняты в счет исполненных обязательств ООО «МедХолдингГрупп» материалы на сумму 12 920,7 тыс.руб., не предусмотренные спецификацией к договору;
- превышена установленная п.3.1 Договора поставки от 19.11.2015 сумма авансовых платежей на 56 497,1 тыс.руб., из них за счет бюджетных средств 50 260,1 тыс.руб.;
- на 01.11.2017 оборудование согласно спецификации поставлено на сумму 54 437,8 тыс.руб. (53,3% от суммы авансовых платежей), задолженность по договору составила 47 677,7 тыс.руб.;
- оборудование частично получено, оформлено и введено в эксплуатацию с нарушением установленного порядка, что формально не приведет к переходу права собственности и возникновению материальной ответственности должностных лиц АО «УК «Биотехнопарк». Не обеспечено надлежащее хранение оборудования, не введенного в эксплуатацию, в связи с чем, существует риск случайной порчи имущества, а также исключается применение материальной ответственности в силу норм ст.239 Трудового кодекса РФ;
- участок фармацевтической технологии для выпуска опытных серий лекарственных препаратов (в твердых лекарственных формах) для государственной регистрации и клинических исследований, с целью создания которого предоставлялась субсидия, на момент проверки не создан, а оборудование, приобретенное на сумму 12 148,5 тыс.руб. и, введенное в эксплуатацию в других структурных подразделениях, используется не по целевому назначению.
5. В рамках ГП «Стимулирование инвестиционной активности» АО «УК «Биотехнопарк» предоставлены субсидии с целью возмещения управляющей компании индустриального парка затрат, связанных с ее функционированием, включающих в себя расходы на содержание управляющих компаний и налоговые отчисления, в 2016 году в размере 47 653,3 тыс.руб., в 2017 году – 21 000,0 тыс.руб. (71,1% и 43,5% от суммы управленческих затрат и налога на имущество за 2016 год и за 9 месяцев 2017 года).
5.1. Согласно абз.6 п.п.е) п.4 Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887, пп. 7 п.3 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на возмещение управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков затрат, связанных с их функционированием, утвержденного приложением №13 к ГП «Стимулирование инвестиционной активности», а также п.3 Соглашения о предоставлении субсидий от 27.12.2016 №9, АО «УК «Биотехнопарк» не должно получать средства из соответствующего бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами, на функционирование управляющей компании, в том числе на выплату заработной платы и налогов.
В 2016 году в нарушение условий предоставления субсидий, АО «УК «Биотехнопарк» обратилось за получением субсидий, получило и, согласно отчету, использовало средства субсидии в сумме 20 835,6 тыс.руб., на выплату заработной платы (10 012,9 тыс.руб.) и на погашение задолженности по налогу и страховые взносы (10 822,7 тыс.руб.), при этом на момент получения субсидии АО «УК «Биотехнопарк» уже были получены и использованы бюджетные инвестиции на те же цели (выплату заработной платы, страховые взносы и налоги).
5.2. В 2016 году показатели результативности использования субсидии не устанавливались. В 2017 году установлена обязанность АО «УК «Биотехнопарк» предоставить отчет о достижении показателя результативности «Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области резидентов Биотехнопарка» в сумме 600 000,0 тыс.руб., при этом указанные данные не запрашиваются, а предоставляются в Минэкономразвития НСО УФНС по НСО в рамках межведомственного взаимодействия.
6. Выявленные в ходе проверки недостатки и нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении полномочий главных распорядителей бюджетных средств (Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области и Министерства экономического развития Новосибирской области), предусмотренных пунктами 1 и 10 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ в части обеспечения результативности использования бюджетных средств, а также соблюдения получателем бюджетных инвестиций и субсидий условий, целей и порядков, установленных при их предоставлении.
7. Предусмотренное Уставом положение о ключевых показателях эффективности деятельности Общества не принято, ключевые показатели эффективности деятельности АО «УК «Биотехнопарк» не утверждены.
Плановые показатели, представленные в бизнес-плане, срок реализации которого 2011-2015 гг., достигнуты не были. В проекте актуализированного бизнес-плана, предполагаемого к утверждению в конце 2017 года (с горизонтом планирования 10 лет), заявлена общая потребность в финансировании – 4,22 млрд.руб., при этом не приведены источники финансирования дальнейшего развития инвестиционного проекта.
8. В проверяемом периоде деятельность АО «УК «Биотехнопарк» являлась убыточной (в 2015-2016 гг. убыток составил 33 339,0 тыс.руб. и 40 635,0 тыс.руб. соответственно, за 9 месяцев 2017 года – 62 910,0 тыс.руб.).
За 9 месяцев 2017 года размер уставного капитала превышает стоимость чистых активов на 16 103,0 тыс.руб.
Выручка АО «УК «Биотехнопарк» от оказания услуг в 2016 году составила 5 054,8 тыс.руб., за 9 месяцев 2017 году – 6 762,7 тыс.руб.
Значительный рост управленческих расходов за 2015-2016 гг. и 9 месяцев 2017 года (35 148,6 тыс.руб., 104 469,8 тыс.руб., 76 938,5 тыс.руб.), обусловлен увеличением амортизационных отчислений (в связи с переводом в состав основных средств здания ЦКП), а также ростом расходов на оплату труда (в связи с увеличением численности работающих с 29 до 51 человек).
9. Общие затраты на строительство здания Центра коллективного пользования, введенного в эксплуатацию в конце 2015 года, с системами инженерно-технического обеспечения здания и благоустройством территории (без учета оснащения лабораторий) составили 499 060,0 тыс.руб. (с НДС), при стоимости 1 кв.м. – 78,9 тыс.руб.
Затраты на строительство объектов инженерной инфраструктуры Биотехнопарка составили 153 998,4 тыс.руб.
Основная часть закупок товаров и услуг осуществлялась в форме закупок у единственного поставщика. Допущены нарушения ч.5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ и п.11.5 Положения о закупках (в части своевременного размещения информации на сайте www.zakupki.gov.ru.)
10. АО «УК «Биотехнопарк» принадлежат нежилые помещения Центра коллективного пользования общей площадью 5 914,6 кв.м или 93,5% от общей площади здания, а также на праве общедолевой собственности помещения площадью 132,9 кв.м. (доля 91/100). В аренду предоставлены на длительный срок помещения площадью 321,1 кв.м, 83,8 кв.м площади помещений, предназначенных для сдачи в аренду остается невостребованными.
11. Часть площади здания Центра коллективного пользования (293,26 кв.м.) принадлежит физическому лицу на основании договора соинвестирования строительства объекта от 13.01.2014 №Инвест/04. Сумма инвестиционного взноса составила 7 060,0 тыс.руб. из расчета 25,0 тыс.руб. за 1 кв.м. Убыток от инвестиционной деятельности по данной сделке, исходя из фактической стоимости построенного здания, составил по данным бухгалтерского учета АО «УК «Биотехнопарк» 3 696,8 тыс.руб., а по расчетам КСП НСО (с учетом затрат на системы инженерно-технического обеспечения здания и на благоустройство территории, предусмотренных проектной документацией) – 8 757,4 тыс.руб., который в силу убыточной деятельности Общества покрывался за счет бюджетных средств.
Кроме того, с момента возникновения права собственности АО «УК БТП» не заключило договор с физическим лицом на содержание принадлежащей ему части здания площадью 293,26 кв.м, и в нарушение ст. 210 и ст. 249 Гражданского кодекса РФ и п.4.10 Договора от 13.01.2014 №Инвест/04, не выставляло счета на уплату коммунальных услуг и затраты на ее содержание, что привело к уменьшению доходов организации на 585,3 тыс.руб. (2016 г. – 319,4 тыс.руб., 9 месяцев 2017 г. – 262,0 тыс.руб.).
12. АО «УК «Биотехнопарк» создана дочерняя организация ООО «Биотехнопарк-эксперт» с уставным капиталом 10 000,0 тыс.руб., которая предоставляет услуги по декларированию и сертификации продукции и образовательные услуги, при этом не имеет статуса резидента Биотехнопарка, но получает услуги от АО «УК Биотехнопарк» по заниженной стоимости.
С нарушением части 4 Положения об оказании услуг Центром коллективного пользования ООО «Биотехнопарк-эксперт» сдаются помещения площадью 100,5 кв.м за 1 руб./мес. с учетом коммунальных услуг (недополученные доходы АО «УК БТП» по расчетам КСП НСО составили 1 015,0 тыс.руб.), а также со скидкой от 30% до 75% предоставляются услуги испытательного лабораторного центра Биотехнопарка (70,8% от суммы всех услуг, предоставленных ИЛЦ), что приводит к существенному уменьшению доходов АО «УК БТП».
13. Из 6-ти резидентов Биотехнопарка на 01.12.2017 только три ведут деятельность на его территории (ООО «СФМ Фарм», АО НПК «Катрен», ООО «Ангиолайн интервеншионал девайс»).
Общий объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области 6 резидентов Биотехнопарка в 2016 году составил 491 328,4 тыс.руб., за 9 месяцев 2017 года – 432 343,9 тыс.руб. При этом общий объем уплаченных налогов в бюджеты всех уровней в 2016 году имеет отрицательное значение, в связи с возмещением налоговых поступлений из федерального бюджета одного из резидентов.
В соответствии с соглашениями, заключенными АО «УК «Биотехнопарк» с 4-мя резидентами, общий объем капитальных вложений должен составлять 1 891,0 млн.руб., количество созданных рабочих мест – 1 060 ед. Указанная информация АО «УК «Биотехнопарк» на момент проверки не запрашивалась и не анализировалась.
14. Строительство и развитие Биотехнопарка предусмотрено в нормативных правовых документах Новосибирской области как развитие индустриального (промышленного) парка в идеологии кластерного проекта, что позволило области участвовать в конкурсах и привлекать средства федерального бюджета, как на инфраструктурный проект Инновационного кластера, так и в рамках поддержки индустриальных (промышленных) парков.
Дополнительно к целевому финансированию за счет средств федерального бюджета инвестиционного проекта по созданию индустриального парка в сфере биотехнологий, (216 267,5 тыс.руб.) из федерального бюджета в бюджет Новосибирской области на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков поступило 262 846,6 тыс.руб. (в 2016 году – 145 146,6 тыс.руб., за 9 месяцев 2017 года – 117 700,0 тыс.руб.). Указанные средства не являются целевыми и направлены на расходы бюджета Новосибирской области.
15. В настоящее время единый правовой документ Новосибирской области по дальнейшему развитию Биотехнопарка (Стратегия развития Биотехнопарка) не принят. В Государственной программе и в других нормативных правовых актах, регламентирующих реализацию инвестиционного проекта, не установлен механизм использования и реализации объектов инфраструктуры, построенных за счет бюджетных инвестиций, после окончания строительства. Не установлены целевые индикаторы, позволяющие оценить эффективность вложения бюджетных инвестиций, также не обозначены состав и общая площадь территории, необходимой для дальнейшей реализации проекта Биотехнопарка.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
1. Правительству Новосибирской области:
- усилить контроль за полнотой и своевременностью реализации принятых программ и иных нормативных правовых актов в сфере поддержки развития инвестиционного проекта Биотехнопарка, при необходимости своевременно вносить в них изменения (корректировки).
- рассмотреть возможные механизмы усиления межведомственной координации заинтересованных сторон в области развития инвестиционного проекта Биотехнопарка и формирования центра ответственности за его эффективную реализацию.
2. Министерству экономического развития Новосибирской области актуализировать бизнес-план АО УК «Биотехнопарк», с учетом целей, задач и реальных финансовых возможностей, увязав объемы финансирования и финансово-экономические показатели с целевыми индикаторами программно-прогнозных документов областного уровня.
3. Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области:
разработать и утвердить информативные формы отчетности об использовании бюджетных инвестиций, соблюдении условий их выделения и достижении целевых индикаторов,
предусмотреть в договорах о предоставлении бюджетных инвестиций сроки использования бюджетных средств, сроки достижения целей и показателей результативности при их выделении.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представление Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены в:
- Министерство экономического развития Новосибирской области;
- Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области;
- Акционерное общество «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий».
Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных АО «УК «Биотехнопарк».
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных в форме бюджетных инвестиций и субсидий акционерному обществу «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий», в 2015-2016 годах и за текущий период 2017 года», рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектом контрольного мероприятия стало Акционерное общество «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий» (далее – АО «УК БТП», АО «УК «Биотехнопарк», Общество; до 2014 года ОАО «УК «Биотехнопарк»).
В результате проверки установлено:
1. В 2011-2017 гг. на создание, развитие и функционирование Биотехнопарка выделено 1 178 250,0 тыс.руб. (в 2015-2017 гг. – 552 365,3 тыс.руб.), из них:
- из областного бюджета – 883 482,5 тыс.руб. (75,0%);
- из федерального бюджета – 216 267,5 тыс.руб. (18,4%);
- из местного бюджета р.п. Кольцово – 78 500,0 тыс.руб. (6,6%).
Основной объем бюджетных средств – 75,6% (891 156,0 тыс.руб.) направлен в форме бюджетных инвестиций в качестве взноса в уставный капитал АО «УК «Биотехнопарк», созданного для реализации проекта. На 04.11.2017 91,2% доли уставного капитала принадлежит Новосибирской области, 8,8% – Администрации р.п. Кольцово.
Средства в размере 216 267,5 тыс.руб. предоставлены в форме субсидий из федерального бюджета (из них в проверяемом периоде – 66 878,5 тыс.руб.). В 2016-2017 гг. также выделены субсидии из областного бюджета в размере 70 826,5 тыс.руб., из них через Минэкономразвития НСО на функционирование управляющей компании – 68 653,3 тыс.руб. и через Минпромторг НСО на комплектацию лаборатории Центра коллективного пользования Биотехнопарка – 2 173,2 тыс.руб.
2. Общая площадь, на которой на момент проверки реализуется проект, составляет 24,8 га, в том числе: участков, арендуемых у администрации р.п. Кольцово – 20,8 га; участка, принадлежащего ООО «СФМ Фарм» – 3,2 га; участка, принадлежащего АО «УК БТП» (под зданием ЦКП) – 0,8 га.
В бюджет муниципального образования р.п. Кольцово АО «УК «Биотехнопарк» оплачено за счет средств областного бюджета арендной платы и оплаты за земельные участки 53 908,8 тыс.руб.
В течение длительного периода за счет средств областного бюджета (10 996,0 тыс.руб.) оплачивалась аренда земельного участка, предназначенного для размещения общественно-парковой зоны площадью 4,2 га, при этом работы по планировке данного участка не проводились.
Также участки площадью 4,2 га сформированы для организации деятельности трех резидентов, при этом договоры субаренды заключены только с двумя организациями (АО НПК «Катрен», ООО «Ангиолайн интервеншионал девайс»). На участке, сформированном для ЗАО «Био-Веста», работы не начаты, договор субаренды не заключен. При этом возмещение затрат, понесенных АО «УК «Биотехнопарк» на подготовку площадки для нужд резидента (353,0 тыс.руб.), в случае отказа резидента от реализации проекта, соглашением не предусмотрено.
На ряде земельных участков расположены объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры (автодорога с освещением, сети тепло-водоснабжения, водоотведения, газопровод высокого давления и объекты системы электроснабжения), построенные и введенные в эксплуатацию, следовательно, необходимость дальнейшей аренды участков неочевидна.
3. В ходе проверки использования бюджетных инвестиций (412 660,3 тыс.руб.), выделенных АО «УК «Биотехнопарк», установлены следующие нарушения и недостатки:
3.1. Выделение в 2014-2015 гг. бюджетных инвестиций, с целью создания объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования Биотехнопарка, не в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства повлекло использование бюджетных средств на текущее содержание управляющей компании Биотехнопарка, а также на строительство инфраструктуры без проведения соответствующих экспертиз, предусмотренных постановлением Правительства НСО от 08.12.2014 №475-п (оценки стоимости объектов капитального строительства и сроков осуществления строительных работ, обоснованности запрашиваемых объемов бюджетных инвестиций). В 2017 году бюджетные инвестиции также запланированы не в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, но использованы АО «УК «Биотехнопарк» на строительство инфраструктуры Биотехнопарка, без проведения соответствующих экспертиз, предусмотренных постановлением Правительства НСО от 08.12.2014 №475-п.
3.2. В договорах о предоставлении бюджетных инвестиций, заключенных с ДИЗО, не установлены конкретные сроки использования бюджетных средств и сроки достижения целей, на которые предоставлены бюджетные инвестиции. Нечеткая формулировка показателей эффективности предоставления бюджетных инвестиций (без количественных индикаторов), не позволяет оценить достижение заданных параметров.
3.3. Нарушение сроков предоставления отчетности, повлекшее начисление АО «УК «Биотехнопарк» неустойки в размере 1 000,0 тыс.руб., со 2 квартала 2016 года, устранено. Однако отчет за 2016 год представлен с нарушением формы отчетности, предусмотренной Приказом ДИЗО от 28.04.2015 №959 (нарастающим итогом не в разрезе затрат по договорам, и без приложения копий первичных документов), что затрудняет контроль за расходами.
3.4. По отчетным данным АО «УК БТП» 81,0% от полученного объема бюджетных инвестиций (286 616,1 тыс.руб.) направлен на оплату строительно-монтажных работ, поставку товарно-материальных ценностей и оплату технологического присоединения к объектам инфраструктуры, 19,0% (67 277,7 тыс.руб.) на функционирование управляющей компании Биотехнопарка, в том числе оплату налогов, заработной платы и общехозяйственные нужды. При этом, с 2016 года в рамках ГП «Стимулирование инвестиционной активности» через Минэкономразвития НСО за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков затрат, связанных с их функционированием.
АО «УК «Биотехнопарк» в отчеты об использовании бюджетных инвестиций и субсидий за 2016 год включены одни и те же затраты на уплату налогов и выплату заработной платы в общей сумме 16 245,5 тыс.руб.
Средства областного бюджета, полученные в форме бюджетных инвестиций в 2015 году на развитие и функционирование Биотехнопарка, направлялись АО «УК «Биотехнопарк» не по целевому назначению: на пожертвования муниципальному учреждению дошкольного образования (15,0 тыс.руб.) и спонсорскую помощь на проведения спортивных мероприятий (50,0 тыс.руб.).
АО «УК «Биотехнопарк» по окончанию проверки в КСП НСО представлен скорректированный отчет за 2016 год, согласно которому указанные нарушения устранены, затраты, дважды отраженные в отчетах об использовании инвестиции и субсидии, а также затраты на предоставление спонсорской помощи и пожертвований исключены.
3.5. За счет бюджетных инвестиций, полученных в 2015 году, АО «УК «Биотехнопарк» на сумму 29 000,0 тыс.руб. произведена оплата оборудования, которое на 21.11.2017 г. не поставлено, что привело к безрезультативному использованию бюджетных средств.
3.6. На 01.10.2017 г. расчетный остаток неиспользованных бюджетных инвестиций, полученных в 2017 году, составил 58 767,6 тыс.руб., при этом на счетах АО «УК «Биотехнопарк» числится только 24 140,6 тыс.руб. Целевые средства бюджетных инвестиций в 2017 году отвлечены Обществом на осуществление выплат поставщикам и подрядчикам, на погашение займов и кредита в Сибирском филиале ПАО КБ «Восточный», а также другие направления расходов, не предусмотренные Договором о предоставлении бюджетных инвестиций.
3.7. Банковские операции со средствами бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций осуществляются на расчетном счете, на котором осуществляются также банковские операции со средствами из иных источников финансирования. Бухгалтерский учет АО «УК «Биотехнопарк» не обеспечивает учет по источникам финансирования деятельности, как того требуют нормы ст.5 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нарушение п.2.11 Положения «Учетная политика» АО «УК «Биотехнопарк» не обеспечен раздельный учет по использованию средств целевого финансирования и использованию средств бюджетного финансирования.
4. Субсидия, полученная в 2015 году АО «УК «Биотехнопарк» за счет средств федерального бюджета в размере 66 878,5 тыс.руб. по соглашению, заключенному с Минэкономразвития НСО от 06.11.2015 №71, на реализацию мероприятия Государственной программы – «Создание в рамках Центра коллективного пользования в составе Биотехнопарка Кольцово участка фармацевтической технологии для выпуска опытных серий лекарственных препаратов (в твердых лекарственных формах) для государственной регистрации и клинических исследований» и, направленная на оплату оборудования по Договору поставки от 19.11.2015, заключенного с ООО «МедХолдингГрупп», использована безрезультативно:
- оборудование, в срок, установленный п.2.1.3 Соглашения от 06.11.2015 №71, заключенного с Минэкономразвития НСО (до 15.07.2016), не поставлено и не введено в эксплуатацию. Без согласования с Минэкономразвития НСО срок поставки оборудования ООО «МедХолдингГрупп» по Договору поставки от 19.11.2015 продлен с 08.06.2016 до 31.12.2017;
- в Минэкономразвития НСО представлена АО «УК «Биотехнопарк» недостоверная отчетность о приобретение, установке и запуске оборудования по состоянию на 14.07.2016, так как на момент предоставления отчета поставка оборудования фактически не осуществлялась, а отраженная в отчете поставка лабораторной мебели стоимостью 12 920,7 тыс.руб. на момент проверки не произведена;
- изменена спецификация на оборудование ранее представленного к отчету о расходовании субсидии. Заменены 10 единиц оборудования, в отдельных случаях дорогостоящее оборудование импортного производства, заменено на оборудование отечественного производителя с иными характеристиками с сохранением ранее установленной стоимости. По расчетам КСП НСО, цены в спецификации по отдельным позициям значительно превышают рыночные цены (от 2,5 до 10,5 раза). В нарушение п.1.1, п.4.2. Договора поставки от 19.11.2015 приняты в счет исполненных обязательств ООО «МедХолдингГрупп» материалы на сумму 12 920,7 тыс.руб., не предусмотренные спецификацией к договору;
- превышена установленная п.3.1 Договора поставки от 19.11.2015 сумма авансовых платежей на 56 497,1 тыс.руб., из них за счет бюджетных средств 50 260,1 тыс.руб.;
- на 01.11.2017 оборудование согласно спецификации поставлено на сумму 54 437,8 тыс.руб. (53,3% от суммы авансовых платежей), задолженность по договору составила 47 677,7 тыс.руб.;
- оборудование частично получено, оформлено и введено в эксплуатацию с нарушением установленного порядка, что формально не приведет к переходу права собственности и возникновению материальной ответственности должностных лиц АО «УК «Биотехнопарк». Не обеспечено надлежащее хранение оборудования, не введенного в эксплуатацию, в связи с чем, существует риск случайной порчи имущества, а также исключается применение материальной ответственности в силу норм ст.239 Трудового кодекса РФ;
- участок фармацевтической технологии для выпуска опытных серий лекарственных препаратов (в твердых лекарственных формах) для государственной регистрации и клинических исследований, с целью создания которого предоставлялась субсидия, на момент проверки не создан, а оборудование, приобретенное на сумму 12 148,5 тыс.руб. и, введенное в эксплуатацию в других структурных подразделениях, используется не по целевому назначению.
5. В рамках ГП «Стимулирование инвестиционной активности» АО «УК «Биотехнопарк» предоставлены субсидии с целью возмещения управляющей компании индустриального парка затрат, связанных с ее функционированием, включающих в себя расходы на содержание управляющих компаний и налоговые отчисления, в 2016 году в размере 47 653,3 тыс.руб., в 2017 году – 21 000,0 тыс.руб. (71,1% и 43,5% от суммы управленческих затрат и налога на имущество за 2016 год и за 9 месяцев 2017 года).
5.1. Согласно абз.6 п.п.е) п.4 Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887, пп. 7 п.3 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на возмещение управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков затрат, связанных с их функционированием, утвержденного приложением №13 к ГП «Стимулирование инвестиционной активности», а также п.3 Соглашения о предоставлении субсидий от 27.12.2016 №9, АО «УК «Биотехнопарк» не должно получать средства из соответствующего бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами, на функционирование управляющей компании, в том числе на выплату заработной платы и налогов.
В 2016 году в нарушение условий предоставления субсидий, АО «УК «Биотехнопарк» обратилось за получением субсидий, получило и, согласно отчету, использовало средства субсидии в сумме 20 835,6 тыс.руб., на выплату заработной платы (10 012,9 тыс.руб.) и на погашение задолженности по налогу и страховые взносы (10 822,7 тыс.руб.), при этом на момент получения субсидии АО «УК «Биотехнопарк» уже были получены и использованы бюджетные инвестиции на те же цели (выплату заработной платы, страховые взносы и налоги).
5.2. В 2016 году показатели результативности использования субсидии не устанавливались. В 2017 году установлена обязанность АО «УК «Биотехнопарк» предоставить отчет о достижении показателя результативности «Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области резидентов Биотехнопарка» в сумме 600 000,0 тыс.руб., при этом указанные данные не запрашиваются, а предоставляются в Минэкономразвития НСО УФНС по НСО в рамках межведомственного взаимодействия.
6. Выявленные в ходе проверки недостатки и нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении полномочий главных распорядителей бюджетных средств (Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области и Министерства экономического развития Новосибирской области), предусмотренных пунктами 1 и 10 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ в части обеспечения результативности использования бюджетных средств, а также соблюдения получателем бюджетных инвестиций и субсидий условий, целей и порядков, установленных при их предоставлении.
7. Предусмотренное Уставом положение о ключевых показателях эффективности деятельности Общества не принято, ключевые показатели эффективности деятельности АО «УК «Биотехнопарк» не утверждены.
Плановые показатели, представленные в бизнес-плане, срок реализации которого 2011-2015 гг., достигнуты не были. В проекте актуализированного бизнес-плана, предполагаемого к утверждению в конце 2017 года (с горизонтом планирования 10 лет), заявлена общая потребность в финансировании – 4,22 млрд.руб., при этом не приведены источники финансирования дальнейшего развития инвестиционного проекта.
8. В проверяемом периоде деятельность АО «УК «Биотехнопарк» являлась убыточной (в 2015-2016 гг. убыток составил 33 339,0 тыс.руб. и 40 635,0 тыс.руб. соответственно, за 9 месяцев 2017 года – 62 910,0 тыс.руб.).
За 9 месяцев 2017 года размер уставного капитала превышает стоимость чистых активов на 16 103,0 тыс.руб.
Выручка АО «УК «Биотехнопарк» от оказания услуг в 2016 году составила 5 054,8 тыс.руб., за 9 месяцев 2017 году – 6 762,7 тыс.руб.
Значительный рост управленческих расходов за 2015-2016 гг. и 9 месяцев 2017 года (35 148,6 тыс.руб., 104 469,8 тыс.руб., 76 938,5 тыс.руб.), обусловлен увеличением амортизационных отчислений (в связи с переводом в состав основных средств здания ЦКП), а также ростом расходов на оплату труда (в связи с увеличением численности работающих с 29 до 51 человек).
9. Общие затраты на строительство здания Центра коллективного пользования, введенного в эксплуатацию в конце 2015 года, с системами инженерно-технического обеспечения здания и благоустройством территории (без учета оснащения лабораторий) составили 499 060,0 тыс.руб. (с НДС), при стоимости 1 кв.м. – 78,9 тыс.руб.
Затраты на строительство объектов инженерной инфраструктуры Биотехнопарка составили 153 998,4 тыс.руб.
Основная часть закупок товаров и услуг осуществлялась в форме закупок у единственного поставщика. Допущены нарушения ч.5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ и п.11.5 Положения о закупках (в части своевременного размещения информации на сайте www.zakupki.gov.ru.)
10. АО «УК «Биотехнопарк» принадлежат нежилые помещения Центра коллективного пользования общей площадью 5 914,6 кв.м или 93,5% от общей площади здания, а также на праве общедолевой собственности помещения площадью 132,9 кв.м. (доля 91/100). В аренду предоставлены на длительный срок помещения площадью 321,1 кв.м, 83,8 кв.м площади помещений, предназначенных для сдачи в аренду остается невостребованными.
11. Часть площади здания Центра коллективного пользования (293,26 кв.м.) принадлежит физическому лицу на основании договора соинвестирования строительства объекта от 13.01.2014 №Инвест/04. Сумма инвестиционного взноса составила 7 060,0 тыс.руб. из расчета 25,0 тыс.руб. за 1 кв.м. Убыток от инвестиционной деятельности по данной сделке, исходя из фактической стоимости построенного здания, составил по данным бухгалтерского учета АО «УК «Биотехнопарк» 3 696,8 тыс.руб., а по расчетам КСП НСО (с учетом затрат на системы инженерно-технического обеспечения здания и на благоустройство территории, предусмотренных проектной документацией) – 8 757,4 тыс.руб., который в силу убыточной деятельности Общества покрывался за счет бюджетных средств.
Кроме того, с момента возникновения права собственности АО «УК БТП» не заключило договор с физическим лицом на содержание принадлежащей ему части здания площадью 293,26 кв.м, и в нарушение ст. 210 и ст. 249 Гражданского кодекса РФ и п.4.10 Договора от 13.01.2014 №Инвест/04, не выставляло счета на уплату коммунальных услуг и затраты на ее содержание, что привело к уменьшению доходов организации на 585,3 тыс.руб. (2016 г. – 319,4 тыс.руб., 9 месяцев 2017 г. – 262,0 тыс.руб.).
12. АО «УК «Биотехнопарк» создана дочерняя организация ООО «Биотехнопарк-эксперт» с уставным капиталом 10 000,0 тыс.руб., которая предоставляет услуги по декларированию и сертификации продукции и образовательные услуги, при этом не имеет статуса резидента Биотехнопарка, но получает услуги от АО «УК Биотехнопарк» по заниженной стоимости.
С нарушением части 4 Положения об оказании услуг Центром коллективного пользования ООО «Биотехнопарк-эксперт» сдаются помещения площадью 100,5 кв.м за 1 руб./мес. с учетом коммунальных услуг (недополученные доходы АО «УК БТП» по расчетам КСП НСО составили 1 015,0 тыс.руб.), а также со скидкой от 30% до 75% предоставляются услуги испытательного лабораторного центра Биотехнопарка (70,8% от суммы всех услуг, предоставленных ИЛЦ), что приводит к существенному уменьшению доходов АО «УК БТП».
13. Из 6-ти резидентов Биотехнопарка на 01.12.2017 только три ведут деятельность на его территории (ООО «СФМ Фарм», АО НПК «Катрен», ООО «Ангиолайн интервеншионал девайс»).
Общий объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области 6 резидентов Биотехнопарка в 2016 году составил 491 328,4 тыс.руб., за 9 месяцев 2017 года – 432 343,9 тыс.руб. При этом общий объем уплаченных налогов в бюджеты всех уровней в 2016 году имеет отрицательное значение, в связи с возмещением налоговых поступлений из федерального бюджета одного из резидентов.
В соответствии с соглашениями, заключенными АО «УК «Биотехнопарк» с 4-мя резидентами, общий объем капитальных вложений должен составлять 1 891,0 млн.руб., количество созданных рабочих мест – 1 060 ед. Указанная информация АО «УК «Биотехнопарк» на момент проверки не запрашивалась и не анализировалась.
14. Строительство и развитие Биотехнопарка предусмотрено в нормативных правовых документах Новосибирской области как развитие индустриального (промышленного) парка в идеологии кластерного проекта, что позволило области участвовать в конкурсах и привлекать средства федерального бюджета, как на инфраструктурный проект Инновационного кластера, так и в рамках поддержки индустриальных (промышленных) парков.
Дополнительно к целевому финансированию за счет средств федерального бюджета инвестиционного проекта по созданию индустриального парка в сфере биотехнологий, (216 267,5 тыс.руб.) из федерального бюджета в бюджет Новосибирской области на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков поступило 262 846,6 тыс.руб. (в 2016 году – 145 146,6 тыс.руб., за 9 месяцев 2017 года – 117 700,0 тыс.руб.). Указанные средства не являются целевыми и направлены на расходы бюджета Новосибирской области.
15. В настоящее время единый правовой документ Новосибирской области по дальнейшему развитию Биотехнопарка (Стратегия развития Биотехнопарка) не принят. В Государственной программе и в других нормативных правовых актах, регламентирующих реализацию инвестиционного проекта, не установлен механизм использования и реализации объектов инфраструктуры, построенных за счет бюджетных инвестиций, после окончания строительства. Не установлены целевые индикаторы, позволяющие оценить эффективность вложения бюджетных инвестиций, также не обозначены состав и общая площадь территории, необходимой для дальнейшей реализации проекта Биотехнопарка.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
1. Правительству Новосибирской области:
- усилить контроль за полнотой и своевременностью реализации принятых программ и иных нормативных правовых актов в сфере поддержки развития инвестиционного проекта Биотехнопарка, при необходимости своевременно вносить в них изменения (корректировки).
- рассмотреть возможные механизмы усиления межведомственной координации заинтересованных сторон в области развития инвестиционного проекта Биотехнопарка и формирования центра ответственности за его эффективную реализацию.
2. Министерству экономического развития Новосибирской области актуализировать бизнес-план АО УК «Биотехнопарк», с учетом целей, задач и реальных финансовых возможностей, увязав объемы финансирования и финансово-экономические показатели с целевыми индикаторами программно-прогнозных документов областного уровня.
3. Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области:
разработать и утвердить информативные формы отчетности об использовании бюджетных инвестиций, соблюдении условий их выделения и достижении целевых индикаторов,
предусмотреть в договорах о предоставлении бюджетных инвестиций сроки использования бюджетных средств, сроки достижения целей и показателей результативности при их выделении.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представление Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены в:
- Министерство экономического развития Новосибирской области;
- Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области;
- Акционерное общество «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий».