18 Января 2018
Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство в Новосибирской области в 2015-2020 годах» проведена в соответствии с п.7 ч.1 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Проект изменений госпрограммы направлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ) письмом от 30.11.2017.
Проект изменений госпрограммы, размещен на официальном сайте Министерства ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.mjkh.nso.ru/page/27.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Проект изменений госпрограммы разработан в связи с приведением её в соответствии с Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. от 07.12.2017 №229-ОЗ.
2. Общий объем финансирования проекта госпрограммы на 2015-2022 гг., с учетом изменений, запланирован 23 166 991,4 тыс.руб. (увеличение на 7 746 896,3 руб.), в том числе средства федерального бюджета – 621 476,4 тыс.руб. (без изменений), областного бюджета 15 925 641,8 тыс.руб. (увеличение на 1 761 726,4 тыс.руб.), местных бюджетов – 1 669 287,9 тыс.руб. (увеличение на 145 660,0 тыс.руб.) и внебюджетных источников – 4 950 585,7 тыс.руб. (увеличение на 839 509,9 тыс.руб.).
3. Объемы финансирования мероприятий госпрограммы за счет средств областного и федерального бюджетов на 2018-2019 годы, не соответствуют объемам, предусмотренным на данные мероприятия действующим Законом об областном бюджете на 2017-2019 годы (по Закону – 988 279,5 тыс.руб. и 969 610,5 тыс.руб., соответственно, а по программе 1 008 279,5 тыс.руб. и 989 610,5 тыс.руб.), Законом не предусмотрены средства федерального бюджета по 20 000,0 тыс.руб на 2018 и 2019 годы.
4. Основные изменения финансирования мероприятий госпрограммы на 2015-2022 годы, касаются увеличения объемов финансирования подпрограмм:
– «Газификация» – на 979 299,9 тыс.руб.;
– «Чистая вода» – на 42 105,3 тыс.руб.;
– «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» на 1 713 627,2 тыс.руб.;
– «Благоустройство территорий населенных пунктов» – на 11 863,9 тыс.руб.
5. Основное увеличение объема финансирования в 2017 году предусмотрено по подпрограмме «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства», в частности бюджетные ассигнования в сумме 1 441 300,0 тыс.руб. предусмотрены на компенсацию расходов понесенных теплоснабжающей организации при осуществлении регулируемой деятельности (из-за государственного регулирования тарифов).
Такие субсидии должны предоставляться из областного бюджета напрямую коммунальным предприятиям. При этом областные правовые акты о прямом предоставлении субсидий из областного бюджета таким организациям отсутствуют.
6. Скорректированы значения ряда целевых индикаторов, в частности к концу 2022 года:
ряд значений увеличены: «удельного веса площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Новосибирской области» с 60,5% до 61,0%; «удельного веса жилищного фонда, обеспеченного водопроводом» с 85,5% до 86,0%; «удельного веса жилищного фонда, обеспеченного отоплением» с 91,9% до 91,4%; «доли финансового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий…» и «доли финансового участия заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий…» с 1,0% по 1,5% (ежегодно); ряд значений сокращены: «площади аварийного и ветхого жилья, подлежащая расселению в рамках подпрограммы» с 22 027,8 кв.м до 20 271,6 кв.м (ежегодно); «количества граждан, переселяемых из аварийных жилых домов» с 1 637 чел. до 1 506 чел. (ежегодно); «доли городских и сельских поселений, в которых проведены мероприятия по благоустройству территорий» с 27,3% до 24,3% (ежегодно); «доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства от общего количества организаций жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области» с 45% до 36,9; «числа аварий в системах централизованного водоснабжения продолжительностью более 8 часов» с 1 079 ед. до 1 062 ед. (ежегодно); «числа аварий в системах централизованного водоотведения (канализования)» со 111 ед. до 100 ед. (ежегодно); «доля трудового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий…» и «доля трудового участия заинтересованных лиц (в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий...» к концу 2022 года изменилась с 7% и 15%, соответственно до 8% по каждому показателю (ежегодно).
7. Откорректирован ряд ожидаемых результатов госпрограммы, в частности к концу 2022 года сокращено значение расселяемых из аварийного жилищного фонда 8 900 до 8 138 человек; увеличено значение ликвидируемого аварийного жилищного фонда со 11 008,4 кв.м до 120 218,7 кв.м; увеличено значение дополнительно построенных газораспределительных сетей с 320,4 до 335,7 км.
8. Госпрограмма дополнена новым мероприятием, в частности мероприятие подпрограммы «Газификация» «Предоставление мер государственной поддержки газораспределительным организациям в части освобождения от уплаты налога на имущество - газопроводы высокого давления 1, 2 категории, построенных в соответствии с государственной программой «ЖКХ НС) в 2015-2020 годы» и введенных в эксплуатацию с 1 января 2016 года».
9. Внесены изменения в Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий госпрограммы, в частности добавлен критерий отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области при реализации подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства».
10. Проектом изменений ряд замечаний и предложений КСП НСО, отмеченные по результатам ранее проведенной экспертизы госпрограммы, а также установленные в ходе проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах» в 2015-2016 годах и в текущем периоде 2017 года, не учтены: не раскрыты меры государственного регулирования, используемые в сфере реализации программы; не раскрыта взаимосвязь с другими программами и мероприятиями, которые оказывают влияние или зависят от результатов в сфере жилищно-коммунального хозяйства; не исключены из Условий предоставления и расходования субсидий, выделяемых местным бюджетам (приложением 2 к постановлению) требования, в отношении выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на основании муниципальных контрактов, приводящих к нарушению действующего законодательства.
По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта изменений государственной программы Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено государственному заказчику-координатору программы – Министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области:
– привести объемы финансирования мероприятий госпрограммы, в соответствие с Законом об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы;
– раскрыть взаимосвязь с другими программами и мероприятиями, которые оказывают влияние или зависят от результатов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (электроснабжение, утилизация твердых бытовых отходов и др.);
– раскрыть меры государственного регулирования, используемые в сфере ЖКХ при реализации программы;
– исключить из Условий предоставления и расходования субсидий, выделяемых местным бюджетам (приложением 2 к постановлению) требований, в отношении выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на основании муниципальных контрактов, приводящих к нарушению действующего законодательства;
– рассмотреть разработку правовых механизмов о прямом предоставлении субсидий коммунальным предприятиям из областного бюджета на компенсация недополученных доходов (возмещение дополнительных расходов), возникающих из-за государственного регулирования тарифов.
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела экспертизу проекта изменений госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство в Новосибирской области в 2015-2020 годах».
Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство в Новосибирской области в 2015-2020 годах» проведена в соответствии с п.7 ч.1 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Проект изменений госпрограммы направлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ) письмом от 30.11.2017.
Проект изменений госпрограммы, размещен на официальном сайте Министерства ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.mjkh.nso.ru/page/27.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Проект изменений госпрограммы разработан в связи с приведением её в соответствии с Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. от 07.12.2017 №229-ОЗ.
2. Общий объем финансирования проекта госпрограммы на 2015-2022 гг., с учетом изменений, запланирован 23 166 991,4 тыс.руб. (увеличение на 7 746 896,3 руб.), в том числе средства федерального бюджета – 621 476,4 тыс.руб. (без изменений), областного бюджета 15 925 641,8 тыс.руб. (увеличение на 1 761 726,4 тыс.руб.), местных бюджетов – 1 669 287,9 тыс.руб. (увеличение на 145 660,0 тыс.руб.) и внебюджетных источников – 4 950 585,7 тыс.руб. (увеличение на 839 509,9 тыс.руб.).
3. Объемы финансирования мероприятий госпрограммы за счет средств областного и федерального бюджетов на 2018-2019 годы, не соответствуют объемам, предусмотренным на данные мероприятия действующим Законом об областном бюджете на 2017-2019 годы (по Закону – 988 279,5 тыс.руб. и 969 610,5 тыс.руб., соответственно, а по программе 1 008 279,5 тыс.руб. и 989 610,5 тыс.руб.), Законом не предусмотрены средства федерального бюджета по 20 000,0 тыс.руб на 2018 и 2019 годы.
4. Основные изменения финансирования мероприятий госпрограммы на 2015-2022 годы, касаются увеличения объемов финансирования подпрограмм:
– «Газификация» – на 979 299,9 тыс.руб.;
– «Чистая вода» – на 42 105,3 тыс.руб.;
– «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» на 1 713 627,2 тыс.руб.;
– «Благоустройство территорий населенных пунктов» – на 11 863,9 тыс.руб.
5. Основное увеличение объема финансирования в 2017 году предусмотрено по подпрограмме «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства», в частности бюджетные ассигнования в сумме 1 441 300,0 тыс.руб. предусмотрены на компенсацию расходов понесенных теплоснабжающей организации при осуществлении регулируемой деятельности (из-за государственного регулирования тарифов).
Такие субсидии должны предоставляться из областного бюджета напрямую коммунальным предприятиям. При этом областные правовые акты о прямом предоставлении субсидий из областного бюджета таким организациям отсутствуют.
6. Скорректированы значения ряда целевых индикаторов, в частности к концу 2022 года:
ряд значений увеличены: «удельного веса площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Новосибирской области» с 60,5% до 61,0%; «удельного веса жилищного фонда, обеспеченного водопроводом» с 85,5% до 86,0%; «удельного веса жилищного фонда, обеспеченного отоплением» с 91,9% до 91,4%; «доли финансового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий…» и «доли финансового участия заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий…» с 1,0% по 1,5% (ежегодно); ряд значений сокращены: «площади аварийного и ветхого жилья, подлежащая расселению в рамках подпрограммы» с 22 027,8 кв.м до 20 271,6 кв.м (ежегодно); «количества граждан, переселяемых из аварийных жилых домов» с 1 637 чел. до 1 506 чел. (ежегодно); «доли городских и сельских поселений, в которых проведены мероприятия по благоустройству территорий» с 27,3% до 24,3% (ежегодно); «доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства от общего количества организаций жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области» с 45% до 36,9; «числа аварий в системах централизованного водоснабжения продолжительностью более 8 часов» с 1 079 ед. до 1 062 ед. (ежегодно); «числа аварий в системах централизованного водоотведения (канализования)» со 111 ед. до 100 ед. (ежегодно); «доля трудового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий…» и «доля трудового участия заинтересованных лиц (в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий...» к концу 2022 года изменилась с 7% и 15%, соответственно до 8% по каждому показателю (ежегодно).
7. Откорректирован ряд ожидаемых результатов госпрограммы, в частности к концу 2022 года сокращено значение расселяемых из аварийного жилищного фонда 8 900 до 8 138 человек; увеличено значение ликвидируемого аварийного жилищного фонда со 11 008,4 кв.м до 120 218,7 кв.м; увеличено значение дополнительно построенных газораспределительных сетей с 320,4 до 335,7 км.
8. Госпрограмма дополнена новым мероприятием, в частности мероприятие подпрограммы «Газификация» «Предоставление мер государственной поддержки газораспределительным организациям в части освобождения от уплаты налога на имущество - газопроводы высокого давления 1, 2 категории, построенных в соответствии с государственной программой «ЖКХ НС) в 2015-2020 годы» и введенных в эксплуатацию с 1 января 2016 года».
9. Внесены изменения в Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий госпрограммы, в частности добавлен критерий отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области при реализации подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства».
10. Проектом изменений ряд замечаний и предложений КСП НСО, отмеченные по результатам ранее проведенной экспертизы госпрограммы, а также установленные в ходе проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах» в 2015-2016 годах и в текущем периоде 2017 года, не учтены: не раскрыты меры государственного регулирования, используемые в сфере реализации программы; не раскрыта взаимосвязь с другими программами и мероприятиями, которые оказывают влияние или зависят от результатов в сфере жилищно-коммунального хозяйства; не исключены из Условий предоставления и расходования субсидий, выделяемых местным бюджетам (приложением 2 к постановлению) требования, в отношении выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на основании муниципальных контрактов, приводящих к нарушению действующего законодательства.
По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта изменений государственной программы Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено государственному заказчику-координатору программы – Министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области:
– привести объемы финансирования мероприятий госпрограммы, в соответствие с Законом об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы;
– раскрыть взаимосвязь с другими программами и мероприятиями, которые оказывают влияние или зависят от результатов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (электроснабжение, утилизация твердых бытовых отходов и др.);
– раскрыть меры государственного регулирования, используемые в сфере ЖКХ при реализации программы;
– исключить из Условий предоставления и расходования субсидий, выделяемых местным бюджетам (приложением 2 к постановлению) требований, в отношении выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на основании муниципальных контрактов, приводящих к нарушению действующего законодательства;
– рассмотреть разработку правовых механизмов о прямом предоставлении субсидий коммунальным предприятиям из областного бюджета на компенсация недополученных доходов (возмещение дополнительных расходов), возникающих из-за государственного регулирования тарифов.