09 Января 2018
Расширенный семинар-коллегия финансовых органов Новосибирской области прошел 28 декабря текущего года в Новосибирске. Перед участниками семинара-коллегии выступил врио заместителя Председателя Правительства Новосибирской области-министра Финансов и налоговой политики Новосибирской области В.Ю. Голубенко. Его доклад был посвящен обобщению основных результатов деятельности финансовых органов Новосибирской области за 2017 год, перспективам и задачам на 2018 год и плановый период.
Далее прозвучал доклад председателя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончаровой о развитии взаимодействия контрольно-счетных и финансовых органов в Новосибирской области.
Елена Анатольевна, в частности, сказала, что в начале 2017 года Губернатором области был утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти с КСП НСО, который предусматривает создание рабочих групп для выработки совместных решений по реализации предложений палаты. Протоколы заседаний рабочих групп согласуются с представителями палаты и направляются Губернатору области или его заместителям, курирующим соответствующие направления деятельности. В течение года были созданы рабочие группы по основным проблемам, отраженным в отчетах и заключениях палаты. В частности, с Министерством финансов НСО проведено несколько заседаний рабочих групп по вопросам организации исполнения бюджета. Также продолжали использоваться существовавшие ранее формы взаимодействия: областная балансовая комиссия, рабочая группа бюджетного комитета по проекту бюджета, рабочая группа Министерства финансов НСО по межбюджетным отношениям, методологический совет по учету и отчетности.
В результате были выработаны конкретные решения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты и государственные программы области. Так, в госпрограммы включен ряд целевых показателей, более полно отражающих ожидаемые результаты реализации соответствующих приоритетов государственной политики. Подготовлены проекты законов и правовых актов, устанавливающих или уточняющих правовые основания для использования бюджетных средств. В законе об областном бюджете на 2018-2020 гг. изменены подходы к планированию и осуществлению ряда направлений расходов, стала более содержательной форма прогнозного плана приватизации.
В целом, мы, несомненно, положительно оцениваем практику применения регламента взаимодействия органов исполнительной власти и палаты. Хотя проведение рабочих групп по устранению нарушений в бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, на наш взгляд, было излишним. Когда в конце 2016 года обсуждался проект регламента, мы сразу подчеркнули, что это должен быть порядок рассмотрения и реализации предложений палаты по совершенствованию законодательства, бюджетного процесса и другой деятельности органов исполнительной власти. В случае нарушений, особенно в бухгалтерском учете и отчетности, такой механизм взаимодействия не требуется. Нужно просто внести необходимые изменения в регистры учета и не допускать нарушений при формировании отчетности в будущем. Нарушения на забалансовых счетах были исправлены еще в ходе проверки, Министерство финансов НСО приняло исправленные формы, что позволило освободить главных администраторов от административной ответственности.
Министерство финансов НСО также провело заседание методологического совета по учету и отчетности, направило главным администраторам средств областного бюджета методические письма по ведению учета и формированию от-четности, применению бюджетной классификации при исполнении судебных актов, учитывающие предложения палаты. Совместно с Министерством финансов и Управлением делами рассматривались сложные вопросы отражения в отчетности об исполнении областного бюджета операций по закрытию счетов Представительства Новосибирской области в Германии, предоставления служебных помещений в пользование областным органам (в случае окончания срока договора и заключения нового без фактического прекращения пользования имуществом).
К сожалению, в муниципальных образованиях количество нарушений при составлении проекта и исполнении бюджета, ведении учета и составлении отчетности остается значительным. В своих заключениях мы отмечаем постепенное повышение качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Это результат как создания системы муниципальных контрольно-счетных органов, работающих на профессиональной основе, так и активизации работы финансовых органов по устранению имеющихся нарушений и недостатков. Коме того, в большинстве муниципальных образований были приняты порядки осуществления внутреннего финансового контроля, в целом ряде случаев такой контроль стал осуществляться.
В текущем году Министерством финансов НСО был разработан План устранения замечаний Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований, который был утвержден первым заместителем Председателя Правительства области В.М. Знатковым. В рамках исполнения плана Министерство финансов НСО подготовило и направило ряд методических писем главам муниципальных образований. Проводилась работы с налоговыми органами по представлению и включению в отчетность об исполнении местных бюджетов информации о задолженности по местным налогам. Методические рекомендации по администрированию штрафов, налагаемых административными комиссиями муниципальных образований, также направляло Министерство юстиции НСО. По информации Министерства финансов НСО, главы муниципальных образований сообщили о выполнении пунктов плана по приведению правовых актов и документов в соответствие с требованиями бюджетного законодательства в установленные сроки.
Но так как контрольно-счетные органы в ходе проверок осуществляют последующий контроль, поэтому мы еще не видим результатов мер принятых на местном уровне в текущем году. Проверки исполнения бюджетов высокодотационных муниципальных образований за 2016 год показали, что типичные нарушения встречаются еще в большом числе поселений. Так, нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления были превышены в половине муниципальных образований. Особенно это характерно для поселений с небольшой численностью жителей, поскольку нормативов установлен в рублях на одного жителя. В текущем году было принято новое постановление Правительства области, устанавливающее нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления. Нормативные расходы были увеличены на дополнительный коэффициент (долю от налоговых доходов и дотации, поступивших в местный бюджет). В конце года с Министерством финансов НСО отрабатывались предложения палаты по уточнению состава расходов, исключаемых из состава нормируемых затрат. В целом эти меры должны привести к значительному сокращению количества нарушений нормативов по итогам 2017 года.
Следует отметить, что сохраняется высокая зависимость муниципальных образований от финансовой помощи из областного бюджета. В большинстве сельских поселений нет существенных источников собственных доходов и проектов по развитию экономики. При этом местные администрации не пользуются возможностями увеличения (пусть небольшого) собственных доходов. Устанавливаются пониженные ставки по местным налогам, не ведется работа с плательщиками по неналоговым доходам.
Методики распределения финансовой помощи части приводят к тому, что муниципальным образованиям не выгодно увеличивать собственные доходы, поскольку на эту же сумму уменьшаются трансферты. Сохраняются типичные недостатки в методиках распределения дотаций местным бюджетам. В текущем году по предложению палаты Министерство финансов НСО разработало новые методические рекомендации для муниципальных районов по расчету дотаций поселениям. Мы их рассмотрели в рамках работы группы по совершенствованию межбюджетных отношений, и сделали ряд замечаний и предложений. По итогам принято решение разработать модельный правовой акт муниципального района, регулирующий распределение дотаций. Эта работа будут продолжена в 2018 году.
Основной объем межбюджетных субсидии предоставляется из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов. Значительную часть полученных средств районы, затем, передают в бюджеты поселений. Рекомендации Министерства финансов НСО, действующие в прошлые годы, предусматривали, что районы должны предоставлять поселениям субсидий, что БК РФ не предусмотрено. С учетом предложений палаты с 2017 года в новых рекомендациях Министерства финансов НСО предусмотрено, что средства должны передаваться в бюджеты поселений в форме иных межбюджетных трансфертов.
В завершение хотелось бы еще раз отметить необходимость развития информационного взаимодействия между контрольно-счетными и финансовыми органами. 14 декабря состоялось заседание Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, на котором были одобрены ряд предложений об изменении федерального законодательства, в т.ч. о предоставлении контрольно-счетным органам постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам. Между Контрольно-счетной палатой и Министерством финансов НСО действует соглашение, по которому мы имеем доступ к областной информационной системе управления бюджетными процессами. Такой же доступ необходим и муниципальным контрольно-счетным органам, поскольку в ней работают практически все муниципальные образования. В прошлом году на коллегии Министерства финансов НСО мы уже рассматривали этот вопрос. Думаю в следующем году нужно определить конкретные меры и сроки по реализации этого предложения.
С докладами на расширенном семинаре-коллегии финансовых органов Новосибирской области также выступили: руководитель Управления федерального казначейства по Новосибирской области В.Г. Гаврилюк; председатель Президиума Совета муниципальных образований Новосибирской области В.И. Губер и председатель Общественного совета при министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области В.Г. Женов.
Е.А. Гончарова выступила с докладом на расширенном семинаре-коллегии финансовых органов Новосибирской области.
Расширенный семинар-коллегия финансовых органов Новосибирской области прошел 28 декабря текущего года в Новосибирске. Перед участниками семинара-коллегии выступил врио заместителя Председателя Правительства Новосибирской области-министра Финансов и налоговой политики Новосибирской области В.Ю. Голубенко. Его доклад был посвящен обобщению основных результатов деятельности финансовых органов Новосибирской области за 2017 год, перспективам и задачам на 2018 год и плановый период.
Далее прозвучал доклад председателя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончаровой о развитии взаимодействия контрольно-счетных и финансовых органов в Новосибирской области.
Елена Анатольевна, в частности, сказала, что в начале 2017 года Губернатором области был утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти с КСП НСО, который предусматривает создание рабочих групп для выработки совместных решений по реализации предложений палаты. Протоколы заседаний рабочих групп согласуются с представителями палаты и направляются Губернатору области или его заместителям, курирующим соответствующие направления деятельности. В течение года были созданы рабочие группы по основным проблемам, отраженным в отчетах и заключениях палаты. В частности, с Министерством финансов НСО проведено несколько заседаний рабочих групп по вопросам организации исполнения бюджета. Также продолжали использоваться существовавшие ранее формы взаимодействия: областная балансовая комиссия, рабочая группа бюджетного комитета по проекту бюджета, рабочая группа Министерства финансов НСО по межбюджетным отношениям, методологический совет по учету и отчетности.
В результате были выработаны конкретные решения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты и государственные программы области. Так, в госпрограммы включен ряд целевых показателей, более полно отражающих ожидаемые результаты реализации соответствующих приоритетов государственной политики. Подготовлены проекты законов и правовых актов, устанавливающих или уточняющих правовые основания для использования бюджетных средств. В законе об областном бюджете на 2018-2020 гг. изменены подходы к планированию и осуществлению ряда направлений расходов, стала более содержательной форма прогнозного плана приватизации.
В целом, мы, несомненно, положительно оцениваем практику применения регламента взаимодействия органов исполнительной власти и палаты. Хотя проведение рабочих групп по устранению нарушений в бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, на наш взгляд, было излишним. Когда в конце 2016 года обсуждался проект регламента, мы сразу подчеркнули, что это должен быть порядок рассмотрения и реализации предложений палаты по совершенствованию законодательства, бюджетного процесса и другой деятельности органов исполнительной власти. В случае нарушений, особенно в бухгалтерском учете и отчетности, такой механизм взаимодействия не требуется. Нужно просто внести необходимые изменения в регистры учета и не допускать нарушений при формировании отчетности в будущем. Нарушения на забалансовых счетах были исправлены еще в ходе проверки, Министерство финансов НСО приняло исправленные формы, что позволило освободить главных администраторов от административной ответственности.
Министерство финансов НСО также провело заседание методологического совета по учету и отчетности, направило главным администраторам средств областного бюджета методические письма по ведению учета и формированию от-четности, применению бюджетной классификации при исполнении судебных актов, учитывающие предложения палаты. Совместно с Министерством финансов и Управлением делами рассматривались сложные вопросы отражения в отчетности об исполнении областного бюджета операций по закрытию счетов Представительства Новосибирской области в Германии, предоставления служебных помещений в пользование областным органам (в случае окончания срока договора и заключения нового без фактического прекращения пользования имуществом).
К сожалению, в муниципальных образованиях количество нарушений при составлении проекта и исполнении бюджета, ведении учета и составлении отчетности остается значительным. В своих заключениях мы отмечаем постепенное повышение качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Это результат как создания системы муниципальных контрольно-счетных органов, работающих на профессиональной основе, так и активизации работы финансовых органов по устранению имеющихся нарушений и недостатков. Коме того, в большинстве муниципальных образований были приняты порядки осуществления внутреннего финансового контроля, в целом ряде случаев такой контроль стал осуществляться.
В текущем году Министерством финансов НСО был разработан План устранения замечаний Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований, который был утвержден первым заместителем Председателя Правительства области В.М. Знатковым. В рамках исполнения плана Министерство финансов НСО подготовило и направило ряд методических писем главам муниципальных образований. Проводилась работы с налоговыми органами по представлению и включению в отчетность об исполнении местных бюджетов информации о задолженности по местным налогам. Методические рекомендации по администрированию штрафов, налагаемых административными комиссиями муниципальных образований, также направляло Министерство юстиции НСО. По информации Министерства финансов НСО, главы муниципальных образований сообщили о выполнении пунктов плана по приведению правовых актов и документов в соответствие с требованиями бюджетного законодательства в установленные сроки.
Но так как контрольно-счетные органы в ходе проверок осуществляют последующий контроль, поэтому мы еще не видим результатов мер принятых на местном уровне в текущем году. Проверки исполнения бюджетов высокодотационных муниципальных образований за 2016 год показали, что типичные нарушения встречаются еще в большом числе поселений. Так, нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления были превышены в половине муниципальных образований. Особенно это характерно для поселений с небольшой численностью жителей, поскольку нормативов установлен в рублях на одного жителя. В текущем году было принято новое постановление Правительства области, устанавливающее нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления. Нормативные расходы были увеличены на дополнительный коэффициент (долю от налоговых доходов и дотации, поступивших в местный бюджет). В конце года с Министерством финансов НСО отрабатывались предложения палаты по уточнению состава расходов, исключаемых из состава нормируемых затрат. В целом эти меры должны привести к значительному сокращению количества нарушений нормативов по итогам 2017 года.
Следует отметить, что сохраняется высокая зависимость муниципальных образований от финансовой помощи из областного бюджета. В большинстве сельских поселений нет существенных источников собственных доходов и проектов по развитию экономики. При этом местные администрации не пользуются возможностями увеличения (пусть небольшого) собственных доходов. Устанавливаются пониженные ставки по местным налогам, не ведется работа с плательщиками по неналоговым доходам.
Методики распределения финансовой помощи части приводят к тому, что муниципальным образованиям не выгодно увеличивать собственные доходы, поскольку на эту же сумму уменьшаются трансферты. Сохраняются типичные недостатки в методиках распределения дотаций местным бюджетам. В текущем году по предложению палаты Министерство финансов НСО разработало новые методические рекомендации для муниципальных районов по расчету дотаций поселениям. Мы их рассмотрели в рамках работы группы по совершенствованию межбюджетных отношений, и сделали ряд замечаний и предложений. По итогам принято решение разработать модельный правовой акт муниципального района, регулирующий распределение дотаций. Эта работа будут продолжена в 2018 году.
Основной объем межбюджетных субсидии предоставляется из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов. Значительную часть полученных средств районы, затем, передают в бюджеты поселений. Рекомендации Министерства финансов НСО, действующие в прошлые годы, предусматривали, что районы должны предоставлять поселениям субсидий, что БК РФ не предусмотрено. С учетом предложений палаты с 2017 года в новых рекомендациях Министерства финансов НСО предусмотрено, что средства должны передаваться в бюджеты поселений в форме иных межбюджетных трансфертов.
В завершение хотелось бы еще раз отметить необходимость развития информационного взаимодействия между контрольно-счетными и финансовыми органами. 14 декабря состоялось заседание Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, на котором были одобрены ряд предложений об изменении федерального законодательства, в т.ч. о предоставлении контрольно-счетным органам постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам. Между Контрольно-счетной палатой и Министерством финансов НСО действует соглашение, по которому мы имеем доступ к областной информационной системе управления бюджетными процессами. Такой же доступ необходим и муниципальным контрольно-счетным органам, поскольку в ней работают практически все муниципальные образования. В прошлом году на коллегии Министерства финансов НСО мы уже рассматривали этот вопрос. Думаю в следующем году нужно определить конкретные меры и сроки по реализации этого предложения.
С докладами на расширенном семинаре-коллегии финансовых органов Новосибирской области также выступили: руководитель Управления федерального казначейства по Новосибирской области В.Г. Гаврилюк; председатель Президиума Совета муниципальных образований Новосибирской области В.И. Губер и председатель Общественного совета при министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области В.Г. Женов.