19 Декабря 2017
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова выступила с докладом на совещании в Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
В совещании приняли участие: аудитор Счетной палаты Российской Федерации Блинова Т.В., директор Департамента внешних связей аппарата Счетной палаты Российской Федерации Базин А.В., директор Департамента юридического обеспечения аппарата Счетной палаты Российской Федерации Жук С.Е., сотрудники аппарата Счетной палаты Российской Федерации, председатель правовой комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ Елена Гончарова, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты г. Москвы Вячеслав Литвинцев, председатель Союза муниципальных контрольно-счетных органов, председатель Контрольно-счетной палаты г. Сочи Владимир Астафьев, директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ Сергей Романов, профессор кафедры административного и финансового права Международно-правового факультета МГИМО, в прошлом первый председатель контрольно-счетной палаты г. Москвы и аудитор Счетной палаты РФ Сергей Шохин, представители контрольно-счетных органов субъектов Федерации, профильных министерств и ведомств, муниципалитетов.
Совещание проходило под председательством Первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.П. Иванова. При открытии совещания сенатор отметил важность регулирования деятельности контрольно-счетных органов. По его словам, эта тема обсуждается не первый год, однако соответствующий законопроект до сих пор не разработан. «Важно, чтобы коллеги смогли высказать свою точку зрения и предложения, касающиеся тематики сегодняшнего совещания. Хотелось бы также услышать позицию региональных контрольно-счетных органов. Мы поддержим все усилия субъектов Федерации по совершенствованию законодательства в этой сфере», — сказал парламентарий.
Сергей Иванов подчеркнул, что отдельное внимание надо уделить численности контрольно-счетных органов. Это проблема весьма актуальна не столько для муниципалитетов, сколько для субъектов Федерации.
Как отметил член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Валерий Семенов, необходимо также серьезно проработать нормы и уточнить формулировки Бюджетного кодекса РФ.
С докладом перед участниками совещания выступила председатель комиссии Совета КСО при Счетной палате Российской Федерации, председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Елена Гончарова. В частности она отметила, что прошло 7 лет с момента принятия Закона 6-ФЗ. За это время были внесены существенные изменения в федеральное законодательство, регулирующее осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Был принят новый Закон о Счетной палате РФ и Закон о контрактной системе, внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ.
За период действия Закона 6-ФЗ в него трижды вносились изменения технико-юридического характера, направленные на приведение в соответствие с положениями других федеральных законов.
В 2014-2016 гг. Счетная палата РФ, комиссия Совета КСО по правовым вопросам провели большую работу по сбору, анализу и обобщению предложений КСО о внесении изменений в Закон 6-ФЗ.
Комиссией было подготовлено несколько вариантов проектов законов о внесении изменений в Закон 6-ФЗ, которые направлялись в КСО для обсуждения и корректировались с учетом поступающих замечаний и предложений.
Но так и не удалось сформировать единую позицию КСО по вопросам необходимости, достаточности и очередности внесения изменений в Закон 6-ФЗ. Практически каждое предложение имело как сторонников так и противников.
На совместном заседании Президиума и Совета КСО в декабре 2016 года комиссии было поручено вновь рассмотреть поступившие предложения по внесению изменений в Закон 6-ФЗ и согласовать их с КСО субъектов РФ.
Председателем Совета КСО Татьяной Алексеевной Голиковой была поставлена задача, выработать консолидированную позицию КСО по наиболее важным изменениям Закона 6-ФЗ, без которых эффективная работа КСО будет невозможна или существенно затруднена.
Согласно решению Президиума, для выработки консолидированной позиции заключение необходимо было направить в округа и получить согласование не менее чем от 2/3 КСО субъектов РФ (квалифицированное большинство).
При подготовке заключения учитывалось, что ряд вопросов организации и деятельности КСО могут и должны регулироваться региональными и муниципальными правовыми актами, учитывающими особенности соответствующих субъектов РФ и МО.
Также учитывалось, что при изменении Закона 6-ФЗ может потребоваться внесение изменений в другие федеральные законы. Вместе с тем, отсутствие в Законе 6-ФЗ положений, установленных другими федеральными законами, как правило, не препятствует их исполнению. Недостатки технико-юридического характера также, как правило, не препятствуют, осуществлению полномочий КСО.
Комиссией был сделан вывод, что наиболее рациональным подходом является комплексная переработка Закона 6-ФЗ на основе положений и опыта реализации Закона о СП РФ с учетом особенностей правового статуса Счетной палаты Российской Федерации, как высшего органа внешнего государственного аудита (контроля).
В июне 2017 года заключение, содержащее указанные выводы было утверждено на заседании комиссии по правовым вопросам единогласно. В июле-августе было проведено согласование заключения в отделениях Совета КСО. Поддержали заключение 79 КСО субъектов РФ, что составляет 93% от их общего числа.
Не согласовали заключение 6 КСО, кроме того, 10 КСО представили замечания по заключению. В замечаниях коллеги, как правило, вновь отмечали необходимость отдельных изменений, а также просили определиться со сроками и порядком дальнейшей работы над изменением Закона 6-ФЗ.
Таком образом, на сегодня, первоочередной задачей является сближение законодательства, регулирующего деятельность контрольно-счетных органов, с законом о Счетной палате.
Поэтому комиссия по правовым вопросам совместно со Счетной палатой РФ подготовила таблицу соответствующих изменений в Закон 6-ФЗ.
Основная часть предлагаемых изменений заключается в сближении перечня и формулировок полномочий КСО с Законом о СП РФ и БК РФ (статья 9). При этом учитывались особенности статуса СП РФ и то, что ряд полномочий могут быть возложены только на высший орган аудита страны.
Из новых полномочий добавляется экспертиза проектов законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов бюджета. Осуществление контроля за состоянием государственного и муниципального долга.
В Закон 6-ФЗ также предлагается включить предусмотренное законом о контрактной системе и Законом о СП РФ полномочие по проведению аудита в сфере закупок, осуществляемых проверяемыми органами и организациями.
На основе положений Закона о СП РФ уточняются формулировки полномочий по проведению экспертиз проектов бюджетов, проектов законов и муниципальных правовых актов, касающихся расходных обязательств, проверок бюджетов муниципальных образований.
Полномочие по подготовке информации о ходе исполнения бюджетов предлагается изменить на проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджета в текущем финансовом году, регулярному представлению информации о ходе исполнения бюджета в законодательный (представительный) орган и высшему должностному лицу.
С учетом положений БК РФ слова «контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью)» в формулировках полномочий предлагается заменить на «контроль за правомерностью и эффективностью». Так как финансовый контроль по БК РФ осуществляется не только за соблюдением законов, но и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. А принцип эффективности, предусмотренный в БК РФ, включает в себя экономность и результативность.
В перечень предлагаемых изменений также вошли предложения по приведению положений Закона 6-ФЗ, касающихся взаимодействия со Счетной палатой РФ, в соответствие с Законом о СП РФ.
В Закон 6-ФЗ предлагается включить норму о праве законодательных органов субъектов РФ обращаться в Счетную палату РФ за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя КСО субъекта РФ установленным требованиям (статья 6). В Законе о СП РФ эта норма появилась еще в феврале 2017 года.
Кроме того, в Законе 6-ФЗ предлагается предусмотреть аналогичное право представительных органов МО обращаться в КСО субъектов РФ за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя КСО МО и право КСО субъектов РФ давать такие заключения (статьи 6 и 18).
Из Закона 6-ФЗ предлагается исключить нормы, регулирующие права Счетной палаты РФ по взаимодействию с КСО, поскольку они должны регулироваться Законом о СП РФ. Вместо этого предлагается предусмотреть норму о праве представительных органов или КСО субъектов РФ обращаться в Счетную палату РФ за заключением о соответствии деятельности КСО законодательству и рекомендациями по повышению эффективности деятельности КСО.
Также чтобы привести перечень объектов контроля КСО в соответствие с БК РФ предлагается включить в Закон 6-ФЗ отсылочную норму об осуществлении контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг в случаях, установленных БК РФ и другими федеральными законами (статья 9).
Одно из изменений направлено на уточнение организаций, которые должны предоставлять информацию по запросам КСО. К ним предлагается отнести не только организации, в отношении которых КСО вправе осуществлять контроль, но и обладающие информацией, необходимой для осуществления внешнего финансового контроля (статья 15).
Кроме того, предлагается предусмотреть, что должности государственной и муниципальной службы КСО, которые относятся к инспекторам, могут быть установлены законами (положениями) о КСО (статья 5). Сейчас наименование должностей инспекторов может быть производным от слова «инспектор», но не совпадать с ним (главный, старший, ведущий инспектор, начальник инспекции и др.).
Все эти изменения основаны на формулировках Закона о СП РФ и будут способствовать сближению положений законов о СП РФ и 6-ФЗ.
Выслушав докладчиков и выступающих участники совещания обсудили меры по достижению качественного и эффективного использования бюджетных средств, а также высказали предложения и поделились своим мнением в части совершенствования системы государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Совещание проходило под председательством Первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.П. Иванова. При открытии совещания сенатор отметил важность регулирования деятельности контрольно-счетных органов. По его словам, эта тема обсуждается не первый год, однако соответствующий законопроект до сих пор не разработан. «Важно, чтобы коллеги смогли высказать свою точку зрения и предложения, касающиеся тематики сегодняшнего совещания. Хотелось бы также услышать позицию региональных контрольно-счетных органов. Мы поддержим все усилия субъектов Федерации по совершенствованию законодательства в этой сфере», — сказал парламентарий.
Сергей Иванов подчеркнул, что отдельное внимание надо уделить численности контрольно-счетных органов. Это проблема весьма актуальна не столько для муниципалитетов, сколько для субъектов Федерации.
Как отметил член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Валерий Семенов, необходимо также серьезно проработать нормы и уточнить формулировки Бюджетного кодекса РФ.
С докладом перед участниками совещания выступила председатель комиссии Совета КСО при Счетной палате Российской Федерации, председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Елена Гончарова. В частности она отметила, что прошло 7 лет с момента принятия Закона 6-ФЗ. За это время были внесены существенные изменения в федеральное законодательство, регулирующее осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Был принят новый Закон о Счетной палате РФ и Закон о контрактной системе, внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ.
За период действия Закона 6-ФЗ в него трижды вносились изменения технико-юридического характера, направленные на приведение в соответствие с положениями других федеральных законов.
В 2014-2016 гг. Счетная палата РФ, комиссия Совета КСО по правовым вопросам провели большую работу по сбору, анализу и обобщению предложений КСО о внесении изменений в Закон 6-ФЗ.
Комиссией было подготовлено несколько вариантов проектов законов о внесении изменений в Закон 6-ФЗ, которые направлялись в КСО для обсуждения и корректировались с учетом поступающих замечаний и предложений.
Но так и не удалось сформировать единую позицию КСО по вопросам необходимости, достаточности и очередности внесения изменений в Закон 6-ФЗ. Практически каждое предложение имело как сторонников так и противников.
На совместном заседании Президиума и Совета КСО в декабре 2016 года комиссии было поручено вновь рассмотреть поступившие предложения по внесению изменений в Закон 6-ФЗ и согласовать их с КСО субъектов РФ.
Председателем Совета КСО Татьяной Алексеевной Голиковой была поставлена задача, выработать консолидированную позицию КСО по наиболее важным изменениям Закона 6-ФЗ, без которых эффективная работа КСО будет невозможна или существенно затруднена.
Согласно решению Президиума, для выработки консолидированной позиции заключение необходимо было направить в округа и получить согласование не менее чем от 2/3 КСО субъектов РФ (квалифицированное большинство).
При подготовке заключения учитывалось, что ряд вопросов организации и деятельности КСО могут и должны регулироваться региональными и муниципальными правовыми актами, учитывающими особенности соответствующих субъектов РФ и МО.
Также учитывалось, что при изменении Закона 6-ФЗ может потребоваться внесение изменений в другие федеральные законы. Вместе с тем, отсутствие в Законе 6-ФЗ положений, установленных другими федеральными законами, как правило, не препятствует их исполнению. Недостатки технико-юридического характера также, как правило, не препятствуют, осуществлению полномочий КСО.
Комиссией был сделан вывод, что наиболее рациональным подходом является комплексная переработка Закона 6-ФЗ на основе положений и опыта реализации Закона о СП РФ с учетом особенностей правового статуса Счетной палаты Российской Федерации, как высшего органа внешнего государственного аудита (контроля).
В июне 2017 года заключение, содержащее указанные выводы было утверждено на заседании комиссии по правовым вопросам единогласно. В июле-августе было проведено согласование заключения в отделениях Совета КСО. Поддержали заключение 79 КСО субъектов РФ, что составляет 93% от их общего числа.
Не согласовали заключение 6 КСО, кроме того, 10 КСО представили замечания по заключению. В замечаниях коллеги, как правило, вновь отмечали необходимость отдельных изменений, а также просили определиться со сроками и порядком дальнейшей работы над изменением Закона 6-ФЗ.
Таком образом, на сегодня, первоочередной задачей является сближение законодательства, регулирующего деятельность контрольно-счетных органов, с законом о Счетной палате.
Поэтому комиссия по правовым вопросам совместно со Счетной палатой РФ подготовила таблицу соответствующих изменений в Закон 6-ФЗ.
Основная часть предлагаемых изменений заключается в сближении перечня и формулировок полномочий КСО с Законом о СП РФ и БК РФ (статья 9). При этом учитывались особенности статуса СП РФ и то, что ряд полномочий могут быть возложены только на высший орган аудита страны.
Из новых полномочий добавляется экспертиза проектов законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов бюджета. Осуществление контроля за состоянием государственного и муниципального долга.
В Закон 6-ФЗ также предлагается включить предусмотренное законом о контрактной системе и Законом о СП РФ полномочие по проведению аудита в сфере закупок, осуществляемых проверяемыми органами и организациями.
На основе положений Закона о СП РФ уточняются формулировки полномочий по проведению экспертиз проектов бюджетов, проектов законов и муниципальных правовых актов, касающихся расходных обязательств, проверок бюджетов муниципальных образований.
Полномочие по подготовке информации о ходе исполнения бюджетов предлагается изменить на проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджета в текущем финансовом году, регулярному представлению информации о ходе исполнения бюджета в законодательный (представительный) орган и высшему должностному лицу.
С учетом положений БК РФ слова «контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью)» в формулировках полномочий предлагается заменить на «контроль за правомерностью и эффективностью». Так как финансовый контроль по БК РФ осуществляется не только за соблюдением законов, но и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. А принцип эффективности, предусмотренный в БК РФ, включает в себя экономность и результативность.
В перечень предлагаемых изменений также вошли предложения по приведению положений Закона 6-ФЗ, касающихся взаимодействия со Счетной палатой РФ, в соответствие с Законом о СП РФ.
В Закон 6-ФЗ предлагается включить норму о праве законодательных органов субъектов РФ обращаться в Счетную палату РФ за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя КСО субъекта РФ установленным требованиям (статья 6). В Законе о СП РФ эта норма появилась еще в феврале 2017 года.
Кроме того, в Законе 6-ФЗ предлагается предусмотреть аналогичное право представительных органов МО обращаться в КСО субъектов РФ за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя КСО МО и право КСО субъектов РФ давать такие заключения (статьи 6 и 18).
Из Закона 6-ФЗ предлагается исключить нормы, регулирующие права Счетной палаты РФ по взаимодействию с КСО, поскольку они должны регулироваться Законом о СП РФ. Вместо этого предлагается предусмотреть норму о праве представительных органов или КСО субъектов РФ обращаться в Счетную палату РФ за заключением о соответствии деятельности КСО законодательству и рекомендациями по повышению эффективности деятельности КСО.
Также чтобы привести перечень объектов контроля КСО в соответствие с БК РФ предлагается включить в Закон 6-ФЗ отсылочную норму об осуществлении контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг в случаях, установленных БК РФ и другими федеральными законами (статья 9).
Одно из изменений направлено на уточнение организаций, которые должны предоставлять информацию по запросам КСО. К ним предлагается отнести не только организации, в отношении которых КСО вправе осуществлять контроль, но и обладающие информацией, необходимой для осуществления внешнего финансового контроля (статья 15).
Кроме того, предлагается предусмотреть, что должности государственной и муниципальной службы КСО, которые относятся к инспекторам, могут быть установлены законами (положениями) о КСО (статья 5). Сейчас наименование должностей инспекторов может быть производным от слова «инспектор», но не совпадать с ним (главный, старший, ведущий инспектор, начальник инспекции и др.).
Все эти изменения основаны на формулировках Закона о СП РФ и будут способствовать сближению положений законов о СП РФ и 6-ФЗ.
Выслушав докладчиков и выступающих участники совещания обсудили меры по достижению качественного и эффективного использования бюджетных средств, а также высказали предложения и поделились своим мнением в части совершенствования системы государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.