29 Ноября 2017
Комиссия по правовым вопросам подготовила информацию о реализации принципа независимости контрольно-счетных органов в региональном законодательстве

Комиссией Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ по правовым вопросам с учетом протокольного поручения Президиума Совета от 12.09.2017 подготовлена информация о реализации принципа независимости деятельности контрольно-счетных органов в законодательстве субъектов РФ. Комиссию возглавляет председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Гончарова Е.А., членами комиссии являются сотрудники контрольно-счетных органов субъектов РФ и Счетной палаты РФ.
Независимость органов внешнего финансового контроля (контрольно-счетных органов) является одним из основных принципов их деятельности, предусмотренным в стандартах Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и федеральном законодательстве.
При подготовке информации были проанализированы положения конституций (уставов) и законов о контрольно-счетных органах по всем субъектам РФ. С учетом положений международных стандартов ИНТОСАИ и федерального законодательства комиссий были определены критерии (вопросы) анализа реализации принципа независимости деятельности контрольно-счетных органов (КСО) в законодательстве субъектов РФ:
- наличие положений о создании КСО, его независимости (самостоятельности), наделении правами юридического лица;
- порядок определения структуры и штатной численности КСО, состав и порядок работы коллегии КСО (при ее наличии);
- порядок внесения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов КСО;
- основания досрочного освобождения от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов КСО;
- отнесение должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов КСО к государственным должностям субъекта РФ;
- срок полномочий, дополнительные требования к образованию и опыту работы председателя, заместителя председателя и аудиторов КСО;
- гарантии финансовой независимости КСО, материальные, социальные и иные гарантии статуса должностных лиц КСО;
- порядок планирования деятельности КСО, включения поручений, запросов, предложений в планы работы КСО;
- наличие доступа к информации, необходимой для деятельности КСО, механизмов реализации предложений и рекомендаций КСО.
Проведенный комиссией анализ показал, что конституции (уставы) и законы субъектов РФ, регулирующие порядок организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, содержат положения, направленные на реализацию принципа независимости. Для повышения независимости контрольно-счетных органов целесообразно внести ряд изменений в конституции (уставы) и законы субъектов РФ, а также в федеральное законодательство.
Информация о реализации принципа независимости деятельности контрольно-счетных органов в законодательстве субъектов РФ была направлена в отделения Совета контрольно-счетных органов в федеральных округах для рассмотрения и уточнения результатов анализа по отдельным субъектам РФ. Результаты анализа будут использованы при подготовке и проведении заседания Совета контрольно-счетных органов в декабре текущего года.
Независимость органов внешнего финансового контроля (контрольно-счетных органов) является одним из основных принципов их деятельности, предусмотренным в стандартах Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и федеральном законодательстве.
При подготовке информации были проанализированы положения конституций (уставов) и законов о контрольно-счетных органах по всем субъектам РФ. С учетом положений международных стандартов ИНТОСАИ и федерального законодательства комиссий были определены критерии (вопросы) анализа реализации принципа независимости деятельности контрольно-счетных органов (КСО) в законодательстве субъектов РФ:
- наличие положений о создании КСО, его независимости (самостоятельности), наделении правами юридического лица;
- порядок определения структуры и штатной численности КСО, состав и порядок работы коллегии КСО (при ее наличии);
- порядок внесения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов КСО;
- основания досрочного освобождения от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов КСО;
- отнесение должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов КСО к государственным должностям субъекта РФ;
- срок полномочий, дополнительные требования к образованию и опыту работы председателя, заместителя председателя и аудиторов КСО;
- гарантии финансовой независимости КСО, материальные, социальные и иные гарантии статуса должностных лиц КСО;
- порядок планирования деятельности КСО, включения поручений, запросов, предложений в планы работы КСО;
- наличие доступа к информации, необходимой для деятельности КСО, механизмов реализации предложений и рекомендаций КСО.
Проведенный комиссией анализ показал, что конституции (уставы) и законы субъектов РФ, регулирующие порядок организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, содержат положения, направленные на реализацию принципа независимости. Для повышения независимости контрольно-счетных органов целесообразно внести ряд изменений в конституции (уставы) и законы субъектов РФ, а также в федеральное законодательство.
Информация о реализации принципа независимости деятельности контрольно-счетных органов в законодательстве субъектов РФ была направлена в отделения Совета контрольно-счетных органов в федеральных округах для рассмотрения и уточнения результатов анализа по отдельным субъектам РФ. Результаты анализа будут использованы при подготовке и проведении заседания Совета контрольно-счетных органов в декабре текущего года.