28 Сентября 2017
Информация по устранению нарушений и недостатков при обеспечении предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, выявленных Контрольно-счетной палатой Новосибирской области в 2014-2015 годах
В июне 2017 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области завершено контрольное мероприятие по проверке принятых мер по устранению нарушений и недостатков при обеспечении предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, выявленных Контрольно-счетной палатой Новосибирской области в 2014-2015 годах (http://www.ksp.nso.ru/news/594).
Отчет по результатам проверки был направлен Губернатору и Законодательному Собранию Новосибирской области. Результаты проверки были рассмотрены на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике 13.09.2017 (http://www.ksp.nso.ru/news/616).
Для устранения выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой Новосибирской области направлены представления Министерству социального развития Новосибирской области, а также в Администрации 3-х муниципальных образований (г.Оби, Колыванского и Татарского районов Новосибирской области).
В ходе проверки было установлено, что для устранения ранее выявленных нарушений и недостатков Министерством соцразвития приняты следующие меры:
- подготовлен и установлен постановлением Правительства области от 29.06.2015 № 238-п Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, включающий в себя порядок проведения ежегодных проверок по месту жительства детей-сирот;
- подготовлены и внесены изменения, утвержденные постановлением Правительства области от 27.04.2015 № 161-п, в Порядок предоставления (условия предоставления и расходования) межбюджетных трансфертов местным бюджетам в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», которые устраняют противоречия с требованиями федерального законодательства;
- в соглашениях об осуществлении отдельных государственных полномочий определен Порядок взаимодействия Министерства соцразвития и органов местного самоуправления;
- приказом Министерства соцразвития от 13.10.2016 № 823 утверждена новая форма заявки планируемого объема субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, которая учитывает численность граждан, включенных в список подлежащих обеспечению жилым помещением, согласно формы 103-РИК на 01 января текущего года.
В то же время сохраняются установленные ранее КСП НСО отдельные недостатки и нарушения:
- приказом Министерства соцразвития от 29.06.2015 № 583 утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований государственной услуги по включению граждан в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом, государственная услуга, результатом которой является непосредственно обеспечение жилыми помещениями, по-прежнему, не регламентирована;
- государственная услуга, оказываемая в рамках переданного полномочия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, предоставляется гражданам также в отсутствие административного регламента
Кроме того, Министерством соцразвития не утверждены административные регламенты исполнения государственной функции по контролю за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, а также за использованием ими предоставленных на эти цели финансовых средств.
Министерству социального развития было предложено утвердить недостающие регламенты. В ответ на представление Министерство представило проекты приказов об утверждении необходимых административных регламентов.
В своем отчете КСП НСО отмечала, что после внесения изменений в Закон области от 15.12.2007 № 175-ОЗ «Об опеке и попечительстве в Новосибирской области» (далее – Закон № 175-ОЗ) в марте 2017 года, в области отсутствует уполномоченный орган по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Кроме того в Новосибирской области отсутствует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, обязанность по установлению которого предусмотрена абз.1 п.1 ст.8 Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ).
Для устранения этих замечаний Министерством подготовлен законопроект, которым предлагается в Законе № 175-ОЗ полномочия областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере опеки и попечительства, дополнить полномочием по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ст.8 Закона № 159-ФЗ, в Законе Новосибирской области от 05.06.2013 №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №331-ОЗ) закрепить за Правительством Новосибирской области полномочие по установлению порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам. Также Министерством разработан проект Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам.
В ходе проверки установлено, что отдельные нормы Порядка предоставления трансфертов местным бюджетам в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (приложение № 2 к постановлению Правительства области от 31.07.2013 № 322-п) (далее – Порядок предоставления трансфертов), не согласуются между собой и противоречат законодательству Российской Федерации. Так, в редакции Порядка предоставления трансфертов от июня 2017 года предусмотрено, что при расчете начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) не может быть использована стоимость 1 кв.м., превышающая показатель средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Новосибирской области, установленный Минстроем РФ. При этом, использование данного показателя, при расчете НМЦК, ограничивает муниципальных заказчиков в выборе способа обоснования и влечет за собой нарушение требований ч.6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) в части обоснования закупки с использованием приоритетного метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) что приводит к низкой эффективности конкурентных способов определения поставщиков.
В методике определения объема субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере социальной поддержки детей-сирот, утвержденной Законом Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон области № 411-ОЗ), отсутствует порядок расчета поправочного коэффициента, с учетом которого должен производится расчет объема субвенции муниципальным образованиям. По мнению КСП НСО, использование в методике определения объема субвенций поправочного коэффициента, без установления правил его определения, снижает объективность распределения и носит коррупциогенный характер по признаку широты дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность, в том числе, условий или оснований принятия решения (пп.«а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96).
Кроме того, методикой предусмотрено, что объем субвенции рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Новосибирской области, установленной Минстроем РФ. По мнению КСП НСО методика определения объема субвенций должна учитывать сложившуюся стоимость 1 кв.м. в муниципальных образованиях с целью увеличения количества приобретаемого жилья, а не увеличения площади жилья.
Законом об областном бюджете на 2017 год утверждено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам 29-ти муниципальным образованиям из 35-ти, наделенных Законом области № 411-ОЗ указанными полномочиями (ст.2), что является нарушением п.3 ст.140 БК РФ, согласно которому субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Исходя из вышеизложенного КСП НСО предложила Министерству социального развития Новосибирской области подготовить изменения в Методику определения объема субвенций с учетом замечаний КСП НСО.
07.09.2017 состоялось заседание рабочей группы по устранению замечаний КСП НСО, в том числе установленных по результатам проверки обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, по итогам которого было принято решение о внесении изменений в Закон области № 411-ОЗ в части уточнения формулировок и условий наделения передаваемых полномочий, корректировки методики определения объема субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. Также был рассмотрен вопрос о возможности использования в методике определения объема субвенций дифференцируемой стоимости жилья в районах Новосибирской области. Кроме того, принято решение о приведении Порядка предоставления трансфертов в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В ходе проверок в муниципальных образованиях КСП НСО выборочно проверила обоснованность определения НМЦК на приобретение жилых помещений для детей-сирот, по результатам которой установлено неэффективное использование бюджетных средств в общей сумме 3 442,8 тыс.руб. В ходе проверки установлено, что в отдельных случаях, при расчете НМЦК использовался норматив площади жилых помещений, превышающий норму предоставления площади жилого помещения (не менее 30 кв.м. общей площади на одного человека), установленную Законом области № 331-ОЗ, а также случаи нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, в части ограничения конкуренции и в части размещения необходимой информации в ЕИС.
Информация по фактам нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выявленных в ходе проверки, была направлена в Контрольное управление Новосибирской области. Согласно полученной информации, Контрольным управлением должностным лицам администраций Татарского, Колыванского районов и города Оби Новосибирской области направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.
Более того, по 6-ти контрактам 2015 года Администрацией г.Оби расчет НМЦК производился исходя из максимальной общей площади приобретаемого жилого помещения, что превышает норматив, установленный для расчета субвенций и в соответствии со ст.86 БК РФ влечет за собой обеспечение сверхнормативных расходов за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. В представлении КСП НСО предложила Администрации г.Оби принять меры по пресечению и устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного вреда, в том числе по восстановлению в учете остатка субвенции областного бюджета в сумме превышения норматива площади жилых помещений, применяемого Методикой определения объема субвенций на обеспечение граждан жилыми помещениями в размере 1 191,8 тыс.руб. и возврату восстановленного остатка в областной бюджет. Администрация г.Оби не согласилась с предложениями Палаты и направила заявление в Арбитражный суд Новосибирской области о признании недействительным представления КСП НСО.
Согласно ответам на представления Администациями муниципальных образований разработаны порядки предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилого фонда. Договора найма жилых помещений и учетные дела приведены в соответствие с требованиями законодательства, утверждены планы проверок условий жизни по месту жительства нанимателя, также устранены нарушения порядка формирования Списка детей-сирот и формирования специализированного жилищного фонда. Администрацией Колыванского района начата работа по возврату жилых помещений, переданных органам местного самоуправления поселений в муниципальную собственность.
Отчет по результатам проверки был направлен Губернатору и Законодательному Собранию Новосибирской области. Результаты проверки были рассмотрены на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике 13.09.2017 (http://www.ksp.nso.ru/news/616).
Для устранения выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой Новосибирской области направлены представления Министерству социального развития Новосибирской области, а также в Администрации 3-х муниципальных образований (г.Оби, Колыванского и Татарского районов Новосибирской области).
В ходе проверки было установлено, что для устранения ранее выявленных нарушений и недостатков Министерством соцразвития приняты следующие меры:
- подготовлен и установлен постановлением Правительства области от 29.06.2015 № 238-п Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, включающий в себя порядок проведения ежегодных проверок по месту жительства детей-сирот;
- подготовлены и внесены изменения, утвержденные постановлением Правительства области от 27.04.2015 № 161-п, в Порядок предоставления (условия предоставления и расходования) межбюджетных трансфертов местным бюджетам в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», которые устраняют противоречия с требованиями федерального законодательства;
- в соглашениях об осуществлении отдельных государственных полномочий определен Порядок взаимодействия Министерства соцразвития и органов местного самоуправления;
- приказом Министерства соцразвития от 13.10.2016 № 823 утверждена новая форма заявки планируемого объема субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, которая учитывает численность граждан, включенных в список подлежащих обеспечению жилым помещением, согласно формы 103-РИК на 01 января текущего года.
В то же время сохраняются установленные ранее КСП НСО отдельные недостатки и нарушения:
- приказом Министерства соцразвития от 29.06.2015 № 583 утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований государственной услуги по включению граждан в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом, государственная услуга, результатом которой является непосредственно обеспечение жилыми помещениями, по-прежнему, не регламентирована;
- государственная услуга, оказываемая в рамках переданного полномочия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, предоставляется гражданам также в отсутствие административного регламента
Кроме того, Министерством соцразвития не утверждены административные регламенты исполнения государственной функции по контролю за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, а также за использованием ими предоставленных на эти цели финансовых средств.
Министерству социального развития было предложено утвердить недостающие регламенты. В ответ на представление Министерство представило проекты приказов об утверждении необходимых административных регламентов.
В своем отчете КСП НСО отмечала, что после внесения изменений в Закон области от 15.12.2007 № 175-ОЗ «Об опеке и попечительстве в Новосибирской области» (далее – Закон № 175-ОЗ) в марте 2017 года, в области отсутствует уполномоченный орган по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Кроме того в Новосибирской области отсутствует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, обязанность по установлению которого предусмотрена абз.1 п.1 ст.8 Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ).
Для устранения этих замечаний Министерством подготовлен законопроект, которым предлагается в Законе № 175-ОЗ полномочия областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере опеки и попечительства, дополнить полномочием по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ст.8 Закона № 159-ФЗ, в Законе Новосибирской области от 05.06.2013 №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №331-ОЗ) закрепить за Правительством Новосибирской области полномочие по установлению порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам. Также Министерством разработан проект Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам.
В ходе проверки установлено, что отдельные нормы Порядка предоставления трансфертов местным бюджетам в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (приложение № 2 к постановлению Правительства области от 31.07.2013 № 322-п) (далее – Порядок предоставления трансфертов), не согласуются между собой и противоречат законодательству Российской Федерации. Так, в редакции Порядка предоставления трансфертов от июня 2017 года предусмотрено, что при расчете начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) не может быть использована стоимость 1 кв.м., превышающая показатель средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Новосибирской области, установленный Минстроем РФ. При этом, использование данного показателя, при расчете НМЦК, ограничивает муниципальных заказчиков в выборе способа обоснования и влечет за собой нарушение требований ч.6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) в части обоснования закупки с использованием приоритетного метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) что приводит к низкой эффективности конкурентных способов определения поставщиков.
В методике определения объема субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере социальной поддержки детей-сирот, утвержденной Законом Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон области № 411-ОЗ), отсутствует порядок расчета поправочного коэффициента, с учетом которого должен производится расчет объема субвенции муниципальным образованиям. По мнению КСП НСО, использование в методике определения объема субвенций поправочного коэффициента, без установления правил его определения, снижает объективность распределения и носит коррупциогенный характер по признаку широты дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность, в том числе, условий или оснований принятия решения (пп.«а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96).
Кроме того, методикой предусмотрено, что объем субвенции рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Новосибирской области, установленной Минстроем РФ. По мнению КСП НСО методика определения объема субвенций должна учитывать сложившуюся стоимость 1 кв.м. в муниципальных образованиях с целью увеличения количества приобретаемого жилья, а не увеличения площади жилья.
Законом об областном бюджете на 2017 год утверждено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам 29-ти муниципальным образованиям из 35-ти, наделенных Законом области № 411-ОЗ указанными полномочиями (ст.2), что является нарушением п.3 ст.140 БК РФ, согласно которому субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Исходя из вышеизложенного КСП НСО предложила Министерству социального развития Новосибирской области подготовить изменения в Методику определения объема субвенций с учетом замечаний КСП НСО.
07.09.2017 состоялось заседание рабочей группы по устранению замечаний КСП НСО, в том числе установленных по результатам проверки обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, по итогам которого было принято решение о внесении изменений в Закон области № 411-ОЗ в части уточнения формулировок и условий наделения передаваемых полномочий, корректировки методики определения объема субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. Также был рассмотрен вопрос о возможности использования в методике определения объема субвенций дифференцируемой стоимости жилья в районах Новосибирской области. Кроме того, принято решение о приведении Порядка предоставления трансфертов в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В ходе проверок в муниципальных образованиях КСП НСО выборочно проверила обоснованность определения НМЦК на приобретение жилых помещений для детей-сирот, по результатам которой установлено неэффективное использование бюджетных средств в общей сумме 3 442,8 тыс.руб. В ходе проверки установлено, что в отдельных случаях, при расчете НМЦК использовался норматив площади жилых помещений, превышающий норму предоставления площади жилого помещения (не менее 30 кв.м. общей площади на одного человека), установленную Законом области № 331-ОЗ, а также случаи нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, в части ограничения конкуренции и в части размещения необходимой информации в ЕИС.
Информация по фактам нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выявленных в ходе проверки, была направлена в Контрольное управление Новосибирской области. Согласно полученной информации, Контрольным управлением должностным лицам администраций Татарского, Колыванского районов и города Оби Новосибирской области направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.
Более того, по 6-ти контрактам 2015 года Администрацией г.Оби расчет НМЦК производился исходя из максимальной общей площади приобретаемого жилого помещения, что превышает норматив, установленный для расчета субвенций и в соответствии со ст.86 БК РФ влечет за собой обеспечение сверхнормативных расходов за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. В представлении КСП НСО предложила Администрации г.Оби принять меры по пресечению и устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного вреда, в том числе по восстановлению в учете остатка субвенции областного бюджета в сумме превышения норматива площади жилых помещений, применяемого Методикой определения объема субвенций на обеспечение граждан жилыми помещениями в размере 1 191,8 тыс.руб. и возврату восстановленного остатка в областной бюджет. Администрация г.Оби не согласилась с предложениями Палаты и направила заявление в Арбитражный суд Новосибирской области о признании недействительным представления КСП НСО.
Согласно ответам на представления Администациями муниципальных образований разработаны порядки предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилого фонда. Договора найма жилых помещений и учетные дела приведены в соответствие с требованиями законодательства, утверждены планы проверок условий жизни по месту жительства нанимателя, также устранены нарушения порядка формирования Списка детей-сирот и формирования специализированного жилищного фонда. Администрацией Колыванского района начата работа по возврату жилых помещений, переданных органам местного самоуправления поселений в муниципальную собственность.