01 Сентября 2017
В 2016 году Контрольно-счетной палатой Новосибирской области совместно с контрольно-счетными органами муниципальных районов была проведена проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Баганского, Куйбышевского и Сузунского районов Новосибирской области за 2015 год.
Заключение по результатам проверки, содержащее описанием типичных для муниципальных образований нарушений и недостатков, размещено на сайте палаты в разделе «Анализ типичных нарушений»
Результаты проверки были рассмотрены на заседаниях комитетов Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению (17.01.2017) и по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности (18.01.2017). Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению рекомендовал муниципальным образованиям учесть замечания, изложенные в заключении. Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рекомендовал:
1) Правительству Новосибирской области учесть предложения Контрольно-счетной палаты, содержащиеся в заключении;
2) министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области продолжить оказание методологической и консультационной помощи муниципальным образованиям Новосибирской области в реализации мер, направленных на устранение нарушений при составлении, утверждении и исполнении местных бюджетов, ведении бюджетного учета, формировании отчетности;
3) органам местного самоуправления Новосибирской области принять дополнительные меры по устранению нарушений и недостатков в бюджетном процессе и межбюджетных отношениях с учетом результатов контроля и предложений Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
Принять меры по устранению нарушений также рекомендовано на заседаниях Совета муниципальных образований Новосибирской области (12.01.2017) и Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (23.05.2017).
Министерством финансов НСО был разработан План устранения замечаний Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Новосибирской области, который утвержден первым заместителем Председателя Правительства Новосибирской области. Указанный План предусматривает:
- направление главам муниципальных образований письма Контрольного управления НСО о необходимости осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (до 01.07.2017);
- доведение до глав муниципальных образований письменных разъяснений Министерства финансов НСО о порядке зачисления отдельных видов административных штрафов в бюджеты (до 01.06.2017);
- направление главам муниципальных образований методических рекомендаций Министерства финансов НСО по приведению сводных бюджетных росписей местных бюджетов, бюджетных росписей главных распорядителей средств местных бюджетов в соответствие с требованиями статей 217, 219.1 БК РФ, бюджетных смет в соответствие с требованиями статей 221 БК РФ, Приказа Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (до 01.06.2017);
- рассмотрение предложений Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по внесению уточнений в Методические рекомендации по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений (до 01.07.2017);
- принятие и приведение в соответствие с действующим законодательством муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (до 01.07.2017);
- приведение решений о бюджетном процессе в муниципальных образованиях в соответствие с требованиями статей 184.1, 184.2 БК РФ (до 01.07.2017);
- приведение реестров расходных обязательств в соответствие с требованиями статьи 87 БК РФ, приказа Минфина РФ от 01.07.2015 № 103н (до 01.06.2017);
- приведение сводных бюджетных росписей местных бюджетов, бюджетных росписей главных распорядителей средств местных бюджетов в соответствие с установленными требованиями (до 01.06.2017);
- приведение порядков предоставления субсидий из местных бюджетов в соответствие с общими требованиями, установленными статьёй 78 БК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 (до 01.05.2017).
По информации Министерства финансов НСО, главы муниципальных образований сообщили о выполнении пунктов плана по приведению правовых актов и документов в соответствие с установленными требованиями в установленные сроки (кроме р.п. Кольцово, в котором внесение изменений в положение о бюджетном процессе запланировано на осеннюю сессию).
Палата по результатам проверки направила представления с предложениями по устранению установленных нарушений и недостатков главам всех 14-ти проверенных поселений, а также информационные письма в администрации районов.
В ответах на представления администрации поселений сообщили, что ими были приняты необходимые для устранения нарушений и недостатков меры. Приняты недостающие правовые акты, регулирующие бюджетный процесс. Отменены неправомерно установленные льготы по местным налогам. Назначены контрактные управляющие. Устранены нарушения в бюджетном учете и отчетности.
Всего по результатам рассмотрения представлений принято более 80 муниципальных правовых актов, 20 должностных лиц местных администраций привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проверки было установлено, что реализуемый в большинстве поселений способ централизации полномочий финансовых органов не предполагает передачу полномочий району (так из 5-ти районов, проверенных палатой за последние два года, соглашения о передаче полномочий заключены только в Баганском районе). Формально поселения должны самостоятельно осуществлять эти полномочия, хотя не имеют для этого кадровых и технических возможностей.
Администрациям поселений было предложено заключить соглашения о передаче полномочий финансового органа поселения районной администрации. В Сузунском районе подготовлены необходимые для заключения соглашений решения советов депутатов. Письмо с предложением об изменении практики централизации полномочий финансовых органов поселений также было направлено в Министерство финансов НСО.
Кроме того, в большинстве поселений руководители финансовых органов не соответствуют квалификационным требованиям (руководителем финансового органа части считается глава поселения, который фактически не выполняет соответствующие полномочий. В ответах на представления администрации поселений сообщили, что функции руководителя финансового органа возложены на должностных лиц, имеющих необходимую квалификацию (как правило, главного бухгалтера администрации).
В ряде проверенных поселений были превышены нормативы формирования расходов на оплату труда глав, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления, утвержденные Постановлением Администрации области от 28.12.2007 № 206-па.
Поскольку соблюдение указанных нормативов согласно ст.136 БК РФ является условием получения межбюджетных трансфертов, их нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях. В отношении глав 6-ти поселений были составлены протоколы об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых мировыми судьями были наложены штрафы в размере 30 тыс.руб.
В ходе ранее проведенных мероприятий палата неоднократно отмечала, в поселениях с небольшой численностью населения норматив явно недостаточен для финансирования необходимых расходов на содержание органов местного самоуправления. Так, для поселения с населением 200 чел. сумма расходов на содержание администрации по нормативу в 5 раз меньше, чем в поселениях с численностью населения 1000 чел., однако фактическая численность работников администрации и расходы в такой пропорции не уменьшаются. С учетом позиции палаты, изложенной в протоколах, мировые судьи Куйбышевского района приняли решение не привлекать к ответственности глав поселений по 3-м протоколам (поскольку у них не было возможности обеспечить выполнение администрацией возложенных на нее полномочий при соблюдении установленного норматива).
По информации Министерства финансов НСО, для устранения этого нарушения было принято Постановление Правительства Новосибирской области от 31.01.2017 № 20-п, устанавливающее принципы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Новое Постановление предусматривает зависимость норматива от двух показателей: численности населения и доходов местного бюджета (налогов и дотаций). Это приведет к увеличению объема нормативных расходов на содержание органов местного самоуправления.
Однако следует отметить, что доходы местного бюджета также зависят от численности населения (в частности, основанная часть дотации также распределяется пропорционально численности населения). В связи с этим при применении новых норматив значительное число нарушений может сохраниться. Предложения палаты по совершенствованию подходов к установлению нормативов будут рассмотрены на заседании рабочей группы Министерства финансов НСО по межбюджетным отношениям.
Поселения осуществляют полномочия администратора доходов от штрафов, налагаемых административными комиссиями, при этом, поскольку полномочиями по созданию административных комиссий наделены районы, администратором доходов должны быть администрации районов.
Для устранения этого нарушения палата предложила поселениям прекратить осуществление полномочий по администрированию доходов от штрафов, налагаемых административной комиссией поселения, а также передать остатки расчетов по штрафам администрации района. Администрациям районов предложено получить от административных комиссий поселений документы по их деятельности, в т.ч. неисполненные постановления о наложении штрафов, и отразить в учете и отчетности соответствующую задолженность.
Следует также отметить, что поскольку доходы от административных штрафов, установленных областным законодательством, отражаются по кодам классификации доходов с элементом 02 «бюджет субъекта РФ», бюджетная отчетность об их администрировании должна представляться главному администратору доходов областного бюджета – Министерству юстиции НСО. Администрированию доходов от указанных штрафов было посвящено одно из занятой курсов повышения квалификации, организованных Администрацией Губернатора и Правительства НСО для работников органов местного самоуправления.
Кроме того, в бюджеты ряда поселений Сузунского района были зачислены административные штрафы за нарушения, областных правовых актов, которые должны были зачисляться в областной бюджет. По предложению палаты администрациями района и поселений были приняты меры для зачисления этих сумм в областной бюджет.
В Сузунском районе ряд поселений заключили с районом соглашения о передаче полномочий по бухгалтерскому обслуживанию администраций поселений. При этом полномочия по ведению учета и формированию отчетности должны передаваться на основании гражданско-правового договора оказания услуг. Кроме того в Баганском районе поселения передали району полномочия в сфере культуры, при этом имущество учреждений культуры в собственность района не передано, материальная ответственность за имущество неправомерно возложена на работников районного учреждения.
В Сузунском районе по предложению палаты поселения и район расторгли соглашения о передаче полномочий по бухгалтерскому обслуживанию и заключили соответствующие гражданско-правовые договоры на оказание услуг. В Баганском районе расторгнуты договоры материальной ответственности, заключенные с работниками районного учреждения и рассматривается вопрос о правовых основаниях закрепления имущества за районным учреждением.
В нескольких поселениях Куйбышевского района плата за наем муниципальных жилых помещений необоснованно остается в распоряжении предприятий, у которых отсутствует право хозяйственного ведение на жилые помещения. В других случаях жилые помещения переданы унитарным предприятиям, однако право хозяйственного ведения не зарегистрировано.
По предложению палаты плата за наем муниципальных жилых помещений стала перечисляться предприятиями в местный бюджет.
В нарушение ст.78 БК РФ, ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ о субсидии юридическим лицам из местных бюджетов на общую сумму 7 378,9 тыс.руб. предоставлялись без согласия антимонопольного органа на предоставление преференций либо порядки и соглашения о предоставлении субсидий не содержат необходимых положений.
Информация о признаках нарушения законодательства о защите конкуренции при предоставлении субсидий направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. Решения по результатам рассмотрения информации в части проверенных в 2016 году поселений еще не принимались. По результатам рассмотрения информации, направленной в прошлые годы, Управлением Федеральной антимонопольной службы по НСО вынесено 4 предписания и предупреждения об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции.
Информация об устранении нарушений и недостатков, установленных Контрольно-счетной палатой Новосибирской области в результате проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований

В 2016 году Контрольно-счетной палатой Новосибирской области совместно с контрольно-счетными органами муниципальных районов была проведена проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Баганского, Куйбышевского и Сузунского районов Новосибирской области за 2015 год.
Заключение по результатам проверки, содержащее описанием типичных для муниципальных образований нарушений и недостатков, размещено на сайте палаты в разделе «Анализ типичных нарушений»
Результаты проверки были рассмотрены на заседаниях комитетов Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению (17.01.2017) и по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности (18.01.2017). Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению рекомендовал муниципальным образованиям учесть замечания, изложенные в заключении. Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рекомендовал:
1) Правительству Новосибирской области учесть предложения Контрольно-счетной палаты, содержащиеся в заключении;
2) министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области продолжить оказание методологической и консультационной помощи муниципальным образованиям Новосибирской области в реализации мер, направленных на устранение нарушений при составлении, утверждении и исполнении местных бюджетов, ведении бюджетного учета, формировании отчетности;
3) органам местного самоуправления Новосибирской области принять дополнительные меры по устранению нарушений и недостатков в бюджетном процессе и межбюджетных отношениях с учетом результатов контроля и предложений Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
Принять меры по устранению нарушений также рекомендовано на заседаниях Совета муниципальных образований Новосибирской области (12.01.2017) и Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (23.05.2017).
Министерством финансов НСО был разработан План устранения замечаний Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Новосибирской области, который утвержден первым заместителем Председателя Правительства Новосибирской области. Указанный План предусматривает:
- направление главам муниципальных образований письма Контрольного управления НСО о необходимости осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (до 01.07.2017);
- доведение до глав муниципальных образований письменных разъяснений Министерства финансов НСО о порядке зачисления отдельных видов административных штрафов в бюджеты (до 01.06.2017);
- направление главам муниципальных образований методических рекомендаций Министерства финансов НСО по приведению сводных бюджетных росписей местных бюджетов, бюджетных росписей главных распорядителей средств местных бюджетов в соответствие с требованиями статей 217, 219.1 БК РФ, бюджетных смет в соответствие с требованиями статей 221 БК РФ, Приказа Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (до 01.06.2017);
- рассмотрение предложений Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по внесению уточнений в Методические рекомендации по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений (до 01.07.2017);
- принятие и приведение в соответствие с действующим законодательством муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (до 01.07.2017);
- приведение решений о бюджетном процессе в муниципальных образованиях в соответствие с требованиями статей 184.1, 184.2 БК РФ (до 01.07.2017);
- приведение реестров расходных обязательств в соответствие с требованиями статьи 87 БК РФ, приказа Минфина РФ от 01.07.2015 № 103н (до 01.06.2017);
- приведение сводных бюджетных росписей местных бюджетов, бюджетных росписей главных распорядителей средств местных бюджетов в соответствие с установленными требованиями (до 01.06.2017);
- приведение порядков предоставления субсидий из местных бюджетов в соответствие с общими требованиями, установленными статьёй 78 БК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 (до 01.05.2017).
По информации Министерства финансов НСО, главы муниципальных образований сообщили о выполнении пунктов плана по приведению правовых актов и документов в соответствие с установленными требованиями в установленные сроки (кроме р.п. Кольцово, в котором внесение изменений в положение о бюджетном процессе запланировано на осеннюю сессию).
Палата по результатам проверки направила представления с предложениями по устранению установленных нарушений и недостатков главам всех 14-ти проверенных поселений, а также информационные письма в администрации районов.
В ответах на представления администрации поселений сообщили, что ими были приняты необходимые для устранения нарушений и недостатков меры. Приняты недостающие правовые акты, регулирующие бюджетный процесс. Отменены неправомерно установленные льготы по местным налогам. Назначены контрактные управляющие. Устранены нарушения в бюджетном учете и отчетности.
Всего по результатам рассмотрения представлений принято более 80 муниципальных правовых актов, 20 должностных лиц местных администраций привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проверки было установлено, что реализуемый в большинстве поселений способ централизации полномочий финансовых органов не предполагает передачу полномочий району (так из 5-ти районов, проверенных палатой за последние два года, соглашения о передаче полномочий заключены только в Баганском районе). Формально поселения должны самостоятельно осуществлять эти полномочия, хотя не имеют для этого кадровых и технических возможностей.
Администрациям поселений было предложено заключить соглашения о передаче полномочий финансового органа поселения районной администрации. В Сузунском районе подготовлены необходимые для заключения соглашений решения советов депутатов. Письмо с предложением об изменении практики централизации полномочий финансовых органов поселений также было направлено в Министерство финансов НСО.
Кроме того, в большинстве поселений руководители финансовых органов не соответствуют квалификационным требованиям (руководителем финансового органа части считается глава поселения, который фактически не выполняет соответствующие полномочий. В ответах на представления администрации поселений сообщили, что функции руководителя финансового органа возложены на должностных лиц, имеющих необходимую квалификацию (как правило, главного бухгалтера администрации).
В ряде проверенных поселений были превышены нормативы формирования расходов на оплату труда глав, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления, утвержденные Постановлением Администрации области от 28.12.2007 № 206-па.
Поскольку соблюдение указанных нормативов согласно ст.136 БК РФ является условием получения межбюджетных трансфертов, их нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях. В отношении глав 6-ти поселений были составлены протоколы об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых мировыми судьями были наложены штрафы в размере 30 тыс.руб.
В ходе ранее проведенных мероприятий палата неоднократно отмечала, в поселениях с небольшой численностью населения норматив явно недостаточен для финансирования необходимых расходов на содержание органов местного самоуправления. Так, для поселения с населением 200 чел. сумма расходов на содержание администрации по нормативу в 5 раз меньше, чем в поселениях с численностью населения 1000 чел., однако фактическая численность работников администрации и расходы в такой пропорции не уменьшаются. С учетом позиции палаты, изложенной в протоколах, мировые судьи Куйбышевского района приняли решение не привлекать к ответственности глав поселений по 3-м протоколам (поскольку у них не было возможности обеспечить выполнение администрацией возложенных на нее полномочий при соблюдении установленного норматива).
По информации Министерства финансов НСО, для устранения этого нарушения было принято Постановление Правительства Новосибирской области от 31.01.2017 № 20-п, устанавливающее принципы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Новое Постановление предусматривает зависимость норматива от двух показателей: численности населения и доходов местного бюджета (налогов и дотаций). Это приведет к увеличению объема нормативных расходов на содержание органов местного самоуправления.
Однако следует отметить, что доходы местного бюджета также зависят от численности населения (в частности, основанная часть дотации также распределяется пропорционально численности населения). В связи с этим при применении новых норматив значительное число нарушений может сохраниться. Предложения палаты по совершенствованию подходов к установлению нормативов будут рассмотрены на заседании рабочей группы Министерства финансов НСО по межбюджетным отношениям.
Поселения осуществляют полномочия администратора доходов от штрафов, налагаемых административными комиссиями, при этом, поскольку полномочиями по созданию административных комиссий наделены районы, администратором доходов должны быть администрации районов.
Для устранения этого нарушения палата предложила поселениям прекратить осуществление полномочий по администрированию доходов от штрафов, налагаемых административной комиссией поселения, а также передать остатки расчетов по штрафам администрации района. Администрациям районов предложено получить от административных комиссий поселений документы по их деятельности, в т.ч. неисполненные постановления о наложении штрафов, и отразить в учете и отчетности соответствующую задолженность.
Следует также отметить, что поскольку доходы от административных штрафов, установленных областным законодательством, отражаются по кодам классификации доходов с элементом 02 «бюджет субъекта РФ», бюджетная отчетность об их администрировании должна представляться главному администратору доходов областного бюджета – Министерству юстиции НСО. Администрированию доходов от указанных штрафов было посвящено одно из занятой курсов повышения квалификации, организованных Администрацией Губернатора и Правительства НСО для работников органов местного самоуправления.
Кроме того, в бюджеты ряда поселений Сузунского района были зачислены административные штрафы за нарушения, областных правовых актов, которые должны были зачисляться в областной бюджет. По предложению палаты администрациями района и поселений были приняты меры для зачисления этих сумм в областной бюджет.
В Сузунском районе ряд поселений заключили с районом соглашения о передаче полномочий по бухгалтерскому обслуживанию администраций поселений. При этом полномочия по ведению учета и формированию отчетности должны передаваться на основании гражданско-правового договора оказания услуг. Кроме того в Баганском районе поселения передали району полномочия в сфере культуры, при этом имущество учреждений культуры в собственность района не передано, материальная ответственность за имущество неправомерно возложена на работников районного учреждения.
В Сузунском районе по предложению палаты поселения и район расторгли соглашения о передаче полномочий по бухгалтерскому обслуживанию и заключили соответствующие гражданско-правовые договоры на оказание услуг. В Баганском районе расторгнуты договоры материальной ответственности, заключенные с работниками районного учреждения и рассматривается вопрос о правовых основаниях закрепления имущества за районным учреждением.
В нескольких поселениях Куйбышевского района плата за наем муниципальных жилых помещений необоснованно остается в распоряжении предприятий, у которых отсутствует право хозяйственного ведение на жилые помещения. В других случаях жилые помещения переданы унитарным предприятиям, однако право хозяйственного ведения не зарегистрировано.
По предложению палаты плата за наем муниципальных жилых помещений стала перечисляться предприятиями в местный бюджет.
В нарушение ст.78 БК РФ, ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ о субсидии юридическим лицам из местных бюджетов на общую сумму 7 378,9 тыс.руб. предоставлялись без согласия антимонопольного органа на предоставление преференций либо порядки и соглашения о предоставлении субсидий не содержат необходимых положений.
Информация о признаках нарушения законодательства о защите конкуренции при предоставлении субсидий направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. Решения по результатам рассмотрения информации в части проверенных в 2016 году поселений еще не принимались. По результатам рассмотрения информации, направленной в прошлые годы, Управлением Федеральной антимонопольной службы по НСО вынесено 4 предписания и предупреждения об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции.