24 Мая 2017
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области выступила с докладом на заседании Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с муниципальными представительными органами.
Заседание Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области состоялось 23 мая 2017 в г. Новосибирске. В работе Совета приняли участие, помимо депутатов Законодательного Собрания и муниципальных образований, руководители контрольно-счетных органов Новосибирской области, руководители государственных органов и представители прокуратуры Новосибирской области.
Открыл заседание Совета первый заместитель председателя областного Законодательного Собрания А.Б. Панфёров.
На Совете, в том числе, были рассмотрены вопросы совершенствования организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
С докладом перед участниками заседания выступила председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова.
В частности, она сказала:
Сегодня не первое заседание Совета по взаимодействию Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований, на котором рассматриваются вопросы организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля. Четыре года назад у нас уже проводилось совместное заседание советов представительных и контрольно-счетных органов, посвященное этим вопросам.
Как было отмечено на прошлом совместном заседании, полноценная система внешнего муниципального финансового контроля в Новосибирской области была сформирована в 2011-2012 годах после принятия Федерального закона об общих принципах организации и деятельности КСО. КСО созданы во всех 30-ти муниципальных районах и 5-ти городских округах. 443 поселения из 455 передали полномочия по внешнему финансовому контролю на уровень района. Собственные КСО создали 9 поселений, как правило, это крупные районные центры.
В 2-х поселениях собственные органы не были созданы и полномочия на уровень района они не передавали, это р.п. Линево Искитимского района и Алексеевский сельсовет Здвинского района. При этом они не способны создать собственные КСО (даже крупный р.п. Линево уже несколько лет не может найти кандидатуры на должность председателя КСО). В этой ситуации у нас с областной прокуратурой одинаковая позиция: КСО необходимый участник бюджетного процесса, (для выполнения требований о проведении экспертизы проекта и внешней проверки исполнения бюджета в поселении должен быть создан КСО или эти полномочия должны быть переданы району). Алексеевский сельсовет передал полномочия с 2017 года, р.п. Линево планирует передать полномочия с сентября 2017 года.
Сохраняется проблема недостаточности штатной численности муниципальных КСО для выполнения всех возложенных на них полномочий. Все значимые изменения бюджетного законодательства последних лет привели к увеличению полномочий КСО, на КСО возложены полномочия по проведению аудита закупок, экспертизы муниципальных программ, подготовке предложений по развитию внутреннего контроля. В половине районов штатная численность муниципальных КСО меньше 3 чел. Существует методика определения штатной численности КСО, по которой необходимая штатная численность существенно больше.
В настоящее время Советом КСО при Счетной палате РФ проводится работа по анализу необходимости изменения Федерального закона об общих принципах организации и деятельности КСО. Один из актуальных вопросов – это как раз обеспечение необходимой штатной численности КСО. Наиболее радикальное предложение, это чтобы СП РФ устанавливала минимальные нормативы штатной численности КСО. По аналогии с положениями федеральных законов о минимальной численности депутатов представительных органов. Но для аппаратов государственных и муниципальных органов федерация минимальных нормативов штатной численности не устанавливает (наоборот, правовые акты ограничивают максимальную численность). Поэтому предложение об установлении минимальных нормативов штатной численности КСО, на наш взгляд, не может быть реализовано. Основной задачей в настоящее время остается обеспечение минимальной штатной численности КСО (председатель и аппарат) и повышение эффективности их деятельности.
За 2016 год муниципальным КСО проведено 1384 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в т.ч. 106 по поручениям советов депутатов. Объектами мероприятий стали 846 муниципальных органов, учреждений и предприятий. По итогам проведенных мероприятий КСО сделали более 2 тысяч предложений, 1793 из которых были реализованы. Было предложено устранить нарушения на сумму 885 млн.руб., из них устранено нарушений на 849 млн.руб.
Целый ряд мероприятий проведен муниципальными КСО совместно Контрольно-счетной палатой области. Это и ежегодные внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований и тематические мероприятия по контролю за использованием целевых межбюджетных трансфертов (на дорожное хозяйство, переселение из аварийного жилья, обеспечение жильем на селе).
Результаты наших мероприятий позволяют определять типичные нарушения и недостатки в бюджетном процессе муниципальных образований, а также изменения в этой сфере. Мы периодически обобщаем результаты нашего контроля и доводим до сведения всех заинтересованных лиц соответствующие методические материалы. В 2015 году подготовленные нами методические пособия были изданы Советом муниципальных образований Новосибирской области. Заключения о проверках высокодотационных муниципальных образований, в том числе проведенной в 2016 году, размещены на сайте палаты.
В своих заключениях КСО отмечают постепенное повышение качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Это можно отметить в Баганском, Куйбышевском и Сузунском районах, внешние проверки которых были проведены в 2016 году. Однако ряд типичных нарушений и недостатков в бюджетном процессе сохраняется, в т.ч. те, на которые КСП НСО ежегодно указывает в своих заключениях и методических материалах.
Так, нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления, по-прежнему, нарушаются почти в половине поселений. Это показывают данные наших проверок и мониторинга Министерства финансов НСО. Для решения этой проблемы требуется принять меры на областном уровне. Мы уже много лет отмечаем, что способ установления нормативов (в рублях на одного жителя) приводит к недостаточности средств для небольших по численности жителей поселений. Последние два года предложения платы по изменению способа установления нормативов рассматриваются рабочей группой при Министерстве финансов НСО. Последний раз эта проблема обсуждалась на Совете МО НСО и все признают необходимость изменения ситуации. В начале года было принято новое постановление Правительства области, устанавливающее нормативы. В нем нормативы несколько увеличены за счет коэффициента, учитывающего объем доходов и дотаций в бюджете МО. Но для небольших поселений увеличение норматива не будут значительным и нарушение может сохраниться.
Несколько лет назад мы готовили рекомендации по формированию решений о местном бюджете при переходе на программную структуру расходов. Во многих районах и городских округах уже приняты и включены в бюджет муниципальные программы. Переход на программную структуру бюджета также осуществлен, например, в поселениях Баганского района. Но имеются и недостатки при переходе на программную структуру, прежде всего, при формировании кодов и наименований целевых статей. Встречаются случаи, когда в решения о местном бюджете включаются «чужие» (государственные) программы. Или одной и той же муниципальной программе присваиваются разные коды.
В этом году Министерство финансов НСО утвердило план мероприятий по устранению нарушений в бюджетном процессе МО, установленных в ходе внешних проверок исполнения местных бюджетов. До 1 июля 2017 года планируется провести работу по приведению решений о бюджете и бюджетном процессе в соответствие с БК РФ.
Отдельная работа проводится по увеличению налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Управлениями финансов со всеми высокодотационными поселениями заключены соответствующие соглашения. Однако в сельских поселениях довольно сложно найти реальные проекты по развитию экономического и доходного потенциала. В большинстве случаев соответствующие планы имеют формальный характер, а примеры действительно результативных мер редки. Но вместе с тем, ряд, на наш взгляд очевидных мер, по-прежнему, не планируется и не реализуется. Например, во многих поселениях унитарные предприятия освобождены от перечисления в бюджет части прибыли и платы за найм муниципального жилья. Эти доходы невелики, но имеются случаи, когда даже имеющиеся суммы неправомерно остаются в распоряжении предприятий.
Очень разная картина складывается со ставками и льготами по местным налогам, в т.ч. при переходе на новый порядок определения базы по налогу на имущество физических лиц. В одних районах все поселения устанавливают ставки в максимально возможном размере (например, в Сузунском районе). В других ставка существенно меньше. При этом на федеральном уровне конкретные меры по увеличению доходов бюджетов стали условием предоставления кредитов и дотаций регионам. У нас в области соглашения о предоставлении финансовой помощи МО таких конкретных мер пока не содержат.
В своих заключениях мы отмечаем, что методики распределения финансовой помощи приводят к тому, что муниципальным образованиям не выгодно увеличивать собственные доходы, поскольку на эту же сумму уменьшатся трансферты из областного бюджета. Полномочиями по распределению финансовой помощи поселениям у нас наделены муниципальные районы, но в большинстве случаев в районных правовых актах воспроизводятся областные методики со всеми их недостатками. В 2016 году в 2-х из 3-х проверенных районов мы увидели, что при распределении дотаций допускались нарушения, на которые мы указывали в 2011 году и для предотвращения которых были подготовлены Методические рекомендации Министерства финансов НСО.
В текущем году меры по увеличению доходной базы бюджетов и повышению эффективности их расходов остаются приоритетными направлениями внешнего финансового контроля. Недавно состоялось очередное заседание рабочей группы Министерства финансов НСО, на котором рассматривались различные методики поощрения МО за достижение высоких темпов роста доходов и других показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Представители палаты приняли участие в заседании и направили свои предложения по совершенствованию методики.
В этом году Счетная палата РФ отнесла к приоритетным направлениям деятельности КСО контроль за реализацией приоритетных проектов, формируемых на федеральном уровне в рамках проектной деятельности. Новосибирская область уже участвует в реализации проектов по формированию комфортной городской среды и качественных дорог. В федеральном бюджете предусмотрены межбюджетные трансферты на реализацию приоритетных проектов, которые будут направляться в региональные и местные бюджеты. Палатой запланировано проведение мероприятий по контроля за реализацией этих проектов, в т.ч. совместно с муниципальными КСО.
По итогам рассмотрения вопроса совершенствования организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля участники Совета решили-рекомендовать органам местного самоуправления:
1.Обеспечить сохранение численности муниципальных контрольно-счетных органов и практику передачи району полномочий поселений по внешнему муниципальному финансовому контролю.
2.Повышать качество нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетный процесс.
3.Принять дополнительные меры по устранению нарушений и недостатков бюджетного процесса, устанавливаемых органами внешнего муниципального финансового контроля.
Открыл заседание Совета первый заместитель председателя областного Законодательного Собрания А.Б. Панфёров.
На Совете, в том числе, были рассмотрены вопросы совершенствования организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
С докладом перед участниками заседания выступила председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова.
В частности, она сказала:
Сегодня не первое заседание Совета по взаимодействию Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований, на котором рассматриваются вопросы организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля. Четыре года назад у нас уже проводилось совместное заседание советов представительных и контрольно-счетных органов, посвященное этим вопросам.
Как было отмечено на прошлом совместном заседании, полноценная система внешнего муниципального финансового контроля в Новосибирской области была сформирована в 2011-2012 годах после принятия Федерального закона об общих принципах организации и деятельности КСО. КСО созданы во всех 30-ти муниципальных районах и 5-ти городских округах. 443 поселения из 455 передали полномочия по внешнему финансовому контролю на уровень района. Собственные КСО создали 9 поселений, как правило, это крупные районные центры.
В 2-х поселениях собственные органы не были созданы и полномочия на уровень района они не передавали, это р.п. Линево Искитимского района и Алексеевский сельсовет Здвинского района. При этом они не способны создать собственные КСО (даже крупный р.п. Линево уже несколько лет не может найти кандидатуры на должность председателя КСО). В этой ситуации у нас с областной прокуратурой одинаковая позиция: КСО необходимый участник бюджетного процесса, (для выполнения требований о проведении экспертизы проекта и внешней проверки исполнения бюджета в поселении должен быть создан КСО или эти полномочия должны быть переданы району). Алексеевский сельсовет передал полномочия с 2017 года, р.п. Линево планирует передать полномочия с сентября 2017 года.
Сохраняется проблема недостаточности штатной численности муниципальных КСО для выполнения всех возложенных на них полномочий. Все значимые изменения бюджетного законодательства последних лет привели к увеличению полномочий КСО, на КСО возложены полномочия по проведению аудита закупок, экспертизы муниципальных программ, подготовке предложений по развитию внутреннего контроля. В половине районов штатная численность муниципальных КСО меньше 3 чел. Существует методика определения штатной численности КСО, по которой необходимая штатная численность существенно больше.
В настоящее время Советом КСО при Счетной палате РФ проводится работа по анализу необходимости изменения Федерального закона об общих принципах организации и деятельности КСО. Один из актуальных вопросов – это как раз обеспечение необходимой штатной численности КСО. Наиболее радикальное предложение, это чтобы СП РФ устанавливала минимальные нормативы штатной численности КСО. По аналогии с положениями федеральных законов о минимальной численности депутатов представительных органов. Но для аппаратов государственных и муниципальных органов федерация минимальных нормативов штатной численности не устанавливает (наоборот, правовые акты ограничивают максимальную численность). Поэтому предложение об установлении минимальных нормативов штатной численности КСО, на наш взгляд, не может быть реализовано. Основной задачей в настоящее время остается обеспечение минимальной штатной численности КСО (председатель и аппарат) и повышение эффективности их деятельности.
За 2016 год муниципальным КСО проведено 1384 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в т.ч. 106 по поручениям советов депутатов. Объектами мероприятий стали 846 муниципальных органов, учреждений и предприятий. По итогам проведенных мероприятий КСО сделали более 2 тысяч предложений, 1793 из которых были реализованы. Было предложено устранить нарушения на сумму 885 млн.руб., из них устранено нарушений на 849 млн.руб.
Целый ряд мероприятий проведен муниципальными КСО совместно Контрольно-счетной палатой области. Это и ежегодные внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований и тематические мероприятия по контролю за использованием целевых межбюджетных трансфертов (на дорожное хозяйство, переселение из аварийного жилья, обеспечение жильем на селе).
Результаты наших мероприятий позволяют определять типичные нарушения и недостатки в бюджетном процессе муниципальных образований, а также изменения в этой сфере. Мы периодически обобщаем результаты нашего контроля и доводим до сведения всех заинтересованных лиц соответствующие методические материалы. В 2015 году подготовленные нами методические пособия были изданы Советом муниципальных образований Новосибирской области. Заключения о проверках высокодотационных муниципальных образований, в том числе проведенной в 2016 году, размещены на сайте палаты.
В своих заключениях КСО отмечают постепенное повышение качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Это можно отметить в Баганском, Куйбышевском и Сузунском районах, внешние проверки которых были проведены в 2016 году. Однако ряд типичных нарушений и недостатков в бюджетном процессе сохраняется, в т.ч. те, на которые КСП НСО ежегодно указывает в своих заключениях и методических материалах.
Так, нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления, по-прежнему, нарушаются почти в половине поселений. Это показывают данные наших проверок и мониторинга Министерства финансов НСО. Для решения этой проблемы требуется принять меры на областном уровне. Мы уже много лет отмечаем, что способ установления нормативов (в рублях на одного жителя) приводит к недостаточности средств для небольших по численности жителей поселений. Последние два года предложения платы по изменению способа установления нормативов рассматриваются рабочей группой при Министерстве финансов НСО. Последний раз эта проблема обсуждалась на Совете МО НСО и все признают необходимость изменения ситуации. В начале года было принято новое постановление Правительства области, устанавливающее нормативы. В нем нормативы несколько увеличены за счет коэффициента, учитывающего объем доходов и дотаций в бюджете МО. Но для небольших поселений увеличение норматива не будут значительным и нарушение может сохраниться.
Несколько лет назад мы готовили рекомендации по формированию решений о местном бюджете при переходе на программную структуру расходов. Во многих районах и городских округах уже приняты и включены в бюджет муниципальные программы. Переход на программную структуру бюджета также осуществлен, например, в поселениях Баганского района. Но имеются и недостатки при переходе на программную структуру, прежде всего, при формировании кодов и наименований целевых статей. Встречаются случаи, когда в решения о местном бюджете включаются «чужие» (государственные) программы. Или одной и той же муниципальной программе присваиваются разные коды.
В этом году Министерство финансов НСО утвердило план мероприятий по устранению нарушений в бюджетном процессе МО, установленных в ходе внешних проверок исполнения местных бюджетов. До 1 июля 2017 года планируется провести работу по приведению решений о бюджете и бюджетном процессе в соответствие с БК РФ.
Отдельная работа проводится по увеличению налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Управлениями финансов со всеми высокодотационными поселениями заключены соответствующие соглашения. Однако в сельских поселениях довольно сложно найти реальные проекты по развитию экономического и доходного потенциала. В большинстве случаев соответствующие планы имеют формальный характер, а примеры действительно результативных мер редки. Но вместе с тем, ряд, на наш взгляд очевидных мер, по-прежнему, не планируется и не реализуется. Например, во многих поселениях унитарные предприятия освобождены от перечисления в бюджет части прибыли и платы за найм муниципального жилья. Эти доходы невелики, но имеются случаи, когда даже имеющиеся суммы неправомерно остаются в распоряжении предприятий.
Очень разная картина складывается со ставками и льготами по местным налогам, в т.ч. при переходе на новый порядок определения базы по налогу на имущество физических лиц. В одних районах все поселения устанавливают ставки в максимально возможном размере (например, в Сузунском районе). В других ставка существенно меньше. При этом на федеральном уровне конкретные меры по увеличению доходов бюджетов стали условием предоставления кредитов и дотаций регионам. У нас в области соглашения о предоставлении финансовой помощи МО таких конкретных мер пока не содержат.
В своих заключениях мы отмечаем, что методики распределения финансовой помощи приводят к тому, что муниципальным образованиям не выгодно увеличивать собственные доходы, поскольку на эту же сумму уменьшатся трансферты из областного бюджета. Полномочиями по распределению финансовой помощи поселениям у нас наделены муниципальные районы, но в большинстве случаев в районных правовых актах воспроизводятся областные методики со всеми их недостатками. В 2016 году в 2-х из 3-х проверенных районов мы увидели, что при распределении дотаций допускались нарушения, на которые мы указывали в 2011 году и для предотвращения которых были подготовлены Методические рекомендации Министерства финансов НСО.
В текущем году меры по увеличению доходной базы бюджетов и повышению эффективности их расходов остаются приоритетными направлениями внешнего финансового контроля. Недавно состоялось очередное заседание рабочей группы Министерства финансов НСО, на котором рассматривались различные методики поощрения МО за достижение высоких темпов роста доходов и других показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Представители палаты приняли участие в заседании и направили свои предложения по совершенствованию методики.
В этом году Счетная палата РФ отнесла к приоритетным направлениям деятельности КСО контроль за реализацией приоритетных проектов, формируемых на федеральном уровне в рамках проектной деятельности. Новосибирская область уже участвует в реализации проектов по формированию комфортной городской среды и качественных дорог. В федеральном бюджете предусмотрены межбюджетные трансферты на реализацию приоритетных проектов, которые будут направляться в региональные и местные бюджеты. Палатой запланировано проведение мероприятий по контроля за реализацией этих проектов, в т.ч. совместно с муниципальными КСО.
По итогам рассмотрения вопроса совершенствования организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля участники Совета решили-рекомендовать органам местного самоуправления:
1.Обеспечить сохранение численности муниципальных контрольно-счетных органов и практику передачи району полномочий поселений по внешнему муниципальному финансовому контролю.
2.Повышать качество нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетный процесс.
3.Принять дополнительные меры по устранению нарушений и недостатков бюджетного процесса, устанавливаемых органами внешнего муниципального финансового контроля.