27 Апреля 2017
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова выступила на сессии Законодательного Собрания с отчетом о деятельности в 2016 году.

Годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2016 год рассмотрен на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области 26 апреля 2017 года.
Отчет о деятельности депутатам представила председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова. В своем докладе она, в частности, сказала:
В соответствии с планом работы в 2016 году палатой проведено 60 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, 8 из них в соответствии с перечнем поручений Законодательного Собрания. По предложению Законодательного Собрания в план работы также был включен и проведен анализ управления акциями акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка».
Совместно со Счетной палатой РФ проведена проверка использования средств областного бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Мы продолжаем активно взаимодействовать с муниципальными контрольно-счетными органами, совместно с которыми проверялись годовые отчеты об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований, а также вопросы использования бюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и объекты дорожной инфраструктуры.
Информация о наиболее важных результатах контроля представлена в отчете палаты и рассмотрена на заседаниях каждого комитета. С 2016 года информация о деятельности палаты также размещается на портале государственного и муниципального финансового аудита, созданном Счетной палатой РФ. На этом портале есть перечень проведенных палатой мероприятий, объектов контроля, установленных нарушений, а также сведения о принятых мерах. Информация о результатах аудита в сфере закупок размещена на официальном сайте закупок.
Поэтому я остановлюсь на вопросах, которые возникали при обсуждении отчета в комитетах, на некоторых из принятых мер и приоритетах контроля на 2017 год.
Основной объем нарушений установлен при ведении бюджетного учета, а также осуществлении бюджетных инвестиций и капитальных вложений. При этом наиболее существенные нарушения в бюджетном учете в 2016 году были устранены. Задолженность перед получателями субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники (более 1 млрд.руб.) была поставлена на учет и погашена. Устранены ошибки в учете имущества казны (их сумма составляла почти 790 млн.руб.), проведена сверка данных реестра областного имущества и данных бюджетного учета.
В части капитальных вложений установлены значительные объемы неэффективного использования бюджетных средств. Так, в прошлые годы, только на документацию по дорожным объектам, которая так и не была использована, было потрачено более 128 млн.руб. Частично эта проблема связана с правовым регулированием порядка принятия решений о начале, приостановлении и прекращении строительства. В области по-прежнему не формируется региональная инвестиционная программа, которая бы включала все объекты капитальных вложений с использованием средств областного бюджета. В 2016 году Министерством строительства был подготовлен проект порядка списания капитальных вложений, завершение которых не планируется. В состав соответствующей комиссии было предложено войти представителям палаты и Законодательного Собрания. Однако этот порядок, на наш взгляд, должен быть построен на иных принципах. Решение о прекращении бюджетных инвестиций должен принимать орган, принявший решение о начале их осуществления. Лишь после этого заказчик может списать вложения в бухгалтерском учете и провести ликвидацию незавершенного объекта.
На одном из комитетов был вопрос о возмещении ущерба по НФС в г. Куйбышеве. На момент подготовки отчета этой информации у палаты не было, но в Пояснительной записке к отчету об исполнении областного бюджета за 2016 год подтверждается возмещение ущерба в сумме 22 213,4 тыс.руб. частным лицом.
Значительные объемы нарушений также были установлены при осуществлении бюджетных инвестиций в 2013-2015 годах путем взносов в уставные капиталы акционерных обществ. Прежде всего, это промышленно-логистический парк и перинатальный центр. Проект создания перинатального центра на месте родильного отделения областной больницы не был завершен в установленные сроки. Незавершенный объект возвращен на баланс больницы, а приобретенное оборудование передано медицинским учреждениям. Общий объем бюджетных средств, направленных на создание перинатального центра, составил более 1,3 млрд.руб. (при плановом объеме инвестиций 2,5 млрд.руб.). При этом основной объем средств был предоставлен по договорам купли-продажи акций, которые не накладывали на инвестора каких-либо обязательств по достижению результата инвестиций. Лишь в 2015 году бюджетные инвестиции в сумме 425 млн.руб., были предоставлены по договору, который устанавливал результат их использования (создание перинатального центра). Но поскольку после их предоставления инвестиционный договор был расторгнут и проект приостановлен на неопределенное время, эта сумма признана палатой неэффективно использованной. Возможно, если бы сразу был выбран способ прямого бюджетного финансирования, проект был уже реализован (средства на него были предусмотрены в областном бюджете еще в 2012 году).
Решения о предоставлении бюджетных инвестиций УК «ПЛП» принимались также с нарушением законодательства (без предварительной экспертизы и обоснований); нарушались сроки заключения договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, их использования и предоставления отчетности; не осуществлялся контроль за использованием бюджетных средств.
Несмотря на отмеченные недостатки, в отчетном году в области велась активная работа по совершенствованию законодательства в инвестиционной сфере, направленная на реализацию новых подходов и механизмов в развитии инвестиционной деятельности и на устранение противоречий в правовой базе.
Важным направлением работы палаты остается проведение финансово-экономических экспертиз проектов государственных программ и их изменений. В 2016 году в палату поступило 74 проекта, по результатам экспертиз составлено 39 заключений, а также направлены информационные письма заказчикам программ. В том числе проведена экспертиза новой программы «Безопасный город», в которую перенесены расходы из 4-х действующих госпрограмм. В течение года заказчики программ по поручению Губернатора области провели большую работу по устранению замечаний и реализации предложений палаты. В пояснительных записках практически к каждому проекту указывается на устранение замечаний КСП, как основание для внесения изменений. Вместе с тем, ряд замечаний к структуре и содержанию, общих для большинства областных госпрограмм сохраняется. Не все наши предложения заказчики реализовали, особенно касающиеся дополнения госпрограмм показателями, более полно раскрывающими социально-экономические результаты использования бюджетных средств и других ресурсов. Согласно ответам заказчиков, в государственной и ведомственной статистике отсутствует соответствующая информация, а ее сбор и обобщение потребуют дополнительных усилий. По мнению палаты, для реализации принципов программного бюджета работа над совершенствованием областных госпрограмм должна быть продолжена.
В прошлом году сотрудники палаты активно участвовали в рабочих группах при комитетах Законодательного Собрания и областных органах исполнительной власти по вопросам совершенствования законодательства, областных госпрограмм, а также реализации предложений палаты по проведенным проверкам. В частности, совместно с Департаментом имущества были определены подходы к изменению порядка управления акционерными обществами, акции которых находятся в областной собственности. Подготовлены изменения в областное законодательство, повышающие роль отраслевых органов власти в определении целей деятельности и направлений развития акционерных обществ.
В начале текущего года этот процесс был формализован. Губернатором области был утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти с КСП, который предусматривает, что для рассмотрения предложений, содержащихся в отчетах и заключениях палаты, органы исполнительной власти создают рабочие группы с участием представителей палаты и других заинтересованных сторон. Этот регламент не касается вопросов устранения установленных нарушений, которые регулируются законодательством о финансовом контроле. Для устранения нарушений палата в 2016 году направила 72 представления, по которым проверенными органами и организациями приняты или принимаются необходимые меры. Дополнительное взаимодействие требуется, прежде всего, когда возможны разные варианты действий и нужно совместно определить наиболее оптимальное из них.
Представители палаты также принимали участие в рабочей группе по межбюджетным отношениям, созданной при Министерстве финансов НСО. Анализ бюджетного процесса и межбюджетных отношений относится к основным полномочиям палаты. В последние годы существенно усиливается влияние федеральных решений на областной и местные бюджеты. Так, условием получения бюджетного кредита в 2016 году фактически стало прекращение роста относительного объема государственного долга области. К 2019 году долг должен быть сокращен до уровня 50% от доходов без учета безвозмездных поступлений, поэтому новые заимствования планируются только для замещения старых.
В текущем году меняются принципы предоставления дотаций субъектам РФ. Условием их получения является заключение соглашения о реализации мер по социально-экономическому развитию региона. По нашему мнению, в соглашениях с высокодотационными муниципальными образованиями области также следует предусмотреть ряд конкретных мер по увеличению доходов местных бюджетов (в проанализированных нами соглашениях конкретные меры, как правило, отсутствуют). Этот вопрос обсуждался на итоговой коллегии Министерства финансов НСО, в настоящее время Министерство готовит изменения в соглашения.
В прошлом году я отмечала, что в половине муниципальных образований ежегодно нарушаются нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления, поскольку являются недостаточными для содержания администраций в небольших по численности жителей поселениях, так как установлены в рублях на одного жителя. В начале текущего года было принято новое постановление Правительства области об установлении нормативов. В нем предусмотрен дополнительный норматив в процентах от налоговых доходов и дотаций поселения. Однако налоговые доходы поселений незначительны, а основная часть дотации также распределяется пропорционально численности населения. Поэтому мы не ожидаем, что такое изменение нормативов приведет к значительному снижению числа нарушений.
Приоритетные направления контроля на 2017 год определены палатой с учетом поручений Законодательного Собрания, это обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры и услугам в сфере образования; предоставление жилых помещений детям-сиротам; эффективность использования господдержки сельскохозяйственного производства и Биотехнопарка в Кольцово и ряд других.
Кроме того, в конце прошлого года на федеральном уровне стали внедряться принципы так называемой «проектной деятельности», которые фактически распространяются и на регионы. Целый ряд мероприятий социально-экономического развития теперь будет осуществляться в виде приоритетных проектов и программ. В 2017 году Счетная палата РФ совместно с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований приступила к мониторингу формирования и реализации приоритетных проектов и программ. В плане работы КСП НСО тоже предусмотрено проведение мониторинга, а также тематических мероприятий в сфере благоустройства и дорожного хозяйства, в ходе которых мы будем рассматривать реализацию проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные и качественные дороги».
Рассмотрев годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Законодательное Собрание Новосибирской области постановило:
1. Принять к сведению годовой отчет палаты.
2. Рекомендовать:
Правительству Новосибирской области принять меры по исполнению рекомендаций, изложенных в годовом отчете о деятельности палаты;
Комитетам Законодательного Собрания при формировании плана законопроектной работы Собрания учитывать предложения КСП НСО по совершенствованию законодательства Новосибирской области.
Отчет о деятельности депутатам представила председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова. В своем докладе она, в частности, сказала:
В соответствии с планом работы в 2016 году палатой проведено 60 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, 8 из них в соответствии с перечнем поручений Законодательного Собрания. По предложению Законодательного Собрания в план работы также был включен и проведен анализ управления акциями акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка».
Совместно со Счетной палатой РФ проведена проверка использования средств областного бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Мы продолжаем активно взаимодействовать с муниципальными контрольно-счетными органами, совместно с которыми проверялись годовые отчеты об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований, а также вопросы использования бюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и объекты дорожной инфраструктуры.
Информация о наиболее важных результатах контроля представлена в отчете палаты и рассмотрена на заседаниях каждого комитета. С 2016 года информация о деятельности палаты также размещается на портале государственного и муниципального финансового аудита, созданном Счетной палатой РФ. На этом портале есть перечень проведенных палатой мероприятий, объектов контроля, установленных нарушений, а также сведения о принятых мерах. Информация о результатах аудита в сфере закупок размещена на официальном сайте закупок.
Поэтому я остановлюсь на вопросах, которые возникали при обсуждении отчета в комитетах, на некоторых из принятых мер и приоритетах контроля на 2017 год.
Основной объем нарушений установлен при ведении бюджетного учета, а также осуществлении бюджетных инвестиций и капитальных вложений. При этом наиболее существенные нарушения в бюджетном учете в 2016 году были устранены. Задолженность перед получателями субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники (более 1 млрд.руб.) была поставлена на учет и погашена. Устранены ошибки в учете имущества казны (их сумма составляла почти 790 млн.руб.), проведена сверка данных реестра областного имущества и данных бюджетного учета.
В части капитальных вложений установлены значительные объемы неэффективного использования бюджетных средств. Так, в прошлые годы, только на документацию по дорожным объектам, которая так и не была использована, было потрачено более 128 млн.руб. Частично эта проблема связана с правовым регулированием порядка принятия решений о начале, приостановлении и прекращении строительства. В области по-прежнему не формируется региональная инвестиционная программа, которая бы включала все объекты капитальных вложений с использованием средств областного бюджета. В 2016 году Министерством строительства был подготовлен проект порядка списания капитальных вложений, завершение которых не планируется. В состав соответствующей комиссии было предложено войти представителям палаты и Законодательного Собрания. Однако этот порядок, на наш взгляд, должен быть построен на иных принципах. Решение о прекращении бюджетных инвестиций должен принимать орган, принявший решение о начале их осуществления. Лишь после этого заказчик может списать вложения в бухгалтерском учете и провести ликвидацию незавершенного объекта.
На одном из комитетов был вопрос о возмещении ущерба по НФС в г. Куйбышеве. На момент подготовки отчета этой информации у палаты не было, но в Пояснительной записке к отчету об исполнении областного бюджета за 2016 год подтверждается возмещение ущерба в сумме 22 213,4 тыс.руб. частным лицом.
Значительные объемы нарушений также были установлены при осуществлении бюджетных инвестиций в 2013-2015 годах путем взносов в уставные капиталы акционерных обществ. Прежде всего, это промышленно-логистический парк и перинатальный центр. Проект создания перинатального центра на месте родильного отделения областной больницы не был завершен в установленные сроки. Незавершенный объект возвращен на баланс больницы, а приобретенное оборудование передано медицинским учреждениям. Общий объем бюджетных средств, направленных на создание перинатального центра, составил более 1,3 млрд.руб. (при плановом объеме инвестиций 2,5 млрд.руб.). При этом основной объем средств был предоставлен по договорам купли-продажи акций, которые не накладывали на инвестора каких-либо обязательств по достижению результата инвестиций. Лишь в 2015 году бюджетные инвестиции в сумме 425 млн.руб., были предоставлены по договору, который устанавливал результат их использования (создание перинатального центра). Но поскольку после их предоставления инвестиционный договор был расторгнут и проект приостановлен на неопределенное время, эта сумма признана палатой неэффективно использованной. Возможно, если бы сразу был выбран способ прямого бюджетного финансирования, проект был уже реализован (средства на него были предусмотрены в областном бюджете еще в 2012 году).
Решения о предоставлении бюджетных инвестиций УК «ПЛП» принимались также с нарушением законодательства (без предварительной экспертизы и обоснований); нарушались сроки заключения договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, их использования и предоставления отчетности; не осуществлялся контроль за использованием бюджетных средств.
Несмотря на отмеченные недостатки, в отчетном году в области велась активная работа по совершенствованию законодательства в инвестиционной сфере, направленная на реализацию новых подходов и механизмов в развитии инвестиционной деятельности и на устранение противоречий в правовой базе.
Важным направлением работы палаты остается проведение финансово-экономических экспертиз проектов государственных программ и их изменений. В 2016 году в палату поступило 74 проекта, по результатам экспертиз составлено 39 заключений, а также направлены информационные письма заказчикам программ. В том числе проведена экспертиза новой программы «Безопасный город», в которую перенесены расходы из 4-х действующих госпрограмм. В течение года заказчики программ по поручению Губернатора области провели большую работу по устранению замечаний и реализации предложений палаты. В пояснительных записках практически к каждому проекту указывается на устранение замечаний КСП, как основание для внесения изменений. Вместе с тем, ряд замечаний к структуре и содержанию, общих для большинства областных госпрограмм сохраняется. Не все наши предложения заказчики реализовали, особенно касающиеся дополнения госпрограмм показателями, более полно раскрывающими социально-экономические результаты использования бюджетных средств и других ресурсов. Согласно ответам заказчиков, в государственной и ведомственной статистике отсутствует соответствующая информация, а ее сбор и обобщение потребуют дополнительных усилий. По мнению палаты, для реализации принципов программного бюджета работа над совершенствованием областных госпрограмм должна быть продолжена.
В прошлом году сотрудники палаты активно участвовали в рабочих группах при комитетах Законодательного Собрания и областных органах исполнительной власти по вопросам совершенствования законодательства, областных госпрограмм, а также реализации предложений палаты по проведенным проверкам. В частности, совместно с Департаментом имущества были определены подходы к изменению порядка управления акционерными обществами, акции которых находятся в областной собственности. Подготовлены изменения в областное законодательство, повышающие роль отраслевых органов власти в определении целей деятельности и направлений развития акционерных обществ.
В начале текущего года этот процесс был формализован. Губернатором области был утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти с КСП, который предусматривает, что для рассмотрения предложений, содержащихся в отчетах и заключениях палаты, органы исполнительной власти создают рабочие группы с участием представителей палаты и других заинтересованных сторон. Этот регламент не касается вопросов устранения установленных нарушений, которые регулируются законодательством о финансовом контроле. Для устранения нарушений палата в 2016 году направила 72 представления, по которым проверенными органами и организациями приняты или принимаются необходимые меры. Дополнительное взаимодействие требуется, прежде всего, когда возможны разные варианты действий и нужно совместно определить наиболее оптимальное из них.
Представители палаты также принимали участие в рабочей группе по межбюджетным отношениям, созданной при Министерстве финансов НСО. Анализ бюджетного процесса и межбюджетных отношений относится к основным полномочиям палаты. В последние годы существенно усиливается влияние федеральных решений на областной и местные бюджеты. Так, условием получения бюджетного кредита в 2016 году фактически стало прекращение роста относительного объема государственного долга области. К 2019 году долг должен быть сокращен до уровня 50% от доходов без учета безвозмездных поступлений, поэтому новые заимствования планируются только для замещения старых.
В текущем году меняются принципы предоставления дотаций субъектам РФ. Условием их получения является заключение соглашения о реализации мер по социально-экономическому развитию региона. По нашему мнению, в соглашениях с высокодотационными муниципальными образованиями области также следует предусмотреть ряд конкретных мер по увеличению доходов местных бюджетов (в проанализированных нами соглашениях конкретные меры, как правило, отсутствуют). Этот вопрос обсуждался на итоговой коллегии Министерства финансов НСО, в настоящее время Министерство готовит изменения в соглашения.
В прошлом году я отмечала, что в половине муниципальных образований ежегодно нарушаются нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления, поскольку являются недостаточными для содержания администраций в небольших по численности жителей поселениях, так как установлены в рублях на одного жителя. В начале текущего года было принято новое постановление Правительства области об установлении нормативов. В нем предусмотрен дополнительный норматив в процентах от налоговых доходов и дотаций поселения. Однако налоговые доходы поселений незначительны, а основная часть дотации также распределяется пропорционально численности населения. Поэтому мы не ожидаем, что такое изменение нормативов приведет к значительному снижению числа нарушений.
Приоритетные направления контроля на 2017 год определены палатой с учетом поручений Законодательного Собрания, это обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры и услугам в сфере образования; предоставление жилых помещений детям-сиротам; эффективность использования господдержки сельскохозяйственного производства и Биотехнопарка в Кольцово и ряд других.
Кроме того, в конце прошлого года на федеральном уровне стали внедряться принципы так называемой «проектной деятельности», которые фактически распространяются и на регионы. Целый ряд мероприятий социально-экономического развития теперь будет осуществляться в виде приоритетных проектов и программ. В 2017 году Счетная палата РФ совместно с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований приступила к мониторингу формирования и реализации приоритетных проектов и программ. В плане работы КСП НСО тоже предусмотрено проведение мониторинга, а также тематических мероприятий в сфере благоустройства и дорожного хозяйства, в ходе которых мы будем рассматривать реализацию проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные и качественные дороги».
Рассмотрев годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Законодательное Собрание Новосибирской области постановило:
1. Принять к сведению годовой отчет палаты.
2. Рекомендовать:
Правительству Новосибирской области принять меры по исполнению рекомендаций, изложенных в годовом отчете о деятельности палаты;
Комитетам Законодательного Собрания при формировании плана законопроектной работы Собрания учитывать предложения КСП НСО по совершенствованию законодательства Новосибирской области.