27 Марта 2017
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведен аудит эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию молодежной политики в Новосибирской области в 2013 – 2015 годах.

Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам аудита эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию молодежной политики в Новосибирской области в 2013 – 2015 годах рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике.
С докладом о результатах проверки на заседании комитета выступила аудитор палаты Н.И. Козлова.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство региональной политики Новосибирской области (Министерство региональной политики).
2. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Дом молодежи» (ГБУ «Дом молодежи»).
3. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив» (ГБУ «АПМИ»).
4. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр молодежного творчества» (ГБУ «ЦМТ»).
В результате аудита установлено:
1. В Новосибирской области вопросы реализации молодежной политики регулируются Законом Новосибирской области от 12.07.2004 № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области», которым определены цели, задачи и основные направления молодежной политики, полномочия органов государственной власти в этой сфере, а также формы государственной поддержки молодежи.
Целью молодежной политики в Новосибирской области является создание условий, обеспечивающих всестороннее социальное, духовное и физическое развитие молодежи, развитие и реализацию ее потенциала, реализацию конституционных прав и свобод молодежи.
2. Проанализировав содержания нормативных правовых актов Новосибирской области и других документов можно выделить следующие направления молодежной политики:
- организационное и информационное обеспечение молодежной политики;
- государственная поддержка молодежи в сфере образования;
- государственная поддержка молодежи в сфере труда и занятости;
- государственная поддержка молодой семьи;
- государственная поддержка в обеспечении молодежи жильем;
- государственная поддержка в развитии предпринимательской деятельности молодежи;
- государственная поддержка талантливой молодежи;
- государственная поддержка реализации проектов в сфере молодежной политики;
- меры социальной поддержки молодежи;
- иные направления молодежной политики.
Одним из основных направлений молодежной политики является получение молодежью образования. При этом политика в сфере образования является отдельным направлением государственной политики и в рамках аудита не рассматривалась. В сфере занятости, демографической, жилищной и социальной политики также существуют отдельные программы и мероприятия, которые направлены исключительно на молодежь. При этом молодежь получает меры поддержки в указанных сферах и на общих основаниях с иными категориями граждан.
Мероприятия в сфере молодежной политики осуществлялись в рамках 37-ми ведомственных, долгосрочных и государственных программ (с учетом истечения срока действия одних программ и замены их новыми). Областные программы в сфере молодежной политики охватывают лишь мероприятия, осуществляемые уполномоченным органом (Министерством региональной политики). Комплексного документа, который включал бы все приоритеты, цели, задачи, направления, ожидаемые результаты государственной политики в различных сферах деятельности в отношении молодежи в Новосибирской области не существует.
3. Из 22 форм государственной поддержки, предусмотренных Законом области № 207-ОЗ, по 8-ми формам поддержка не осуществлялась. Так, государственная поддержка в форме субсидирования на конкурсной основе части процентной ставки по целевым кредитам кредитных организаций на оплату обучения Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026 отнесена к федеральным полномочиям. Не осуществлялась государственная поддержка в содействии организации молодежных жилых комплексов, предоставлении на конкурсной основе гарантий Новосибирской области по кредитам коммерческих банков на развитие предпринимательской деятельности, привлекаемым молодежными организациями, санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации.
Часть форм государственной поддержки преимущественно связана с другими сферами государственной политики. Например, целевое обучение в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 29.07.2014 № 305-п направлено на обеспечение потребности Новосибирской области в специалистах с высшим образованием в сфере здравоохранения, культуры, образования, науки и инновационной деятельности, сельского хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства. Предоставление льготного проезда студентам в пригородном железнодорожном транспорте направлено на решение проблем доступности образования (проезда до образовательных учреждений).
4. В 2013-2015 годах на мероприятия в сфере молодежной политики были направлены средства в общей сумме 3 599 227,7 тыс.руб.: в 2013 году -1 868 910,3 тыс.руб.; в 2014 году - 1 078 352,8 тыс.руб.; в 2015 году -651 964,6 тыс.руб.
Основная часть средств, направленных на молодежную политику, использована на оказание господдержки при строительстве (приобретении) жилья (62,1%). Сокращение расходов в 2015 году по сравнению с 2013 годом обусловлено уменьшением расходов на господдержку в обеспечении молодежи жильем в связи с приостановкой приема документов от граждан на предоставление субсидий с 16.11.2014 года в рамках реализации постановления правительства Новосибирской области от 14.09.2011 № 406-п (ДЦП «Стимулирование жилищного строительства»).
Установленный Законом области № 207-ОЗ размер расходов на финансирование государственных программ Новосибирской области в сфере молодежной политики и на оказание иных форм государственной поддержки (не менее 1% от расходов областного бюджета Новосибирской области), по итогам 2015 года не достигнут (0,6%).
5. Большинство показателей реализации мероприятий в сфере молодежной политики отражают количество молодых людей принявших участие в мероприятиях или получивших господдержку. По ряду мероприятий отсутствуют точные данные о количестве участников, либо количество участников отражает не только молодых людей. Кроме того, по большинству направлений отсутствует информация о количестве молодых людей, получавших господдержку на общих основаниях с другими категориями граждан (за исключением трудоустройства и профориентации молодежи, по которым центры занятости ведут учет количества молодых людей, получивших соответствующие услуги). Отсутствуют показатели, отражающие конечные результаты молодежной политики (влияние соответствующих мероприятий на молодежь в целом). Подобный показатель есть только в сфере занятости – доля безработной молодежи, который выше чем по всему населению в целом и увеличивается с 0,5% в 2013 году до 1,6% в 2015 году. По информации Министерства труда данное увеличение обусловлено тем, что молодые люди стали чаще обращаться в центры занятости, а их образование, стаж, опыт работы не в полной мере соответствует требованиям работодателей.
По остальным направлениям оценка эффективности (либо результатов) молодежной политики может быть проведена только по данным о количестве участников мероприятий и получателей господдержки. Так, количество молодых семей, получивших дополнительное пособие при рождении ребенка, в 2015 году по сравнению с 2013 годом снижается на 7,8% (с 19 679 выплат до 18 145 выплат). План по количеству выплат: в 2013 году выполнен на 100,0%, в 2014 году –100,2%, в 2015 году 91,6% (господдержка носит заявительный характер).
Количество льготных проездов учащихся в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 4,7% (с 1 864,7тыс. поездок в 2013 году до 1 951,5 тыс. поездок в 2015 году). План по количеству льготных проездов ежегодно перевыполнялся: 2013 год – на 3,6%, 2014 год – на 4,2%, 2015 год – на 15,7%.
Количество молодых людей, участвующих в мероприятиях по поддержке студенческих отрядов, в 2015 году по отношению к 2014 году снизилось на 8,6% (с 12 920 до 11 808 человек).
Общее количество человек, получивших услуги по содействию в профессиональной ориентации в 2015 году по сравнению с 2013 годом возросло на 10,3% (с 30 909 до 34 100 человек).
6. Количество молодых семей, получивших государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья сократилось в 2015 году по сравнению с 2013 годом в 11,3 раза, прежде всего из–за отмены одной из форм поддержки, осуществляемой за счет средств областного бюджета. В настоящее время поддержка осуществляется по федеральным программам поддержки молодых семей и специалистов, в том числе на селе. При этом по федеральным программам также сокращается финансирование, что может привести к невозможности обеспечения жильем всех нуждающихся за период реализации программ (по состоянию на 01.01.2016 года количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 5 375).
7. В 2013 - 2015 гг. оказана поддержка социально значимых проектов и программ, направленных на молодежную политику, которые выполняются физическими лицами и социально ориентированными некоммерческими организациями на общую сумму 57 961,0 тыс.руб. (320 программ и проектов).
При реализации мероприятий ДЦП «Государственная поддержка общественных инициатив и развития институтов гражданского общества в НСО на 2011-2016 годы» и ГП «Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в НСО на 2015-2020 годы» в нарушение Порядков предоставления грантов к участию в конкурсе были допущены заявки, в которых заявленный объем софинансирования (доля внебюджетных средств) составлял менее 25% от общего объема финансирования; при проведении конкурса был изменен объем средств на реализацию проекта, предусмотренный в заявке на участие в конкурсе; в договорах не установлен срок предоставления гранта; перечисление денежных средств по 26-ти договорам осуществлено с задержкой от 2 до 59 дней.
В нарушение Порядка предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям из областного бюджета Новосибирской области с учетом субсидий из федерального бюджета в ряде случаев к заявке не приложены требуемые для участи в конкурсе документы; к участию в конкурсе были допущены 2 заявки, в которых заявленный объем софинансирования (доля внебюджетных средств) составлял менее 25% от общего объема финансирования; с победителями конкурса заключались договоры без документов, подтверждающих софинансирование расходов на реализацию программы.
Выявлены недостатки правового регулирования вопросов предоставления грантов. Так, например, в договорах о предоставлении гранта грантополучателю разрешено допускать отклонения между статьями в смете расходов на выполнение социально значимого проекта в размере 10% от общей суммы гранта, что противоречит п.26 Порядка предоставления грантов; в Порядке предоставления грантов, а также в договорах о предоставлении грантов отсутствует условие о предоставлении финансового отчета об использовании гранта грантополучателем с приложением копий первичных документов, подтверждающих расходы.
Кроме того, установлено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 97,7 тыс.руб. при реализации проектов и программ (5 договоров).
8. С 2016 года количество подведомственных учреждений Министерства региональной политики составляет 3 единицы, что не соответствует Закону области № 207-ОЗ, в котором норматив минимального обеспечения молодежи государственными учреждениями Новосибирской области, подведомственными Министерству региональной политики, должен быть в количестве 4 единиц.
Финансирование учреждений, подведомственных Министерству региональной политики, на выполнение мероприятий ВЦП «Молодежь Новосибирской области на 2013 – 2015 годы», заключающихся в оказании государственных услуг (выполнении работ), осуществлялось в форме субсидий на выполнение государственных заданий и на иные цели, что не соответствует ст.78.1 БК РФ.
9. В ходе выборочных проверок, проведенных в Министерстве региональной политики и его подведомственных учреждений, установлен ряд нарушений и недостатков:
9.1. ГБУ АПМИ и ГБУ ЦМТ допущено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 440,4 тыс.руб., в том числе ГБУ АПМИ на сумму 143,4 тыс.руб. (средства были направленны на приобретение авиабилетов при наличии возможности их приобретения по более низкой цене), ГБУ ЦМТ на сумму 297,0 тыс.руб. (средства направленны на оплату разработки туристических маршрутов, которые в дальнейшем не использовались).
Кроме того, средства в сумме 57,1 тыс.руб. Министерством региональной политики использованы с нарушением принципа эффективности, установленного в ст.34 БК РФ (не достигнут заданный результат с использованием наименьшего объема средств, в однотипных мероприятиях, проведенных с разницей в 1 месяц, повторно приняли участие 16 молодых людей).
9.2. Установлены случаи, когда мероприятия проводились до завершения процедур определения исполнителя услуг по проведению соответствующих мероприятий, либо до заключения контракта с исполнителями услуг, что привело к нарушению ч.9 ст.70, ч.13 ст.78, п.4 ч.1 ст.93, ч.7 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ч.3 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (11 контрактов на общую сумму 1 810,5 тыс.руб., из них 8 контрактов с ГБУ «Дом молодежи», 2 – с ГБУ «АПМИ», 1 – ГБУ «ЦМТ»).
9.3. ГБУ ЦМТ в нарушение п.56, 64 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» в бухгалтерском учете учреждения в составе нематериальных активов не отражены 2 сайта (при подписании акта нарушение было устранено).
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
- министерство региональной политики Новосибирской области;
- Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Дом молодежи»;
- Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив»;
- Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр молодежного творчества».
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Законодательному Собранию Новосибирской области и Правительству Новосибирской области:
- рассмотреть возможность разработки комплексного документа (стратегии, концепции, программы, проекта), включающего все приоритеты, цели, задачи, направления, ожидаемые результаты (целевые индикаторы, показатели) государственной политики в различных сферах деятельности в отношении молодежи;
- внести изменения в Закон Новосибирской области от 12.07.2004 № 207- ОЗ «О молодежной политики в Новосибирской области» в части уточнения направлений реализации молодежной политики и форм государственной поддержки молодежи, нормативов количества подведомственных учреждений и размера финансирования молодежной политики;
- установить в нормативном правовом акте порядок финансирования выборов, деятельности Молодежного парламента Новосибирской области.
Согласно информации, поступившей в Контрольно-счетную палату Новосибирской области, в целях устранения замечаний, выявленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия, министерством региональной политики создана комиссия по рассмотрению представления и заключения Контрольно-счетной палаты Новосибирской области и разработан график по устранению замечаний.
В настоящее время министерство проводит работу по возврату использованных не по целевому назначению денежных средств субсидии (гранта) – в адрес грантополучателей направлены соответствующие письма с требованием о возврате средств (в настоящее время возвращено 0,5 тыс.руб.). Средства на мероприятия в сфере молодежной политики стали предоставляться бюджетным учреждениям в форме субсидий на оказание государственных услуг.
До конца текущего года планируется внести изменения в Закон Новосибирской области от 12.07.2014 № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области» в части уточнения направлений реализации молодежной политики и форм государственной поддержки молодежи, нормативов количества подведомственных учреждений и размера финансирования молодежной политики, а также разработать комплексный документ (стратегии, концепции, программы, проекта), включающего все приоритеты, цели, задачи, направления и ожидаемые результаты (целевые индикаторы, показатели) государственной политики в различных сферах деятельности в отношении молодежи.
Кроме того, планируется дополнить государственную программу Новосибирской области «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы» целевыми показателями, отражающими конечные и непосредственные результаты молодежной политики, установить в нормативном правовом акте порядок финансирования выборов, деятельности Молодежного парламента Новосибирской области, разработать и утвердить порядок ведения регионального реестра молодежных и детских объединений, обеспечить единый подход при составлении отчетов о проведенных мероприятиях подведомственными учреждениями.
Согласно информации, представленной ГБУ «ЦМТ», во избежание нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все сотрудники учреждения, связанные с осуществлением закупок, в декабре 2016 года прошли повышение квалификации в АНО Институт дополнительного профессионального образования «Госзаказ».
С целью предупреждения нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд планируется повышение квалификации сотрудников ГБУ «АПМИ».
Согласно информации ГБУ «Дом молодежи», усилен контроль за соблюдением процедур при осуществлении закупок, мероприятия проводятся (услуги оказываются) после заключения контрактов.
Заслушав доклад аудитора, рассмотрев и обсудив предоставленные материалы, депутаты решили:
- принять заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области к сведению;
- министерству региональной политики Новосибирской области при разработке законопроекта «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О молодежной политике в Новосибирской области» учесть замечания Контрольно-счетной палаты Новосибирской области в части предоставления мер государственной поддержки молодежи.
С докладом о результатах проверки на заседании комитета выступила аудитор палаты Н.И. Козлова.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство региональной политики Новосибирской области (Министерство региональной политики).
2. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Дом молодежи» (ГБУ «Дом молодежи»).
3. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив» (ГБУ «АПМИ»).
4. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр молодежного творчества» (ГБУ «ЦМТ»).
В результате аудита установлено:
1. В Новосибирской области вопросы реализации молодежной политики регулируются Законом Новосибирской области от 12.07.2004 № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области», которым определены цели, задачи и основные направления молодежной политики, полномочия органов государственной власти в этой сфере, а также формы государственной поддержки молодежи.
Целью молодежной политики в Новосибирской области является создание условий, обеспечивающих всестороннее социальное, духовное и физическое развитие молодежи, развитие и реализацию ее потенциала, реализацию конституционных прав и свобод молодежи.
2. Проанализировав содержания нормативных правовых актов Новосибирской области и других документов можно выделить следующие направления молодежной политики:
- организационное и информационное обеспечение молодежной политики;
- государственная поддержка молодежи в сфере образования;
- государственная поддержка молодежи в сфере труда и занятости;
- государственная поддержка молодой семьи;
- государственная поддержка в обеспечении молодежи жильем;
- государственная поддержка в развитии предпринимательской деятельности молодежи;
- государственная поддержка талантливой молодежи;
- государственная поддержка реализации проектов в сфере молодежной политики;
- меры социальной поддержки молодежи;
- иные направления молодежной политики.
Одним из основных направлений молодежной политики является получение молодежью образования. При этом политика в сфере образования является отдельным направлением государственной политики и в рамках аудита не рассматривалась. В сфере занятости, демографической, жилищной и социальной политики также существуют отдельные программы и мероприятия, которые направлены исключительно на молодежь. При этом молодежь получает меры поддержки в указанных сферах и на общих основаниях с иными категориями граждан.
Мероприятия в сфере молодежной политики осуществлялись в рамках 37-ми ведомственных, долгосрочных и государственных программ (с учетом истечения срока действия одних программ и замены их новыми). Областные программы в сфере молодежной политики охватывают лишь мероприятия, осуществляемые уполномоченным органом (Министерством региональной политики). Комплексного документа, который включал бы все приоритеты, цели, задачи, направления, ожидаемые результаты государственной политики в различных сферах деятельности в отношении молодежи в Новосибирской области не существует.
3. Из 22 форм государственной поддержки, предусмотренных Законом области № 207-ОЗ, по 8-ми формам поддержка не осуществлялась. Так, государственная поддержка в форме субсидирования на конкурсной основе части процентной ставки по целевым кредитам кредитных организаций на оплату обучения Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026 отнесена к федеральным полномочиям. Не осуществлялась государственная поддержка в содействии организации молодежных жилых комплексов, предоставлении на конкурсной основе гарантий Новосибирской области по кредитам коммерческих банков на развитие предпринимательской деятельности, привлекаемым молодежными организациями, санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации.
Часть форм государственной поддержки преимущественно связана с другими сферами государственной политики. Например, целевое обучение в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 29.07.2014 № 305-п направлено на обеспечение потребности Новосибирской области в специалистах с высшим образованием в сфере здравоохранения, культуры, образования, науки и инновационной деятельности, сельского хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства. Предоставление льготного проезда студентам в пригородном железнодорожном транспорте направлено на решение проблем доступности образования (проезда до образовательных учреждений).
4. В 2013-2015 годах на мероприятия в сфере молодежной политики были направлены средства в общей сумме 3 599 227,7 тыс.руб.: в 2013 году -1 868 910,3 тыс.руб.; в 2014 году - 1 078 352,8 тыс.руб.; в 2015 году -651 964,6 тыс.руб.
Основная часть средств, направленных на молодежную политику, использована на оказание господдержки при строительстве (приобретении) жилья (62,1%). Сокращение расходов в 2015 году по сравнению с 2013 годом обусловлено уменьшением расходов на господдержку в обеспечении молодежи жильем в связи с приостановкой приема документов от граждан на предоставление субсидий с 16.11.2014 года в рамках реализации постановления правительства Новосибирской области от 14.09.2011 № 406-п (ДЦП «Стимулирование жилищного строительства»).
Установленный Законом области № 207-ОЗ размер расходов на финансирование государственных программ Новосибирской области в сфере молодежной политики и на оказание иных форм государственной поддержки (не менее 1% от расходов областного бюджета Новосибирской области), по итогам 2015 года не достигнут (0,6%).
5. Большинство показателей реализации мероприятий в сфере молодежной политики отражают количество молодых людей принявших участие в мероприятиях или получивших господдержку. По ряду мероприятий отсутствуют точные данные о количестве участников, либо количество участников отражает не только молодых людей. Кроме того, по большинству направлений отсутствует информация о количестве молодых людей, получавших господдержку на общих основаниях с другими категориями граждан (за исключением трудоустройства и профориентации молодежи, по которым центры занятости ведут учет количества молодых людей, получивших соответствующие услуги). Отсутствуют показатели, отражающие конечные результаты молодежной политики (влияние соответствующих мероприятий на молодежь в целом). Подобный показатель есть только в сфере занятости – доля безработной молодежи, который выше чем по всему населению в целом и увеличивается с 0,5% в 2013 году до 1,6% в 2015 году. По информации Министерства труда данное увеличение обусловлено тем, что молодые люди стали чаще обращаться в центры занятости, а их образование, стаж, опыт работы не в полной мере соответствует требованиям работодателей.
По остальным направлениям оценка эффективности (либо результатов) молодежной политики может быть проведена только по данным о количестве участников мероприятий и получателей господдержки. Так, количество молодых семей, получивших дополнительное пособие при рождении ребенка, в 2015 году по сравнению с 2013 годом снижается на 7,8% (с 19 679 выплат до 18 145 выплат). План по количеству выплат: в 2013 году выполнен на 100,0%, в 2014 году –100,2%, в 2015 году 91,6% (господдержка носит заявительный характер).
Количество льготных проездов учащихся в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 4,7% (с 1 864,7тыс. поездок в 2013 году до 1 951,5 тыс. поездок в 2015 году). План по количеству льготных проездов ежегодно перевыполнялся: 2013 год – на 3,6%, 2014 год – на 4,2%, 2015 год – на 15,7%.
Количество молодых людей, участвующих в мероприятиях по поддержке студенческих отрядов, в 2015 году по отношению к 2014 году снизилось на 8,6% (с 12 920 до 11 808 человек).
Общее количество человек, получивших услуги по содействию в профессиональной ориентации в 2015 году по сравнению с 2013 годом возросло на 10,3% (с 30 909 до 34 100 человек).
6. Количество молодых семей, получивших государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья сократилось в 2015 году по сравнению с 2013 годом в 11,3 раза, прежде всего из–за отмены одной из форм поддержки, осуществляемой за счет средств областного бюджета. В настоящее время поддержка осуществляется по федеральным программам поддержки молодых семей и специалистов, в том числе на селе. При этом по федеральным программам также сокращается финансирование, что может привести к невозможности обеспечения жильем всех нуждающихся за период реализации программ (по состоянию на 01.01.2016 года количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 5 375).
7. В 2013 - 2015 гг. оказана поддержка социально значимых проектов и программ, направленных на молодежную политику, которые выполняются физическими лицами и социально ориентированными некоммерческими организациями на общую сумму 57 961,0 тыс.руб. (320 программ и проектов).
При реализации мероприятий ДЦП «Государственная поддержка общественных инициатив и развития институтов гражданского общества в НСО на 2011-2016 годы» и ГП «Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в НСО на 2015-2020 годы» в нарушение Порядков предоставления грантов к участию в конкурсе были допущены заявки, в которых заявленный объем софинансирования (доля внебюджетных средств) составлял менее 25% от общего объема финансирования; при проведении конкурса был изменен объем средств на реализацию проекта, предусмотренный в заявке на участие в конкурсе; в договорах не установлен срок предоставления гранта; перечисление денежных средств по 26-ти договорам осуществлено с задержкой от 2 до 59 дней.
В нарушение Порядка предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям из областного бюджета Новосибирской области с учетом субсидий из федерального бюджета в ряде случаев к заявке не приложены требуемые для участи в конкурсе документы; к участию в конкурсе были допущены 2 заявки, в которых заявленный объем софинансирования (доля внебюджетных средств) составлял менее 25% от общего объема финансирования; с победителями конкурса заключались договоры без документов, подтверждающих софинансирование расходов на реализацию программы.
Выявлены недостатки правового регулирования вопросов предоставления грантов. Так, например, в договорах о предоставлении гранта грантополучателю разрешено допускать отклонения между статьями в смете расходов на выполнение социально значимого проекта в размере 10% от общей суммы гранта, что противоречит п.26 Порядка предоставления грантов; в Порядке предоставления грантов, а также в договорах о предоставлении грантов отсутствует условие о предоставлении финансового отчета об использовании гранта грантополучателем с приложением копий первичных документов, подтверждающих расходы.
Кроме того, установлено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 97,7 тыс.руб. при реализации проектов и программ (5 договоров).
8. С 2016 года количество подведомственных учреждений Министерства региональной политики составляет 3 единицы, что не соответствует Закону области № 207-ОЗ, в котором норматив минимального обеспечения молодежи государственными учреждениями Новосибирской области, подведомственными Министерству региональной политики, должен быть в количестве 4 единиц.
Финансирование учреждений, подведомственных Министерству региональной политики, на выполнение мероприятий ВЦП «Молодежь Новосибирской области на 2013 – 2015 годы», заключающихся в оказании государственных услуг (выполнении работ), осуществлялось в форме субсидий на выполнение государственных заданий и на иные цели, что не соответствует ст.78.1 БК РФ.
9. В ходе выборочных проверок, проведенных в Министерстве региональной политики и его подведомственных учреждений, установлен ряд нарушений и недостатков:
9.1. ГБУ АПМИ и ГБУ ЦМТ допущено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 440,4 тыс.руб., в том числе ГБУ АПМИ на сумму 143,4 тыс.руб. (средства были направленны на приобретение авиабилетов при наличии возможности их приобретения по более низкой цене), ГБУ ЦМТ на сумму 297,0 тыс.руб. (средства направленны на оплату разработки туристических маршрутов, которые в дальнейшем не использовались).
Кроме того, средства в сумме 57,1 тыс.руб. Министерством региональной политики использованы с нарушением принципа эффективности, установленного в ст.34 БК РФ (не достигнут заданный результат с использованием наименьшего объема средств, в однотипных мероприятиях, проведенных с разницей в 1 месяц, повторно приняли участие 16 молодых людей).
9.2. Установлены случаи, когда мероприятия проводились до завершения процедур определения исполнителя услуг по проведению соответствующих мероприятий, либо до заключения контракта с исполнителями услуг, что привело к нарушению ч.9 ст.70, ч.13 ст.78, п.4 ч.1 ст.93, ч.7 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ч.3 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (11 контрактов на общую сумму 1 810,5 тыс.руб., из них 8 контрактов с ГБУ «Дом молодежи», 2 – с ГБУ «АПМИ», 1 – ГБУ «ЦМТ»).
9.3. ГБУ ЦМТ в нарушение п.56, 64 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» в бухгалтерском учете учреждения в составе нематериальных активов не отражены 2 сайта (при подписании акта нарушение было устранено).
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
- министерство региональной политики Новосибирской области;
- Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Дом молодежи»;
- Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив»;
- Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр молодежного творчества».
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Законодательному Собранию Новосибирской области и Правительству Новосибирской области:
- рассмотреть возможность разработки комплексного документа (стратегии, концепции, программы, проекта), включающего все приоритеты, цели, задачи, направления, ожидаемые результаты (целевые индикаторы, показатели) государственной политики в различных сферах деятельности в отношении молодежи;
- внести изменения в Закон Новосибирской области от 12.07.2004 № 207- ОЗ «О молодежной политики в Новосибирской области» в части уточнения направлений реализации молодежной политики и форм государственной поддержки молодежи, нормативов количества подведомственных учреждений и размера финансирования молодежной политики;
- установить в нормативном правовом акте порядок финансирования выборов, деятельности Молодежного парламента Новосибирской области.
Согласно информации, поступившей в Контрольно-счетную палату Новосибирской области, в целях устранения замечаний, выявленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия, министерством региональной политики создана комиссия по рассмотрению представления и заключения Контрольно-счетной палаты Новосибирской области и разработан график по устранению замечаний.
В настоящее время министерство проводит работу по возврату использованных не по целевому назначению денежных средств субсидии (гранта) – в адрес грантополучателей направлены соответствующие письма с требованием о возврате средств (в настоящее время возвращено 0,5 тыс.руб.). Средства на мероприятия в сфере молодежной политики стали предоставляться бюджетным учреждениям в форме субсидий на оказание государственных услуг.
До конца текущего года планируется внести изменения в Закон Новосибирской области от 12.07.2014 № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области» в части уточнения направлений реализации молодежной политики и форм государственной поддержки молодежи, нормативов количества подведомственных учреждений и размера финансирования молодежной политики, а также разработать комплексный документ (стратегии, концепции, программы, проекта), включающего все приоритеты, цели, задачи, направления и ожидаемые результаты (целевые индикаторы, показатели) государственной политики в различных сферах деятельности в отношении молодежи.
Кроме того, планируется дополнить государственную программу Новосибирской области «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы» целевыми показателями, отражающими конечные и непосредственные результаты молодежной политики, установить в нормативном правовом акте порядок финансирования выборов, деятельности Молодежного парламента Новосибирской области, разработать и утвердить порядок ведения регионального реестра молодежных и детских объединений, обеспечить единый подход при составлении отчетов о проведенных мероприятиях подведомственными учреждениями.
Согласно информации, представленной ГБУ «ЦМТ», во избежание нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все сотрудники учреждения, связанные с осуществлением закупок, в декабре 2016 года прошли повышение квалификации в АНО Институт дополнительного профессионального образования «Госзаказ».
С целью предупреждения нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд планируется повышение квалификации сотрудников ГБУ «АПМИ».
Согласно информации ГБУ «Дом молодежи», усилен контроль за соблюдением процедур при осуществлении закупок, мероприятия проводятся (услуги оказываются) после заключения контрактов.
Заслушав доклад аудитора, рассмотрев и обсудив предоставленные материалы, депутаты решили:
- принять заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области к сведению;
- министерству региональной политики Новосибирской области при разработке законопроекта «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О молодежной политике в Новосибирской области» учесть замечания Контрольно-счетной палаты Новосибирской области в части предоставления мер государственной поддержки молодежи.