07 Марта 2017
Информация об устранении нарушений и недостатков, установленных в ходе аудита эффективности использования государственных средств

В декабре 2016 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области завершен аудита эффективности использования государственных средств, направленных на оказание медицинской помощи во врачебных амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных на территории Новосибирской области, в 2014-2015 годах и за текущий период 2016 года (http://www.ksp.nso.ru/news/509).
Заключение по результатам аудита эффективности было направлено Губернатору и Законодательному Собранию Новосибирской области. Результаты аудита эффективности были рассмотрены на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения 08.12.2016. Комитет рекомендовал министерству здравоохранения Новосибирской области принять меры по устранению замечаний Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
По результатам аудита министерству здравоохранения Новосибирской области и 4-м руководителям центральных районных больниц, были направлены представления. Кроме того, о выявленных нарушениях Контрольно-счетной палатой Новосибирской области были направлены информационные письма в Прокуратуру, трудовую инспекцию и Контрольное управление Новосибирской области.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия было установлено, что в Новосибирской области отсутствует порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи, в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее ТПГГ), не по территориально-участковому принципу, что является нарушением п.17 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п.16.1 ч.1 ст.5 Закона области от 28.09.2012 № 255-ОЗ «О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области». По рекомендации КСП НСО указанный Порядок утвержден приказом Минздрава НСО от 14.12.2016 № 3291.
Показатели, установленные приказом Минздрава НСО от 17.04.2012 № 685 «Об улучшении деятельности фельдшерско-акушерских пунктов в Новосибирской области», не соответствуют рекомендациям Приказа Минздравсоцразвития России № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», в части минимально необходимого перечня оснащения фельдшерско-акушерского пункта (далее – ФАП), штатных нормативов ФАП по количеству прикрепленного населения на единицу должности врачебного и среднего медицинского персонала. КСП НСО было предложено приказ Минздрава НСО от 17.04.2012 № 685 привести в соответствие с действующим законодательством. В результате рассмотрения представления приказ Минздрава НСО от 17.04.2012 № 685 был отменен.
В ходе сопоставления фактического наличия структурных подразделений медицинских организаций в населенных пунктах с рекомендуемыми характеристиками, комиссией КСП НСО установлено, что в связи с сокращением (увеличением) численности жителей в отдельных населенных пунктах не соблюдены рекомендации по организации структурных подразделений. В проверяемом периоде в Новосибирской области построены 16 фельдшерско-акушерских пунктов, в ближайшее время планируется строительство еще 6-ти фельдшерско-акушерских пунктов, при этом отсутствуют критерии отбора населенных пунктов, наиболее нуждающихся в фельдшерско-акушерских пунктах. Фельдшерско-акушерский пункт, расположенный на ст. Иня-Восточная Новосибирского района, не введен в эксплуатацию в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок.
КСП НСО предложено разработать критерии отбора населенных пунктов, наиболее нуждающихся в ФАПах и врачебных амбулаториях с учетом программ по развитию сельских территорий, а также принять меры по вводу в эксплуатацию фельдшерско-акушерского пункта, расположенного на ст. Иня-Восточная Новосибирского района.
15.11.2016 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию ФАПа на ст. Иня-Восточная Новосибирского района. В настоящее время ведется работа по оформлению документации по принятию на баланс ГБУЗ НСО «Новосибирская клиническая центральная районная больница» и получению лицензии.
Для отбора населенных пунктов, наиболее нуждающихся в фельдшерско-акушерских пунктах, министерством здравоохранения Новосибирской области, совместно с ГБУЗ НСО «МИАЦ», разработана «Модель оценки приоритетов для инвестиционного развития государственных медицинских организаций сельских районов». В настоящее время Модель оценки направлена на согласование главам муниципальных районов Новосибирской области и в комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения. В министерство строительства Новосибирской области направлен проект плана строительства ФАПов до 2019 года, который подготовлен с учетом оценки критериев, основанных на показателях технического состояния объектов доступности первичной медико-санитарной, скорой и неотложной помощи, социально экономического и демографического потенциала населенных пунктов, а также ежегодной потребности в строительстве ФАПов.
На заседании правительства 26.12.2016 Губернатор Новосибирской области дал поручение в 2017 году на треть сократить дефицит фельдшерско-акушерских пунктов, то есть построить дополнительно 25 новых модульных ФАПов.
Установлено, что наибольшая доля ФАПов (90,8% или 831 ед.) и врачебных амбулаторий (87,9% или 94 ед.) оснащены до 80,0% от стандарта, ФАПы и ВА, имеющие оснащенность менее 60,0%, отсутствуют. Во всех проверенных ФАПах (за исключением вновь построенных) отсутствуют 9 из 59 наименований оборудования. При выделении средств на оснащение новых ФАПов, Минздрав НСО не предусматривает перечень оборудования и место его установки ни в приказах об утверждении перечня медицинских организаций и объемов финансирования направленных на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы, ни в соглашениях о предоставлении субсидии, ни в госпрограмме, ни в плане реализации мероприятий госпрограммы.
В структуре отдельных врачебных амбулаторий не предусмотрены рекомендуемые Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», помещения клинической лаборатории, биохимической лаборатории, регистратуры. Кроме того, выявлены несоответствия с Санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.1.3.2630-10) к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
КСП НСО было предложено Минздраву НСО разработать план мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций (УМТБ), оказывающих первичную медицинскую помощь сельскому населению, в целях соответствия стандартам оснащения (приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н) и санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПиН 2.1.3.2630-10). При выделении средств подведомственным учреждениям на укрепление материально-технической базы утверждать перечень оборудования и места его установки.
Согласно ответу на представление, Минздрав НСО рассматривает возможность внедрения системы планирования мероприятий УМТБ на базе единой информационной системы, а также считает обоснованным дополнить существующие документы, регулирующие деятельность подведомственных учреждений в рамках выполнения мероприятий УМТБ, формами для учета перечня и места установки оборудования.
В 2015 году полностью укомплектованы врачебными кадрами амбулатории 3-х учреждений. Отсутствует врачебный персонал во врачебных амбулаториях 10 районов. Фельдшерским составом полностью укомплектованы амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты только Купинской ЦРБ. Укомплектованность фельдшерами менее 50,0% сложилась в Мошковской и в Каргатской ЦРБ.
В результате проведения проверок в подведомственных учреждениях установлены единичные нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части размещения информации об исполнении контракта и сроков исполнения обязательств по контрактам. В ГБУЗ НСО «Ордынская ЦРБ» установлено нарушение лицензионного законодательства, своевременно не внесены изменения в Устав, в связи с изменением структуры учреждения. В ГБУЗ НСО «НКЦРБ» установлено нарушение п. 16 Правил организации деятельности врачебной амбулатории, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, в части организации работы врачебных амбулаторий. В ГБУЗ НСО «Убинская ЦРБ» отсутствуют правоустанавливающие документы на часть помещений, занимаемых ФАПами. В ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ» установлены нарушения в организации и ведении бухгалтерского учета и нарушения трудового законодательства. Установлены случаи невыполнения отдельными подведомственными учреждениями в установленный срок комплекса мероприятий, направленных на развитие первичной медико-санитарной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения НСО от 07.04.2016 № 887 (ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ», ГБУЗ НСО «Ордынская ЦРБ»).
По предложению КСП НСО Минздравом НСО усилен контроль за деятельностью подведомственных учреждений, в том числе в части: соблюдения требований лицензионного законодательства, законодательства о закупках, Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи и за исполнением комплекса мероприятий, направленных на развитие первичной медико-санитарной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения НСО от 07.04.2016 № 887. Учреждения активно решают вопросы укрепления кадрового потенциала путем профориентации школьников, личных встреч с выпускниками средних медицинских учреждений Новосибирской области, размещения информации о вакансиях на сайтах учреждений, центров занятости и сайтах по трудоустройству. ГБУЗ НСО «Убинская ЦРБ» ведется работа по заключению договоров аренды на помещения, занимаемые ФАПами. ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ» внесены изменения в Положение об оплате труда, в трудовые договоры работников внесены изменения в части показателей оценки качества работы, произведен перерасчет заработной платы в соответствии с фактически отработанным временем, лица, допустившие нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности. ГБУЗ НСО «Ордынская ЦРБ» 22.12.2016 переоформлена лицензия на осуществление медицинской деятельности, в связи с изменением структуры учреждения в части количества, наименования и места нахождения структурных подразделений, с декабря 2016 года проводятся подготовительные мероприятия по внесению изменений в Устав учреждения.
Согласно ответу Прокуратуры НСО по итогам рассмотрения информации КСП НСО, 25.01.2017 прокурор Ордынского района внес главному врачу ГБУЗ НСО «Ордынская ЦРБ» представление, возбудил дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
Заключение по результатам аудита эффективности было направлено Губернатору и Законодательному Собранию Новосибирской области. Результаты аудита эффективности были рассмотрены на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения 08.12.2016. Комитет рекомендовал министерству здравоохранения Новосибирской области принять меры по устранению замечаний Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
По результатам аудита министерству здравоохранения Новосибирской области и 4-м руководителям центральных районных больниц, были направлены представления. Кроме того, о выявленных нарушениях Контрольно-счетной палатой Новосибирской области были направлены информационные письма в Прокуратуру, трудовую инспекцию и Контрольное управление Новосибирской области.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия было установлено, что в Новосибирской области отсутствует порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи, в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее ТПГГ), не по территориально-участковому принципу, что является нарушением п.17 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п.16.1 ч.1 ст.5 Закона области от 28.09.2012 № 255-ОЗ «О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области». По рекомендации КСП НСО указанный Порядок утвержден приказом Минздрава НСО от 14.12.2016 № 3291.
Показатели, установленные приказом Минздрава НСО от 17.04.2012 № 685 «Об улучшении деятельности фельдшерско-акушерских пунктов в Новосибирской области», не соответствуют рекомендациям Приказа Минздравсоцразвития России № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», в части минимально необходимого перечня оснащения фельдшерско-акушерского пункта (далее – ФАП), штатных нормативов ФАП по количеству прикрепленного населения на единицу должности врачебного и среднего медицинского персонала. КСП НСО было предложено приказ Минздрава НСО от 17.04.2012 № 685 привести в соответствие с действующим законодательством. В результате рассмотрения представления приказ Минздрава НСО от 17.04.2012 № 685 был отменен.
В ходе сопоставления фактического наличия структурных подразделений медицинских организаций в населенных пунктах с рекомендуемыми характеристиками, комиссией КСП НСО установлено, что в связи с сокращением (увеличением) численности жителей в отдельных населенных пунктах не соблюдены рекомендации по организации структурных подразделений. В проверяемом периоде в Новосибирской области построены 16 фельдшерско-акушерских пунктов, в ближайшее время планируется строительство еще 6-ти фельдшерско-акушерских пунктов, при этом отсутствуют критерии отбора населенных пунктов, наиболее нуждающихся в фельдшерско-акушерских пунктах. Фельдшерско-акушерский пункт, расположенный на ст. Иня-Восточная Новосибирского района, не введен в эксплуатацию в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок.
КСП НСО предложено разработать критерии отбора населенных пунктов, наиболее нуждающихся в ФАПах и врачебных амбулаториях с учетом программ по развитию сельских территорий, а также принять меры по вводу в эксплуатацию фельдшерско-акушерского пункта, расположенного на ст. Иня-Восточная Новосибирского района.
15.11.2016 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию ФАПа на ст. Иня-Восточная Новосибирского района. В настоящее время ведется работа по оформлению документации по принятию на баланс ГБУЗ НСО «Новосибирская клиническая центральная районная больница» и получению лицензии.
Для отбора населенных пунктов, наиболее нуждающихся в фельдшерско-акушерских пунктах, министерством здравоохранения Новосибирской области, совместно с ГБУЗ НСО «МИАЦ», разработана «Модель оценки приоритетов для инвестиционного развития государственных медицинских организаций сельских районов». В настоящее время Модель оценки направлена на согласование главам муниципальных районов Новосибирской области и в комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения. В министерство строительства Новосибирской области направлен проект плана строительства ФАПов до 2019 года, который подготовлен с учетом оценки критериев, основанных на показателях технического состояния объектов доступности первичной медико-санитарной, скорой и неотложной помощи, социально экономического и демографического потенциала населенных пунктов, а также ежегодной потребности в строительстве ФАПов.
На заседании правительства 26.12.2016 Губернатор Новосибирской области дал поручение в 2017 году на треть сократить дефицит фельдшерско-акушерских пунктов, то есть построить дополнительно 25 новых модульных ФАПов.
Установлено, что наибольшая доля ФАПов (90,8% или 831 ед.) и врачебных амбулаторий (87,9% или 94 ед.) оснащены до 80,0% от стандарта, ФАПы и ВА, имеющие оснащенность менее 60,0%, отсутствуют. Во всех проверенных ФАПах (за исключением вновь построенных) отсутствуют 9 из 59 наименований оборудования. При выделении средств на оснащение новых ФАПов, Минздрав НСО не предусматривает перечень оборудования и место его установки ни в приказах об утверждении перечня медицинских организаций и объемов финансирования направленных на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы, ни в соглашениях о предоставлении субсидии, ни в госпрограмме, ни в плане реализации мероприятий госпрограммы.
В структуре отдельных врачебных амбулаторий не предусмотрены рекомендуемые Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», помещения клинической лаборатории, биохимической лаборатории, регистратуры. Кроме того, выявлены несоответствия с Санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.1.3.2630-10) к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
КСП НСО было предложено Минздраву НСО разработать план мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций (УМТБ), оказывающих первичную медицинскую помощь сельскому населению, в целях соответствия стандартам оснащения (приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н) и санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПиН 2.1.3.2630-10). При выделении средств подведомственным учреждениям на укрепление материально-технической базы утверждать перечень оборудования и места его установки.
Согласно ответу на представление, Минздрав НСО рассматривает возможность внедрения системы планирования мероприятий УМТБ на базе единой информационной системы, а также считает обоснованным дополнить существующие документы, регулирующие деятельность подведомственных учреждений в рамках выполнения мероприятий УМТБ, формами для учета перечня и места установки оборудования.
В 2015 году полностью укомплектованы врачебными кадрами амбулатории 3-х учреждений. Отсутствует врачебный персонал во врачебных амбулаториях 10 районов. Фельдшерским составом полностью укомплектованы амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты только Купинской ЦРБ. Укомплектованность фельдшерами менее 50,0% сложилась в Мошковской и в Каргатской ЦРБ.
В результате проведения проверок в подведомственных учреждениях установлены единичные нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части размещения информации об исполнении контракта и сроков исполнения обязательств по контрактам. В ГБУЗ НСО «Ордынская ЦРБ» установлено нарушение лицензионного законодательства, своевременно не внесены изменения в Устав, в связи с изменением структуры учреждения. В ГБУЗ НСО «НКЦРБ» установлено нарушение п. 16 Правил организации деятельности врачебной амбулатории, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, в части организации работы врачебных амбулаторий. В ГБУЗ НСО «Убинская ЦРБ» отсутствуют правоустанавливающие документы на часть помещений, занимаемых ФАПами. В ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ» установлены нарушения в организации и ведении бухгалтерского учета и нарушения трудового законодательства. Установлены случаи невыполнения отдельными подведомственными учреждениями в установленный срок комплекса мероприятий, направленных на развитие первичной медико-санитарной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения НСО от 07.04.2016 № 887 (ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ», ГБУЗ НСО «Ордынская ЦРБ»).
По предложению КСП НСО Минздравом НСО усилен контроль за деятельностью подведомственных учреждений, в том числе в части: соблюдения требований лицензионного законодательства, законодательства о закупках, Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи и за исполнением комплекса мероприятий, направленных на развитие первичной медико-санитарной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения НСО от 07.04.2016 № 887. Учреждения активно решают вопросы укрепления кадрового потенциала путем профориентации школьников, личных встреч с выпускниками средних медицинских учреждений Новосибирской области, размещения информации о вакансиях на сайтах учреждений, центров занятости и сайтах по трудоустройству. ГБУЗ НСО «Убинская ЦРБ» ведется работа по заключению договоров аренды на помещения, занимаемые ФАПами. ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ» внесены изменения в Положение об оплате труда, в трудовые договоры работников внесены изменения в части показателей оценки качества работы, произведен перерасчет заработной платы в соответствии с фактически отработанным временем, лица, допустившие нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности. ГБУЗ НСО «Ордынская ЦРБ» 22.12.2016 переоформлена лицензия на осуществление медицинской деятельности, в связи с изменением структуры учреждения в части количества, наименования и места нахождения структурных подразделений, с декабря 2016 года проводятся подготовительные мероприятия по внесению изменений в Устав учреждения.
Согласно ответу Прокуратуры НСО по итогам рассмотрения информации КСП НСО, 25.01.2017 прокурор Ордынского района внес главному врачу ГБУЗ НСО «Ордынская ЦРБ» представление, возбудил дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.