22 Декабря 2016
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела экспертизу проекта госпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринима-тельства в Новосибирской области на 2017 – 2022 годы»

Финансово-экономическая экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017 – 2022 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы направлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее - Минпромторг НСО) письмом от 28.11.2016.
Проект госпрограммы, размещен на официальном сайте Минпромторга НСО в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minrpp.nso.ru/page/694.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Целью государственной программы согласно Паспорту является «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости», что, по мнению КСП НСО, не в полной мере соответствуют п.10 Методических указаний, в которых установлено, что цель государственной программы - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации государственной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации.
В приложении к проекту госпрограммы «Основные мероприятия» цель формулируется как «создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики».
2. Финансирование проекта госпрограммы за весь период ее реализации планируется в объеме 17 334 399,2 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 2 283 826,5 тыс.руб., областного бюджета – 776 713,7 тыс.руб., местного бюджета – 147 910,0 тыс.руб., внебюджетных источников – 14 113 832,0 тыс.руб. При этом в разрезе периодов реализации госпрограммы (2017-2022 гг.) общий объем, указанный в проекте госпрограммы, не равен сумме расходов по источникам финансирования.
Объемы финансирования в паспорте проекта госпрограммы соответствуют проекту закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017год и плановый период 2018 и 2019 годов» в части средств областного бюджета (на 2017 год – 126 319,0 тыс.руб., 2018 год – 155 537,3 тыс.руб., 2019 год – 155 537,3 тыс.руб.).
3. К концу периода реализации госпрограммы (2022 год) по сравнению с базовым годом (2016 год) планируется достижение следующих основных результатов:
- рост количества СМиСП с 47,6 до 48,1 единиц на 1тыс.человек населения;
- рост доли обрабатывающей промышленности в обороте СМиСП с 16,5% до 17,0%;
- рост доли среднесписочной численности работников, занятых у СМиСП, в общей численности занятого населения с 39,2% до 40,0%;
- рост коэффициента «рождаемости» СМиСП с 142 до 145 единиц;
- количество СМиСП, получивших государственную поддержку в рамках реализации мероприятий государственной программы составит 15 000 единиц;
- рост количества вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации госпрограммы с 510 до 820 единиц;
- доля муниципальных образований, на территории которых зафиксирована положительная динамика роста среднесписочной численности малых и средних предприятий – 40,0%;
- ежегодный темп роста выручки (доходов) от реализации товаров (работ, услуг) СМиСП – получателей финансовой поддержки не менее 110%;
- количество заключенных СМиСП при содействии центра координации поддержки экспортно ориентированных СмиСП и регионального интегрированного центра договоров на поставку товаров, работ, услуг за пределы территории РФ за весь период реализации государственной программы составит 282 единицы;
- количество СМиСП, реализующих инновационные проекты и проекты по модернизации производства в рамках госпрограммы составит 1 800 единиц;
- доля кредитов СМиСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличится с 31,8% до 32%.
При этом в проекте госпрограммы не раскрыта взаимосвязь с другими программами и мероприятиями, которые могут оказывать влияние на достижение ее целей и результатов.
4. В проекте госпрограммы отсутствуют целевые показатели, отражающие наличие и перспективное решение ряда обозначенных в ней проблем (недостаточная информированность СМиСП; нехватка персонала требуемой квалификации; низкая доступность финансовых ресурсов, производственных и офисных помещений и производственного оборудования). Ряд мероприятий необходимо дополнить индивидуальными показателями результативности.
5. В Порядке предоставления субсидий СМиСП имеется неопределенность в части состава условий предоставления субсидий и последствий их невыполнения.
Условия оказания поддержки, установленные в приложении № 1 к Порядку, к условиям предоставления субсидий прямо не отнесены. Порядок также не содержит положений о необходимости возврата субсидий в случае нарушения условия оказания поддержки, установленных в приложении № 1 к Порядку.
6. Порядок предоставления имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП, – центрам прототипирования и инжиниринговым центрам регулируя вопросы приобретения имущества (оборудования) и его закрепления за ГУП НСО «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства», фактически не регулирует порядок и условия дальнейшей передачи оборудования и отбора организаций, которые будут его непосредственно использовать, осуществляя деятельность центров прото-типирования и инжиниринговых центров.
В проекте госпрограммы указано, что доходы, полученные ГУП «НОЦРПП» от использования государственного имущества Новосибирской области, приобретенного в целях оснащения (дооснащения) центров прототипирования и региональных центров инжиниринга, направляются на дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры Новосибирской области в соответствие с уставной деятельностью ГУП «НОЦРПП», без указания размера полученного дохода (по расчетам КСП НСО не менее 80,0 млн.руб. в год) и конкретных мероприятий.
7. В Госпрограмме Министерству промышленности НСО предусмотрены средства на строительство бизнес-инкубатора (15 000,0 тыс.руб. в 2017 году) и межбюджетные субсидии на инженерную инфраструктуру Кампуса технопарка Новосибирского Академгородка (5 800,0 тыс.руб.) в п. Ложок. При этом осуществление капитальных вложений в объекты областной собственности отнесено к полномочиям Министерства строительства НСО.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила государственному заказчику- координатору программы – Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
- дополнить программу целевыми показателями, отражающими наличие и решение обозначенных в ней проблем; уточнить показатели результативности предоставления субсидий на реализацию муниципальных программ;
- раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения целей и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования; уточнить порядок финансирования мероприятий программы;
- предусмотреть ассигнования на капитальные вложения Министерству строительства НСО;
дополнить проект госпрограммы конкретными мероприятиями, направленными на развитие инновационной инфраструктуры, за счет внебюджетных источников (доходов ГУП «НОЦРПП» от использования государственного имущества), либо изменить систему распределения имущества, передав его в оперативное управление государственного органа (учреждения) или в областную казну, и регулировать его дальнейшее использование, в т.ч. определять требования к организациям, получающим оборудование в пользование;
- устранить техническую ошибку по несоответствию общего объема финансирования по госпрограмме сумме расходов по источникам финансирования.
Проект госпрограммы направлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее - Минпромторг НСО) письмом от 28.11.2016.
Проект госпрограммы, размещен на официальном сайте Минпромторга НСО в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minrpp.nso.ru/page/694.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Целью государственной программы согласно Паспорту является «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости», что, по мнению КСП НСО, не в полной мере соответствуют п.10 Методических указаний, в которых установлено, что цель государственной программы - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации государственной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации.
В приложении к проекту госпрограммы «Основные мероприятия» цель формулируется как «создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики».
2. Финансирование проекта госпрограммы за весь период ее реализации планируется в объеме 17 334 399,2 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 2 283 826,5 тыс.руб., областного бюджета – 776 713,7 тыс.руб., местного бюджета – 147 910,0 тыс.руб., внебюджетных источников – 14 113 832,0 тыс.руб. При этом в разрезе периодов реализации госпрограммы (2017-2022 гг.) общий объем, указанный в проекте госпрограммы, не равен сумме расходов по источникам финансирования.
Объемы финансирования в паспорте проекта госпрограммы соответствуют проекту закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017год и плановый период 2018 и 2019 годов» в части средств областного бюджета (на 2017 год – 126 319,0 тыс.руб., 2018 год – 155 537,3 тыс.руб., 2019 год – 155 537,3 тыс.руб.).
3. К концу периода реализации госпрограммы (2022 год) по сравнению с базовым годом (2016 год) планируется достижение следующих основных результатов:
- рост количества СМиСП с 47,6 до 48,1 единиц на 1тыс.человек населения;
- рост доли обрабатывающей промышленности в обороте СМиСП с 16,5% до 17,0%;
- рост доли среднесписочной численности работников, занятых у СМиСП, в общей численности занятого населения с 39,2% до 40,0%;
- рост коэффициента «рождаемости» СМиСП с 142 до 145 единиц;
- количество СМиСП, получивших государственную поддержку в рамках реализации мероприятий государственной программы составит 15 000 единиц;
- рост количества вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации госпрограммы с 510 до 820 единиц;
- доля муниципальных образований, на территории которых зафиксирована положительная динамика роста среднесписочной численности малых и средних предприятий – 40,0%;
- ежегодный темп роста выручки (доходов) от реализации товаров (работ, услуг) СМиСП – получателей финансовой поддержки не менее 110%;
- количество заключенных СМиСП при содействии центра координации поддержки экспортно ориентированных СмиСП и регионального интегрированного центра договоров на поставку товаров, работ, услуг за пределы территории РФ за весь период реализации государственной программы составит 282 единицы;
- количество СМиСП, реализующих инновационные проекты и проекты по модернизации производства в рамках госпрограммы составит 1 800 единиц;
- доля кредитов СМиСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличится с 31,8% до 32%.
При этом в проекте госпрограммы не раскрыта взаимосвязь с другими программами и мероприятиями, которые могут оказывать влияние на достижение ее целей и результатов.
4. В проекте госпрограммы отсутствуют целевые показатели, отражающие наличие и перспективное решение ряда обозначенных в ней проблем (недостаточная информированность СМиСП; нехватка персонала требуемой квалификации; низкая доступность финансовых ресурсов, производственных и офисных помещений и производственного оборудования). Ряд мероприятий необходимо дополнить индивидуальными показателями результативности.
5. В Порядке предоставления субсидий СМиСП имеется неопределенность в части состава условий предоставления субсидий и последствий их невыполнения.
Условия оказания поддержки, установленные в приложении № 1 к Порядку, к условиям предоставления субсидий прямо не отнесены. Порядок также не содержит положений о необходимости возврата субсидий в случае нарушения условия оказания поддержки, установленных в приложении № 1 к Порядку.
6. Порядок предоставления имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП, – центрам прототипирования и инжиниринговым центрам регулируя вопросы приобретения имущества (оборудования) и его закрепления за ГУП НСО «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства», фактически не регулирует порядок и условия дальнейшей передачи оборудования и отбора организаций, которые будут его непосредственно использовать, осуществляя деятельность центров прото-типирования и инжиниринговых центров.
В проекте госпрограммы указано, что доходы, полученные ГУП «НОЦРПП» от использования государственного имущества Новосибирской области, приобретенного в целях оснащения (дооснащения) центров прототипирования и региональных центров инжиниринга, направляются на дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры Новосибирской области в соответствие с уставной деятельностью ГУП «НОЦРПП», без указания размера полученного дохода (по расчетам КСП НСО не менее 80,0 млн.руб. в год) и конкретных мероприятий.
7. В Госпрограмме Министерству промышленности НСО предусмотрены средства на строительство бизнес-инкубатора (15 000,0 тыс.руб. в 2017 году) и межбюджетные субсидии на инженерную инфраструктуру Кампуса технопарка Новосибирского Академгородка (5 800,0 тыс.руб.) в п. Ложок. При этом осуществление капитальных вложений в объекты областной собственности отнесено к полномочиям Министерства строительства НСО.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила государственному заказчику- координатору программы – Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
- дополнить программу целевыми показателями, отражающими наличие и решение обозначенных в ней проблем; уточнить показатели результативности предоставления субсидий на реализацию муниципальных программ;
- раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения целей и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования; уточнить порядок финансирования мероприятий программы;
- предусмотреть ассигнования на капитальные вложения Министерству строительства НСО;
дополнить проект госпрограммы конкретными мероприятиями, направленными на развитие инновационной инфраструктуры, за счет внебюджетных источников (доходов ГУП «НОЦРПП» от использования государственного имущества), либо изменить систему распределения имущества, передав его в оперативное управление государственного органа (учреждения) или в областную казну, и регулировать его дальнейшее использование, в т.ч. определять требования к организациям, получающим оборудование в пользование;
- устранить техническую ошибку по несоответствию общего объема финансирования по госпрограмме сумме расходов по источникам финансирования.