29 Декабря 2016
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области выступила с докладом на расширенном семинаре-коллегии министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова приняла участие в работе расширенного семинара-коллегии министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области. Заседание было посвящено подведению итогов деятельности государственных финансовых органов Новосибирской области за 2016 год, обсуждению перспектив и постановке задач на 2017 год и плановый период.
В работе расширенного семинара-коллегии министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области приняли участие: Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий, первый заместитель Губернатора Новосибирской области В.М. Знатков, сотрудники аппарата Полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе, руководитель Управления федерального казначейства по Новосибирской области, руководство областных налоговых органов, руководитель Контрольного управления Новосибирской области, сотрудники департамента финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска и руководители управлений финансов и налоговой политики муниципальных районов Новосибирской области.
Елена Анатольевна выступила с докладом о перспективах взаимодействия контрольно-счетных и финансовых органов в районах Новосибирской области. В частности, она сказала: «Безусловно, финансовые органы, находящиеся в городах и районах Новосибирской области, играют важную роль в организации бюджетного процесса, формировании и исполнении как областного, так и местных бюджетов. Финансовые органы также осуществляют финансовый контроль, рассматривая расчеты и обоснования участников бюджетного процесса на стадии составления проекта бюджета, санкционируя операции на стадии исполнения бюджета, принимая и проверяя отчетность об исполнении бюджета.
В последние годы увеличилась роль районных финансовых органов в организации бюджетного процесса в сельских поселениях. Министерство финансов НСО и его территориальные органы проводят экспертизу проектов бюджетов высокодотационных поселений. Управления финансов обеспечивают свод и консолидацию отчетности муниципальных образований. В большинстве поселений лицевые счета муниципальных органов и учреждений ведутся с использованием областной информационной системы при помощи работников управлений финансов.
Мы всегда положительно оценивали централизацию финансовых функций на районном уровне, более того, видим необходимость и положительный опыт более глубокой централизации, включая функции по ведению бухгалтерского учета администраций и учреждений поселений. У нас есть ряд замечаний по оформлению передачи полномочий, в большинстве районов не заключаются соглашения о передаче полномочий и формально поселения должны их выполнять самостоятельно, хотя не имеют для этого необходимых кадровых и технических возможностей. В начале года мы направили в Министерство финансов НСО свои предложения по этому вопросу и надеемся, что со следующего года ситуация изменится.
Контрольно-счетные органы осуществляют в основном последующий контроль, проводя экспертизу внесенного проекта бюджета, контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по вопросам использования бюджетных средств, а также внешнюю проверку бюджетной отчетности. Контрольно-счетная палата НСО ежегодно проводит внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований и тематические мероприятия по контролю за использованием целевых межбюджетных трансфертов.
Анализ межбюджетных отношений в Новосибирской области и состояния местных бюджетов изначально были отнесены к задачам палаты. Результаты наших мероприятий позволяют определять типичные нарушения и недостатки в бюджетном процессе муниципальных образований, а также изменения в этой сфере. Мы периодически обобщаем результаты нашего контроля и доводим до сведения всех заинтересованных лиц соответствующие методические материалы. В 2015 году подготовленные нами методические пособия были изданы советом муниципальных образований Новосибирской области. Заключения о проверках высокодотационных муниципальных образований, в том числе проведенной в этом году, размещены на сайте палаты.
В своих заключениях мы отмечаем постепенное повышение качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях Новосибирской области. Это результат как создания системы муниципальных контрольно-счетных органов, работающих на профессиональной основе, так и активизации работы финансовых органов по устранению имеющихся нарушений и недостатков. Мы видим, что Министерство финансов НСО также обращает на это внимание, доводит до финансовых органов соответствующую информацию, проводит методические совещания с работниками управлений финансов.
В условиях динамично развивающегося бюджетного законодательства сложно ожидать, что нарушения при осуществлении бюджетного процесса в муниципальных образованиях исчезнут совсем. Муниципальным органам сложно поспевать за изменениями законодательства и своевременно приводить свою правовую базу и деятельность в соответствие с новыми требованиями. Так, последние два года мы отмечаем, что в большинстве муниципальных образований не решена задача по организации внутреннего финансового контроля. В большинстве случаев все еще не приняты правовые акты, регулирующие порядок его осуществления.
Но, к сожалению, еще часто встречаются типовые нарушения, на которые палата в своих заключениях, указывала уже много лет назад. Для решения ряда таких проблем требуется принять меры на областном уровне. Так, нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления нарушаются почти в половине муниципальных образований. Это показывают данные наших проверок и мониторинга Министерства финансов НСО. Мы уже много лет отмечает, что способ установления нормативов (в рублях на одного жителя) приводит к недостаточности средств для небольших по численности жителей поселений. Все, с кем мы обсуждали эту проблему, признают необходимость изменения ситуации. Последние два года предложения платы по изменению способа установления нормативов рассматриваются рабочей группой при Министерстве финансов НСО. По нашему мнению, изменения можно и необходимо внести уже в начале 2017 года.
Меры для устранения других нарушений могут быть приняты финансовыми органами на местах. Хочу обратить внимание на нарушения в бюджетном учете и отчетности. С апреля 2016 года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере, а также увеличены штрафы, предусмотрена дисквалификация за повторные нарушения. При этом во многих поселениях сохраняется такое типичное нарушение как неотражение в учете и отчетности уставных фондов унитарных предприятий. Прошу вас обратить внимание на это при приемке отчетности поселений за 2016 год. Если исправления будут внесены до утверждения отчетности, должностные лица поселений освобождаются от административной ответственности за это нарушение.
Также нет положительных изменений в части бюджетной отчетности по местным налогам. Согласно инструкции, финансовые органы должны согласовать сроки преставления отчетности об исполнении местных бюджетов в части доходов, администрируемых налоговыми органами. Но администрации поселений бюджетной отчетности по местным налогам не получают и отчетность об исполнении бюджетов, в т.ч. консолидированного, не содержит информации о задолженности по местным налогам. Возможно, следует организовать централизованное получение соответствующей информации от налоговых органов в разрезе муниципальных образований для последующего включения в бюджетную отчетность поселений.
Финансовые органы также участвуют в разработке и реализации мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Управлениями финансов со всеми высокодотационными поселениями заключены соответствующие соглашения. В сельских поселениях довольно сложно найти реальные проекты по развитию экономического и доходного потенциала. В большинстве случаев соответствующие планы имеют формальный характер, а примеры действительно результативных мер редки. Но вместе с тем, ряд, на наш взгляд очевидных мер, по-прежнему, не планируется и не реализуется. Во многих поселениях унитарные предприятия освобождены от перечисления в бюджет части прибыли и платы за найм муниципального жилья. Эти доходы невелики, но имеются случаи, когда даже они неправомерно остаются в распоряжении предприятий.
Очень разная картина складывается со ставками и льготами по местным налогам. В одних районах все поселения устанавливают ставки в максимально возможном размере. В других ставка существенно меньше. При этом на федеральном уровне конкретные меры по увеличению доходов бюджетов стали условием предоставления кредитов и дотаций регионам. У нас в области соглашения с высокодотационными поселениями таких конкретных мер пока не содержат.
Методики распределения финансовой помощи также приводят к тому, что муниципальным образованиям не выгодно увеличивать собственные доходы, поскольку на эту же сумму уменьшатся трансферты из областного бюджета. Полномочиями по распределению финансовой помощи поселениям у нас наделены муниципальные районы, но в большинстве случаев они воспроизводят областные методики со всеми их недостатками. На управления финансов возложены функции по контролю за использованием районами субвенций, предоставляемых им на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям. Однако в этом году в 2-х из 3-х районов мы увидели, что при распределении дотаций допускались нарушения, на которые мы указывали в 2011 году и для предотвращения которых были подготовлены Методические рекомендации Министерства финансов НСО.
В завершение хотелось бы отметить необходимость развития информационного взаимодействия между контрольно-счетными и финансовыми органами. Между Контрольно-счетной палатой и Министерством финансов НСО действует соглашение, по которому мы имеем доступ к информационной системе исполнения областного бюджета с рабочих мест наших сотрудников. Это позволяет оперативно получать необходимую информацию и существенно повысить эффективность финансового контроля. Такой же доступ к информационной системе необходим и муниципальным контрольно-счетным органам, в т.ч. в части бюджетов поселений, которые передали полномочия по финансовому контролю на уровень района. Палате также необходим доступ к данным по местным бюджетам, в которых мы проводим проверки. На наш взгляд, для этого не требуется заключать отдельные соглашения с каждым муниципальным образованием, поскольку право на доступ к информационным системам объектов контроля прямо предусмотрено в федеральном законе о контрольно-счетных органах. Можно включить положение о доступе контрольно-счетных органов в договоры о включении муниципальных информационных ресурсов в состав областной информационной системы Управления бюджетными процессами».
С заключительным словом к участникам расширенного семинара-коллегии министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области обратился Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий.
В работе расширенного семинара-коллегии министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области приняли участие: Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий, первый заместитель Губернатора Новосибирской области В.М. Знатков, сотрудники аппарата Полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе, руководитель Управления федерального казначейства по Новосибирской области, руководство областных налоговых органов, руководитель Контрольного управления Новосибирской области, сотрудники департамента финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска и руководители управлений финансов и налоговой политики муниципальных районов Новосибирской области.
Елена Анатольевна выступила с докладом о перспективах взаимодействия контрольно-счетных и финансовых органов в районах Новосибирской области. В частности, она сказала: «Безусловно, финансовые органы, находящиеся в городах и районах Новосибирской области, играют важную роль в организации бюджетного процесса, формировании и исполнении как областного, так и местных бюджетов. Финансовые органы также осуществляют финансовый контроль, рассматривая расчеты и обоснования участников бюджетного процесса на стадии составления проекта бюджета, санкционируя операции на стадии исполнения бюджета, принимая и проверяя отчетность об исполнении бюджета.
В последние годы увеличилась роль районных финансовых органов в организации бюджетного процесса в сельских поселениях. Министерство финансов НСО и его территориальные органы проводят экспертизу проектов бюджетов высокодотационных поселений. Управления финансов обеспечивают свод и консолидацию отчетности муниципальных образований. В большинстве поселений лицевые счета муниципальных органов и учреждений ведутся с использованием областной информационной системы при помощи работников управлений финансов.
Мы всегда положительно оценивали централизацию финансовых функций на районном уровне, более того, видим необходимость и положительный опыт более глубокой централизации, включая функции по ведению бухгалтерского учета администраций и учреждений поселений. У нас есть ряд замечаний по оформлению передачи полномочий, в большинстве районов не заключаются соглашения о передаче полномочий и формально поселения должны их выполнять самостоятельно, хотя не имеют для этого необходимых кадровых и технических возможностей. В начале года мы направили в Министерство финансов НСО свои предложения по этому вопросу и надеемся, что со следующего года ситуация изменится.
Контрольно-счетные органы осуществляют в основном последующий контроль, проводя экспертизу внесенного проекта бюджета, контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по вопросам использования бюджетных средств, а также внешнюю проверку бюджетной отчетности. Контрольно-счетная палата НСО ежегодно проводит внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований и тематические мероприятия по контролю за использованием целевых межбюджетных трансфертов.
Анализ межбюджетных отношений в Новосибирской области и состояния местных бюджетов изначально были отнесены к задачам палаты. Результаты наших мероприятий позволяют определять типичные нарушения и недостатки в бюджетном процессе муниципальных образований, а также изменения в этой сфере. Мы периодически обобщаем результаты нашего контроля и доводим до сведения всех заинтересованных лиц соответствующие методические материалы. В 2015 году подготовленные нами методические пособия были изданы советом муниципальных образований Новосибирской области. Заключения о проверках высокодотационных муниципальных образований, в том числе проведенной в этом году, размещены на сайте палаты.
В своих заключениях мы отмечаем постепенное повышение качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях Новосибирской области. Это результат как создания системы муниципальных контрольно-счетных органов, работающих на профессиональной основе, так и активизации работы финансовых органов по устранению имеющихся нарушений и недостатков. Мы видим, что Министерство финансов НСО также обращает на это внимание, доводит до финансовых органов соответствующую информацию, проводит методические совещания с работниками управлений финансов.
В условиях динамично развивающегося бюджетного законодательства сложно ожидать, что нарушения при осуществлении бюджетного процесса в муниципальных образованиях исчезнут совсем. Муниципальным органам сложно поспевать за изменениями законодательства и своевременно приводить свою правовую базу и деятельность в соответствие с новыми требованиями. Так, последние два года мы отмечаем, что в большинстве муниципальных образований не решена задача по организации внутреннего финансового контроля. В большинстве случаев все еще не приняты правовые акты, регулирующие порядок его осуществления.
Но, к сожалению, еще часто встречаются типовые нарушения, на которые палата в своих заключениях, указывала уже много лет назад. Для решения ряда таких проблем требуется принять меры на областном уровне. Так, нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления нарушаются почти в половине муниципальных образований. Это показывают данные наших проверок и мониторинга Министерства финансов НСО. Мы уже много лет отмечает, что способ установления нормативов (в рублях на одного жителя) приводит к недостаточности средств для небольших по численности жителей поселений. Все, с кем мы обсуждали эту проблему, признают необходимость изменения ситуации. Последние два года предложения платы по изменению способа установления нормативов рассматриваются рабочей группой при Министерстве финансов НСО. По нашему мнению, изменения можно и необходимо внести уже в начале 2017 года.
Меры для устранения других нарушений могут быть приняты финансовыми органами на местах. Хочу обратить внимание на нарушения в бюджетном учете и отчетности. С апреля 2016 года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере, а также увеличены штрафы, предусмотрена дисквалификация за повторные нарушения. При этом во многих поселениях сохраняется такое типичное нарушение как неотражение в учете и отчетности уставных фондов унитарных предприятий. Прошу вас обратить внимание на это при приемке отчетности поселений за 2016 год. Если исправления будут внесены до утверждения отчетности, должностные лица поселений освобождаются от административной ответственности за это нарушение.
Также нет положительных изменений в части бюджетной отчетности по местным налогам. Согласно инструкции, финансовые органы должны согласовать сроки преставления отчетности об исполнении местных бюджетов в части доходов, администрируемых налоговыми органами. Но администрации поселений бюджетной отчетности по местным налогам не получают и отчетность об исполнении бюджетов, в т.ч. консолидированного, не содержит информации о задолженности по местным налогам. Возможно, следует организовать централизованное получение соответствующей информации от налоговых органов в разрезе муниципальных образований для последующего включения в бюджетную отчетность поселений.
Финансовые органы также участвуют в разработке и реализации мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Управлениями финансов со всеми высокодотационными поселениями заключены соответствующие соглашения. В сельских поселениях довольно сложно найти реальные проекты по развитию экономического и доходного потенциала. В большинстве случаев соответствующие планы имеют формальный характер, а примеры действительно результативных мер редки. Но вместе с тем, ряд, на наш взгляд очевидных мер, по-прежнему, не планируется и не реализуется. Во многих поселениях унитарные предприятия освобождены от перечисления в бюджет части прибыли и платы за найм муниципального жилья. Эти доходы невелики, но имеются случаи, когда даже они неправомерно остаются в распоряжении предприятий.
Очень разная картина складывается со ставками и льготами по местным налогам. В одних районах все поселения устанавливают ставки в максимально возможном размере. В других ставка существенно меньше. При этом на федеральном уровне конкретные меры по увеличению доходов бюджетов стали условием предоставления кредитов и дотаций регионам. У нас в области соглашения с высокодотационными поселениями таких конкретных мер пока не содержат.
Методики распределения финансовой помощи также приводят к тому, что муниципальным образованиям не выгодно увеличивать собственные доходы, поскольку на эту же сумму уменьшатся трансферты из областного бюджета. Полномочиями по распределению финансовой помощи поселениям у нас наделены муниципальные районы, но в большинстве случаев они воспроизводят областные методики со всеми их недостатками. На управления финансов возложены функции по контролю за использованием районами субвенций, предоставляемых им на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям. Однако в этом году в 2-х из 3-х районов мы увидели, что при распределении дотаций допускались нарушения, на которые мы указывали в 2011 году и для предотвращения которых были подготовлены Методические рекомендации Министерства финансов НСО.
В завершение хотелось бы отметить необходимость развития информационного взаимодействия между контрольно-счетными и финансовыми органами. Между Контрольно-счетной палатой и Министерством финансов НСО действует соглашение, по которому мы имеем доступ к информационной системе исполнения областного бюджета с рабочих мест наших сотрудников. Это позволяет оперативно получать необходимую информацию и существенно повысить эффективность финансового контроля. Такой же доступ к информационной системе необходим и муниципальным контрольно-счетным органам, в т.ч. в части бюджетов поселений, которые передали полномочия по финансовому контролю на уровень района. Палате также необходим доступ к данным по местным бюджетам, в которых мы проводим проверки. На наш взгляд, для этого не требуется заключать отдельные соглашения с каждым муниципальным образованием, поскольку право на доступ к информационным системам объектов контроля прямо предусмотрено в федеральном законе о контрольно-счетных органах. Можно включить положение о доступе контрольно-счетных органов в договоры о включении муниципальных информационных ресурсов в состав областной информационной системы Управления бюджетными процессами».
С заключительным словом к участникам расширенного семинара-коллегии министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области обратился Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий.