20 Октября 2016
Информация об устранении нарушений и недостатков, установленных по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Убинского и Чистоозерного районов Новосибирской области
В 2015 году Контрольно-счетной палатой Новосибирской области совместно с контрольно-счетными органами муниципальных районов была проведена проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Убинского и Чистоозерного районов Новосибирской области за 2014 год.
Заключение по результатам проверки, содержащее описанием типичных для муниципальных образований нарушений и недостатков, размещено на сайте палаты в разделе «Анализ типичных нарушений».
Результаты проверки были рассмотрены на заседаниях комитетов Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению (10.02.2016) и по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности (16.03.2015). Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рекомендовал:
1) министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области продолжить оказание методологической и консультационной помощи муниципальным образованиям Новосибирской области в реализации мер, направленных на устранение нарушений при составлении, утверждении и исполнении местных бюджетов, ведении бюджетного учета, формировании отчетности;
2) органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области принять дополнительные меры по устранению нарушений и недостатков в бюджетном процессе и межбюджетных отношениях с учетом результатов контроля и предложений Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
3) Совету по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области рассмотреть на своем заседании заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Убинского и Чистоозерного районов Новосибирской области за 2014 год.
Заключение по результатам проверки было рассмотрено Советом по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области 27 мая 2016 года на выездном заседании в городе Обь. Заслушав доклад заместителя председателя палаты П.В. Подковырина, Совет рекомендовал представительным органам муниципальных районов и городских округов учесть данную информацию при работе с муниципальными бюджетами.
По результатам проверки главам всех 30-ти проверенных муниципальных образований (МО) были направлены представления с предложениями по устранению установленных нарушений и недостатков.
В ответах на представления администрации МО сообщили, что ими были приняты необходимые для устранения нарушений и недостатков меры. Приняты недостающие правовые акты, регулирующие бюджетный процесс. Отменены неправомерно установленные льготы по земельному налогу. Содержание решений о местных бюджетах, бюджетных росписей, кассовых планов, бюджетных смет, реестров расходных обязательств и закупок, осуществленных без заключения контрактов, приведено в соответствие с установленными законодательством требованиями. Устранены несоответствия в бюджетном учете и отчетности.
Всего по результатам рассмотрения представлений принято 130 муниципальных правовых актов, 17 должностных лиц местных администраций привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проверки было установлено, что администрации поселений не заключили соглашение о передаче полномочий по ведению лицевых счетов получателей средств местных бюджетов и санкционированию их операций с администрациями муниципальных районов.
До 2015 года, проводя проверки исполнения местных бюджетов, палата отмечала активную работу по заключению соглашений о передаче администрациям муниципальных районов полномочий финансовых органов поселений. И хотя палата устанавливала недостатки при передаче полномочий, в целом оценка этой практики была положительной. Однако, как показала проверка 2015 года, практика заключения соглашений прекращена. На представления палаты с предложением заключить соглашения о передаче полномочий финансового органа администрации поселений ответили, что они сами будут осуществлять эти полномочия.
При этом кадровый, финансовый, материально-технический потенциал сельских поселений недостаточен для полноценного осуществления этих полномочий. Прежде всего, администрации поселений не обладают необходимым программным обеспечением для осуществления полномочий финансового органа по ведению лицевых счетов и санкционирования операций получателей бюджетных средств. На практике для ведения лицевых счетов и санкционирования операций получателей средств бюджетов поселений используется информационная система (программный продукт), аналогичный применяемому при исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных районов. Фактически полномочия финансового органа в информационной системе реализуют должностные лица района, а не поселения.
В ходе ранее проведенных мероприятий палата указывала на проблему отсутствия в администрациях муниципальных районов подразделений (должностных лиц), на которые были бы возложены полномочия финансового органа района. Основные функции финансового органа в районах фактически осуществляют должностные лица управлений финансов и налоговой политики (территориальных органов министерства). Изменение варианта кассового обслуживания бюджетов поселений без оформления передачи соответствующих полномочий администрации района фактически распространяет эту проблему на администрации поселений. Должностные лица администраций поселений не будут выполнять бюджетные полномочия финансового органа, которые формально останутся на них возложены. Такая ситуация не будет способствовать сокращению числа нарушений при осуществлении полномочий финансовых органов поселений.
По мнению палаты, включение поселений в единую областную информационную систему и изменение варианта кассового обслуживания бюджетов поселений следует производить после юридического оформления передачи полномочий финансовых органов поселений на уровень района и предоставления администрациям поселений прав на использование областной информационной системы (программного продукта). В этом случае централизация бюджетных полномочий финансовых органов поселений будет являться законной и администрации поселений правомерно не будут исполнять соответствующие полномочия. Такой порядок также будет более понятен и прозрачен для администраций поселений, создаст условия для ответственного выполнения остающихся у администраций поселений полномочий. Соответствующие предложения направлены в Министерство финансов НСО.
Проверенные поселения ограниченно используют возможность централизации закупок. В Убинском районе поселения передали району полномочия по размещению заказов (и трансферты на их осуществление). При этом соглашения не учитывали положения нового законодательства о контрактной системе и фактически районом не исполнились. Закупки в основном осуществляются у единственного поставщика в небольших суммах (не более 100,0 тыс.руб.). Частым нарушением является неразмещение на общероссийском сайте информации об исполнении контрактов.
По информации администраций Убинского района и поселений, заключенные в 2011 году соглашения о передаче району полномочий по размещению заказов были расторгнуты. В 2016 году были заключены новые соглашения, которые соответствуют законодательству о контрактной системе.
В соответствии со ст.269.1 Бюджетного кодекса РФ финансовые органы местных администраций при санкционировании операций должны осуществлять контроль за соответствием представленных документов информации, размещенной в реестре контрактов на общероссийском сайте. Неосуществление финансовыми органами поселений санкционирования операций также является типичным нарушением и не позволяет предотвращать соответствующие нарушения. Для предотвращения нарушений потребуется интеграция программного обеспечения бюджетного процесса и информационной системы закупок. В связи с этим повышается актуальность передачи контрольных полномочий финансовых органов поселений органам Федерального казначейства или финансовым органам районов.
В представлениях палата предложила администрациям поселений разместить на общероссийском сайте информации об исполнении контрактов, заключенных в 2014 году. Однако многими поселениями это сделано не было, нарушения в части неразмещения информации допускались и в 2015-2016 гг. Так, в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2015 год было установлено, что администрация Раисинского сельсовета Убинского района не разместила на официальном сайте информацию об исполнении и оплате контракта от 05.10.2015 № 5 на капитальный ремонт здания учреждения культуры. При этом выполненные работы по контракту были приняты в полном объеме 23.10.2015.
Информация о неразмещении на общероссийском сайте информации об исполнении контрактов была направлена в контрольный орган в сфере закупок (Контрольное управление НСО) для принятия мер в соответствии с его полномочиями.
В ряде проверенных поселений были превышены нормативы формирования расходов на оплату труда глав, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления, утвержденные Постановлением Администрации области от 28.12.2007 № 206-па.
Поскольку соблюдение указанных нормативов согласно ст.136 БК РФ является условием получения межбюджетных трансфертов, их нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях. В отношении глав 11-ти поселений были составлены протоколы об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых мировыми судьями были наложены штрафы в размере по 10 тыс.руб.
В ходе ранее проведенных мероприятий палата неоднократно отмечала, в поселениях с небольшой численностью населения норматив явно недостаточен для финансирования необходимых расходов на содержание органов местного самоуправления. Так, для поселения с населением 200 чел. сумма расходов на содержание администрации по нормативу в 5 раз меньше, чем в поселениях с численностью населения 1000 чел., однако фактическая численность работников администрации и расходы в такой пропорции не уменьшаются. В сентябре 2016 года предложения палаты по совершенствованию подходов к установлению нормативов были рассмотрены на рабочей группе Министерства финансов НСО по межбюджетным отношениям. Предложения палаты получили поддержку глав районов, входящих в состав рабочей группы. На очередном заседании рабочей группы будет рассмотрена информация глав о результатах сравнения действующей методики и предложений палаты.
Из бюджетов ряда проверенных поселений финансировались расходы, не связанные с решением вопросов, отнесенных законодательством к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления (строительство гаражей для областной противопожарной службы, содержание домов ветеранов).
Запрет на осуществление таких расходов для высокодотационных муниципальных образований установлен в ст.136 БК РФ, его нарушение также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях. Нарушение в части предоставления муниципальному району межбюджетных трансфертов на содержание домов ветеранов было включено в протоколы об административных правонарушениях, составленных в отношении глав 15-ти поселений Убинского района.
По информации администраций Убинского района и поселений, соглашения о передаче району трансфертов на содержание домов ветеранов расторгнуты. Вместе с тем, проблема статуса и содержания специализированных домов ветеранов, пожилых и инвалидов существует и в других районах области. В части районов дома ветеранов могут являться отделениями муниципальных учреждений социального обслуживания и жилые помещения предоставляются в них соответствующим категориям граждан в особом порядке (по отдельной очереди). В других районах дома ветеранов могут утратить особый статус, а жилые помещения используются на общих основаниях. В связи с этим палата направила в Министерство социального развития НСО письмо с предложением определить общие принципы функционирования домов ветеранов, существующих в Новосибирской области.
Министерство социального развития НСО сообщило, что в целях единого подхода к осуществлению деятельности специализированных домов главам районов было направлено письмо об исключении специализированных домов из состава комплексных центров социального обслуживания. Субвенция на осуществление переданных районам государственных полномочий по социальному обслуживанию населения для содержания специализированных домов использоваться не может. Органы местного самоуправления имеют право использовать собственные средства на осуществление не переданных им полномочий по созданию и содержанию специализированных домов ветеранов, пожилых и инвалидов. КСП НСО отмечает, что у большинства районов Новосибирской области высокий уровень дотационности, и реализация этого права запрещена ст.136 БК РФ.
Случаи использования средств местных бюджетов для строительства (приобретения, ремонта) гаражей для областной противопожарной службы были установлены в 2-х проверенных поселениях. Однако в ходе ранее проведенных мероприятий такие случаи также неоднократно устанавливались. Подобная практика поддерживается органами государственной власти. Палата направила письмо в Главное управление МЧС России по Новосибирской области и предложила определить, в каких населенных пунктах в ближайшее время невозможно создать подразделения государственной противопожарной службы и целесообразно создание организаций добровольной пожарной охраны. В этом случае муниципальные образования смогут оказывать организациям добровольной пожарной охраны финансовую и имущественную помощь на законных основаниях. Главное управление МЧС России по Новосибирской области сообщило, что имеющиеся замечания будут учтены в дальнейшей работе по координации деятельности государственной противопожарной службы и добровольной пожарной охраны.
В нарушение ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ муниципальное имущество предоставлялось в пользование без проведения торгов. В ряде случаев плата за наем муниципального жилья не собирается или остается в распоряжении собирающих ее муниципальных предприятий. В отдельных поселениях муниципальные предприятия получили прибыль, но не перечислили ее часть в местные бюджеты.
В ответ на преставление палаты администрация Новопесчаного сельсовета Чистоозерного района сообщила, что договор с ООО «ЖЭК» расторгнут. Администрации Барабо-Юдинского и Прибрежного сельсовета Чистоозерного района получили согласие Управления Федеральной антимонопольной службы по НСО на заключение договора безвозмездного пользования с ООО «Чистоозерные тепловые сети» без проведения торгов в порядке предоставления муниципальной преференции. Поселения также планируют меры для зачисления в бюджет платы за наем муниципальных жилых помещений и части прибыли муниципальных унитарных предприятий (по переводу жилого фонда из хозяйственного ведения предприятия в казну или на баланс администрации или муниципального учреждения; установлению порядка и сроков перечисления части прибыли в бюджет).
В нарушение ст.78 БК РФ, ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ субсидии юридическим лицам из местных бюджетов на общую сумму 6 161,8 тыс.руб. предоставлялись в случаях, не предусмотренных решениями о бюджетах либо без согласия антимонопольного органа на предоставление преференций.
Информация о признаках нарушения законодательства о защите конкуренции при предоставлении субсидий направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. Решения по результатам рассмотрения информации в части поселений Убинского и Чистоозерного района еще не принимались. По результатам рассмотрения информации, направленной в прошлые годы, Управлением Федеральной антимонопольной службы по НСО наложены штрафы на сумму 401,9 тыс.руб., вынесено 9 предписаний и предупреждений об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
В ряде проверенных поселений допускались случаи финансирования расходов с превышением утвержденных в решении о бюджете ассигнований. В ходе проверки, проведенной в 2016 году совместно с ревизионной комиссией Убинского района, подобное нарушение было установлено и в администрации Убинского района.
В ответах на представления администрации МО сообщили, что будут соблюдать установленные решениями о бюджете объемы бюджетных ассигнований. Следует отметить, что в 2013 году в связи с внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях были отменены статьи областного закона, устанавливавшие административную ответственность за финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом или с превышением утвержденных лимитов. В Кодексе об административных правонарушениях аналогичные нормы не появились.
В Убинском районе соглашения о передаче поселениям полномочий муниципального района в части оплаты коммунальных услуг районных учреждений не соответствует сути отношений сторон (полномочия не могут быть переданы без соответствующих учреждений или прав на их имущество). Эта ситуация сохранилась с предыдущей проверки, проведенной палатой в 2009 году.
Для устранения этого нарушения палата предложила поселениям расторгнуть соглашения о передаче полномочий. Учреждения района должны самостоятельно оплачивать потребляемые коммунальные услуги за счет средств бюджета района либо приобретать уголь для использования в своих котельных. Котельные поселений в Убинском районе закреплены за муниципальными учреждениями или предприятиями, которые могут оказывать школам коммунальные услуги по установленным тарифам. По информации администрации района, соглашения о передаче полномочий расторгнуты, учреждения района заключили договоры на предоставление коммунальных услуг.
В ходе проверки также было установлено, что Методические рекомендации Министерства финансов НСО по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений по-прежнему приводят к сохранению ряда недостатков при распределении дотаций поселениям (в частности рекомендации не предусматриваются использование показателей налогового потенциала).
Предложения о внесении изменений в Методические рекомендации были направлены в Министерство финансов НСО, рассмотрение этого вопроса включено в план рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений на 2016 год.
Заключение по результатам проверки, содержащее описанием типичных для муниципальных образований нарушений и недостатков, размещено на сайте палаты в разделе «Анализ типичных нарушений».
Результаты проверки были рассмотрены на заседаниях комитетов Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению (10.02.2016) и по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности (16.03.2015). Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рекомендовал:
1) министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области продолжить оказание методологической и консультационной помощи муниципальным образованиям Новосибирской области в реализации мер, направленных на устранение нарушений при составлении, утверждении и исполнении местных бюджетов, ведении бюджетного учета, формировании отчетности;
2) органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области принять дополнительные меры по устранению нарушений и недостатков в бюджетном процессе и межбюджетных отношениях с учетом результатов контроля и предложений Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
3) Совету по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области рассмотреть на своем заседании заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Убинского и Чистоозерного районов Новосибирской области за 2014 год.
Заключение по результатам проверки было рассмотрено Советом по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области 27 мая 2016 года на выездном заседании в городе Обь. Заслушав доклад заместителя председателя палаты П.В. Подковырина, Совет рекомендовал представительным органам муниципальных районов и городских округов учесть данную информацию при работе с муниципальными бюджетами.
По результатам проверки главам всех 30-ти проверенных муниципальных образований (МО) были направлены представления с предложениями по устранению установленных нарушений и недостатков.
В ответах на представления администрации МО сообщили, что ими были приняты необходимые для устранения нарушений и недостатков меры. Приняты недостающие правовые акты, регулирующие бюджетный процесс. Отменены неправомерно установленные льготы по земельному налогу. Содержание решений о местных бюджетах, бюджетных росписей, кассовых планов, бюджетных смет, реестров расходных обязательств и закупок, осуществленных без заключения контрактов, приведено в соответствие с установленными законодательством требованиями. Устранены несоответствия в бюджетном учете и отчетности.
Всего по результатам рассмотрения представлений принято 130 муниципальных правовых актов, 17 должностных лиц местных администраций привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проверки было установлено, что администрации поселений не заключили соглашение о передаче полномочий по ведению лицевых счетов получателей средств местных бюджетов и санкционированию их операций с администрациями муниципальных районов.
До 2015 года, проводя проверки исполнения местных бюджетов, палата отмечала активную работу по заключению соглашений о передаче администрациям муниципальных районов полномочий финансовых органов поселений. И хотя палата устанавливала недостатки при передаче полномочий, в целом оценка этой практики была положительной. Однако, как показала проверка 2015 года, практика заключения соглашений прекращена. На представления палаты с предложением заключить соглашения о передаче полномочий финансового органа администрации поселений ответили, что они сами будут осуществлять эти полномочия.
При этом кадровый, финансовый, материально-технический потенциал сельских поселений недостаточен для полноценного осуществления этих полномочий. Прежде всего, администрации поселений не обладают необходимым программным обеспечением для осуществления полномочий финансового органа по ведению лицевых счетов и санкционирования операций получателей бюджетных средств. На практике для ведения лицевых счетов и санкционирования операций получателей средств бюджетов поселений используется информационная система (программный продукт), аналогичный применяемому при исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных районов. Фактически полномочия финансового органа в информационной системе реализуют должностные лица района, а не поселения.
В ходе ранее проведенных мероприятий палата указывала на проблему отсутствия в администрациях муниципальных районов подразделений (должностных лиц), на которые были бы возложены полномочия финансового органа района. Основные функции финансового органа в районах фактически осуществляют должностные лица управлений финансов и налоговой политики (территориальных органов министерства). Изменение варианта кассового обслуживания бюджетов поселений без оформления передачи соответствующих полномочий администрации района фактически распространяет эту проблему на администрации поселений. Должностные лица администраций поселений не будут выполнять бюджетные полномочия финансового органа, которые формально останутся на них возложены. Такая ситуация не будет способствовать сокращению числа нарушений при осуществлении полномочий финансовых органов поселений.
По мнению палаты, включение поселений в единую областную информационную систему и изменение варианта кассового обслуживания бюджетов поселений следует производить после юридического оформления передачи полномочий финансовых органов поселений на уровень района и предоставления администрациям поселений прав на использование областной информационной системы (программного продукта). В этом случае централизация бюджетных полномочий финансовых органов поселений будет являться законной и администрации поселений правомерно не будут исполнять соответствующие полномочия. Такой порядок также будет более понятен и прозрачен для администраций поселений, создаст условия для ответственного выполнения остающихся у администраций поселений полномочий. Соответствующие предложения направлены в Министерство финансов НСО.
Проверенные поселения ограниченно используют возможность централизации закупок. В Убинском районе поселения передали району полномочия по размещению заказов (и трансферты на их осуществление). При этом соглашения не учитывали положения нового законодательства о контрактной системе и фактически районом не исполнились. Закупки в основном осуществляются у единственного поставщика в небольших суммах (не более 100,0 тыс.руб.). Частым нарушением является неразмещение на общероссийском сайте информации об исполнении контрактов.
По информации администраций Убинского района и поселений, заключенные в 2011 году соглашения о передаче району полномочий по размещению заказов были расторгнуты. В 2016 году были заключены новые соглашения, которые соответствуют законодательству о контрактной системе.
В соответствии со ст.269.1 Бюджетного кодекса РФ финансовые органы местных администраций при санкционировании операций должны осуществлять контроль за соответствием представленных документов информации, размещенной в реестре контрактов на общероссийском сайте. Неосуществление финансовыми органами поселений санкционирования операций также является типичным нарушением и не позволяет предотвращать соответствующие нарушения. Для предотвращения нарушений потребуется интеграция программного обеспечения бюджетного процесса и информационной системы закупок. В связи с этим повышается актуальность передачи контрольных полномочий финансовых органов поселений органам Федерального казначейства или финансовым органам районов.
В представлениях палата предложила администрациям поселений разместить на общероссийском сайте информации об исполнении контрактов, заключенных в 2014 году. Однако многими поселениями это сделано не было, нарушения в части неразмещения информации допускались и в 2015-2016 гг. Так, в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2015 год было установлено, что администрация Раисинского сельсовета Убинского района не разместила на официальном сайте информацию об исполнении и оплате контракта от 05.10.2015 № 5 на капитальный ремонт здания учреждения культуры. При этом выполненные работы по контракту были приняты в полном объеме 23.10.2015.
Информация о неразмещении на общероссийском сайте информации об исполнении контрактов была направлена в контрольный орган в сфере закупок (Контрольное управление НСО) для принятия мер в соответствии с его полномочиями.
В ряде проверенных поселений были превышены нормативы формирования расходов на оплату труда глав, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления, утвержденные Постановлением Администрации области от 28.12.2007 № 206-па.
Поскольку соблюдение указанных нормативов согласно ст.136 БК РФ является условием получения межбюджетных трансфертов, их нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях. В отношении глав 11-ти поселений были составлены протоколы об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых мировыми судьями были наложены штрафы в размере по 10 тыс.руб.
В ходе ранее проведенных мероприятий палата неоднократно отмечала, в поселениях с небольшой численностью населения норматив явно недостаточен для финансирования необходимых расходов на содержание органов местного самоуправления. Так, для поселения с населением 200 чел. сумма расходов на содержание администрации по нормативу в 5 раз меньше, чем в поселениях с численностью населения 1000 чел., однако фактическая численность работников администрации и расходы в такой пропорции не уменьшаются. В сентябре 2016 года предложения палаты по совершенствованию подходов к установлению нормативов были рассмотрены на рабочей группе Министерства финансов НСО по межбюджетным отношениям. Предложения палаты получили поддержку глав районов, входящих в состав рабочей группы. На очередном заседании рабочей группы будет рассмотрена информация глав о результатах сравнения действующей методики и предложений палаты.
Из бюджетов ряда проверенных поселений финансировались расходы, не связанные с решением вопросов, отнесенных законодательством к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления (строительство гаражей для областной противопожарной службы, содержание домов ветеранов).
Запрет на осуществление таких расходов для высокодотационных муниципальных образований установлен в ст.136 БК РФ, его нарушение также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях. Нарушение в части предоставления муниципальному району межбюджетных трансфертов на содержание домов ветеранов было включено в протоколы об административных правонарушениях, составленных в отношении глав 15-ти поселений Убинского района.
По информации администраций Убинского района и поселений, соглашения о передаче району трансфертов на содержание домов ветеранов расторгнуты. Вместе с тем, проблема статуса и содержания специализированных домов ветеранов, пожилых и инвалидов существует и в других районах области. В части районов дома ветеранов могут являться отделениями муниципальных учреждений социального обслуживания и жилые помещения предоставляются в них соответствующим категориям граждан в особом порядке (по отдельной очереди). В других районах дома ветеранов могут утратить особый статус, а жилые помещения используются на общих основаниях. В связи с этим палата направила в Министерство социального развития НСО письмо с предложением определить общие принципы функционирования домов ветеранов, существующих в Новосибирской области.
Министерство социального развития НСО сообщило, что в целях единого подхода к осуществлению деятельности специализированных домов главам районов было направлено письмо об исключении специализированных домов из состава комплексных центров социального обслуживания. Субвенция на осуществление переданных районам государственных полномочий по социальному обслуживанию населения для содержания специализированных домов использоваться не может. Органы местного самоуправления имеют право использовать собственные средства на осуществление не переданных им полномочий по созданию и содержанию специализированных домов ветеранов, пожилых и инвалидов. КСП НСО отмечает, что у большинства районов Новосибирской области высокий уровень дотационности, и реализация этого права запрещена ст.136 БК РФ.
Случаи использования средств местных бюджетов для строительства (приобретения, ремонта) гаражей для областной противопожарной службы были установлены в 2-х проверенных поселениях. Однако в ходе ранее проведенных мероприятий такие случаи также неоднократно устанавливались. Подобная практика поддерживается органами государственной власти. Палата направила письмо в Главное управление МЧС России по Новосибирской области и предложила определить, в каких населенных пунктах в ближайшее время невозможно создать подразделения государственной противопожарной службы и целесообразно создание организаций добровольной пожарной охраны. В этом случае муниципальные образования смогут оказывать организациям добровольной пожарной охраны финансовую и имущественную помощь на законных основаниях. Главное управление МЧС России по Новосибирской области сообщило, что имеющиеся замечания будут учтены в дальнейшей работе по координации деятельности государственной противопожарной службы и добровольной пожарной охраны.
В нарушение ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ муниципальное имущество предоставлялось в пользование без проведения торгов. В ряде случаев плата за наем муниципального жилья не собирается или остается в распоряжении собирающих ее муниципальных предприятий. В отдельных поселениях муниципальные предприятия получили прибыль, но не перечислили ее часть в местные бюджеты.
В ответ на преставление палаты администрация Новопесчаного сельсовета Чистоозерного района сообщила, что договор с ООО «ЖЭК» расторгнут. Администрации Барабо-Юдинского и Прибрежного сельсовета Чистоозерного района получили согласие Управления Федеральной антимонопольной службы по НСО на заключение договора безвозмездного пользования с ООО «Чистоозерные тепловые сети» без проведения торгов в порядке предоставления муниципальной преференции. Поселения также планируют меры для зачисления в бюджет платы за наем муниципальных жилых помещений и части прибыли муниципальных унитарных предприятий (по переводу жилого фонда из хозяйственного ведения предприятия в казну или на баланс администрации или муниципального учреждения; установлению порядка и сроков перечисления части прибыли в бюджет).
В нарушение ст.78 БК РФ, ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ субсидии юридическим лицам из местных бюджетов на общую сумму 6 161,8 тыс.руб. предоставлялись в случаях, не предусмотренных решениями о бюджетах либо без согласия антимонопольного органа на предоставление преференций.
Информация о признаках нарушения законодательства о защите конкуренции при предоставлении субсидий направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. Решения по результатам рассмотрения информации в части поселений Убинского и Чистоозерного района еще не принимались. По результатам рассмотрения информации, направленной в прошлые годы, Управлением Федеральной антимонопольной службы по НСО наложены штрафы на сумму 401,9 тыс.руб., вынесено 9 предписаний и предупреждений об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
В ряде проверенных поселений допускались случаи финансирования расходов с превышением утвержденных в решении о бюджете ассигнований. В ходе проверки, проведенной в 2016 году совместно с ревизионной комиссией Убинского района, подобное нарушение было установлено и в администрации Убинского района.
В ответах на представления администрации МО сообщили, что будут соблюдать установленные решениями о бюджете объемы бюджетных ассигнований. Следует отметить, что в 2013 году в связи с внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях были отменены статьи областного закона, устанавливавшие административную ответственность за финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом или с превышением утвержденных лимитов. В Кодексе об административных правонарушениях аналогичные нормы не появились.
В Убинском районе соглашения о передаче поселениям полномочий муниципального района в части оплаты коммунальных услуг районных учреждений не соответствует сути отношений сторон (полномочия не могут быть переданы без соответствующих учреждений или прав на их имущество). Эта ситуация сохранилась с предыдущей проверки, проведенной палатой в 2009 году.
Для устранения этого нарушения палата предложила поселениям расторгнуть соглашения о передаче полномочий. Учреждения района должны самостоятельно оплачивать потребляемые коммунальные услуги за счет средств бюджета района либо приобретать уголь для использования в своих котельных. Котельные поселений в Убинском районе закреплены за муниципальными учреждениями или предприятиями, которые могут оказывать школам коммунальные услуги по установленным тарифам. По информации администрации района, соглашения о передаче полномочий расторгнуты, учреждения района заключили договоры на предоставление коммунальных услуг.
В ходе проверки также было установлено, что Методические рекомендации Министерства финансов НСО по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений по-прежнему приводят к сохранению ряда недостатков при распределении дотаций поселениям (в частности рекомендации не предусматриваются использование показателей налогового потенциала).
Предложения о внесении изменений в Методические рекомендации были направлены в Министерство финансов НСО, рассмотрение этого вопроса включено в план рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений на 2016 год.