31 Августа 2016
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова приняла участие в работе межрегионального семинара-совещания «Определение приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017 год», прошедшего 19 августа в г. Улан-Удэ.

В соответствии с планом работы Совета контрольно-счётных органов при Счётной палате Российской Федерации на 2016 год, 19 августа 2016 года, в городе Улан-Удэ, состоялся межрегиональный семинар-совещание «Определение приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017 год».
В работе семинара-совещания приняли участие: и.о. председателя Народного Хурала Республики Бурятия, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, мэр г. Улан-Удэ, министр финансов Республики Бурятия, заместитель министра экономики Республики Бурятия, депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, руководители контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского, Дальневосточного, Уральского, Центрального, Приволжского, Южного, Северо-Кавказского и Северо-Западного федеральных округов.
Кроме того, в работе семинара-совещания приняли участие Вице-президент Европейской организации региональных органов внешнего контроля государственных финансов (ЕВРОРАИ)-глава Финансовой инспекции кантона Вале/Швейцария; Главный менеджер Управления по аудиту Монголии; главный аудитор Столичного управления по аудиту Монголии; заместитель руководителя научно-экспертного центра Государственного НИИ Системного анализа Счетной палаты РФ.
С приветствием к участникам межрегионального семинара-совещания обратились и.о. председателя Народного Хурала Республики Бурятия Б.Н. Батоев, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия И.М. Егоров и мэр г. Улан-Удэ А.М. Голков.
С приветственным словом выступили: Вице-президент ЕВРОРАИ-глава Финансовой инспекции кантона Вале/Швейцария Кристиан Мелли и Главный менеджер Управления по аудиту Монголии Эрдэнэ Отгон.
В ходе совещания были заслушаны выступления:
-Министра финансов Республики Бурятия И.Ю. Шутенкова «Становление и развитие государственных финансов Республики Бурятия»;
-Председателя КСП г. Москвы В.А. Двуреченских «Аудит эффективности-приоритет деятельности контрольно-счетных органов»;
-Председателя КСП Ростовской области В.И. Хрипуна «Основные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности при формировании плана КСП Ростовской области на 2017 год»;
-Руководителя столичного управления по аудиту Монголии, главного аудитора столицы Цэмбэл Очирбата «Проблемы реализации закона о государственном аудите Монголии и их решение»;
- Председателя Счетной палаты Тюменской области Д.О. Огородникова «Об опыте взаимодействия СП Тюменской области с правительством региона в части организации контроля за исполнением представлений»»;
- Председателя Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончаровой «Определение приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017»;
- Председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края В.В. Кондрашева «Осуществление полномочий Контрольно-счетной палаты края по экспертизе и контролю государственных программ края»»;
-Председателя КСП города Магнитогорска В.А. Корсакова «Административная ответственность»;
-Председателя Контрольно-счётной палаты Забайкальского края С.А. Доробалюк «Акцент на предварительный контроль при планировании контрольной деятельности в целях предупреждения бюджетных нарушений»;
- Председателя Счетной палаты Республики Бурятия Е.В. Пегасова «Об опыте планирования и реализации контрольных мероприятий, обязательных для исполнения региональными контрольно-счетными органами в силу требований бюджетного законодательства»;
Заслушав выступления участники совещания согласовали резолюцию межрегионального семинара-совещания:
«Участники межрегионального семинара - представители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по итогам обсуждения актуальных проблем, связанных с планированием контрольной деятельности на 2017 год в целях осуществления всестороннего полномасштабного внешнего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, отмечают следующее:
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы наделены самостоятельностью в формировании и утверждении планов работы, что позволяет наглядно продемонстрировать один из аспектов реализации принципа независимости системы государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации.
В связи с этим вопросам выбора приоритетов в осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности следует обращать особое внимание при планировании работы каждого контрольно-счетного органа.
Нормами действующего бюджетного законодательства Российской Федерации органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля наделены существенными полномочиями по предупреждению, пресечению бюджетных правонарушений и устранению негативных последствий, возникших вследствие нецелевого, неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.
В частности, изменениями, внесенными в статью 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, впервые на законодательном уровне к компетенции контрольно-счетных органов было отнесено проведение аудита эффективности бюджетных расходов, направленного на определение экономности и результативности использования публичных ресурсов.
В целях предупреждения возможных нарушений требований бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы внешнего финансового контроля наделены полномочиями по проведению финансовых экспертиз законопроектов (проектов правовых актов представительных органов местного самоуправления) о бюджетах, проектов законов (решений), влияющих на объемы расходных обязательств публично-правовых образований, нормативных правовых актов органов исполнительной власти (местных администраций), в том числе проектов государственных (муниципальных) программ.
Необходимо отметить, что в настоящий момент все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования ощутили на себе последствия экономических санкций: сокращаются доходы бюджетов.
Вследствие вышеуказанного во главу угла становится вопрос эффективности использования бюджетных ресурсов, достижения максимального социально-экономического эффекта при минимуме необходимых затрат, что, в свою очередь, возлагает на контрольно-счетные органы дополнительную ответственность за результативность, полноту, своевременность и качество проводимых мероприятий.
При этом следует отметить, что функционал контрольно-счетных органов не ограничивается вопросами, которые могут быть запланированы ими по собственной инициативе.
Существует ряд правовых норм, содержащих обязательные для исполнения органами ВГ(М)ФК требования при формировании планов работы .
К таковым следует отнести:
• нормы бюджетного законодательства, возлагающие обязанность по проведению конкретных мероприятий (пункт 3 части 4 статьи 136 БК);
• нормы иных федеральных законов, регламентирующих статус должностных лиц государственных органов, имеющих право давать обязательные для исполнения указания (пункты 1 и 4 статьи 22 Закона о прокуратуре, пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о Следственном комитете);
• нормы региональных законов, регламентирующих деятельность КСО субъектов и муниципальных образований, в которых перечислены вопросы, подлежащие обязательному включению в планы работы.
С учетом изложенного, участники семинара полагают, что реализация полномочий контрольно-счетных органов возможна при условии грамотного планирования, учитывающего потенциал контрольного органа, позволяющего соблюсти баланс между мероприятиями, проведение которых является целесообразным в определенных условиях, и мероприятиями, подлежащими обязательному исполнению в силу закона.
Обсудив вопросы определения приоритетов планирования контрольной деятельности на 2017 год, участники межрегионального семинара считают необходимым рекомендовать КСО субъектов Российской Федерации следующее:
• при расстановке приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017 год учитывать задачи, поставленные Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации при определении направлений бюджетной политики на очередной год и плановый период;
• сконцентрировать работу на контрольной деятельности по тем направлениям бюджетных расходов, где задействованы значительные бюджетные ресурсы, учитывая, что в условиях жестких финансовых ограничениях, в которых формируются бюджеты субъектов, резко возрастают запросы общества на справедливость и законность распределения и использования средств налогоплательщиков, являющихся источником формирования доходов бюджетов;
• рассмотреть возможность включения в планы работы КСО субъектов РФ и муниципальных образований на 2017 год мероприятий по проведению аудита эффективности использования бюджетных средств по наиболее актуальным направлениям финансового контроля;
• активизировать работу по реализации полномочий контрольно-счетных органов в рамках предварительного контроля, обратив особое внимание на финансово-экономическую экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов;
• обеспечить комплексный, сквозной и непрерывный контроль за реализацией государственных (муниципальных) программ, как основополагающих элементов государственного стратегического планирования, направленного на динамичное социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований в целях улучшения уровня качества жизни;
• разработать и утвердить стандарты государственного (муниципального) внешнего финансового контроля по направлениям контрольной деятельности, носящим обязательный характер в силу требований действующего законодательства, в том числе учитывающие особенности взаимоотношений с правоохранительными органами.»
В работе семинара-совещания приняли участие: и.о. председателя Народного Хурала Республики Бурятия, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, мэр г. Улан-Удэ, министр финансов Республики Бурятия, заместитель министра экономики Республики Бурятия, депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, руководители контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского, Дальневосточного, Уральского, Центрального, Приволжского, Южного, Северо-Кавказского и Северо-Западного федеральных округов.
Кроме того, в работе семинара-совещания приняли участие Вице-президент Европейской организации региональных органов внешнего контроля государственных финансов (ЕВРОРАИ)-глава Финансовой инспекции кантона Вале/Швейцария; Главный менеджер Управления по аудиту Монголии; главный аудитор Столичного управления по аудиту Монголии; заместитель руководителя научно-экспертного центра Государственного НИИ Системного анализа Счетной палаты РФ.
С приветствием к участникам межрегионального семинара-совещания обратились и.о. председателя Народного Хурала Республики Бурятия Б.Н. Батоев, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия И.М. Егоров и мэр г. Улан-Удэ А.М. Голков.
С приветственным словом выступили: Вице-президент ЕВРОРАИ-глава Финансовой инспекции кантона Вале/Швейцария Кристиан Мелли и Главный менеджер Управления по аудиту Монголии Эрдэнэ Отгон.
В ходе совещания были заслушаны выступления:
-Министра финансов Республики Бурятия И.Ю. Шутенкова «Становление и развитие государственных финансов Республики Бурятия»;
-Председателя КСП г. Москвы В.А. Двуреченских «Аудит эффективности-приоритет деятельности контрольно-счетных органов»;
-Председателя КСП Ростовской области В.И. Хрипуна «Основные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности при формировании плана КСП Ростовской области на 2017 год»;
-Руководителя столичного управления по аудиту Монголии, главного аудитора столицы Цэмбэл Очирбата «Проблемы реализации закона о государственном аудите Монголии и их решение»;
- Председателя Счетной палаты Тюменской области Д.О. Огородникова «Об опыте взаимодействия СП Тюменской области с правительством региона в части организации контроля за исполнением представлений»»;
- Председателя Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончаровой «Определение приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017»;
- Председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края В.В. Кондрашева «Осуществление полномочий Контрольно-счетной палаты края по экспертизе и контролю государственных программ края»»;
-Председателя КСП города Магнитогорска В.А. Корсакова «Административная ответственность»;
-Председателя Контрольно-счётной палаты Забайкальского края С.А. Доробалюк «Акцент на предварительный контроль при планировании контрольной деятельности в целях предупреждения бюджетных нарушений»;
- Председателя Счетной палаты Республики Бурятия Е.В. Пегасова «Об опыте планирования и реализации контрольных мероприятий, обязательных для исполнения региональными контрольно-счетными органами в силу требований бюджетного законодательства»;
Заслушав выступления участники совещания согласовали резолюцию межрегионального семинара-совещания:
«Участники межрегионального семинара - представители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по итогам обсуждения актуальных проблем, связанных с планированием контрольной деятельности на 2017 год в целях осуществления всестороннего полномасштабного внешнего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, отмечают следующее:
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы наделены самостоятельностью в формировании и утверждении планов работы, что позволяет наглядно продемонстрировать один из аспектов реализации принципа независимости системы государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации.
В связи с этим вопросам выбора приоритетов в осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности следует обращать особое внимание при планировании работы каждого контрольно-счетного органа.
Нормами действующего бюджетного законодательства Российской Федерации органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля наделены существенными полномочиями по предупреждению, пресечению бюджетных правонарушений и устранению негативных последствий, возникших вследствие нецелевого, неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.
В частности, изменениями, внесенными в статью 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, впервые на законодательном уровне к компетенции контрольно-счетных органов было отнесено проведение аудита эффективности бюджетных расходов, направленного на определение экономности и результативности использования публичных ресурсов.
В целях предупреждения возможных нарушений требований бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы внешнего финансового контроля наделены полномочиями по проведению финансовых экспертиз законопроектов (проектов правовых актов представительных органов местного самоуправления) о бюджетах, проектов законов (решений), влияющих на объемы расходных обязательств публично-правовых образований, нормативных правовых актов органов исполнительной власти (местных администраций), в том числе проектов государственных (муниципальных) программ.
Необходимо отметить, что в настоящий момент все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования ощутили на себе последствия экономических санкций: сокращаются доходы бюджетов.
Вследствие вышеуказанного во главу угла становится вопрос эффективности использования бюджетных ресурсов, достижения максимального социально-экономического эффекта при минимуме необходимых затрат, что, в свою очередь, возлагает на контрольно-счетные органы дополнительную ответственность за результативность, полноту, своевременность и качество проводимых мероприятий.
При этом следует отметить, что функционал контрольно-счетных органов не ограничивается вопросами, которые могут быть запланированы ими по собственной инициативе.
Существует ряд правовых норм, содержащих обязательные для исполнения органами ВГ(М)ФК требования при формировании планов работы .
К таковым следует отнести:
• нормы бюджетного законодательства, возлагающие обязанность по проведению конкретных мероприятий (пункт 3 части 4 статьи 136 БК);
• нормы иных федеральных законов, регламентирующих статус должностных лиц государственных органов, имеющих право давать обязательные для исполнения указания (пункты 1 и 4 статьи 22 Закона о прокуратуре, пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о Следственном комитете);
• нормы региональных законов, регламентирующих деятельность КСО субъектов и муниципальных образований, в которых перечислены вопросы, подлежащие обязательному включению в планы работы.
С учетом изложенного, участники семинара полагают, что реализация полномочий контрольно-счетных органов возможна при условии грамотного планирования, учитывающего потенциал контрольного органа, позволяющего соблюсти баланс между мероприятиями, проведение которых является целесообразным в определенных условиях, и мероприятиями, подлежащими обязательному исполнению в силу закона.
Обсудив вопросы определения приоритетов планирования контрольной деятельности на 2017 год, участники межрегионального семинара считают необходимым рекомендовать КСО субъектов Российской Федерации следующее:
• при расстановке приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017 год учитывать задачи, поставленные Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации при определении направлений бюджетной политики на очередной год и плановый период;
• сконцентрировать работу на контрольной деятельности по тем направлениям бюджетных расходов, где задействованы значительные бюджетные ресурсы, учитывая, что в условиях жестких финансовых ограничениях, в которых формируются бюджеты субъектов, резко возрастают запросы общества на справедливость и законность распределения и использования средств налогоплательщиков, являющихся источником формирования доходов бюджетов;
• рассмотреть возможность включения в планы работы КСО субъектов РФ и муниципальных образований на 2017 год мероприятий по проведению аудита эффективности использования бюджетных средств по наиболее актуальным направлениям финансового контроля;
• активизировать работу по реализации полномочий контрольно-счетных органов в рамках предварительного контроля, обратив особое внимание на финансово-экономическую экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов;
• обеспечить комплексный, сквозной и непрерывный контроль за реализацией государственных (муниципальных) программ, как основополагающих элементов государственного стратегического планирования, направленного на динамичное социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований в целях улучшения уровня качества жизни;
• разработать и утвердить стандарты государственного (муниципального) внешнего финансового контроля по направлениям контрольной деятельности, носящим обязательный характер в силу требований действующего законодательства, в том числе учитывающие особенности взаимоотношений с правоохранительными органами.»