11 Июля 2016
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведен мониторинг реализации майских Указов Президента РФ в 2015 году

Мониторинг деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области, направленной на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в 2015 году проведен в соответствии с планом работы палаты в рамках работы группы по контролю за реализацией указов при главном федеральном инспекторе в Новосибирской области.
Мониторинг проведен на основе анализа форм публичной отчетности, размещенных на сайте Правительства области nso.ru, ответов на запросы палаты. Выборочные проверки по вопросу повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и перехода на «эффективный контракт» проведены в 16-ти учреждениях. Эти вопросы также рассматривались палатой в ходе проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Убинского и Чистоозерного районов.
В ходе мониторинга было установлено следующее:
Указы Президента РФ от 07.05.2012 предусматривают комплекс мер по совершенствованию государственной политики в различных сферах и отраслях, в реализации которых участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Расходы на реализацию указов составляют существенную часть консолидированного бюджета Новосибирской области, основная часть средств используется на повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора.
При этом комплексные формы отчетности о реализации указов, отражающие объемы расходов, показатели социально-экономического развития, меры правового, организационного и технического характера, не предусмотрены. Формируется форма публичной отчетности о реализации указов Президента РФ, содержащая сведения о плановых и фактических показателях социально-экономического развития и размещенная на официальном сайте Правительства области.
По данным публичной отчетности за 2015 год в Новосибирской области были достигнуты целевые показатели обеспечения местами в детских садах; доступности государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах; повышения квалификации и профессиональной подготовки занятого населения; удельного веса высококвалифицированных работников; снижения смертности от болезней системы кровообращения. Ряд целевых показателей был достигнут еще в прошлые годы.
Не достигнуты целевые показатели на 2015 год по доле инвестиций в валовом региональном продукте и заемных средств в инвестициях коммунального сектора; уровню реальной заработной платы, оплаты труда социальных работников, педагогов школ, детских садов, мастеров производственного обучения; получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В 2015 году был принят порядок рассмотрения результатов оценки населением деятельности руководителей органов, учреждений и предприятий, на областном сайте появились первые крупные закупки для обязательного предварительного публичного обсуждения. Предусмотрены мероприятия по информированию населения о преимуществах использования информационных и телекоммуникационных технологий.
С 2016 года осуществлен переход на долгосрочное (трехлетнее) тарифное регулирование в коммунальным хозяйстве. Приняты новые областные законы по поддержке промышленности и инвестиционной деятельности, предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования. Завершен переход на «эффективный контракт» с работниками в учреждениях здравоохранения и образования.
Вместе с тем, фактически обсуждение крупных закупок не состоялось. Инвестиционная привлекательность коммунального хозяйства остается на низком уровне. Расходы на новую меру социальной поддержки (на третьего и последующего детей) увеличиваются высокими темпами. Из-за недостатка финансирования не проводились вставки областных музеев в других регионах и заграницей. Достижение целевого уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы достигнуто за счет изменения методики определения средней заработной платы (в реальном выражении заработная плата сократилась).
Для реализации указов Президента РФ потребуется дальнейшее увеличение объемов бюджетных расходов либо изменения подходов к реализации соответствующих мероприятий, в т.ч. с учетом выводов и предложений по результатам финансового контроля.
Выборочный анализ показал, что в учреждениях культуры переход на «эффективный контракт» не завершен (в государственных учреждениях планируется с 2016 года). В большинстве муниципальных районов не достигаются целевые уровни оплаты труда. В учреждениях, перешедших на «эффективный контракт» в 2013-2015 годах, сохраняются недостатки в положениях об оплате труда и в практике назначения стимулирующих выплат (в т.ч. используются неизмеримые показатели, условия выплат в трудовых договорах не соответствуют положениям об оплате труда, практикуется частое изменение условий назначения выплат).
Актуальным остается вопрос дифференциации объемов финансирования учреждений в зависимости от достигнутых показателей эффективности деятельности их работников. Премии, в т.ч. не имеющие конкретных критериев выплаты, назначаются даже при низком уровне выполнения государственного (муниципального) задания.
По результатам мониторинга палата предложила Правительству области:
при установлении порядка возврата учреждениями субсидий в части, приходящейся на невыполненную часть государственного задания, предусмотреть осуществление возврата за счет уменьшения фонда стимулирующих выплат;
рассмотреть вопрос об ограничении доли дополнительных премий, не имеющие конкретных условий и размеров для их назначения в общем объеме стимулирующих выплат (установлении максимальной доли).
В министерство культуры Новосибирской области направлено информационное письмо по вопросу уточнения категорий работников учреждений культуры, которым должен быть повышен уровень заработной платы.
Мониторинг проведен на основе анализа форм публичной отчетности, размещенных на сайте Правительства области nso.ru, ответов на запросы палаты. Выборочные проверки по вопросу повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и перехода на «эффективный контракт» проведены в 16-ти учреждениях. Эти вопросы также рассматривались палатой в ходе проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Убинского и Чистоозерного районов.
В ходе мониторинга было установлено следующее:
Указы Президента РФ от 07.05.2012 предусматривают комплекс мер по совершенствованию государственной политики в различных сферах и отраслях, в реализации которых участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Расходы на реализацию указов составляют существенную часть консолидированного бюджета Новосибирской области, основная часть средств используется на повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора.
При этом комплексные формы отчетности о реализации указов, отражающие объемы расходов, показатели социально-экономического развития, меры правового, организационного и технического характера, не предусмотрены. Формируется форма публичной отчетности о реализации указов Президента РФ, содержащая сведения о плановых и фактических показателях социально-экономического развития и размещенная на официальном сайте Правительства области.
По данным публичной отчетности за 2015 год в Новосибирской области были достигнуты целевые показатели обеспечения местами в детских садах; доступности государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах; повышения квалификации и профессиональной подготовки занятого населения; удельного веса высококвалифицированных работников; снижения смертности от болезней системы кровообращения. Ряд целевых показателей был достигнут еще в прошлые годы.
Не достигнуты целевые показатели на 2015 год по доле инвестиций в валовом региональном продукте и заемных средств в инвестициях коммунального сектора; уровню реальной заработной платы, оплаты труда социальных работников, педагогов школ, детских садов, мастеров производственного обучения; получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В 2015 году был принят порядок рассмотрения результатов оценки населением деятельности руководителей органов, учреждений и предприятий, на областном сайте появились первые крупные закупки для обязательного предварительного публичного обсуждения. Предусмотрены мероприятия по информированию населения о преимуществах использования информационных и телекоммуникационных технологий.
С 2016 года осуществлен переход на долгосрочное (трехлетнее) тарифное регулирование в коммунальным хозяйстве. Приняты новые областные законы по поддержке промышленности и инвестиционной деятельности, предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования. Завершен переход на «эффективный контракт» с работниками в учреждениях здравоохранения и образования.
Вместе с тем, фактически обсуждение крупных закупок не состоялось. Инвестиционная привлекательность коммунального хозяйства остается на низком уровне. Расходы на новую меру социальной поддержки (на третьего и последующего детей) увеличиваются высокими темпами. Из-за недостатка финансирования не проводились вставки областных музеев в других регионах и заграницей. Достижение целевого уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы достигнуто за счет изменения методики определения средней заработной платы (в реальном выражении заработная плата сократилась).
Для реализации указов Президента РФ потребуется дальнейшее увеличение объемов бюджетных расходов либо изменения подходов к реализации соответствующих мероприятий, в т.ч. с учетом выводов и предложений по результатам финансового контроля.
Выборочный анализ показал, что в учреждениях культуры переход на «эффективный контракт» не завершен (в государственных учреждениях планируется с 2016 года). В большинстве муниципальных районов не достигаются целевые уровни оплаты труда. В учреждениях, перешедших на «эффективный контракт» в 2013-2015 годах, сохраняются недостатки в положениях об оплате труда и в практике назначения стимулирующих выплат (в т.ч. используются неизмеримые показатели, условия выплат в трудовых договорах не соответствуют положениям об оплате труда, практикуется частое изменение условий назначения выплат).
Актуальным остается вопрос дифференциации объемов финансирования учреждений в зависимости от достигнутых показателей эффективности деятельности их работников. Премии, в т.ч. не имеющие конкретных критериев выплаты, назначаются даже при низком уровне выполнения государственного (муниципального) задания.
По результатам мониторинга палата предложила Правительству области:
при установлении порядка возврата учреждениями субсидий в части, приходящейся на невыполненную часть государственного задания, предусмотреть осуществление возврата за счет уменьшения фонда стимулирующих выплат;
рассмотреть вопрос об ограничении доли дополнительных премий, не имеющие конкретных условий и размеров для их назначения в общем объеме стимулирующих выплат (установлении максимальной доли).
В министерство культуры Новосибирской области направлено информационное письмо по вопросу уточнения категорий работников учреждений культуры, которым должен быть повышен уровень заработной платы.