24 Марта 2016
Информация об устранении нарушений и недостатков, установленных по результатам проверки использования средств областного бюджета, направленных на развитие особо охраняемых природных территорий в Новосибирской области в 2014 году и за текущий период 2015.

В 2015 году Контрольно-счетной палатой Новосибирской области была проведена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Новосибирской области в 2014 году и за текущий период 2015 года (http://www.ksp.nso.ru/news/313).
По результатам проверки в департаменты природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Департамент природных ресурсов), Департамент лесного хозяйства Новосибирской области (Департамент лесного хозяйства), Департамент охраны животного мира Новосибирской области (Департамент животного мира) и Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция» (ГКУ НСО «Природоохранная инспекция») были направлены представления, а также в Контрольное управление Новосибирской области направлена информация по фактам нарушения в сфере государственных закупок.
Кроме того, в ходе проверки получена информация о выявленных случаях незаконного использования земельных участков, входящих в состав территории заказника регионального значения «Кудряшовский бор» и памятника природы «Дендрологический парк». Отчет по результатам проверки направлен в прокуратуру Новосибирской области.
В ходе проверки было установлено, что перспективная схема развития ООПТ, утвержденная решением Новосибирского областного Совета депутатов от 18.12.1996, фактически на территории области не реализуется, перечень действующих ООПТ схеме не соответствует. При этом на основании перспективной схемы развития ООПТ должны разрабатываться планово-прогнозные документы территориального развития области и государственные программы в сфере охраны окружающей среды.
Правительству Новосибирской области было предложено актуализировать действующую перспективную схему развития ООПТ, с учетом фактически образованных ООПТ, планируемых к образованию и включенных в схемы территориального планирования Новосибирской области, и рассмотреть вопрос о резервировании земельных участков для государственных нужд с целью образования ООПТ регионального значения (заказников) в Новосибирской области.
Департаментом природных ресурсов на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного Собрания Новосибирской области, прошедшем 19.01.2016, было предложено упразднить перспективную схему развития ООПТ.
КСП НСО также было отмечено, что Закон области от 26.09.2005 №325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» не содержит норму об обязательном государственном страховании государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и работников, осуществляющих охрану территорий государственных природных заказников регионального значения, как это предусмотрено для заказников федерального значения.
Согласно ответу Департамента животного мира на представление КСП НСО вопрос об обязательном государственном страховании государственных инспекторов в области охраны окружающей среды находиться в стадии разработки, так как несет за собой дополнительное финансирование.
В Новосибирской области не обеспечено совмещение действующей схемы развития и размещения ООПТ со схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий. Координация деятельности по использованию этих территорий между органами исполнительной власти (Департаментом природных ресурсов и Департаментом животного мира), ответственными за реализацию этих схем, не осуществляется. В результате часть территорий, являющихся памятниками природы с ограничениями режима пользования, передана для использования охотничьим хозяйствам, что противоречит положениям о режиме особой охраны территории памятника природы.
КСП НСО предложено скоординировать деятельность Департамента животного мира и Департамента природных ресурсов по осуществлению контроля за использованием территорий, являющихся памятниками природы с ограничениями режима пользования, и переданных для использования охотничьим хозяйствам.
Департаментом природных ресурсов направлено письмо о необходимости принятия мер по исключению территорий памятников природы из границ охотничьих угодий и внесении соответствующих изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий, утвержденную постановлением Губернатора Новосибирской области от 24.07.2014 №119. Департамент животного мира направил в Департамент природных ресурсов данные о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих пользование объектами животного мира на территории Новосибирской области. Государственным инспекторам в муниципальных районах области, в границах которых расположены памятники природы на территории охотничьих хозяйств, доведены нормативные документы о границах и режимах памятников природы. Также информация направлена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пользование объектами животного мира, с просьбой исключения территорий, занятых памятниками природы, из территорий охотничьих хозяйств.
Департаментом животного мира также принят ряд мер по устранению замечаний КСП НСО:
- подготовлен проект постановления Губернатора Новосибирской области «О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 09.07.2012 №115 «Об утверждении перечня лиц департамента по охране животного мира Новосибирской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор в области охраны и использования государственных природных заказников» в части должностных лиц ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» полномочиями по осуществлению государственного экологического надзора.
Для внесения изменений в нормативные правовые акты об образовании государственных заказников регионального значения, соответствующих данным о площади и границах государственных природных заказников регионального значения, полученных при проведении межевания, требуется получение экологического обоснования, проведение общественных слушаний и государственной экологической экспертизы. Данные работы запланированы на 2016-2017гг.
Подготовлены предложения департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о передаче имущества (дамбы, отекающие Юдинский плес от оз.Чаны) в муниципальную собственность.
Приказом Департамента животного мира от 03.11.2015 №362 утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения. ГКУ «Природоохранная инспекция» представлены недостающие сведения, которые внесены в кадастр ООПТ.
Разработан порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности ГКУ НСО «Природоохранная инспекция».
Департаментом животного мира с целью установления вины должностных лиц по фактам, изложенным в представлении КСП НСО, проведена служебная проверка, по результатам которой к двум должностным лицам применено дисциплинарное взыскание.
В целях недопущения нарушений законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг, полномочия ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» в указанной сфере возложены на ГКУ НСО «Управление контрактной системы» согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства НСО от 19.1.2015 №380-п в постановление Правительства НСО от 30.12.2013 №598-п. Должностным лицам, ответственным за допущенные нарушения, приказом директора ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» от 28.10.2015г. №85-к объявлено замечание.
Также по результатам проверки КСП НСО было предложено Департаменту лесного хозяйства соблюдать установленные сроки подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Новосибирской области, утверждающих перечень государственных услуг в сфере лесного хозяйства. Своевременно (согласно графикам платежей) доводить подведомственному учреждению средства областного бюджета на выполнение государственного задания. Департаментом лесного хозяйства проведена работа по недопущению установленных ранее нарушений.
Департаментом природных ресурсов в кадастре памятников природы актуализируются сведения о собственниках, землепользователях, землевладельцах и арендаторах земельных участков, находящихся в границах ООПТ.
Вместе с тем, Департамент природных ресурсов не согласился с предложением КСП НСО рассмотреть вопрос о внесении изменений в порядок финансирования мероприятий по охране памятника природы регионального значения «Озеро Горькое», в соответствии со ст.27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ссылаясь на ст.10 Закона Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» от 26.09.2005 №325-ОЗ, согласно которой охрана ООПТ регионального значения осуществляется органами, в ведении которых они находятся, и в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно ответу прокуратуры Новосибирской области о результатах проверки сведений, изложенных в отчете КСП НСО, проведенной в сентябре 2015 года Новосибирским межрайонным природоохранным прокурором проверкой выявлены нарушения законодательства о животном мире и особо охраняемых природных территориях.
Проверкой в Департаменте по охране животного мира Новосибирской области также установлено, что в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса РФ, административного регламента по предоставлению услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять в границах ООПТ регионального значения – государственного природного заказника Новосибирской области, утвержденного приказом Департамента от 23.10.213 №321, Департаментом незаконно выданы 3 разрешения на строительство.
По результатам проверки природоохранным прокурором внесены представления руководителям Департамента по охране животного мира (от 24.12.2015), Департамента природных ресурсов (от 24.12.2015), ГКУ НСО «Природоохранная инспекция», Главе Каргатского района (от 21.12.2015). Нарушения устранены, 4 виновных должностных лица Департамента по охране животного мира и 4 должностных лица ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» привлечены к дисциплинарной ответственности.
По результатам проведенной проверки прокурором Заельцовского района г.Новосибирска предъявлен в Заельцовский районный суд иск об освобождении самовольно занятого земельного участка на территории памятника природы областного значения «Дендрологический парк».
Контрольным управлением Новосибирской области в отношении должностного лица Департамента животного мира вынесено постановление о прекращении дела в связи с малозначительностью совершенных административных правонарушений, в отношении должностного лица ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15,0 тыс.руб.
По результатам проверки в департаменты природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Департамент природных ресурсов), Департамент лесного хозяйства Новосибирской области (Департамент лесного хозяйства), Департамент охраны животного мира Новосибирской области (Департамент животного мира) и Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция» (ГКУ НСО «Природоохранная инспекция») были направлены представления, а также в Контрольное управление Новосибирской области направлена информация по фактам нарушения в сфере государственных закупок.
Кроме того, в ходе проверки получена информация о выявленных случаях незаконного использования земельных участков, входящих в состав территории заказника регионального значения «Кудряшовский бор» и памятника природы «Дендрологический парк». Отчет по результатам проверки направлен в прокуратуру Новосибирской области.
В ходе проверки было установлено, что перспективная схема развития ООПТ, утвержденная решением Новосибирского областного Совета депутатов от 18.12.1996, фактически на территории области не реализуется, перечень действующих ООПТ схеме не соответствует. При этом на основании перспективной схемы развития ООПТ должны разрабатываться планово-прогнозные документы территориального развития области и государственные программы в сфере охраны окружающей среды.
Правительству Новосибирской области было предложено актуализировать действующую перспективную схему развития ООПТ, с учетом фактически образованных ООПТ, планируемых к образованию и включенных в схемы территориального планирования Новосибирской области, и рассмотреть вопрос о резервировании земельных участков для государственных нужд с целью образования ООПТ регионального значения (заказников) в Новосибирской области.
Департаментом природных ресурсов на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного Собрания Новосибирской области, прошедшем 19.01.2016, было предложено упразднить перспективную схему развития ООПТ.
КСП НСО также было отмечено, что Закон области от 26.09.2005 №325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» не содержит норму об обязательном государственном страховании государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и работников, осуществляющих охрану территорий государственных природных заказников регионального значения, как это предусмотрено для заказников федерального значения.
Согласно ответу Департамента животного мира на представление КСП НСО вопрос об обязательном государственном страховании государственных инспекторов в области охраны окружающей среды находиться в стадии разработки, так как несет за собой дополнительное финансирование.
В Новосибирской области не обеспечено совмещение действующей схемы развития и размещения ООПТ со схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий. Координация деятельности по использованию этих территорий между органами исполнительной власти (Департаментом природных ресурсов и Департаментом животного мира), ответственными за реализацию этих схем, не осуществляется. В результате часть территорий, являющихся памятниками природы с ограничениями режима пользования, передана для использования охотничьим хозяйствам, что противоречит положениям о режиме особой охраны территории памятника природы.
КСП НСО предложено скоординировать деятельность Департамента животного мира и Департамента природных ресурсов по осуществлению контроля за использованием территорий, являющихся памятниками природы с ограничениями режима пользования, и переданных для использования охотничьим хозяйствам.
Департаментом природных ресурсов направлено письмо о необходимости принятия мер по исключению территорий памятников природы из границ охотничьих угодий и внесении соответствующих изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий, утвержденную постановлением Губернатора Новосибирской области от 24.07.2014 №119. Департамент животного мира направил в Департамент природных ресурсов данные о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих пользование объектами животного мира на территории Новосибирской области. Государственным инспекторам в муниципальных районах области, в границах которых расположены памятники природы на территории охотничьих хозяйств, доведены нормативные документы о границах и режимах памятников природы. Также информация направлена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пользование объектами животного мира, с просьбой исключения территорий, занятых памятниками природы, из территорий охотничьих хозяйств.
Департаментом животного мира также принят ряд мер по устранению замечаний КСП НСО:
- подготовлен проект постановления Губернатора Новосибирской области «О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 09.07.2012 №115 «Об утверждении перечня лиц департамента по охране животного мира Новосибирской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор в области охраны и использования государственных природных заказников» в части должностных лиц ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» полномочиями по осуществлению государственного экологического надзора.
Для внесения изменений в нормативные правовые акты об образовании государственных заказников регионального значения, соответствующих данным о площади и границах государственных природных заказников регионального значения, полученных при проведении межевания, требуется получение экологического обоснования, проведение общественных слушаний и государственной экологической экспертизы. Данные работы запланированы на 2016-2017гг.
Подготовлены предложения департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о передаче имущества (дамбы, отекающие Юдинский плес от оз.Чаны) в муниципальную собственность.
Приказом Департамента животного мира от 03.11.2015 №362 утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения. ГКУ «Природоохранная инспекция» представлены недостающие сведения, которые внесены в кадастр ООПТ.
Разработан порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности ГКУ НСО «Природоохранная инспекция».
Департаментом животного мира с целью установления вины должностных лиц по фактам, изложенным в представлении КСП НСО, проведена служебная проверка, по результатам которой к двум должностным лицам применено дисциплинарное взыскание.
В целях недопущения нарушений законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг, полномочия ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» в указанной сфере возложены на ГКУ НСО «Управление контрактной системы» согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства НСО от 19.1.2015 №380-п в постановление Правительства НСО от 30.12.2013 №598-п. Должностным лицам, ответственным за допущенные нарушения, приказом директора ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» от 28.10.2015г. №85-к объявлено замечание.
Также по результатам проверки КСП НСО было предложено Департаменту лесного хозяйства соблюдать установленные сроки подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Новосибирской области, утверждающих перечень государственных услуг в сфере лесного хозяйства. Своевременно (согласно графикам платежей) доводить подведомственному учреждению средства областного бюджета на выполнение государственного задания. Департаментом лесного хозяйства проведена работа по недопущению установленных ранее нарушений.
Департаментом природных ресурсов в кадастре памятников природы актуализируются сведения о собственниках, землепользователях, землевладельцах и арендаторах земельных участков, находящихся в границах ООПТ.
Вместе с тем, Департамент природных ресурсов не согласился с предложением КСП НСО рассмотреть вопрос о внесении изменений в порядок финансирования мероприятий по охране памятника природы регионального значения «Озеро Горькое», в соответствии со ст.27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ссылаясь на ст.10 Закона Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» от 26.09.2005 №325-ОЗ, согласно которой охрана ООПТ регионального значения осуществляется органами, в ведении которых они находятся, и в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно ответу прокуратуры Новосибирской области о результатах проверки сведений, изложенных в отчете КСП НСО, проведенной в сентябре 2015 года Новосибирским межрайонным природоохранным прокурором проверкой выявлены нарушения законодательства о животном мире и особо охраняемых природных территориях.
Проверкой в Департаменте по охране животного мира Новосибирской области также установлено, что в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса РФ, административного регламента по предоставлению услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять в границах ООПТ регионального значения – государственного природного заказника Новосибирской области, утвержденного приказом Департамента от 23.10.213 №321, Департаментом незаконно выданы 3 разрешения на строительство.
По результатам проверки природоохранным прокурором внесены представления руководителям Департамента по охране животного мира (от 24.12.2015), Департамента природных ресурсов (от 24.12.2015), ГКУ НСО «Природоохранная инспекция», Главе Каргатского района (от 21.12.2015). Нарушения устранены, 4 виновных должностных лица Департамента по охране животного мира и 4 должностных лица ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» привлечены к дисциплинарной ответственности.
По результатам проведенной проверки прокурором Заельцовского района г.Новосибирска предъявлен в Заельцовский районный суд иск об освобождении самовольно занятого земельного участка на территории памятника природы областного значения «Дендрологический парк».
Контрольным управлением Новосибирской области в отношении должностного лица Департамента животного мира вынесено постановление о прекращении дела в связи с малозначительностью совершенных административных правонарушений, в отношении должностного лица ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15,0 тыс.руб.