15 Марта 2016
Председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова приняла участие в заседании коллегии Счетной палаты Российской Федерации.

Cчётной палатой Российской Федерации совместно с Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена проверка формирования и управления государственным долгом Новосибирской области за 2013 – 2014 годы и истекший период 2015 года. Объект проверки-Правительство Новосибирской области.
По завершении контрольного мероприятия его результаты были рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, состоявшемся 04 марта 2016 года в г. Москве.
С докладом о ходе и результатах контрольного мероприятия выступила аудитор Счетной палаты Российской Федерации Т.Н. Мануйлова.
Содоклады на Коллегии Счётной палаты Российской Федерации представили: председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова и заместитель Председателя Правительства Новосибирской области - министр финансов и налоговой политики Новосибирской области В.Ю. Голубенко.
В своем выступлении Е.А. Гончарова отметила, что анализ долговой политики Новосибирской области, контроль за соблюдением законодательства при планировании, формировании и обслуживании долга являются традиционными направлениями деятельности палаты, с момента ее создания. Долговая политика ежегодно рассматривается палатой в ходе экспертизы проекта областного бюджета и внешней проверки отчета о его исполнении. Периодически проводятся тематические проверки в этой сфере. В тоже время, совместно со СП РФ такая проверка была проведена впервые и охватывает она лишь последние 3 года.
Очевидно, что на ситуацию в сфере управления государственным долгом влияют результаты деятельности областных органов в предыдущие годы. За последние 15-20 лет в долговой политике области можно выделить несколько периодов. В первой половине 2000-х годов долг сохранялся на высоком уровне и к 2005 году достиг почти 94% налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. В этот период активно использовались вексельные схемы, гарантии и поручительства, а оценка кредитного рейтинга области после дефолта 1998 года была низкой.
С 2005 года начинается последовательная политика сокращения объема государственного долга области, к 2010 году долг сократился до уровня чуть больше 6% налоговых и неналоговых доходов. Сокращению долга способствовали высокие темпы роста экономики и доходов бюджета. В тоже время значительно повышается качество управления используемыми долговыми инструментами, области присваиваются международные кредитные рейтинги. Финансовый кризис 2008-2009 гг. область пережила без наращивания долга, используя накопленные резервы (остатки средств).
В 2010 году в области изменилось направление развития долговой политики. Объем и доля долга вновь начали увеличиваться на фоне замедления темпов роста экономики. Причем если в 2010-2011 гг. долг увеличивался в основном за счет бюджетных кредитов, выделенных на инфраструктурные проекты (третий мост, дороги), то в последующие годы увеличился коммерческий долг (банковские кредиты и облигации).
Большой размер дефицита и высокие темпы роста долга Правительство области обосновывало сохранением бюджета развития. В этот период область реализовывала крупные проекты и мероприятия в сфере поддержки инвестиций, инноваций и предпринимательства (прежде всего, крупнейший в стране по площади промышленно-логистический парк). Считалось, что бюджетный эффект от этих проектов позволит увеличить доходы бюджета и компенсирует номинальный рост долга.
При этом результаты реализации мер по поддержке экономики находятся под пристальным вниманием палаты и депутатов. Ежегодно проводятся мероприятия по оценке эффективности использования средств на поддержку инноваций, инвестиций, среднего и малого предпринимательства. В этом году запланирована совместная с СП РФ проверка в сфере поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Результаты контроля показывают, что хотя по ряду проектов достигнуты высокие темпы роста производства и инвестиций, в целом их реализация не смогла преодолеть негативные тенденции в экономике области. Последние два года темпы роста основных экономических показателей близки нулю или стали отрицательными. При этом с учетом дополнительных ограничений размер дефицита и долга уже не может увеличиваться прежними темпами. В результате, в областном бюджете на 2016 год существенно сокращены инвестиции. Объемы дефицита и новых заимствований будут сопоставимы с расходами на обслуживание уже накопленного долга.
В этих условиях еще большее значение приобретает повышение эффективности управления государственным долгом, оптимизация его структуры и расходов на обслуживание. Важную роль здесь играет политика федеральных органов, реструктуризация бюджетных кредитов, оперативное предоставление казначейских кредитов.
По завершении докладов члены Коллегии обратились с вопросами к участникам заседания.
Рассмотрев предоставленные материалы и обсудив выступления участников заседания, Коллегия Счётной палаты Российской Федерации решила:
1. Направить информационное письмо Губернатору Новосибирской области В.Ф. Городецкому.
2. Направить отчет в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
По завершении контрольного мероприятия его результаты были рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, состоявшемся 04 марта 2016 года в г. Москве.
С докладом о ходе и результатах контрольного мероприятия выступила аудитор Счетной палаты Российской Федерации Т.Н. Мануйлова.
Содоклады на Коллегии Счётной палаты Российской Федерации представили: председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова и заместитель Председателя Правительства Новосибирской области - министр финансов и налоговой политики Новосибирской области В.Ю. Голубенко.
В своем выступлении Е.А. Гончарова отметила, что анализ долговой политики Новосибирской области, контроль за соблюдением законодательства при планировании, формировании и обслуживании долга являются традиционными направлениями деятельности палаты, с момента ее создания. Долговая политика ежегодно рассматривается палатой в ходе экспертизы проекта областного бюджета и внешней проверки отчета о его исполнении. Периодически проводятся тематические проверки в этой сфере. В тоже время, совместно со СП РФ такая проверка была проведена впервые и охватывает она лишь последние 3 года.
Очевидно, что на ситуацию в сфере управления государственным долгом влияют результаты деятельности областных органов в предыдущие годы. За последние 15-20 лет в долговой политике области можно выделить несколько периодов. В первой половине 2000-х годов долг сохранялся на высоком уровне и к 2005 году достиг почти 94% налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. В этот период активно использовались вексельные схемы, гарантии и поручительства, а оценка кредитного рейтинга области после дефолта 1998 года была низкой.
С 2005 года начинается последовательная политика сокращения объема государственного долга области, к 2010 году долг сократился до уровня чуть больше 6% налоговых и неналоговых доходов. Сокращению долга способствовали высокие темпы роста экономики и доходов бюджета. В тоже время значительно повышается качество управления используемыми долговыми инструментами, области присваиваются международные кредитные рейтинги. Финансовый кризис 2008-2009 гг. область пережила без наращивания долга, используя накопленные резервы (остатки средств).
В 2010 году в области изменилось направление развития долговой политики. Объем и доля долга вновь начали увеличиваться на фоне замедления темпов роста экономики. Причем если в 2010-2011 гг. долг увеличивался в основном за счет бюджетных кредитов, выделенных на инфраструктурные проекты (третий мост, дороги), то в последующие годы увеличился коммерческий долг (банковские кредиты и облигации).
Большой размер дефицита и высокие темпы роста долга Правительство области обосновывало сохранением бюджета развития. В этот период область реализовывала крупные проекты и мероприятия в сфере поддержки инвестиций, инноваций и предпринимательства (прежде всего, крупнейший в стране по площади промышленно-логистический парк). Считалось, что бюджетный эффект от этих проектов позволит увеличить доходы бюджета и компенсирует номинальный рост долга.
При этом результаты реализации мер по поддержке экономики находятся под пристальным вниманием палаты и депутатов. Ежегодно проводятся мероприятия по оценке эффективности использования средств на поддержку инноваций, инвестиций, среднего и малого предпринимательства. В этом году запланирована совместная с СП РФ проверка в сфере поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Результаты контроля показывают, что хотя по ряду проектов достигнуты высокие темпы роста производства и инвестиций, в целом их реализация не смогла преодолеть негативные тенденции в экономике области. Последние два года темпы роста основных экономических показателей близки нулю или стали отрицательными. При этом с учетом дополнительных ограничений размер дефицита и долга уже не может увеличиваться прежними темпами. В результате, в областном бюджете на 2016 год существенно сокращены инвестиции. Объемы дефицита и новых заимствований будут сопоставимы с расходами на обслуживание уже накопленного долга.
В этих условиях еще большее значение приобретает повышение эффективности управления государственным долгом, оптимизация его структуры и расходов на обслуживание. Важную роль здесь играет политика федеральных органов, реструктуризация бюджетных кредитов, оперативное предоставление казначейских кредитов.
По завершении докладов члены Коллегии обратились с вопросами к участникам заседания.
Рассмотрев предоставленные материалы и обсудив выступления участников заседания, Коллегия Счётной палаты Российской Федерации решила:
1. Направить информационное письмо Губернатору Новосибирской области В.Ф. Городецкому.
2. Направить отчет в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.