13 Января 2016
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведен анализ использования субсидий из областного бюджета организациями, созданными Новосибирской областью и образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведен анализ эффективности использования субсидий (имущественных взносов) из областного бюджета организациями, созданными Новосибирской областью и образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2014 году и за текущий период 2015 года. Членам коллегии палаты заключение о результатах мероприятия представила аудитор палаты Е.Н. Саблина.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Минпромторг НСО).
2. Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» (ГУП Фонд поддержки предпринимательства).
3. Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» (ГУП Центр развития промышленности)
В результате проверки установлено:
1. В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с участием Новосибирской области создана инфраструктура поддержки СМиСП, в том числе центры прототипирования (приборостроительный – в Технопарке Академгородка и медицинский – в Медицинском технопарке), центры инжиниринга (медико-технологический и медико-биологический), инновационный бизнес-инкубатор в р.п. Кольцово, региональный гарантийный фонд и фонд микрофинансирования, а также центры координации поддержки экспортноориентированных СМиСП и центр субконтрактации.
2. До 2014 года на создание и развитие объектов инфраструктуры было выделено 2 347 487,6 тыс.руб. (77,3% за счет средств федерального бюджета и 22,7% за счет средств областного бюджета).
В 2014 году расходы бюджета на эти цели составили 246 393,5 тыс.руб. (91,1% к плану), из них за счет средств федерального бюджета – 190 291,1 тыс.руб., областного бюджета – 56 102,4 тыс.руб. Основной объем государственной поддержки направлен на развитие центра прототипирования Технопарка Академгородка (119 892,7 тыс.руб.) и региональных инжиниринговых центров (98 764,4 тыс.руб.).
На 2015 год расходы запланированы с существенным ростом на 56,9% (386 567,6 тыс.руб.), с сохранением уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета (77,1%). На развитие центра прототипирования Технопарка Академгородка расходы увеличены более чем в 2 раза (259 150,0 тыс.руб.), на обеспечение деятельности инжиниринговых центров сокращены на 57% (до 42 420,0 тыс.руб.), вновь запланированы расходы на увеличение фонда микрофинансирования (50 156,7 тыс.руб.).
За 9 месяцев 2015 года расходы исполнены только за счет средств областного бюджета на 7 400,0 тыс.руб. (1,9% к плану), так как средства федерального бюджета на 01.10.2015 в бюджет области не поступили.
3. С 2014 года основной объем средств направляется на закупку Минпромторгом НСО оборудования, с последующим закреплением его в хозяйственное ведение ГУП Центр развития промышленности, которое передает его в аренду организациям, непосредственно оказывающим СМиСП услуги центров прототипирования и инжиниринга. Механизм и порядок оказания государственной поддержки в указанной форме ни государственной программой, ни иным нормативным правовым актом Новосибирской области не установлены.
4. ГУП Центр развития промышленности (как организация, на базе которой созданы центры) само услуги не оказывает и в процессе формирования, регулирования и контроля стоимости оказываемых услуг центров прототипирования и инжиниринга СМиСП не участвует, так как в нарушение требований к организациям инфраструктуры поддержки СМиСП, установленных на федеральном и региональном уровнях, не располагает комплексом административно-производственных площадей для размещения станочного парка и парка высокотехнологичного оборудования и штатом высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки и опыт работы на оборудовании. Функции ГУП Центр развития промышленности сводятся к получению арендной платы за сданное в аренду оборудование, приобретенное за счет средств федерального и областного бюджетов (общей стоимостью 811 202,3 тыс.руб.).
За проверяемый период доходы от предоставления оборудования в аренду составили 87 548,8 тыс.руб. На 01.10.2015 на расчетном счете ГУП Центр развития промышленности числился остаток 28 858,0 тыс.руб. Механизм использования полученных от сдачи имущества в аренду доходов, а также порядок формирования перечня необходимого к закупке оборудования для дальнейшего развития центров в госпрограмме и соглашениях не определены.
Отсутствие установленных условий и требований к оказанию господдержки в указанной форме и заключенных соглашений о предоставлении господдержки с ГУП Центр развития промышленности как организацией инфраструктуры поддержки СМиСП, позволяют ему использовать оборудование и направлять доходы от его использования по своему усмотрению.
5. Установлены следующие нарушения и недостатки:
5.1. Минпромторгом НСО:
- в нарушение ч.1 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ в 2014 году закупки осуществлены у СМиСП и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 1,44%, что менее уровня, установленного законодательством (15% от совокупного годового объема закупок);
- в нарушение п.3 ст.9 и п.1 ст.10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» активы на сумму 73 594,7 тыс.руб. учтены Минпромторгом НСО несвоевременно.
5.2. ГУП Центр развития промышленности:
- не истребована в период действия договора недополученная арендная плата в размере 79,0 тыс.руб., что привело к неэффективному использованию государственного имущества;
- указанная в договоре аренды площадь не соответствует указанной в техническом паспорте помещения (в ходе проверки нарушение устранено, арендная плата доначислена в размере 11,9 тыс.руб.);
- стоимость имущества, зарегистрированного в Реестре государственного имущества, на 13 190,8 тыс.руб. меньше стоимости учтенного имущества предприятия (проводится сверка данных учтенного в Реестре имущества с данными бухгалтерского учета предприятия и приказами ДИЗО);
- фактическая заполняемость бизнес-инкубатора резидентами на 31.12.2014 составляет 54,9%, что меньше отчетных данных, представленных в Министерство экономического развития РФ (67,6%);
- установлены случаи (5 резидентов) превышения установленного максимального срока (три года) размещения на территории бизнес-инкубатора в нарушение ст.18 Федерального закона №209-ФЗ и ч.2 п.1 Приложения №5 к госпрограмме. Кроме того, договоры с 8-ю резидентами заключены на срок более трех лет, что в дальнейшем также приведет к нарушению законодательства;
- просроченная задолженность технологических компаний за сданное в аренду оборудование на 01.10.2015 составила 14 414,0 тыс.руб., в том числе задолженность ООО ЦТО «Механика» – 3 496,9 тыс.руб., с которым договор в одностороннем порядке расторгнут, оборудование стоимостью 36 612,4 тыс.руб. не возвращено. При этом нежилые помещения, в которых оно размещено, занимает иное юридическое лицо, с которым ГУП Центр развития промышленности не заключены ни договоры на аренду оборудования, ни договоры его хранения.
5.3. ООО «Инжиниринговый медико-технологический центр Медицинского технопарка»:
- отсутствие инвентарных номеров на оборудовании (в ходе проверки нарушение устранено);
- оборудование стоимостью 598,6 тыс.руб. в эксплуатацию не введено (ориентировочный запуск в марте 2016 года).
5.4. ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр»:
- в нарушение п.3 Порядка предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП, утвержденного Постановлением №487-п, средства в размере 613,3 тыс.руб. направлены на оплату расходов, не подлежащих субсидированию (средства возвращены в федеральный бюджет);
- в нарушение п.1.1 договора о предоставлении субсидии, заключенного с Минпромторгом НСО, допущено превышение предельных размеров субсидии на реализацию отдельных мероприятий в общем размере 1 501,0 тыс.руб.
6. Реализация госпрограммы в 2014 году в целом может быть признана эффективной.
Ожидаемые результаты по программному мероприятию развития центров пртотипирования достигнуты, и по ряду показателей значительно перевыполнены (объем оказанных услуг – 233,0 млн.руб. при плане 300,0 тыс.руб., количество СМиСП, получивших господдержку, – 2 250 ед. при плане 144), за счет показателей центра в Технопарке Академгородка. При этом показатели не подтверждены отчетами операторов технологических участков, так как обязанность предоставления отчетной информации, а также сроки, форма, порядок заполнения, плановые показатели не установлены. Кроме того, показатель не отражает сути установленного ожидаемого результата, так как фактически господдержка СМиСП не оказывается, а представленные данные содержат сведения о количестве СМиСП, воспользовавшихся услугами технологических компаний.
При реализации мероприятия по оснащению центров инжиниринга ожидаемые результаты достигнуты (количество вновь созданных рабочих мест – 11 или 100,0% и количество СМиСП, получивших господдержку, – 66 или 132,0%).
В 2014 году Фондом развития малого и среднего предпринимательства и Фондом микрофинансирования не обеспечено достижение целевого индикатора «объем финансовых ресурсов, привлеченных в сектор малого и среднего предпринимательства» – 1 380,0 млн.руб. (69,0% к плану). Также Фондом развития малого и среднего предпринимательства предоставлено по-ручительств СМиСП только 56,1% от плана, а Фондом микрофинансирования на депозитах в коммерческих банках размещено на конец 2014 года 60,6% (на 01.10.2015 – 40,7%) от размера финансовых активов, предназначенных для выдачи микрозаймов, что свидетельствует о недостаточной эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки СМиСП. При этом Фонду развития малого и среднего предпринимательства удалось сохранить очень высокую рейтинговую оценку уровня надежности гарантийного покрытия.
7. Правительством Новосибирской области в нарушение п.4.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не установлены порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СМиСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в него государственного имущества.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области:
- установить порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СМиСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в него государственного имущества;
- рассмотреть возможность оказания имущественной поддержки организациям, непосредственно предоставляющим услуги СМиСП, в центрах прототипирования и инжиниринга, рассматривая их как организации, образующие инфраструктуру поддержки СМиСП, что позволит получить дополнительные доходы в бюджет Новосибирской области (более 50 000,0 тыс.руб. в год), и предусмотреть в госпрограмме в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительные объемы на дальнейшее развитие центров за счет средств областного бюджета, с привлечением софинансирования из федерального бюджета, либо рассмотреть вопрос о включении в программные мероприятия использования внебюджетных источников, полученных за счет доходов ГУП Центр развития промышленности от аренды оборудования, для дальнейшего оснащения центров прототипирования и инжиниринга;
- рассмотреть вопрос о включении в программные мероприятия оказание услуг субъектам малого и среднего предпринимательства Фондом развития малого и среднего предпринимательства и Фондом микрофинансирования, предусмотренных уставами, с использованием внебюджетных источников, полученных за счет собственных доходов.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены:
- Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;
- ГУП Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства».
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Минпромторг НСО).
2. Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» (ГУП Фонд поддержки предпринимательства).
3. Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» (ГУП Центр развития промышленности)
В результате проверки установлено:
1. В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с участием Новосибирской области создана инфраструктура поддержки СМиСП, в том числе центры прототипирования (приборостроительный – в Технопарке Академгородка и медицинский – в Медицинском технопарке), центры инжиниринга (медико-технологический и медико-биологический), инновационный бизнес-инкубатор в р.п. Кольцово, региональный гарантийный фонд и фонд микрофинансирования, а также центры координации поддержки экспортноориентированных СМиСП и центр субконтрактации.
2. До 2014 года на создание и развитие объектов инфраструктуры было выделено 2 347 487,6 тыс.руб. (77,3% за счет средств федерального бюджета и 22,7% за счет средств областного бюджета).
В 2014 году расходы бюджета на эти цели составили 246 393,5 тыс.руб. (91,1% к плану), из них за счет средств федерального бюджета – 190 291,1 тыс.руб., областного бюджета – 56 102,4 тыс.руб. Основной объем государственной поддержки направлен на развитие центра прототипирования Технопарка Академгородка (119 892,7 тыс.руб.) и региональных инжиниринговых центров (98 764,4 тыс.руб.).
На 2015 год расходы запланированы с существенным ростом на 56,9% (386 567,6 тыс.руб.), с сохранением уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета (77,1%). На развитие центра прототипирования Технопарка Академгородка расходы увеличены более чем в 2 раза (259 150,0 тыс.руб.), на обеспечение деятельности инжиниринговых центров сокращены на 57% (до 42 420,0 тыс.руб.), вновь запланированы расходы на увеличение фонда микрофинансирования (50 156,7 тыс.руб.).
За 9 месяцев 2015 года расходы исполнены только за счет средств областного бюджета на 7 400,0 тыс.руб. (1,9% к плану), так как средства федерального бюджета на 01.10.2015 в бюджет области не поступили.
3. С 2014 года основной объем средств направляется на закупку Минпромторгом НСО оборудования, с последующим закреплением его в хозяйственное ведение ГУП Центр развития промышленности, которое передает его в аренду организациям, непосредственно оказывающим СМиСП услуги центров прототипирования и инжиниринга. Механизм и порядок оказания государственной поддержки в указанной форме ни государственной программой, ни иным нормативным правовым актом Новосибирской области не установлены.
4. ГУП Центр развития промышленности (как организация, на базе которой созданы центры) само услуги не оказывает и в процессе формирования, регулирования и контроля стоимости оказываемых услуг центров прототипирования и инжиниринга СМиСП не участвует, так как в нарушение требований к организациям инфраструктуры поддержки СМиСП, установленных на федеральном и региональном уровнях, не располагает комплексом административно-производственных площадей для размещения станочного парка и парка высокотехнологичного оборудования и штатом высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки и опыт работы на оборудовании. Функции ГУП Центр развития промышленности сводятся к получению арендной платы за сданное в аренду оборудование, приобретенное за счет средств федерального и областного бюджетов (общей стоимостью 811 202,3 тыс.руб.).
За проверяемый период доходы от предоставления оборудования в аренду составили 87 548,8 тыс.руб. На 01.10.2015 на расчетном счете ГУП Центр развития промышленности числился остаток 28 858,0 тыс.руб. Механизм использования полученных от сдачи имущества в аренду доходов, а также порядок формирования перечня необходимого к закупке оборудования для дальнейшего развития центров в госпрограмме и соглашениях не определены.
Отсутствие установленных условий и требований к оказанию господдержки в указанной форме и заключенных соглашений о предоставлении господдержки с ГУП Центр развития промышленности как организацией инфраструктуры поддержки СМиСП, позволяют ему использовать оборудование и направлять доходы от его использования по своему усмотрению.
5. Установлены следующие нарушения и недостатки:
5.1. Минпромторгом НСО:
- в нарушение ч.1 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ в 2014 году закупки осуществлены у СМиСП и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 1,44%, что менее уровня, установленного законодательством (15% от совокупного годового объема закупок);
- в нарушение п.3 ст.9 и п.1 ст.10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» активы на сумму 73 594,7 тыс.руб. учтены Минпромторгом НСО несвоевременно.
5.2. ГУП Центр развития промышленности:
- не истребована в период действия договора недополученная арендная плата в размере 79,0 тыс.руб., что привело к неэффективному использованию государственного имущества;
- указанная в договоре аренды площадь не соответствует указанной в техническом паспорте помещения (в ходе проверки нарушение устранено, арендная плата доначислена в размере 11,9 тыс.руб.);
- стоимость имущества, зарегистрированного в Реестре государственного имущества, на 13 190,8 тыс.руб. меньше стоимости учтенного имущества предприятия (проводится сверка данных учтенного в Реестре имущества с данными бухгалтерского учета предприятия и приказами ДИЗО);
- фактическая заполняемость бизнес-инкубатора резидентами на 31.12.2014 составляет 54,9%, что меньше отчетных данных, представленных в Министерство экономического развития РФ (67,6%);
- установлены случаи (5 резидентов) превышения установленного максимального срока (три года) размещения на территории бизнес-инкубатора в нарушение ст.18 Федерального закона №209-ФЗ и ч.2 п.1 Приложения №5 к госпрограмме. Кроме того, договоры с 8-ю резидентами заключены на срок более трех лет, что в дальнейшем также приведет к нарушению законодательства;
- просроченная задолженность технологических компаний за сданное в аренду оборудование на 01.10.2015 составила 14 414,0 тыс.руб., в том числе задолженность ООО ЦТО «Механика» – 3 496,9 тыс.руб., с которым договор в одностороннем порядке расторгнут, оборудование стоимостью 36 612,4 тыс.руб. не возвращено. При этом нежилые помещения, в которых оно размещено, занимает иное юридическое лицо, с которым ГУП Центр развития промышленности не заключены ни договоры на аренду оборудования, ни договоры его хранения.
5.3. ООО «Инжиниринговый медико-технологический центр Медицинского технопарка»:
- отсутствие инвентарных номеров на оборудовании (в ходе проверки нарушение устранено);
- оборудование стоимостью 598,6 тыс.руб. в эксплуатацию не введено (ориентировочный запуск в марте 2016 года).
5.4. ООО «Медико-биологический инжиниринговый центр»:
- в нарушение п.3 Порядка предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП, утвержденного Постановлением №487-п, средства в размере 613,3 тыс.руб. направлены на оплату расходов, не подлежащих субсидированию (средства возвращены в федеральный бюджет);
- в нарушение п.1.1 договора о предоставлении субсидии, заключенного с Минпромторгом НСО, допущено превышение предельных размеров субсидии на реализацию отдельных мероприятий в общем размере 1 501,0 тыс.руб.
6. Реализация госпрограммы в 2014 году в целом может быть признана эффективной.
Ожидаемые результаты по программному мероприятию развития центров пртотипирования достигнуты, и по ряду показателей значительно перевыполнены (объем оказанных услуг – 233,0 млн.руб. при плане 300,0 тыс.руб., количество СМиСП, получивших господдержку, – 2 250 ед. при плане 144), за счет показателей центра в Технопарке Академгородка. При этом показатели не подтверждены отчетами операторов технологических участков, так как обязанность предоставления отчетной информации, а также сроки, форма, порядок заполнения, плановые показатели не установлены. Кроме того, показатель не отражает сути установленного ожидаемого результата, так как фактически господдержка СМиСП не оказывается, а представленные данные содержат сведения о количестве СМиСП, воспользовавшихся услугами технологических компаний.
При реализации мероприятия по оснащению центров инжиниринга ожидаемые результаты достигнуты (количество вновь созданных рабочих мест – 11 или 100,0% и количество СМиСП, получивших господдержку, – 66 или 132,0%).
В 2014 году Фондом развития малого и среднего предпринимательства и Фондом микрофинансирования не обеспечено достижение целевого индикатора «объем финансовых ресурсов, привлеченных в сектор малого и среднего предпринимательства» – 1 380,0 млн.руб. (69,0% к плану). Также Фондом развития малого и среднего предпринимательства предоставлено по-ручительств СМиСП только 56,1% от плана, а Фондом микрофинансирования на депозитах в коммерческих банках размещено на конец 2014 года 60,6% (на 01.10.2015 – 40,7%) от размера финансовых активов, предназначенных для выдачи микрозаймов, что свидетельствует о недостаточной эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки СМиСП. При этом Фонду развития малого и среднего предпринимательства удалось сохранить очень высокую рейтинговую оценку уровня надежности гарантийного покрытия.
7. Правительством Новосибирской области в нарушение п.4.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не установлены порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СМиСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в него государственного имущества.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области:
- установить порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СМиСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в него государственного имущества;
- рассмотреть возможность оказания имущественной поддержки организациям, непосредственно предоставляющим услуги СМиСП, в центрах прототипирования и инжиниринга, рассматривая их как организации, образующие инфраструктуру поддержки СМиСП, что позволит получить дополнительные доходы в бюджет Новосибирской области (более 50 000,0 тыс.руб. в год), и предусмотреть в госпрограмме в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительные объемы на дальнейшее развитие центров за счет средств областного бюджета, с привлечением софинансирования из федерального бюджета, либо рассмотреть вопрос о включении в программные мероприятия использования внебюджетных источников, полученных за счет доходов ГУП Центр развития промышленности от аренды оборудования, для дальнейшего оснащения центров прототипирования и инжиниринга;
- рассмотреть вопрос о включении в программные мероприятия оказание услуг субъектам малого и среднего предпринимательства Фондом развития малого и среднего предпринимательства и Фондом микрофинансирования, предусмотренных уставами, с использованием внебюджетных источников, полученных за счет собственных доходов.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены:
- Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;
- ГУП Новосибирской области «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства».