27 Ноября 2015
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела экспертизу проекта изменений госпрограммы «Развитие институтов региональной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы».

Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Развитие институтов региональной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Проект изменений госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком - министерством региональной политики Новосибирской области (далее Министерство региональной политики) письмом от 06.11.2015, а также размещен на официальном сайте министерства с информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minregion.nso.ru/page/7003.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Проект госпрограммы преимущественно направлен на развитие системы местного самоуправления в Новосибирской области, в том числе на совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и населения. Деятельность органов государственной власти области и другие вопросы, отнесенные к сфере региональной политики (общественно-политические и этноконфессиональные отношения, казачество и др.), в проекте госпрограммы практически не рассматриваются. Кроме того, не рассматривается ряд существенных проблем в сфере развития местного самоуправления (недостаточность собственных финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения, необходимость совершенствования территориальных и организационных основ местного самоуправления).
2. За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить долю муниципальных образований, использующих не менее трех форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (с 40,0% до 80,0% в 2015-2021 гг.), участвующих в межмуниципальном сотрудничестве (с 40,0% в до 100,0%), реализующих социально-значимые проекты с господдержкой в виде грантов (с 25,0% до 40,0%). Следует уточнить значение первого показателя, поскольку большинство муниципальных образований уже используют три формы участия (муниципальные выборы, публичные слушания, обращения граждан). Целевые индикаторы преимущественно характеризуют долю муниципальных образований, охваченных ее мероприятиями или использующих соответствующие формы взаимодействия. Проект госпрограммы целесообразно дополнить показателями, отражающими степень развития местного самоуправления и вовлечения в него граждан (например, доля избирателей, участвующих в местных выборах).
3. Проект госпрограммы фактически не содержит описания механизма ее реализации и общей характеристики мер правового регулирования в сфере местного самоуправления. В Порядке предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов (грантов) сельским поселениям не учтены предложения палаты, сделанные по итогам ранее проведенного мероприятия. Цели предоставления грантов по-прежнему не соответствуют вопросам местного значения, отсутствует требование о выделении заявленного объема софинансирования. Кроме того, вместо иных трансфертов муниципальным образованиям должны предоставляться субсидии.
4. По мнению КСП НСО, предоставление грантов физическим лицам и субъектам территориального общественного самоуправления напрямую из областного бюджета, приведет к более тесному взаимодействию населения с государственными органами, а не с органами местного самоуправления. Кроме того, проект порядка предоставления грантов физическим лицам на реализацию проектов по благоустройству содержит коррупционогенный фактор (неопределенное требование о согласовании заявки с органом местного самоуправления). В ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не предусмотрено выделение средств из бюджетов субъектов РФ для организации и осуществления территориального общественного самоуправления (это полномочие органов местного самоуправления).
5. Расходы на реализацию проекта госпрограммы соответствуют проекту Закона области об областном бюджете на 2016-2018 гг. В соответствии с Методическими указаниями Министерства экономического развития НСО в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами, а также сформировать полноценную программную структуру областного бюджета). Кроме того, в проекте областного бюджета трансферты для муниципальных образований первоначально утверждаются в качестве грантов юридическим и физическим лицам (распределение трансфертов утверждается после проведения конкурса).
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата НСО предложила:
1. Правительству Новосибирской области:
- предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
- рассмотреть вопрос об уточнении наименования, сферы реализации, цели и задач программы (ограничить их развитием местного самоуправления либо дополнить другими направлениями реализации региональной политики).
2. Государственному заказчику программы – министерству региональной политики Новосибирской области:
- рассмотреть в программе проблемы совершенствования разграничения полномочий, финансовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления;
- уточнить значения и методику расчета целевых индикаторов реализации программы; предусмотреть индикаторы, отражающие степень развития местного самоуправления и вовлечения в него граждан;
- раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), перечень и характеристики мер правового регулирования, используемых в сфере ее реализации;
- уточнить форму и порядки предоставления межбюджетных трансфертов и грантов; предусмотреть в законе об областном бюджете надлежащую форму ассигнований (субсидии местным бюджетам);
- рассмотреть вопрос об усилении взаимодействия между гражданами, субъектами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления в рамках реализации программы.
Проект изменений госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком - министерством региональной политики Новосибирской области (далее Министерство региональной политики) письмом от 06.11.2015, а также размещен на официальном сайте министерства с информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minregion.nso.ru/page/7003.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Проект госпрограммы преимущественно направлен на развитие системы местного самоуправления в Новосибирской области, в том числе на совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и населения. Деятельность органов государственной власти области и другие вопросы, отнесенные к сфере региональной политики (общественно-политические и этноконфессиональные отношения, казачество и др.), в проекте госпрограммы практически не рассматриваются. Кроме того, не рассматривается ряд существенных проблем в сфере развития местного самоуправления (недостаточность собственных финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения, необходимость совершенствования территориальных и организационных основ местного самоуправления).
2. За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить долю муниципальных образований, использующих не менее трех форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (с 40,0% до 80,0% в 2015-2021 гг.), участвующих в межмуниципальном сотрудничестве (с 40,0% в до 100,0%), реализующих социально-значимые проекты с господдержкой в виде грантов (с 25,0% до 40,0%). Следует уточнить значение первого показателя, поскольку большинство муниципальных образований уже используют три формы участия (муниципальные выборы, публичные слушания, обращения граждан). Целевые индикаторы преимущественно характеризуют долю муниципальных образований, охваченных ее мероприятиями или использующих соответствующие формы взаимодействия. Проект госпрограммы целесообразно дополнить показателями, отражающими степень развития местного самоуправления и вовлечения в него граждан (например, доля избирателей, участвующих в местных выборах).
3. Проект госпрограммы фактически не содержит описания механизма ее реализации и общей характеристики мер правового регулирования в сфере местного самоуправления. В Порядке предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов (грантов) сельским поселениям не учтены предложения палаты, сделанные по итогам ранее проведенного мероприятия. Цели предоставления грантов по-прежнему не соответствуют вопросам местного значения, отсутствует требование о выделении заявленного объема софинансирования. Кроме того, вместо иных трансфертов муниципальным образованиям должны предоставляться субсидии.
4. По мнению КСП НСО, предоставление грантов физическим лицам и субъектам территориального общественного самоуправления напрямую из областного бюджета, приведет к более тесному взаимодействию населения с государственными органами, а не с органами местного самоуправления. Кроме того, проект порядка предоставления грантов физическим лицам на реализацию проектов по благоустройству содержит коррупционогенный фактор (неопределенное требование о согласовании заявки с органом местного самоуправления). В ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не предусмотрено выделение средств из бюджетов субъектов РФ для организации и осуществления территориального общественного самоуправления (это полномочие органов местного самоуправления).
5. Расходы на реализацию проекта госпрограммы соответствуют проекту Закона области об областном бюджете на 2016-2018 гг. В соответствии с Методическими указаниями Министерства экономического развития НСО в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами, а также сформировать полноценную программную структуру областного бюджета). Кроме того, в проекте областного бюджета трансферты для муниципальных образований первоначально утверждаются в качестве грантов юридическим и физическим лицам (распределение трансфертов утверждается после проведения конкурса).
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата НСО предложила:
1. Правительству Новосибирской области:
- предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
- рассмотреть вопрос об уточнении наименования, сферы реализации, цели и задач программы (ограничить их развитием местного самоуправления либо дополнить другими направлениями реализации региональной политики).
2. Государственному заказчику программы – министерству региональной политики Новосибирской области:
- рассмотреть в программе проблемы совершенствования разграничения полномочий, финансовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления;
- уточнить значения и методику расчета целевых индикаторов реализации программы; предусмотреть индикаторы, отражающие степень развития местного самоуправления и вовлечения в него граждан;
- раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), перечень и характеристики мер правового регулирования, используемых в сфере ее реализации;
- уточнить форму и порядки предоставления межбюджетных трансфертов и грантов; предусмотреть в законе об областном бюджете надлежащую форму ассигнований (субсидии местным бюджетам);
- рассмотреть вопрос об усилении взаимодействия между гражданами, субъектами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления в рамках реализации программы.