15 Декабря 2015
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2014-2015 годах.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2014 году и за 10 месяцев 2015 года. Членам коллегии палаты отчет результатах мероприятия представил аудитор палаты В.Н. Алёхин.
Объекты контрольного мероприятия стали:
1. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Министерство транспорта, Минтранс НСО).
2. Государственное казенное учреждение «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ ТУАД, Учреждение).
3. Администрация г. Тогучин Тогучинского района.
4. Администрация р.п. Чистоозерное Чистоозерного района.
5. Администрация Скалинского сельсовета Колыванского района.
6. Администрация Вьюнского сельсовета Колыванского района.
7. Администрация Нечаевского сельсовета Тогучинского района.
8. Администрация Сокурского сельсовета Мошковского района.
9. Администрация с. Северное Северного района.
В результате проверки установлено:
1. Доходы дорожного фонда в 2014 году сформированы в объеме 8 895 680,7 тыс.руб. или 116,1% к плану. Перевыполнение плана, в основном, произошло за счет поступления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на строительство моста через р. Обь в сумме 994 645,6 тыс.руб.
Доходы Дорожного фонда за 10 месяцев 2015 года исполнены в объеме 8 138 626,3 тыс.руб., или 85,2% от плана (9 547 281 7 тыс.руб.).
Основную часть доходов Дорожного фонда составляют доход от уплаты акцизов (56,2 % в 2014 году и 57,6% за 10 мес. 2015 года) и транспортного налога (21,2% в 2014 году и 23,8% за 10 мес. 2015 года).
Основная часть неналоговых поступлений в 2014 году приходится на денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения (846 255,9 тыс.руб., что составляет 9,5% доходов дорожного фонда за 2014 год). В связи с принятием Закона области от 01.07.2015 №564-ОЗ данный источник формирования дорожного фонда исключен (действие пункта 10 статьи 1 Закона области «О дорожном фонде Новосибирской области» приостановлено до 01.01.2017).
2. Расходы дорожного фонда в 2014 году составили 7 715 204,7 тыс.руб. или 100,6% от плановых расходов (7 663 078,6 тыс.руб.), за 10 месяцев 2015 года – 6 035 938,5 тыс.руб. (63,2%).
Основной объем ассигнований дорожного фонда направлен:
- в 2014 году на реализацию мероприятий ДЦП «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области», в 2015 году на реализацию мероприятий Госпрограммы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области на 2015-2022 гг.» (76,6% в 2014 году и 92,3% за 10 месяцев 2015 года), в том числе по направлениям:
• содержание автомобильных дорог – 54,2% (2 246 715,2 тыс.руб.) в 2014 году и 50,3% (2 109 795,7 тыс.руб.) за 10 месяцев 2015 года;
• строительство и реконструкция автомобильных дорог и дорожных сооружений – 22% (1 007 745,9 тыс.руб.) в 2014 году и 17,8% (746 770,6 тыс.руб.) за 10 месяцев 2015 года;
• капитальный ремонт – 9% (409 951,1 тыс.руб.) в 2014 году и 12,9% (540 978,3 тыс.руб.) за 10 месяцев 2015 года;
• планово-предупредительный ремонт – 10,2% (466 265,6 тыс.руб.) в 2014 году и 10,8% (452 671,6 тыс.руб.) за 10 месяцев 2015 года;
• расходы на объекты дорожной инфраструктуры, относящейся к объектам муниципальной собственности в 2014 году составили 22,6% (1 338 946,5 тыс.руб.) и 24,8% за 10 месяцев 2015 года (1 380 178,9 тыс.руб.). Субсидии выделены 255-ти муниципальным образованиям.
3. Установлены факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, в частности:
- в соответствии с Законом области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (Приложение 17) средства (бюджетные инвестиции) выделялись на реконструкцию автомобильной дороги «27 км а/д «Н-3108» - Павловка – Мироновка - Мухино» в Чистоозерном районе, часть не использованных средств в размере 1 254,2 тыс.руб. государственным заказчиком (ГКУ ТУАД) направлены на ремонт не предусмотренного проектом участка дороги, что в соответствии со ст.306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, так как направлены на цели, не соответствующие условиям их получения.
- расходы на оказание услуг по разработке рабочей документации по подготовке и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения на реконструкцию автомобильной дороги К-17р «Новосибирск-Кочки-Павлодар» на участке км 15- км 35 составили 19 200,0 тыс.руб. В действующей ГП «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области на 2015-2022 гг.» реализация указанного проекта не предусматривается, следовательно разработанная документация на сумму 19 200,0 тыс.руб. не может быть использована, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст.34 БК РФ (бюджетные средства в сумме 19 200,0 тыс.руб. Министерством транспорта НСО использованы безрезультатно).
- на строительство мостового перехода через р. Бакса в д. Лаптевка Колыванского района в 2013-2014 гг. израсходовано 3 042,2 тыс.руб., из них из областного бюджета – 472,3 тыс.руб., из дорожного фонда Колыванского района – 2 429,0 тыс.руб., из бюджета Пихтовского сельсовета – 140,9 тыс.руб. Муниципальный контракт на строительство мостового перехода, стоимостью 30 563,3 тыс.руб. расторгнут, администрация Колыванского района средства на продолжение (завершение) строительства моста не планирует, из чего следует, что средства в сумме 3 042,2 тыс.руб. использованы с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст.34 БК РФ.
4. Сметная стоимость реконструкции автомобильных дорог Новосибирской области: «Кыштовка – Орловка» в Кыштовском районе; «51км а/д «К -22 - Новоичинское» в Куйбышевском районе; «74км а/д «Н-1408- Андреевка» в Куйбышевском районе; «27км а/д «Н-3108- Павловка – Мироновка - Мухино» в Чистоозерном районе после проведения экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России», по отношению к сметной стоимости, установленной по результатам экспертизы ГБУ НСО «ГВЭ НСО», была снижена от 15,3% до 23,1%.
Цена контрактов государственным заказчиком была сформирована на основании заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», объекты введены в эксплуатацию, из чего можно сделать вывод, что строительство (реконструкцию) объектов в Новосибирской области возможно осуществлять по значительно меньшей стоимости.
5. Согласно отчетным данным за 2014 год из 10-ти целевых индикаторов ДЦП «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» достигнуты – 8.
Однако КСП НСО обращает внимание на то, что плановый показатель «Доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям» достигнут и составляет – 72,5%, однако без учета грунтовых дорог, протяженность автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 79,5%.
Не достигнуты показатели:
- протяженность автодорог, подвергнутых капитальному ремонту. Фактически капитальный ремонт проведен на 26,3 км вместо 30,5 км по плану. Причиной не достижения данного целевого индикатора является перенесение на 2015 год ввода части объектов в связи с оптимизацией расходов в 2014 году;
- ввод искусственных сооружении после строительства (реконструкции): план – 3, факт – 2, не выполнены работы по реконструкции моста через ручей на 19 км а/д «Мальчиха-Лаптевка» в Колыванском районе.
6. В ходе контрольного мероприятия установлен ряд нарушений и недостатков в работе Министерства транспорта НСО, государственного и муниципальных заказчиков, подрядных организаций, в частности:
- не соблюдались требования Градостроительного кодекса РФ и других нормативных правовых актов, условия государственных и муниципальных контрактов;
- искажаются отчетные данные о направлениях использования субсидий областного бюджета и формирования стоимости основных фондов муниципальных образований, строительный контроль (технический надзор) осуществляется ненадлежащим образом;
- нарушаются условия соглашений между Министерством транспорта НСО и муниципальными районами о финансировании дорожных работ в части ведения исполнительно-технической документации;
- разрешения на ввод объектов в эксплуатацию выдавались без заключения ИГСН о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
- дорожно-строительные работы выполнялись подрядной организацией без наличия допуска саморегулируемых организаций на выполнение определенных видов работ, не предъявлены штрафные санкции за нарушение срока сдачи в эксплуатацию дорожных объектов;
- установлены факты некачественного выполнения строительно-монтажных работ, подлежащие устранению подрядными организациями;
- заказчиками необоснованно приняты и оплачены работы на общую сумму 1 709,6 тыс.руб., подлежащую возмещению в местные бюджеты, в том числе:
- администрацией р.п. Чистоозерное – 161,2 тыс.руб.;
- администрацией Северного сельсовета Северного района – 1 548,4 тыс.руб.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии надлежащего системного контроля за ходом дорожно-строительных работ со стороны государственного и муниципальных заказчиков, администраций муниципальных районов, подрядных организации и организаций, заключивших договоры на проведение строительного контроля, предусмотренного п.п.4 и 7 ст.53 ГрК РФ, п.п.7.1 и 7.3 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства».
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области установить причины расхождения и ошибки в определении сметной стоимости реконструкции автомобильных дорог «Кыштовка – Орловка» в Кыштовском районе; «51км а/д «К -22 - Новоичинское» в Куйбышевском районе; «74км а/д «Н-1408- Андреевка» в Куйбышевском районе; «27км а/д «Н-3108- Павловка – Мироновка - Мухино» в Чистоозерном районе проведенных ГБУ НСО «ГВЭ НСО» и Омским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» и в целях экономного использования бюджетных средств, принять меры по надлежащему определению в дальнейшем сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены в:
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
- ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области»;
- администрацию р.п. Чистоозерное Чистоозерного района;
- администрацию Нечаевского сельсовета Тогучинского района;
- администрацию Северного сельсовета Северного района.
Объекты контрольного мероприятия стали:
1. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Министерство транспорта, Минтранс НСО).
2. Государственное казенное учреждение «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ ТУАД, Учреждение).
3. Администрация г. Тогучин Тогучинского района.
4. Администрация р.п. Чистоозерное Чистоозерного района.
5. Администрация Скалинского сельсовета Колыванского района.
6. Администрация Вьюнского сельсовета Колыванского района.
7. Администрация Нечаевского сельсовета Тогучинского района.
8. Администрация Сокурского сельсовета Мошковского района.
9. Администрация с. Северное Северного района.
В результате проверки установлено:
1. Доходы дорожного фонда в 2014 году сформированы в объеме 8 895 680,7 тыс.руб. или 116,1% к плану. Перевыполнение плана, в основном, произошло за счет поступления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на строительство моста через р. Обь в сумме 994 645,6 тыс.руб.
Доходы Дорожного фонда за 10 месяцев 2015 года исполнены в объеме 8 138 626,3 тыс.руб., или 85,2% от плана (9 547 281 7 тыс.руб.).
Основную часть доходов Дорожного фонда составляют доход от уплаты акцизов (56,2 % в 2014 году и 57,6% за 10 мес. 2015 года) и транспортного налога (21,2% в 2014 году и 23,8% за 10 мес. 2015 года).
Основная часть неналоговых поступлений в 2014 году приходится на денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения (846 255,9 тыс.руб., что составляет 9,5% доходов дорожного фонда за 2014 год). В связи с принятием Закона области от 01.07.2015 №564-ОЗ данный источник формирования дорожного фонда исключен (действие пункта 10 статьи 1 Закона области «О дорожном фонде Новосибирской области» приостановлено до 01.01.2017).
2. Расходы дорожного фонда в 2014 году составили 7 715 204,7 тыс.руб. или 100,6% от плановых расходов (7 663 078,6 тыс.руб.), за 10 месяцев 2015 года – 6 035 938,5 тыс.руб. (63,2%).
Основной объем ассигнований дорожного фонда направлен:
- в 2014 году на реализацию мероприятий ДЦП «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области», в 2015 году на реализацию мероприятий Госпрограммы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области на 2015-2022 гг.» (76,6% в 2014 году и 92,3% за 10 месяцев 2015 года), в том числе по направлениям:
• содержание автомобильных дорог – 54,2% (2 246 715,2 тыс.руб.) в 2014 году и 50,3% (2 109 795,7 тыс.руб.) за 10 месяцев 2015 года;
• строительство и реконструкция автомобильных дорог и дорожных сооружений – 22% (1 007 745,9 тыс.руб.) в 2014 году и 17,8% (746 770,6 тыс.руб.) за 10 месяцев 2015 года;
• капитальный ремонт – 9% (409 951,1 тыс.руб.) в 2014 году и 12,9% (540 978,3 тыс.руб.) за 10 месяцев 2015 года;
• планово-предупредительный ремонт – 10,2% (466 265,6 тыс.руб.) в 2014 году и 10,8% (452 671,6 тыс.руб.) за 10 месяцев 2015 года;
• расходы на объекты дорожной инфраструктуры, относящейся к объектам муниципальной собственности в 2014 году составили 22,6% (1 338 946,5 тыс.руб.) и 24,8% за 10 месяцев 2015 года (1 380 178,9 тыс.руб.). Субсидии выделены 255-ти муниципальным образованиям.
3. Установлены факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, в частности:
- в соответствии с Законом области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (Приложение 17) средства (бюджетные инвестиции) выделялись на реконструкцию автомобильной дороги «27 км а/д «Н-3108» - Павловка – Мироновка - Мухино» в Чистоозерном районе, часть не использованных средств в размере 1 254,2 тыс.руб. государственным заказчиком (ГКУ ТУАД) направлены на ремонт не предусмотренного проектом участка дороги, что в соответствии со ст.306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, так как направлены на цели, не соответствующие условиям их получения.
- расходы на оказание услуг по разработке рабочей документации по подготовке и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения на реконструкцию автомобильной дороги К-17р «Новосибирск-Кочки-Павлодар» на участке км 15- км 35 составили 19 200,0 тыс.руб. В действующей ГП «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области на 2015-2022 гг.» реализация указанного проекта не предусматривается, следовательно разработанная документация на сумму 19 200,0 тыс.руб. не может быть использована, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст.34 БК РФ (бюджетные средства в сумме 19 200,0 тыс.руб. Министерством транспорта НСО использованы безрезультатно).
- на строительство мостового перехода через р. Бакса в д. Лаптевка Колыванского района в 2013-2014 гг. израсходовано 3 042,2 тыс.руб., из них из областного бюджета – 472,3 тыс.руб., из дорожного фонда Колыванского района – 2 429,0 тыс.руб., из бюджета Пихтовского сельсовета – 140,9 тыс.руб. Муниципальный контракт на строительство мостового перехода, стоимостью 30 563,3 тыс.руб. расторгнут, администрация Колыванского района средства на продолжение (завершение) строительства моста не планирует, из чего следует, что средства в сумме 3 042,2 тыс.руб. использованы с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст.34 БК РФ.
4. Сметная стоимость реконструкции автомобильных дорог Новосибирской области: «Кыштовка – Орловка» в Кыштовском районе; «51км а/д «К -22 - Новоичинское» в Куйбышевском районе; «74км а/д «Н-1408- Андреевка» в Куйбышевском районе; «27км а/д «Н-3108- Павловка – Мироновка - Мухино» в Чистоозерном районе после проведения экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России», по отношению к сметной стоимости, установленной по результатам экспертизы ГБУ НСО «ГВЭ НСО», была снижена от 15,3% до 23,1%.
Цена контрактов государственным заказчиком была сформирована на основании заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», объекты введены в эксплуатацию, из чего можно сделать вывод, что строительство (реконструкцию) объектов в Новосибирской области возможно осуществлять по значительно меньшей стоимости.
5. Согласно отчетным данным за 2014 год из 10-ти целевых индикаторов ДЦП «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» достигнуты – 8.
Однако КСП НСО обращает внимание на то, что плановый показатель «Доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям» достигнут и составляет – 72,5%, однако без учета грунтовых дорог, протяженность автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 79,5%.
Не достигнуты показатели:
- протяженность автодорог, подвергнутых капитальному ремонту. Фактически капитальный ремонт проведен на 26,3 км вместо 30,5 км по плану. Причиной не достижения данного целевого индикатора является перенесение на 2015 год ввода части объектов в связи с оптимизацией расходов в 2014 году;
- ввод искусственных сооружении после строительства (реконструкции): план – 3, факт – 2, не выполнены работы по реконструкции моста через ручей на 19 км а/д «Мальчиха-Лаптевка» в Колыванском районе.
6. В ходе контрольного мероприятия установлен ряд нарушений и недостатков в работе Министерства транспорта НСО, государственного и муниципальных заказчиков, подрядных организаций, в частности:
- не соблюдались требования Градостроительного кодекса РФ и других нормативных правовых актов, условия государственных и муниципальных контрактов;
- искажаются отчетные данные о направлениях использования субсидий областного бюджета и формирования стоимости основных фондов муниципальных образований, строительный контроль (технический надзор) осуществляется ненадлежащим образом;
- нарушаются условия соглашений между Министерством транспорта НСО и муниципальными районами о финансировании дорожных работ в части ведения исполнительно-технической документации;
- разрешения на ввод объектов в эксплуатацию выдавались без заключения ИГСН о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
- дорожно-строительные работы выполнялись подрядной организацией без наличия допуска саморегулируемых организаций на выполнение определенных видов работ, не предъявлены штрафные санкции за нарушение срока сдачи в эксплуатацию дорожных объектов;
- установлены факты некачественного выполнения строительно-монтажных работ, подлежащие устранению подрядными организациями;
- заказчиками необоснованно приняты и оплачены работы на общую сумму 1 709,6 тыс.руб., подлежащую возмещению в местные бюджеты, в том числе:
- администрацией р.п. Чистоозерное – 161,2 тыс.руб.;
- администрацией Северного сельсовета Северного района – 1 548,4 тыс.руб.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии надлежащего системного контроля за ходом дорожно-строительных работ со стороны государственного и муниципальных заказчиков, администраций муниципальных районов, подрядных организации и организаций, заключивших договоры на проведение строительного контроля, предусмотренного п.п.4 и 7 ст.53 ГрК РФ, п.п.7.1 и 7.3 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства».
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области установить причины расхождения и ошибки в определении сметной стоимости реконструкции автомобильных дорог «Кыштовка – Орловка» в Кыштовском районе; «51км а/д «К -22 - Новоичинское» в Куйбышевском районе; «74км а/д «Н-1408- Андреевка» в Куйбышевском районе; «27км а/д «Н-3108- Павловка – Мироновка - Мухино» в Чистоозерном районе проведенных ГБУ НСО «ГВЭ НСО» и Омским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» и в целях экономного использования бюджетных средств, принять меры по надлежащему определению в дальнейшем сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены в:
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
- ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области»;
- администрацию р.п. Чистоозерное Чистоозерного района;
- администрацию Нечаевского сельсовета Тогучинского района;
- администрацию Северного сельсовета Северного района.