16 Февраля 2016
В Новосибирске состоялось очередное заседание Совета органов государственного и муниципального финансового контроля Новосибирской области.

12 февраля 2016 года в г. Новосибирске состоялось очередное заседание Совета органов государственного и муниципального финансового контроля Новосибирской области, посвященное актуальным вопросам осуществления государственного и муниципального финансового контроля. В заседании Совета приняли участие представители Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, Контрольного управления Новосибирской области и контрольно-счетных органов 33 муниципальных образований Новосибирской области.
Открывая заседание председатель Совета – председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова отметила, что в феврале 2016 года исполнилось 5 лет со дня принятия Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В нашем регионе он был реализован в полном объеме одним из первых. В 2011-2012 гг. профессиональные КСО были созданы во всех муниципальных районах и городских округах области, большинство поселений передали полномочия КСО районов.
В 2015 году была решена проблема КСО Северного сельсовета, должностные лица которого работали на общественных началах. После проведенной палатой проверки и представлений прокуратуры поселением было принято решение о передаче полномочий району. Проверка прокуратуры проведены и в Алексеевском сельсовете Здвинского района, где существует аналогичная проблема.
В прошлом году решил передать полномочия району Баганский сельсовет, где ранее существовал свой КСО со штатным работником. Вместе с тем поселок Колывань решил создать свой КСО и отозвал полномочия у района. Поселение имеет право принять такое решение, но содержание своего органа даже с минимальным штатом потребует гораздо больше средств, чем трансферт району на переданные полномочия. Кроме того, основную часть средств поселение получает из областного или районного бюджета, палата и КСО района по-прежнему будут осуществлять контроль за использованием этих средств.
На прошлых заседаниях обсуждалась проблема, заключающаяся в том, что необходимость создания системы внутреннего финансового контроля в местных администрациях может отрицательно сказаться на кадровом и материальном обеспечении КСО. Но проверки прошлого года показали, что система внутреннего контроля в большинстве муниципальных образований фактически не функционирует. В лучшем случае обязанности по осуществлению контроля формально возложены на должностных лиц, а ревизии и проверки фактически не проводятся. В 2015 году КСП НСО совместно с Министерством региональной политики и Союзом муниципальных образований Новосибирской области было подготовлено методическое пособие по актуальным вопросам финансового контроля, которое было роздано участникам заседания.
Основную проблему для сохранения достигнутой штатной численности и финансирования муниципальных КСО в настоящее время представляет сокращение доходов и расходов бюджетов, в т.ч. на органы управления. С информацией о сокращении штатной численности и объемов финансирования КСО выступила председатель Ревизионной комиссии Доволенского района Л.А. Науменко. Участники заседания отметили необходимость сохранения достигнутой штатной численности муниципальных КСО, несмотря на сокращение доходов и расходов бюджетов. Участие КСО в экспертной оценке и повышении эффективности управленческих решений может обосновать сохранение и увеличение их штатной численности.
Одним из направлений повышения независимости КСО и обеспечения их необходимыми для выполнения возложенных полномочий ресурсами является внесение изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ. Работа по подготовке изменений идет уже давно, планом работы Совета КСО при Счетной палате П РФ в феврале этого года предусмотрено обсуждение проекта изменений для их внесения в Государственную Думу. Принципиальные изменения в КоАП, создающие основания для применения муниципальными КСО мер административной ответственности, уже были внесены в конце 2015 года. О содержании изменений сообщил заместитель председателя КСП НСО П.В. Подковырин.
Совет КСО также продолжает работу по методическому обеспечению деятельности КСО. В 2015 году были подготовлены проекты 5 типовых стандартов внешнего финансового контроля. Один из них, по аудиту закупок, был разработан КСП НСО. Типовые стандарты одобрены комиссией Совета КСО по методологии и будут утверждены на ближайшем заседании президиума Совета. В этом году разработка типовых стандартов продолжится, КСП НСО работает над стандартом по экспертизе проекта бюджета.
Информация о мероприятиях Совета КСО, подготовленные методические материалы размещены на Портале КСО. Портал начал работать в январе 2015 года и на размещается все актуальная информация по детальности КСО. По итогам года КСП НСО была признана одним из лидеров среди КСО размещающих информацию. На одном из прошедших заседаний муниципальным КСО было рекомендовано зарегистрироваться на Портале и размещать на нем информацию своей деятельности. Но пока информация от муниципальных КСО на портале фактически отсутствует. При этом муниципальные КСО часто сообщают о проблемах с размещением информации на сайтах. У многих КСО нет своего сайта, а администрация неохотно идет на содействие при размещении информации о своих нарушениях. Портал КСО дает реальную возможность решить эту проблему.
В текущем году Счетная палата РФ планирует расширить информационное взаимодействия между органами финансового контроля. Готовится к запуску новый официальный сайт для размещения информации об осуществлении государственного и муниципального финансового контроля (портал ГИС ЕСГФК). На этом сайте будет размещаться практически весь набор информации и документов органов как внешнего так и внутреннего финансового контроля. Документы по работе сайта размещены на форуме Портала КСО. Какая информация будет в открытой части сайта можно увидеть в системе «Госаудит» на примере Счетной палаты РФ (ссылка на нее сеть на Портале КСО и сайте Счетной палаты РФ). Основным положительным результатом от внедрения этой системы будет возможность введения электронного документооборота и учета своей деятельности практически без затрат, работа по единым принципам со всей страной.
ГИС ЕСГФК позволит осуществлять обмен информацией по квалификации конкретных нарушений, а также при планировании и осуществлении совместных мероприятий. КСП НСО в 2015 году провела два совместных мероприятия со Счетной палатой РФ (по созданию службы экстренных вызовов «112» и управление госдолгом области). Проведено несколько совместных мероприятий с муниципальными КСО, прежде всего, это ежегодная проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований. В этом году также планируется проведение совместно с муниципальными КСО контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. По вопросам организации проведения совместных мероприятий выступили начальник сводно-аналитической инспекции КСП НСО С.Н. Мартынов и аудитор В.Н. Алехин.
За эффективное взаимодействие при проведении совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, заслуги в развитии внешнего муниципального финансового контроля представителям нескольких муниципальных КСО были вручены благодарственные письма КСП НСО:
председателю Ревизионной комиссии Искитимского района И.Е. Вишнякову;
председателю Ревизионной комиссии Колыванского района Т.И. Сарбашевой;
председателю Ревизионной комиссии Ордынского района И.Г. Казанцевой;
председателю Ревизионной комиссии Северного района Г.С. Пурисенковой;
председателю Ревизионной комиссии Убинского района А.Ф. Жуковой.
Открывая заседание председатель Совета – председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова отметила, что в феврале 2016 года исполнилось 5 лет со дня принятия Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В нашем регионе он был реализован в полном объеме одним из первых. В 2011-2012 гг. профессиональные КСО были созданы во всех муниципальных районах и городских округах области, большинство поселений передали полномочия КСО районов.
В 2015 году была решена проблема КСО Северного сельсовета, должностные лица которого работали на общественных началах. После проведенной палатой проверки и представлений прокуратуры поселением было принято решение о передаче полномочий району. Проверка прокуратуры проведены и в Алексеевском сельсовете Здвинского района, где существует аналогичная проблема.
В прошлом году решил передать полномочия району Баганский сельсовет, где ранее существовал свой КСО со штатным работником. Вместе с тем поселок Колывань решил создать свой КСО и отозвал полномочия у района. Поселение имеет право принять такое решение, но содержание своего органа даже с минимальным штатом потребует гораздо больше средств, чем трансферт району на переданные полномочия. Кроме того, основную часть средств поселение получает из областного или районного бюджета, палата и КСО района по-прежнему будут осуществлять контроль за использованием этих средств.
На прошлых заседаниях обсуждалась проблема, заключающаяся в том, что необходимость создания системы внутреннего финансового контроля в местных администрациях может отрицательно сказаться на кадровом и материальном обеспечении КСО. Но проверки прошлого года показали, что система внутреннего контроля в большинстве муниципальных образований фактически не функционирует. В лучшем случае обязанности по осуществлению контроля формально возложены на должностных лиц, а ревизии и проверки фактически не проводятся. В 2015 году КСП НСО совместно с Министерством региональной политики и Союзом муниципальных образований Новосибирской области было подготовлено методическое пособие по актуальным вопросам финансового контроля, которое было роздано участникам заседания.
Основную проблему для сохранения достигнутой штатной численности и финансирования муниципальных КСО в настоящее время представляет сокращение доходов и расходов бюджетов, в т.ч. на органы управления. С информацией о сокращении штатной численности и объемов финансирования КСО выступила председатель Ревизионной комиссии Доволенского района Л.А. Науменко. Участники заседания отметили необходимость сохранения достигнутой штатной численности муниципальных КСО, несмотря на сокращение доходов и расходов бюджетов. Участие КСО в экспертной оценке и повышении эффективности управленческих решений может обосновать сохранение и увеличение их штатной численности.
Одним из направлений повышения независимости КСО и обеспечения их необходимыми для выполнения возложенных полномочий ресурсами является внесение изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ. Работа по подготовке изменений идет уже давно, планом работы Совета КСО при Счетной палате П РФ в феврале этого года предусмотрено обсуждение проекта изменений для их внесения в Государственную Думу. Принципиальные изменения в КоАП, создающие основания для применения муниципальными КСО мер административной ответственности, уже были внесены в конце 2015 года. О содержании изменений сообщил заместитель председателя КСП НСО П.В. Подковырин.
Совет КСО также продолжает работу по методическому обеспечению деятельности КСО. В 2015 году были подготовлены проекты 5 типовых стандартов внешнего финансового контроля. Один из них, по аудиту закупок, был разработан КСП НСО. Типовые стандарты одобрены комиссией Совета КСО по методологии и будут утверждены на ближайшем заседании президиума Совета. В этом году разработка типовых стандартов продолжится, КСП НСО работает над стандартом по экспертизе проекта бюджета.
Информация о мероприятиях Совета КСО, подготовленные методические материалы размещены на Портале КСО. Портал начал работать в январе 2015 года и на размещается все актуальная информация по детальности КСО. По итогам года КСП НСО была признана одним из лидеров среди КСО размещающих информацию. На одном из прошедших заседаний муниципальным КСО было рекомендовано зарегистрироваться на Портале и размещать на нем информацию своей деятельности. Но пока информация от муниципальных КСО на портале фактически отсутствует. При этом муниципальные КСО часто сообщают о проблемах с размещением информации на сайтах. У многих КСО нет своего сайта, а администрация неохотно идет на содействие при размещении информации о своих нарушениях. Портал КСО дает реальную возможность решить эту проблему.
В текущем году Счетная палата РФ планирует расширить информационное взаимодействия между органами финансового контроля. Готовится к запуску новый официальный сайт для размещения информации об осуществлении государственного и муниципального финансового контроля (портал ГИС ЕСГФК). На этом сайте будет размещаться практически весь набор информации и документов органов как внешнего так и внутреннего финансового контроля. Документы по работе сайта размещены на форуме Портала КСО. Какая информация будет в открытой части сайта можно увидеть в системе «Госаудит» на примере Счетной палаты РФ (ссылка на нее сеть на Портале КСО и сайте Счетной палаты РФ). Основным положительным результатом от внедрения этой системы будет возможность введения электронного документооборота и учета своей деятельности практически без затрат, работа по единым принципам со всей страной.
ГИС ЕСГФК позволит осуществлять обмен информацией по квалификации конкретных нарушений, а также при планировании и осуществлении совместных мероприятий. КСП НСО в 2015 году провела два совместных мероприятия со Счетной палатой РФ (по созданию службы экстренных вызовов «112» и управление госдолгом области). Проведено несколько совместных мероприятий с муниципальными КСО, прежде всего, это ежегодная проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований. В этом году также планируется проведение совместно с муниципальными КСО контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. По вопросам организации проведения совместных мероприятий выступили начальник сводно-аналитической инспекции КСП НСО С.Н. Мартынов и аудитор В.Н. Алехин.
За эффективное взаимодействие при проведении совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, заслуги в развитии внешнего муниципального финансового контроля представителям нескольких муниципальных КСО были вручены благодарственные письма КСП НСО:
председателю Ревизионной комиссии Искитимского района И.Е. Вишнякову;
председателю Ревизионной комиссии Колыванского района Т.И. Сарбашевой;
председателю Ревизионной комиссии Ордынского района И.Г. Казанцевой;
председателю Ревизионной комиссии Северного района Г.С. Пурисенковой;
председателю Ревизионной комиссии Убинского района А.Ф. Жуковой.