30 Декабря 2015
Выступление председателя Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончаровой на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области.

Заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области состоялось 30.12.2015. В работе комиссии приняла участие председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова.
В своем выступлении Елена Анатольевна рассказала о работе Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по предупреждению коррупционных преступлений и правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области. В частности, она сказала, что в соответствии с Законом Новосибирской области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» одним из основых полномочий палаты является участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции. Нарушения при расходовании бюджетных средств сопровождаются высокими коррупционными рисками. Проведение мероприятий внешнего государственного финансового контроля имеет основной задачей выявление нарушений и недостатков в бюджетной сфере, которые также могут быть проявлением коррупционной деятельности либо способствовать ей.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений контрольной деятельности палаты. Ежегодно проводятся мероприятия в этой сфере, в частности, за прошедшие три года проведены:
Анализ реализации в 2012 году долгосрочной целевой программы «Замена и модернизация лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Новосибирской области, на 2012 - 2015 годы;
Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию Региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2012 и 2013 годах;
Анализ реализации долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» за 2012-2013 годы и текущий период 2014 года;
Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реконструкцию насосно-фильтровальной станции в г. Куйбышеве в 2008-2013 годах;
Проверка целевого характера и эффективности использования субсидии (имущественного взноса) из областного бюджета, предоставленной Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в целях модернизации систем коммунальной инфраструктуры в 2012-2014 годах.
В качестве характерных нарушений в указанной сфере можно отметить следующие:
-оплата фактически невыполненных работ, либо выполненых с отклонением от проекта; принятие и оплата некачественных работ;
-необоснованное завышение начальной максимальной цены контракта;
-неправомерное изменение условий контрактов, в том числе связаные со сроками исполнения контракта;
- непринятие мер по взысканию неустоек (штрафов, пеней) к недобросовестным подрядчикам, есть случаи, когда в контракты не включается обязательное условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- ненадлежащий контроль за ведением работ подрядными организациями и др.
Так, при анализе программы «Замена и модернизация лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Новосибирской области » были установлены случаи существенного расхождения стоимости аналогичных работ и оборудования (например, работы по замене и модернизации лифтов в р.п. Краснообск составили 1 104,6 тыс.руб., а в г. Искитиме и р.п. Линево те же работы 1 300,0 тыс.руб.; стоимость комплектов лифтового оборудования у разных поставщиков отличалась в 1,5 раза, стоимость монтажных работ в 2,2 раза; оснащение и количество поставляемого оборудования не влияло на стоимость 1 единицы.
При проверке использования областных средств, направленных на реализацию Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2012 и 2013 годах были установлены случаи низкого качества строительных работ, остутствие надлежащего контроля за процессом строительства со стороны администраций муниципальных образований, необоснованный расчет начальной (максимальной) цены контракта, завышение стоимости приобретаемых жилых помещений построенных с применением новых технологий, себестоимость которых должна быть ниже (МКД, построенные из SIP-панелей), нарушения при учете собственности МО.
По результатам анализа реализации долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области» за 2012-2014 годы установлены случаи приемки и оплаты Заказчиками фактически невыполненных объемов работ (Новотырышкинский сельсовет Колыванского района, р.п. Маслянино, Сокурский сельсовет Мошковского района, г. Купино), ряд замечаний при реконструкции водопровода в п. Емельяновский Сокурского сельсовета Мошковского района.
Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реконструкцию насосно-фильтровальной станции в г. Куйбышеве в 2008-2013 годах выявила низкое качество проектно-сметной документации, срыв графика и изменение стоимости работ, нерезультативное расходование бюджетных средств.
При проверке целевого характера и эффективности использования имущественного взноса из областного бюджета, предоставленного Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области палатой в целях предупреждения нарушений было предложено установить порядок и размер использования бюджетных средств на содержание фонда, при выделении Фонду субсидий предусматривать обязательства Фонда по оценке эффективности финансовых вложений на модернизацию объектов ЖКХ муниципальных образований (в настоящее время такая обязанность возлогается на администрации МО и фактически не исполняется), отсутствие надлежащего системного контроля за ходом строительства (реконструкции) со стороны администраций сельсоветов, Фонда, администраций муниципальных районов, подрядных организации и организаций, заключивших договоры на проведение строительного контроля.
В целях устранения нарушений и предупреждения коррупционных правонарушений, информация об установленных палатой недостатках и нарушениях доводится до заинтересованных лиц. Прежде всего, отчеты и заключения по всем мероприятиям палатой направляются Губернатору Новосибирской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области. В силу прямого указания закона, а также на основании заключенных соглашений организованно взаимодействие палаты с прокуратурой Новосибирской области и иными правоохранительными органами, результатом которого является своевременный обмен информацией о нарушениях и принятых по ним мерам (в особенности по установленным признакам преступлений или коррупционных правонарушений).
По указанным контрольным меропритиям Прокуратурой Новосибирской области, городскими и районнными прокурорами принимались дополнительные меры прокурорского реагирования. По отдельным случаям, имеющим признаки преступлений проводились уголовно-процессуальные проверки. Установленные нарушения при реконструкции Куйбышевской НФС расследуются в рамках возбужденного уголовного дела.
Непосредственно контрольно-счетной палатой были приняты необходимые меры, включающие в себя представления и предписания палаты, меры административной и бюджетной ответственности, информирование органов государственной власти и местного самоуправления об имеющихся недостатках правового регулирования и принимаемых решений.
В настоящее время палатой завершен Аудит эффективности реализации программ и мероприятий по обеспечению населения Новосибирской области качественной питьевой водой в 2014 году и за текущий период 2015 года. 10 декабря 2015 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области с участием аудитора КСП НСО было проведено совещание с администрациями муниципальных районов по анализу основных нарушений при исполнении мероприятий по программе «Чистая вода» в 2015 году. Принято решение: проводить подобные совещания регулярно.
На 2016 палатой запланирован анализ реализации мероприятий программ Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2013-2015 годы, а также проверка результативности реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области за период 2014-2015 годов.
В своем выступлении Елена Анатольевна рассказала о работе Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по предупреждению коррупционных преступлений и правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области. В частности, она сказала, что в соответствии с Законом Новосибирской области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» одним из основых полномочий палаты является участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции. Нарушения при расходовании бюджетных средств сопровождаются высокими коррупционными рисками. Проведение мероприятий внешнего государственного финансового контроля имеет основной задачей выявление нарушений и недостатков в бюджетной сфере, которые также могут быть проявлением коррупционной деятельности либо способствовать ей.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений контрольной деятельности палаты. Ежегодно проводятся мероприятия в этой сфере, в частности, за прошедшие три года проведены:
Анализ реализации в 2012 году долгосрочной целевой программы «Замена и модернизация лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Новосибирской области, на 2012 - 2015 годы;
Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию Региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2012 и 2013 годах;
Анализ реализации долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» за 2012-2013 годы и текущий период 2014 года;
Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реконструкцию насосно-фильтровальной станции в г. Куйбышеве в 2008-2013 годах;
Проверка целевого характера и эффективности использования субсидии (имущественного взноса) из областного бюджета, предоставленной Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в целях модернизации систем коммунальной инфраструктуры в 2012-2014 годах.
В качестве характерных нарушений в указанной сфере можно отметить следующие:
-оплата фактически невыполненных работ, либо выполненых с отклонением от проекта; принятие и оплата некачественных работ;
-необоснованное завышение начальной максимальной цены контракта;
-неправомерное изменение условий контрактов, в том числе связаные со сроками исполнения контракта;
- непринятие мер по взысканию неустоек (штрафов, пеней) к недобросовестным подрядчикам, есть случаи, когда в контракты не включается обязательное условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- ненадлежащий контроль за ведением работ подрядными организациями и др.
Так, при анализе программы «Замена и модернизация лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Новосибирской области » были установлены случаи существенного расхождения стоимости аналогичных работ и оборудования (например, работы по замене и модернизации лифтов в р.п. Краснообск составили 1 104,6 тыс.руб., а в г. Искитиме и р.п. Линево те же работы 1 300,0 тыс.руб.; стоимость комплектов лифтового оборудования у разных поставщиков отличалась в 1,5 раза, стоимость монтажных работ в 2,2 раза; оснащение и количество поставляемого оборудования не влияло на стоимость 1 единицы.
При проверке использования областных средств, направленных на реализацию Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2012 и 2013 годах были установлены случаи низкого качества строительных работ, остутствие надлежащего контроля за процессом строительства со стороны администраций муниципальных образований, необоснованный расчет начальной (максимальной) цены контракта, завышение стоимости приобретаемых жилых помещений построенных с применением новых технологий, себестоимость которых должна быть ниже (МКД, построенные из SIP-панелей), нарушения при учете собственности МО.
По результатам анализа реализации долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области» за 2012-2014 годы установлены случаи приемки и оплаты Заказчиками фактически невыполненных объемов работ (Новотырышкинский сельсовет Колыванского района, р.п. Маслянино, Сокурский сельсовет Мошковского района, г. Купино), ряд замечаний при реконструкции водопровода в п. Емельяновский Сокурского сельсовета Мошковского района.
Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реконструкцию насосно-фильтровальной станции в г. Куйбышеве в 2008-2013 годах выявила низкое качество проектно-сметной документации, срыв графика и изменение стоимости работ, нерезультативное расходование бюджетных средств.
При проверке целевого характера и эффективности использования имущественного взноса из областного бюджета, предоставленного Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области палатой в целях предупреждения нарушений было предложено установить порядок и размер использования бюджетных средств на содержание фонда, при выделении Фонду субсидий предусматривать обязательства Фонда по оценке эффективности финансовых вложений на модернизацию объектов ЖКХ муниципальных образований (в настоящее время такая обязанность возлогается на администрации МО и фактически не исполняется), отсутствие надлежащего системного контроля за ходом строительства (реконструкции) со стороны администраций сельсоветов, Фонда, администраций муниципальных районов, подрядных организации и организаций, заключивших договоры на проведение строительного контроля.
В целях устранения нарушений и предупреждения коррупционных правонарушений, информация об установленных палатой недостатках и нарушениях доводится до заинтересованных лиц. Прежде всего, отчеты и заключения по всем мероприятиям палатой направляются Губернатору Новосибирской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области. В силу прямого указания закона, а также на основании заключенных соглашений организованно взаимодействие палаты с прокуратурой Новосибирской области и иными правоохранительными органами, результатом которого является своевременный обмен информацией о нарушениях и принятых по ним мерам (в особенности по установленным признакам преступлений или коррупционных правонарушений).
По указанным контрольным меропритиям Прокуратурой Новосибирской области, городскими и районнными прокурорами принимались дополнительные меры прокурорского реагирования. По отдельным случаям, имеющим признаки преступлений проводились уголовно-процессуальные проверки. Установленные нарушения при реконструкции Куйбышевской НФС расследуются в рамках возбужденного уголовного дела.
Непосредственно контрольно-счетной палатой были приняты необходимые меры, включающие в себя представления и предписания палаты, меры административной и бюджетной ответственности, информирование органов государственной власти и местного самоуправления об имеющихся недостатках правового регулирования и принимаемых решений.
В настоящее время палатой завершен Аудит эффективности реализации программ и мероприятий по обеспечению населения Новосибирской области качественной питьевой водой в 2014 году и за текущий период 2015 года. 10 декабря 2015 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области с участием аудитора КСП НСО было проведено совещание с администрациями муниципальных районов по анализу основных нарушений при исполнении мероприятий по программе «Чистая вода» в 2015 году. Принято решение: проводить подобные совещания регулярно.
На 2016 палатой запланирован анализ реализации мероприятий программ Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2013-2015 годы, а также проверка результативности реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области за период 2014-2015 годов.