07 Декабря 2015
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела экспертизу проекта изменений госпрограммы «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014 – 2019 годы»

Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014 – 2019 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Проект изменений госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком – министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области (Министерство финансов НСО), а также размещен на сайте http://www.mfnso.nso.ru/page/1755.
Госпрограмма утверждена Постановлением Правительства НСО от 15.07.2013 № 309-п (в ред. от 02.10.2014 № 397-п, от 09.12.2014 № 495-п, от 08.09.2015 № 329-п). Палата проводила экспертизы проектов госпрограммы и изменений в нее в июле 2013 года, августе и ноябре 2014 года.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Проект изменений госпрограммы направлен на приведение объемов ее финансирования с проектом Закона об областном бюджете на 2016-2018 гг. Кроме того, госпрограмма дополняется новой задачей по повышению финансовой грамотности населения, прозрачности и открытости бюджета, рядом новых мероприятий и целевых индикаторов (отражающих наличие ряда документов бюджетного процесса, соблюдение сроков их подготовки). Уточняются формулировки (наименования) задач, мероприятий и целевых индикаторов госпрограммы, Методика расчета субсидий местным бюджетам.
2. Общий объем финансового обеспечения в проекте изменений госпрограммы предусмотрен в сумме 75 074 982,8 тыс.руб. (уменьшение на 9 524 924,6 тыс.руб. или 11,3%). Объемы финансирования на 2016 год увеличены, а на 2017-2018 гг. – существенно сокращены (за счет исключения ассигнований на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированности местных бюджетов). При этом за счет указанной субсидии софинансируются мероприятия по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры. Проект изменений госпрограммы не учитывает сокращение объемов ее финансирования на 2015 год, утвержденное Законом области от 26.11.2015 № 18-ОЗ (на 374 100,4 тыс.руб.).
3. С учетом предложений палаты, сделанных по результатам ранее проведенных экспертиз, госпрограмма дополнена Порядком финансирования, отдельными целевыми индикаторами, характеризующими решение поставленных задач в сфере управления финансами. Органы местного самоуправления муниципальных районов, распределяющие дотации поселениям, отнесены к исполнителям госпрограммы. Вместе с тем, большинство предложений палаты остались не реализованными, в т.ч. по изменению состава, наименований, методик определения и значений целевых показателей. Следует уточнить ряд положений Порядка финансирования госпрограммы (в частности, привести перечень и особенности форм бюджетных ассигнований, используемых при реализации мероприятий).
4. Палата неоднократно отмечала, что для повышения прозрачности расходов при переходе на программную структуру бюджета каждому мероприятию госпрограмм и ассигнованиям на его реализацию следует присвоить уникальный код целевой статьи бюджетной классификации расходов. Перечень основных мероприятий, фактически сложившийся в областных госпрограммах, не может быть использован для формирования сопоставимой программной структуры областного бюджета. Принцип соответствия перечня целевых статей расходов мероприятиям госпрограмм (присвоения уникального кода целевой статьи расходов каждому мероприятию госпрограммы, финансируемому из областного бюджета) следует закрепить в правовых актах, регулирующих порядок формирования перечня и кодов целевых статей и порядок разработки и реализации областных госпрограмм. Заказчикам госпрограмм и Министерству финансов НСО целесообразно согласовывать планируемую структуру мероприятий еще на начальных стадиях разработки госпрограмм (подготовки изменений в них).
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата НСО предложила Правительству НСО и Министерству финансов НСО:
- раскрыть в программе приоритет по повышению финансовой самостоятельности муниципальных образований, дополнить программу положениями по организации финансового контроля, системы закупок и нормированию;
- дополнить программу целевыми показателями, характеризующими желаемое состояние в сфере ее реализации, уточнить наименования, методики определения и значения целевых показателей;
- уточнить порядок финансирования мероприятий программы, согласовать направления использования субсидии местным бюджетам с перечнем их расходных обязательств;
- раскрыть механизм реализации (достижения цели и ожидаемых результатов) программы, характеристику госуслуг и финансовые инструменты регулирования межбюджетных отношений;
- определить порядок отражения источников ресурсного обеспечения программ, которые не относятся к расходам бюджетов, привести объемы финансирования программы на 2015 год в соответствие с законом о бюджете;
- разработать методические рекомендации о принципах определения состава мероприятий госпрограмм, основанные на выделении ключевых функций государственных органов и обеспечивающие соразмерность мероприятий.
Министерство финансов НСО планирует продолжить работу по совершенствованию положений госпрограммы. Основные направления совершенствования рассматривались на заседании рабочей группы Министерства финансов НСО, состоявшимся 25.11.2015 с участием представителей Контрольно-счетной палаты НСО и Законодательного Собрания НСО.
Проект изменений госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком – министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области (Министерство финансов НСО), а также размещен на сайте http://www.mfnso.nso.ru/page/1755.
Госпрограмма утверждена Постановлением Правительства НСО от 15.07.2013 № 309-п (в ред. от 02.10.2014 № 397-п, от 09.12.2014 № 495-п, от 08.09.2015 № 329-п). Палата проводила экспертизы проектов госпрограммы и изменений в нее в июле 2013 года, августе и ноябре 2014 года.
В результате экспертизы установлено следующее:
1. Проект изменений госпрограммы направлен на приведение объемов ее финансирования с проектом Закона об областном бюджете на 2016-2018 гг. Кроме того, госпрограмма дополняется новой задачей по повышению финансовой грамотности населения, прозрачности и открытости бюджета, рядом новых мероприятий и целевых индикаторов (отражающих наличие ряда документов бюджетного процесса, соблюдение сроков их подготовки). Уточняются формулировки (наименования) задач, мероприятий и целевых индикаторов госпрограммы, Методика расчета субсидий местным бюджетам.
2. Общий объем финансового обеспечения в проекте изменений госпрограммы предусмотрен в сумме 75 074 982,8 тыс.руб. (уменьшение на 9 524 924,6 тыс.руб. или 11,3%). Объемы финансирования на 2016 год увеличены, а на 2017-2018 гг. – существенно сокращены (за счет исключения ассигнований на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированности местных бюджетов). При этом за счет указанной субсидии софинансируются мероприятия по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры. Проект изменений госпрограммы не учитывает сокращение объемов ее финансирования на 2015 год, утвержденное Законом области от 26.11.2015 № 18-ОЗ (на 374 100,4 тыс.руб.).
3. С учетом предложений палаты, сделанных по результатам ранее проведенных экспертиз, госпрограмма дополнена Порядком финансирования, отдельными целевыми индикаторами, характеризующими решение поставленных задач в сфере управления финансами. Органы местного самоуправления муниципальных районов, распределяющие дотации поселениям, отнесены к исполнителям госпрограммы. Вместе с тем, большинство предложений палаты остались не реализованными, в т.ч. по изменению состава, наименований, методик определения и значений целевых показателей. Следует уточнить ряд положений Порядка финансирования госпрограммы (в частности, привести перечень и особенности форм бюджетных ассигнований, используемых при реализации мероприятий).
4. Палата неоднократно отмечала, что для повышения прозрачности расходов при переходе на программную структуру бюджета каждому мероприятию госпрограмм и ассигнованиям на его реализацию следует присвоить уникальный код целевой статьи бюджетной классификации расходов. Перечень основных мероприятий, фактически сложившийся в областных госпрограммах, не может быть использован для формирования сопоставимой программной структуры областного бюджета. Принцип соответствия перечня целевых статей расходов мероприятиям госпрограмм (присвоения уникального кода целевой статьи расходов каждому мероприятию госпрограммы, финансируемому из областного бюджета) следует закрепить в правовых актах, регулирующих порядок формирования перечня и кодов целевых статей и порядок разработки и реализации областных госпрограмм. Заказчикам госпрограмм и Министерству финансов НСО целесообразно согласовывать планируемую структуру мероприятий еще на начальных стадиях разработки госпрограмм (подготовки изменений в них).
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата НСО предложила Правительству НСО и Министерству финансов НСО:
- раскрыть в программе приоритет по повышению финансовой самостоятельности муниципальных образований, дополнить программу положениями по организации финансового контроля, системы закупок и нормированию;
- дополнить программу целевыми показателями, характеризующими желаемое состояние в сфере ее реализации, уточнить наименования, методики определения и значения целевых показателей;
- уточнить порядок финансирования мероприятий программы, согласовать направления использования субсидии местным бюджетам с перечнем их расходных обязательств;
- раскрыть механизм реализации (достижения цели и ожидаемых результатов) программы, характеристику госуслуг и финансовые инструменты регулирования межбюджетных отношений;
- определить порядок отражения источников ресурсного обеспечения программ, которые не относятся к расходам бюджетов, привести объемы финансирования программы на 2015 год в соответствие с законом о бюджете;
- разработать методические рекомендации о принципах определения состава мероприятий госпрограмм, основанные на выделении ключевых функций государственных органов и обеспечивающие соразмерность мероприятий.
Министерство финансов НСО планирует продолжить работу по совершенствованию положений госпрограммы. Основные направления совершенствования рассматривались на заседании рабочей группы Министерства финансов НСО, состоявшимся 25.11.2015 с участием представителей Контрольно-счетной палаты НСО и Законодательного Собрания НСО.