30 Октября 2015
Председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова выступила на заседании комиссии Общественной палаты Новосибирской области.
Председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова приняла участие в заседании комиссии по культуре, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и межнациональным отношениям Общественной палаты Новосибирской области. Заседание комиссии было посвящено обсуждению роли государственных программ Новосибирской области в решении вопросов развития культуры, патриотического воспитания граждан и межнациональных отношений.
На заседании комиссии выступили: министр культуры Новосибирской области В.И. Кузин; начальник управления молодежной политики министерства региональной политики Новосибирской области А.В. Безгеймер; директор ГБУ Новосибирской области «Дом молодежи»; начальник управления по связям с религиозными и общественными организациями министерства региональной политики Новосибирской области А.В. Лопарева.
Выступающие рассказали членам Общественной палаты о ходе и перспективах реализации государственных программ Новосибирской области: «Культура Новосибирской области»; патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области»; «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Новосибирской области».
В своем выступлении председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова отметила, что госпрограммы являются относительно новым документом социально-экономического планирования, в Новосибирской области они стали разрабатываться с 2013 года, а большинство из них было принято в конце 2014 – начале 2015 года.
На КСО еще в 2011 году федеральным законом было возложено полномочие по проведению финансово-экономических экспертиз проектов госпрограмм. Палата активно занимается этой работой с 2013 года и установила целый ряд недостатков, относящихся как в целом к методологии формирования госпрограмм, так и к содержанию госпрограмм в конкретных сферах.
В 2014 году был установлен порядок представления и рассмотрения проектов государственных программ в Законодательном Собрании области. Ранее в Законодательное Собрание поступали наши заключения на проекты госпрограмм, но сами программы депутаты не видели. Теперь у депутатов есть возможность рассматривать проект госпрограммы с заключением палаты.
Программы должны играть важную роль в повышении эффективности использования государственных средств и обеспечении открытости (прозрачности) результатов деятельности государственных органов. Через программную структуру бюджета, когда классификация расходов основана на госпрограммах, раскрывается взаимосвязь между выделяемыми из бюджета средствами, проводимыми за счет них мероприятиями и достигаемыми социально-экономическими результатами.
Однако результаты наших экспертиз показывают, что практика применения госпрограмм и программного бюджета в НСО не позволяют в полной мере реализовать преимущества этих инструментов.
В результате госпрограммы не раскрывают взаимосвязь ресурсов, мероприятий и результатов государственной политики. На федеральном уровне предусмотрено, что с 2016 года в федеральном бюджете финансирование будет распределено по мероприятиям госпрограмм. Но подобное правило для субъектов РФ содержится лишь в проекте новой редакции БК РФ, который находится на стадии общественного обсуждения.
Другой существенной проблемой применения инструмента госпрограмм, характерной и для федерального уровня, является неполное включение в них приоритетов государственной политики в соответствующей сфере, а также отсутствие либо недостаточность объективных показателей, отражающих степень достижения социально-значимых результатов деятельности органов государственной власти.
Так, в проекте госпрограммы «Культура» не рассматривался приоритет по развитию Новосибирского кинематографа, создания центров культурного развития в малых городах, расширению практики обмена выставками между музеями страны. Отсутствовали мероприятия, направленные на решение ряда проблем, приведенных в качестве обоснования необходимости разработки проекта госпрограммы: поиск инновационных форм работы с различными группами населения; развитие библиотечной системы; усиление отраслевого взаимодействия с представителями независимых культурных агентов; создание системы современного арт-маркетинга.
В проекте госпрограммы «Патриотическое воспитание» целевые показатели отражают лишь непосредственные результаты реализации ее мероприятий (количество проведенных мероприятий и их участников, число повысивших квалификацию специалистов). Показатели, характеризующие конечные результаты патриотического воспитания и распространение (состояние) патриотизма в обществе отсутствуют.
В проекте госпрограммы «Укрепление единства российской нации» есть показатели, отражающие ее конечные результаты, это - увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений (с 63,9% в 2014 году до 69% к 2020 году), увеличение уровня толерантного отношения к представителям другой национальности (с 75,7% до 80% опрошенных). Однако в этой госпрограмме практически не рассматриваются приоритеты по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношению к религии, предусмотренные Стратегией государственной национальной политики РФ.
К сожалению, предложения палаты по более полному раскрытию в госпрограммах приоритетов государственной политики и конечных социально-экономических результатов реализуются в меньшей степени, чем не столь существенные замечания к тексту и оформлению программ.
На заседании комиссии выступили: министр культуры Новосибирской области В.И. Кузин; начальник управления молодежной политики министерства региональной политики Новосибирской области А.В. Безгеймер; директор ГБУ Новосибирской области «Дом молодежи»; начальник управления по связям с религиозными и общественными организациями министерства региональной политики Новосибирской области А.В. Лопарева.
Выступающие рассказали членам Общественной палаты о ходе и перспективах реализации государственных программ Новосибирской области: «Культура Новосибирской области»; патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области»; «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Новосибирской области».
В своем выступлении председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова отметила, что госпрограммы являются относительно новым документом социально-экономического планирования, в Новосибирской области они стали разрабатываться с 2013 года, а большинство из них было принято в конце 2014 – начале 2015 года.
На КСО еще в 2011 году федеральным законом было возложено полномочие по проведению финансово-экономических экспертиз проектов госпрограмм. Палата активно занимается этой работой с 2013 года и установила целый ряд недостатков, относящихся как в целом к методологии формирования госпрограмм, так и к содержанию госпрограмм в конкретных сферах.
В 2014 году был установлен порядок представления и рассмотрения проектов государственных программ в Законодательном Собрании области. Ранее в Законодательное Собрание поступали наши заключения на проекты госпрограмм, но сами программы депутаты не видели. Теперь у депутатов есть возможность рассматривать проект госпрограммы с заключением палаты.
Программы должны играть важную роль в повышении эффективности использования государственных средств и обеспечении открытости (прозрачности) результатов деятельности государственных органов. Через программную структуру бюджета, когда классификация расходов основана на госпрограммах, раскрывается взаимосвязь между выделяемыми из бюджета средствами, проводимыми за счет них мероприятиями и достигаемыми социально-экономическими результатами.
Однако результаты наших экспертиз показывают, что практика применения госпрограмм и программного бюджета в НСО не позволяют в полной мере реализовать преимущества этих инструментов.
В результате госпрограммы не раскрывают взаимосвязь ресурсов, мероприятий и результатов государственной политики. На федеральном уровне предусмотрено, что с 2016 года в федеральном бюджете финансирование будет распределено по мероприятиям госпрограмм. Но подобное правило для субъектов РФ содержится лишь в проекте новой редакции БК РФ, который находится на стадии общественного обсуждения.
Другой существенной проблемой применения инструмента госпрограмм, характерной и для федерального уровня, является неполное включение в них приоритетов государственной политики в соответствующей сфере, а также отсутствие либо недостаточность объективных показателей, отражающих степень достижения социально-значимых результатов деятельности органов государственной власти.
Так, в проекте госпрограммы «Культура» не рассматривался приоритет по развитию Новосибирского кинематографа, создания центров культурного развития в малых городах, расширению практики обмена выставками между музеями страны. Отсутствовали мероприятия, направленные на решение ряда проблем, приведенных в качестве обоснования необходимости разработки проекта госпрограммы: поиск инновационных форм работы с различными группами населения; развитие библиотечной системы; усиление отраслевого взаимодействия с представителями независимых культурных агентов; создание системы современного арт-маркетинга.
В проекте госпрограммы «Патриотическое воспитание» целевые показатели отражают лишь непосредственные результаты реализации ее мероприятий (количество проведенных мероприятий и их участников, число повысивших квалификацию специалистов). Показатели, характеризующие конечные результаты патриотического воспитания и распространение (состояние) патриотизма в обществе отсутствуют.
В проекте госпрограммы «Укрепление единства российской нации» есть показатели, отражающие ее конечные результаты, это - увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений (с 63,9% в 2014 году до 69% к 2020 году), увеличение уровня толерантного отношения к представителям другой национальности (с 75,7% до 80% опрошенных). Однако в этой госпрограмме практически не рассматриваются приоритеты по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношению к религии, предусмотренные Стратегией государственной национальной политики РФ.
К сожалению, предложения палаты по более полному раскрытию в госпрограммах приоритетов государственной политики и конечных социально-экономических результатов реализуются в меньшей степени, чем не столь существенные замечания к тексту и оформлению программ.