14 Октября 2015
Контрольно-счётная палата Новосибирской области провела проверку использования средств бюджета, направленных на развитие особо охраняемых природных территорий в Новосибирской области.

Отчет Контрольно-счётной палаты Новосибирской по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на развитие особо охраняемых природных территорий в Новосибирской области в 2014 году и за текущий период 2015 года рассмотрен на заседании коллегии палаты и направлен председателем палаты Губернатору Новосибирской области и в областное Законодательное Собрание.
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах:
1. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области;
2. Департамент по охране животного мира Новосибирской области ;
3. Департамент лесного хозяйства Новосибирской области;
4. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция»
5. Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Новосибирская база авиационной охраны лесов».
В результате контрольного мероприятия установлено:
1. На территории Новосибирской области образованы и функционируют 77 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения общей площадью 1 344,6 тыс.га (7,5% от территории области), в том числе 24 заказника общей площадью 1 301,3 тыс.га, а также 53 памятника природы общей площадью 43,3 тыс.га.
Всего расходы областного бюджета на функционирование ООПТ регионального значения составили в 2014 году 39 724,7 тыс.руб. (95,5% к плану), за 6 месяцев 2015 года – 12 879,4 тыс.руб. (28,4% к плану), в том числе:
- Департамента животного мира (в части государственных природных за-казников регионального значения) – 42 459,3 тыс.руб.;
- Департамента природных ресурсов (в части памятников природы) – 1 600,0 тыс.руб.;
- Департамента лесного хозяйства (в части памятника природы «Дендрологический парк») – 8 544,8 тыс.руб.
Полномочия Департамента лесного хозяйства переданы ГАУ «Авиабаза» и финансируются в рамках государственного задания, а полномочия Департамента животного мира – ГКУ «Природоохранная инспекция» и финансируются по утвержденной смете. Кроме того, отдельные мероприятия, направленные на развитие ООПТ, включены в государственные программы.
2. Установлены следующие недостатки и нарушения федерального и областного законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения:
2.1. В Новосибирской области не обеспечено совмещение действующей схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий со схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий. Координация деятельности по использованию этих территорий между органами исполнительной власти (Департаментом природных ресурсов и Департаментом животного мира), ответственными за реализацию этих схем, не осуществляется. В результате часть территорий, являющихся памятниками природы с ограничениями режима пользования, передана для использования охотничьим хозяйствам, что противоречит положениям о режиме особой охраны территории памятника природы.
2.2. Перспективная схема развития ООПТ, утвержденная решением Новосибирского областного Совета депутатов от 18.12.1996, фактически на территории области не реализуется, перечень действующих ООПТ схеме не соответствует.
При этом на основании перспективной схемы развития ООПТ от 18.12.1996, которая является неактуальной, должны разрабатываться планово-прогнозные документы территориального развития области и государственные программы в сфере охраны окружающей среды.
2.3. По результатам работ по межеванию границ ООПТ, проведенных за счет средств областного бюджета (6 368,0 тыс.руб.), установленная площадь по 8-ми заказникам отличается от площади, указанной в постановлениях Правительства области об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, как в большую, так и в меньшую сторону (всего отклонение 43,8 тыс.га). Соответствующие изменения в постановления Правительства области не внесены.
Разработанные в рамках программных мероприятий проекты подлежат государственной экологической экспертизе, расходы на проведение которой в государственной программе в полном объеме не предусмотрены.
2.4. Департаментом животного мира кадастровые дела ООПТ в соответствии с требованиями пп.16-20 Порядка ведения государственного кадастра, утвержденного приказом Минприроды России от 19.03.2012 №69, не сформированы, форма кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения (заказников) и перечень содержащихся в нем сведений не утверждены.
2.5. В Департаменте природных ресурсов и Департаменте охраны животного мира отсутствует полная и достоверная информация о собственниках, владельцах и пользователях земельных участков, расположенных в границах ООПТ регионального значения, что затрудняет контроль за соблюдением законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий, использованием земель в градостроении.
2.6. Несоответствие указанных в постановлениях Правительства области о создании ООПТ данных по площади территорий результатам межевания, отсутствие в государственном кадастре недвижимости данных по всем ООПТ, неполная информация в государственном кадастре ООПТ регионального значения может привести в дальнейшем к судебным спорам о правомерности предоставления земельных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях, и строительства на этих участках объектов инфраструктуры.
В ходе проверки получена информация о выявленных случаях незаконного использования земельных участков, входящих в состав территории заказника регионального значения «Кудряшовский бор» и памятника природы «Дендрологический парк».
2.7. Закон области от 26.09.2005 №325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» не содержит норму об обязательном государственном страховании государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и работников, осуществляющих охрану территорий государственных природных заказников регионального значения, как это предусмотрено для заказников федерального значения ст.34, 35 Федерального закона №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
3. Установлены следующие нарушения и недостатки в использовании средств областного бюджета, на обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения:
3.1. Департаментом животного мира не принят порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности ГКУ «Природоохранная инспекция», что не соответствует п.3.3 ст.32 Закона от 12.01.1996 №7-ФЗ и Приказу Минфина РФ от 28.07.2010 №81-н, а сами планы составлены только на один год, что противоречит п.3 требований, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 №81-н.
3.2. В составе недвижимого имущества ГКУ «Природоохранная инспекция» числятся дамбы, отсекающие Юдинский плес от оз.Чаны, которые используются, в том числе, для сообщения между муниципальными образованиями. При этом в уставе учреждения отсутствует вид деятельности, позволяющий осуществлять контроль за эксплуатацией гидротехнического сооружения, средства на его содержание из областного бюджета не направляются. Полномочиями по осуществлению контроля за гидротехническими сооружениями наделен Департамент природных ресурсов.
3.3. Департаментом природных ресурсов для осуществления охраны памятника природы регионального значения «Озеро Горькое» (круглосуточно в течение трех месяцев) в соответствии с постановлением Администрации области от 16.11.2007 №174-па ежегодно заключаются государственные кон-тракты, что не соответствует ст.27 Федерального закона №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, принимают на себя собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых они находятся, с возмещением расходов за счет средств соответствующих бюджетов.
В 2014 году с учетом кредиторской задолженности на оплату контрактов за счет средств областного бюджета направлено 1 350,0 тыс.руб. или 84,4% от расходов Департамента природных ресурсов на функционирование ООПТ.
3.4. Департаментом лесного хозяйства государственные задания ГАУ «Авиабаза» на оказание государственных услуг на 2014 и 2015 годы утверждались после начала очередного финансового года, что не соответствовало Порядку формирования государственного задания, утвержденному постановлениями Правительства области (до 15.09.2014 – от 05.09.2011 №391-п, с 15.09.2014 – от 15.09.2014 №358-п). В нарушение п.п.2.1.2, 6.1 соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета на выполнение госзаданий в 2014 и 2015 годах средства перечислялись учреждению с отставанием сроков, а также в ином размере, чем установлено утвержденным графиком платежей.
3.5. Департаментом природных ресурсов, Департаментом животного мира, ГКУ «Природоохранная инспекция» допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в сфере осуществления закупок и размещения государственного заказа.
4. ГКУ «Природоохранная инспекция» в заказниках и на общедоступных охотничьих угодьях в 2014 году проведено 3 835 рейдов, за 1 полугодие 2015 года – 1 512 рейдов. На территории заказников выявлено нарушений по соблюдению режима ООПТ 54 и 52 соответственно. Должностные лица ГКУ «Природоохранная инспекция» не наделены более широкими полномочиями по осуществлению государственного экологического надзора на территории региональных заказников, как это предусмотрено п.5 ст.33 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 №307-ФЗ).
Департаментом природных ресурсов в ходе контрольных мероприятий, проводимых в соответствии с планом проверок (в 2014 году – 10 проверок, в первом полугодии 2015 года – 1 проверка), нарушений режима ООПТ – памятников природы не выявлено. Проверки на территории памятника природы «Дендрологический парк» в проверяемом периоде не проводились.
По результатам проведения контрольного мероприятия Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предложено:
1. Законодательному Собранию Новосибирской области рассмотреть вопрос о внесении в Закон области от 26.09.2005 №325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» нормы об обязательном государственном страховании государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, как это предусмотрено статьями 34, 35 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для федеральных государственных инспекторов.
2. Правительству Новосибирской области:
- актуализировать действующую перспективную схему развития ООПТ с учетом фактически образованных ООПТ, планируемых к образованию и включенных в схемы территориального планирования Новосибирской области, и рассмотреть вопрос о резервировании земельных участков для государственных нужд с целью образования ООПТ регионального значения (заказников) в Новосибирской области;
- рассмотреть вопрос о включении должностных лиц ГКУ «Природоохранная инспекция» в перечень должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, для повышения эффективности государственного надзора на территориях ООПТ – заказниках регионального значения;
- внести изменения в постановления Правительства области об образовании особо охраняемых природных территорий – заказников регионального значения с целью устранения расхождений площади ООПТ и корректировки границ ООПТ;
- рассмотреть вопрос о передаче имущества (дамбы, отсекающие Юдинский плес от оз.Чаны) в муниципальную собственность.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены:
- Департаменту по охране животного мира Новосибирской области;
- Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области;
- Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области;
- Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Природоохранная инспекция».
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах:
1. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области;
2. Департамент по охране животного мира Новосибирской области ;
3. Департамент лесного хозяйства Новосибирской области;
4. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция»
5. Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Новосибирская база авиационной охраны лесов».
В результате контрольного мероприятия установлено:
1. На территории Новосибирской области образованы и функционируют 77 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения общей площадью 1 344,6 тыс.га (7,5% от территории области), в том числе 24 заказника общей площадью 1 301,3 тыс.га, а также 53 памятника природы общей площадью 43,3 тыс.га.
Всего расходы областного бюджета на функционирование ООПТ регионального значения составили в 2014 году 39 724,7 тыс.руб. (95,5% к плану), за 6 месяцев 2015 года – 12 879,4 тыс.руб. (28,4% к плану), в том числе:
- Департамента животного мира (в части государственных природных за-казников регионального значения) – 42 459,3 тыс.руб.;
- Департамента природных ресурсов (в части памятников природы) – 1 600,0 тыс.руб.;
- Департамента лесного хозяйства (в части памятника природы «Дендрологический парк») – 8 544,8 тыс.руб.
Полномочия Департамента лесного хозяйства переданы ГАУ «Авиабаза» и финансируются в рамках государственного задания, а полномочия Департамента животного мира – ГКУ «Природоохранная инспекция» и финансируются по утвержденной смете. Кроме того, отдельные мероприятия, направленные на развитие ООПТ, включены в государственные программы.
2. Установлены следующие недостатки и нарушения федерального и областного законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения:
2.1. В Новосибирской области не обеспечено совмещение действующей схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий со схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий. Координация деятельности по использованию этих территорий между органами исполнительной власти (Департаментом природных ресурсов и Департаментом животного мира), ответственными за реализацию этих схем, не осуществляется. В результате часть территорий, являющихся памятниками природы с ограничениями режима пользования, передана для использования охотничьим хозяйствам, что противоречит положениям о режиме особой охраны территории памятника природы.
2.2. Перспективная схема развития ООПТ, утвержденная решением Новосибирского областного Совета депутатов от 18.12.1996, фактически на территории области не реализуется, перечень действующих ООПТ схеме не соответствует.
При этом на основании перспективной схемы развития ООПТ от 18.12.1996, которая является неактуальной, должны разрабатываться планово-прогнозные документы территориального развития области и государственные программы в сфере охраны окружающей среды.
2.3. По результатам работ по межеванию границ ООПТ, проведенных за счет средств областного бюджета (6 368,0 тыс.руб.), установленная площадь по 8-ми заказникам отличается от площади, указанной в постановлениях Правительства области об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, как в большую, так и в меньшую сторону (всего отклонение 43,8 тыс.га). Соответствующие изменения в постановления Правительства области не внесены.
Разработанные в рамках программных мероприятий проекты подлежат государственной экологической экспертизе, расходы на проведение которой в государственной программе в полном объеме не предусмотрены.
2.4. Департаментом животного мира кадастровые дела ООПТ в соответствии с требованиями пп.16-20 Порядка ведения государственного кадастра, утвержденного приказом Минприроды России от 19.03.2012 №69, не сформированы, форма кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения (заказников) и перечень содержащихся в нем сведений не утверждены.
2.5. В Департаменте природных ресурсов и Департаменте охраны животного мира отсутствует полная и достоверная информация о собственниках, владельцах и пользователях земельных участков, расположенных в границах ООПТ регионального значения, что затрудняет контроль за соблюдением законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий, использованием земель в градостроении.
2.6. Несоответствие указанных в постановлениях Правительства области о создании ООПТ данных по площади территорий результатам межевания, отсутствие в государственном кадастре недвижимости данных по всем ООПТ, неполная информация в государственном кадастре ООПТ регионального значения может привести в дальнейшем к судебным спорам о правомерности предоставления земельных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях, и строительства на этих участках объектов инфраструктуры.
В ходе проверки получена информация о выявленных случаях незаконного использования земельных участков, входящих в состав территории заказника регионального значения «Кудряшовский бор» и памятника природы «Дендрологический парк».
2.7. Закон области от 26.09.2005 №325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» не содержит норму об обязательном государственном страховании государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и работников, осуществляющих охрану территорий государственных природных заказников регионального значения, как это предусмотрено для заказников федерального значения ст.34, 35 Федерального закона №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
3. Установлены следующие нарушения и недостатки в использовании средств областного бюджета, на обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения:
3.1. Департаментом животного мира не принят порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности ГКУ «Природоохранная инспекция», что не соответствует п.3.3 ст.32 Закона от 12.01.1996 №7-ФЗ и Приказу Минфина РФ от 28.07.2010 №81-н, а сами планы составлены только на один год, что противоречит п.3 требований, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 №81-н.
3.2. В составе недвижимого имущества ГКУ «Природоохранная инспекция» числятся дамбы, отсекающие Юдинский плес от оз.Чаны, которые используются, в том числе, для сообщения между муниципальными образованиями. При этом в уставе учреждения отсутствует вид деятельности, позволяющий осуществлять контроль за эксплуатацией гидротехнического сооружения, средства на его содержание из областного бюджета не направляются. Полномочиями по осуществлению контроля за гидротехническими сооружениями наделен Департамент природных ресурсов.
3.3. Департаментом природных ресурсов для осуществления охраны памятника природы регионального значения «Озеро Горькое» (круглосуточно в течение трех месяцев) в соответствии с постановлением Администрации области от 16.11.2007 №174-па ежегодно заключаются государственные кон-тракты, что не соответствует ст.27 Федерального закона №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, принимают на себя собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых они находятся, с возмещением расходов за счет средств соответствующих бюджетов.
В 2014 году с учетом кредиторской задолженности на оплату контрактов за счет средств областного бюджета направлено 1 350,0 тыс.руб. или 84,4% от расходов Департамента природных ресурсов на функционирование ООПТ.
3.4. Департаментом лесного хозяйства государственные задания ГАУ «Авиабаза» на оказание государственных услуг на 2014 и 2015 годы утверждались после начала очередного финансового года, что не соответствовало Порядку формирования государственного задания, утвержденному постановлениями Правительства области (до 15.09.2014 – от 05.09.2011 №391-п, с 15.09.2014 – от 15.09.2014 №358-п). В нарушение п.п.2.1.2, 6.1 соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета на выполнение госзаданий в 2014 и 2015 годах средства перечислялись учреждению с отставанием сроков, а также в ином размере, чем установлено утвержденным графиком платежей.
3.5. Департаментом природных ресурсов, Департаментом животного мира, ГКУ «Природоохранная инспекция» допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в сфере осуществления закупок и размещения государственного заказа.
4. ГКУ «Природоохранная инспекция» в заказниках и на общедоступных охотничьих угодьях в 2014 году проведено 3 835 рейдов, за 1 полугодие 2015 года – 1 512 рейдов. На территории заказников выявлено нарушений по соблюдению режима ООПТ 54 и 52 соответственно. Должностные лица ГКУ «Природоохранная инспекция» не наделены более широкими полномочиями по осуществлению государственного экологического надзора на территории региональных заказников, как это предусмотрено п.5 ст.33 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 №307-ФЗ).
Департаментом природных ресурсов в ходе контрольных мероприятий, проводимых в соответствии с планом проверок (в 2014 году – 10 проверок, в первом полугодии 2015 года – 1 проверка), нарушений режима ООПТ – памятников природы не выявлено. Проверки на территории памятника природы «Дендрологический парк» в проверяемом периоде не проводились.
По результатам проведения контрольного мероприятия Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предложено:
1. Законодательному Собранию Новосибирской области рассмотреть вопрос о внесении в Закон области от 26.09.2005 №325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» нормы об обязательном государственном страховании государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, как это предусмотрено статьями 34, 35 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для федеральных государственных инспекторов.
2. Правительству Новосибирской области:
- актуализировать действующую перспективную схему развития ООПТ с учетом фактически образованных ООПТ, планируемых к образованию и включенных в схемы территориального планирования Новосибирской области, и рассмотреть вопрос о резервировании земельных участков для государственных нужд с целью образования ООПТ регионального значения (заказников) в Новосибирской области;
- рассмотреть вопрос о включении должностных лиц ГКУ «Природоохранная инспекция» в перечень должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, для повышения эффективности государственного надзора на территориях ООПТ – заказниках регионального значения;
- внести изменения в постановления Правительства области об образовании особо охраняемых природных территорий – заказников регионального значения с целью устранения расхождений площади ООПТ и корректировки границ ООПТ;
- рассмотреть вопрос о передаче имущества (дамбы, отсекающие Юдинский плес от оз.Чаны) в муниципальную собственность.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены:
- Департаменту по охране животного мира Новосибирской области;
- Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области;
- Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области;
- Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Природоохранная инспекция».